Лекция 6. Методы и методики управления поиском идей
В предыдущих лекциях были рассмотрены:
– задачи и место креативного менеджмента в системе функциональных менеджментов, в системе управления организацией, знаниями;
– вопросы, связанные с управлением процессом создания творческого коллектива путём подбора специалистов с использованием методов оценки их интеллекта, интеллектуального потенциала;
– вопросы, связанные с мотивацией сотрудников к творческой активности, мотивации сотрудников к коллективной творческой деятельности в интересах организации.
На базе рассмотренных вопросов поставим перед собой более конкретные задачи по управлению непосредственно процессом творчества в интересах организации и начнём с начала – с поиска идей. От риторической (абстрактной) задачи «найти идею» перейдём к реализации этой задачи применительно к организации.
Применительно к конкретной организации эта задача может быть сформулирована, в рамках креативного менеджмента, как управление процессом поиска идей, обеспечивающих:
– достижение стратегических целей организации;
– решение текущих задач;
– устранение проблем и снижение рисков;
– повышение конкурентоспособности;
– создание новых видов продукции;
– совершенствование технологии и технологического оборудования;
– экономию ресурсов, снижение себестоимости;
– улучшение экономических показателей.
Поиск идей – это начальная стадия создания интеллектуальной продукции, развивающейся последовательно от идеи через новшество, интеллектуальную собственность и интеллектуальные активы в интеллектуальный капитал.
Работа по поиску идей должна вестись в двух направлениях:
1. Обследование организации по всем направлениям её деятельности;
2. Активизация интеллектуального (творческого) потенциала.
Решение поставленной задачи осуществляется носителями интеллектуального потенциала (сотрудниками), которые выступают в роли руководителей, организаторов, исполнителей исследовательской работы по поиску идей и творцов – создателей идей и новшеств.
При выполнении работы по поиску идей используется и вторая часть интеллектуального потенциала организации – информационные базы:
– нормативная документация;
– техническая и технологическая документация;
– результаты маркетинговых исследований, НИР и НИОКР;
– данные бухгалтерского учёта и статистической отчётности;
– учетно-отчётная и архивная документация подразделений, связанных с созданием интеллектуальной продукции.
Для решения поставленной задачи организация в помощь своим специалистам может привлекать специалистов или организации, профессионально занимающиеся вопросами создания интеллектуальной продукции и разработкой методов и методических материалов по организации исследований в этой области.
Предостережение:могут пострадать коммерческие тайны организации.
Исследовательская работа по поиску идей в первом направлении начинается с выполнения этапов:
1. Инвентаризация.
2. Аудит.
3. Диагностика состояния организации по отдельным направлениям.
4. Анализ полученных результатов инвентаризации, аудита, диагностики и данных информационных баз.
Вторым направлением обозначенной работы по поиску идей является активизация интеллектуального (творческого) потенциала сотрудников.
В этом направлении заслуживают более внимательного рассмотрения следующие методы:
1. Метод мотивации путём создания положения о стимулировании творческой деятельности в организации. Этот метод является необходимым дополнением ко всем рассматриваемым методам. Метод можно именовать как метод «разработки (создания) правил игры».
2. Метод личного контакта ответственного лица за создание интеллектуальной продукции с потенциальными генераторами идей, при этом обязательно ведётся учёт высказанных идей в личных карточках потенциальных авторов идей или в журнале ответственного лица. Предусматривается последующее планирование преждепользования, доработки, засекречивания и организации правовой охраны.
3. Метод «мозгового штурма» в нескольких вариантах: вариант круглого стола; анкеты по решению конкретных проблем, задач, вопросов, например: правовая охрана выпускаемой продукции, повышение производительности агрегатов, повышение качества продукции, снижение расхода определённых видов ресурсов и т.д.; анкеты по улучшению системы управления бригадой, участком, цехом, организацией, – в этом случае анкета может иметь вид: «Если б я был … (бригадиром, нач. участка, директором и т.д.)».
4. Создание творческих групп соавторов.
5. Метод выдачи служебного задания.
6. Метод самооценки. В анкете к этому методу ставятся вопросы: «Как я выполняю свою работу?», «Что я знаю о выполнении такой же работы другими людьми в нашей организации, в других организациях?», «Как бы я хотел выполнять эту работу?», «Что мне мешает выполнить работу так, как я хочу?», «Что мне мешает выпускать новую продукцию, услугу?», «Что нужно сделать, с кем решить, какие вопросы?», «Какие провести изменения усовершенствования в технологии, в оборудовании, в инструменте, в приёмах, нормативной документации?
7. Метод получения новых идей из внешних источников. Основан на предоставлении сотрудникам максимальной возможности доступа к источникам информации (специальной литературе, журналам, материалам конференций, семинаров, Интернету, рекламным материалам) и на организации личных контактов с сотрудниками других организаций.
Сбор идей осуществляется путём предоставления обязательных отчётов для определённых сотрудников и путём анкетирования широкого круга сотрудников. Анкета должна содержать вопросы: «Что нового вы прочитали, увидели, услышали по вопросам, связанными с вашей работой, с интересами вашей организации?», «Как вы думаете, информация, которая для вас является новой, может ли быть использована в вашей работе, в вашей организации?», «Что нужно сделать, чтобы использовать полученную вами новую информации, опыт?». Иногда такая информация может поступать от посторонних лиц.
Примечание: данный метод весьма щепетильный с этических и правовых моментов, полученная информация требует внимательной обработки профессиональными специалистами и юристами в области использования интеллектуальной продукции. Кроме того, требуется подписание с лицом, предлагающим идею специального неконфиденциального соглашения о разглашении.
Методов поиска идей – бесчисленное множество, предлагается каждому из вас предложить свой метод поиска идей.
Системный комплексный подход к поиску идей является основой целенаправленной деятельности организации по направлениям формирования её информационно-интеллектуальной базы. При таком подходе портфель идей формируется под конкретные задачи, под конкретные проблемы, а также под стратегические цели организации, а именно – повышение эффективности производства, повышение конкурентоспособности, наращивание интеллектуального капитала как составной части богатства.
Обозначенные проблемы, цели, задачи – это направление поиска идей. Системный комплексный подход к поиску идей заключается в том, что организация на постоянной основе проводит:
– инвентаризацию интеллектуальной продукции (портфеля идей, портфеля новшеств, портфеля интеллектуальной собственности, портфеля интеллектуальных активов);
– аудит интеллектуальной продукции, позволяющей отслеживать продвижение интеллектуального продукта от идеи через новшество, интеллектуальную собственность, интеллектуальные активы к интеллектуальному капиталу, использование интеллектуальной продукции в собственном производстве, коммерциализацию интеллектуальной собственности и интеллектуальных активов. Использование интеллектуальной продукции в собственном производстве позволяет повысить технологическую безопасность (охраноспособность технологий, продукции, документации), улучшить экономические показатели, обеспечить прирост интеллектуального капитала;
– диагностика – выявление приоритетных направлений деятельности организации, приоритетных видов продукции, в том числе новой продукции, выявление всех проблемных моментов на устранение которых должны быть направлены усилия коллектива, задействован интеллектуальный потенциал сотрудников и организации – диагностирование направлено на генерацию идей;
– анализ – стадия любого исследования, изучения, позволяющая оценить состояние в сравнении с аналогами, известными фактами и данными, с прошлыми достижениями и опытом, в процессе анализа вырабатывается программа действий и процесс вступает в стадию принятия решений, то есть наработанные идеи обрабатываются, оцениваются и продвигаются в направлении реализации.
Описанный подход поиска идей следует рассматривать как проведение комплексной исследовательской работы с многими направлениями её выполнения. Управлять процессом планирования и ходом выполнения работы – задача не из лёгких.
Очевидно, наиболее правильно в этом случае будет применение методов сетевого планирования и управления (СПУ). Методы СПУ разработаны как математические методы для планирования и управления проектами [9]. Разработка методов доведена до рабочих компьютерных программ, и остаётся научиться пользоваться ими применительно к нашей работе по поиску идей. Использование методов СПУ вы будете осваивать на практических занятиях. Методы СПУ основаны на моделировании процессов с помощью сетевых графиков и представляют собой совокупность расчётных методов, организационных и контрольных мероприятий по планированию и управлению комплекса работ. Система СПУ позволяет:
– формировать календарный план реализации некоторого комплекса работ;
– выявлять и мобилизовывать резервы времени, трудовые, материальные и денежные ресурсы;
– осуществлять управление комплексом работ с прогнозированием и предупреждением возможных срывов в ходе работ;
– повышать эффективность управления в целом при четком распределении ответственности между руководителями разных уровней и исполнителями работ.
– разрабатывать и реализовывать различные сценарии проектных решений;
– уплотнить загрузку персонала и оборудования;
– повысить надёжность достижения поставленных целей за счёт увеличения степени управляемости;
– обеспечить ритмичность выполнения работ;
– снизить затраты, связанные с простоем и неэффективным использованием ресурсов.
Сетевая модель представляет собой план выполнения некоторого комплекса взаимосвязанных работ (операций), заданного в специфической форме сети, графическое изображение которой называется сетевым графиком. Элементами сетевой модели являются события и работы.
Работа – это действительная работа со своим объёмом затраченного времени, затратами ресурсов. На графе – это стрелка, соединяющая два события. Первое событие – конец предыдущей работы и начало предстоящей (рассматриваемой), второе событие – это окончание рассматриваемой работы.
Событие на графе отмечается кругом, является узловым пунктом сети (рис. 7).
Рис. 7. Пример построения сетевого графика
Для того, чтобы построить сетевой график с помощью готовой разработанной модели и реализованных на компьютере программ необходимо подготовить исходную информацию и сформулировать, какие решения мы хотим получить. Для этого нужно знать инструкции по пользованию программой и строго выполнять их требования по подготовке информации. Независимо от решаемых задач мы должны составить перечень всех работ, предусмотренных к выполнению и установить очерёдность начала работ, то есть после окончания какой i-ой работы может быть начата j-ая работа и для каждой работы установить нормы затрат времени и других ресурсов. Программой предусмотрена оптимизация графика работ по времени и по другим видам ресурсов.
Лекция 7. Инвентаризация, аудит, диагностика, анализ –
Базовые методы поиска идей
На практике инвентаризация, аудит, диагностика, анализ – это базовые методы контроля и анализа в системе управления экономикой страны, организации, управления любым хозяйствующим субъектом. Управление любыми функциями организации, будь-то бухгалтерская, финансовая, хозяйственная, производственная, инновационная и другие виды деятельности, не может обойтись без контроля и анализа. Деятельность в области создания интеллектуальной продукции также, как и любая другая деятельность потребляет ресурсы, а в замен выдаёт свою продукцию, то есть как в любой другой деятельности требуется учитывать, контролировать и анализировать расход ресурсов, а главное – эффективность их использования в приоритетном для организации направлении. Для экономики с высоким процентом интеллектуального капитала применение указанных методов в сфере интеллектуальной деятельности стало естественным и освоенным делом также как в бухгалтерской, финансовой и хозяйственной деятельности.
Инвентаризация –перепись находящихся в наличии объектов на определённый момент времени в определённом месте. Вид подлежащих инвентаризации объектов, объём информации, характеризующий объект (показатели, характеристики, количество и т.д.), время проведения инвентаризации (время фиксирования наличия объектов) и места, широты охвата (страна, организации, подразделения, склады и т.д.) определяются условиями инвентаризации. Условиями инвентаризации определяется и её цель. В зависимости от цели составляется информационная анкета (информационный паспорт, карточка) на каждый фиксируемый при инвентаризации объект. Результатом инвентаризации является объективная, достоверная информация о наличии объектов, их количестве и соответствующие анкете характеристики, показатели, определяющие объект. По условию инвентаризации может быть задано учётное состояние и по результатам инвентаризации в акте отражается отклонение фактического состояния от учётного, то есть сравнивается то, что есть на самом деле с тем, что должно быть. Это уже элемент анализа, выявления недостачи или излишков.
Аудит – проверка, ревизия, контроль, экспертиза, – всё вместе взятое, но при этом аудит имеет свои отличия, свои приёмы. Аудит – это независимая или обязательная проверка всех операций (действий) за определённый период определённым функциональным субъектом, в качестве которого выступают организация, бухгалтерия, финансовая служба, юридическое или физическое лицо, при этом проверка проводится при обязательном сравнении выполненной операции с правилами, нормами её выполнения и оценкой соответствия выполненной операции соответствующим нормам, правилам, законам. Характеристика отклонения даётся в виде количественной или качественной оценки. В заключении об аудиторской проверке даётся рекомендация по всем отклонениям как нужно сделать правильно без нарушения норм, правил, законов. Результатом аудиторской проверки, также как и инвентаризации является достоверная информация о состоянии субъектов на определённый момент времени (на момент окончания аудиторской проверки), при этом даются рекомендации, как эта информация должна быть скорректирована при устранении ошибок. Аудит в большей степени, чем инвентаризация выполняет функцию диагностики и анализа.
Диагностика – процедура более близкая к медицине и технике, но нашла применение и в определении состояния экономических систем, особенно при выявлении причин отклонения показателей состояния от нормы, от устойчивых показателей, возникающих проблем. Диагностика – методы и методики выявления причин отклонения показателей характеристик от норм или ранее достигнутых показателей, определение путей, устранение выявленных отклонений (это подготовленная почва для поиска идей!). Основным методом диагностики являются: метод сравнения количественных и качественных показателей, фактических и нормированных или достигнутых, возможно плановых или желаемых. Результатом диагностики является информация о показателях состояния объекта, о нормах этих показателей и о фактах отклонений, о величине отклонений, о причинах отклонений фактических показателей от норм и о возможных путях устранения причин, вызвавших отклонения.
Анализ – заключительный этап по обработке всей полученной информации с помощью инвентаризации, аудита, диагностики и взятой из информационных баз учётных, статистических и архивных документов, относящихся к каждому из анализируемых объектов (субъектов) и внешних аналогов, а также требований рынка. Основным методом анализа является метод оценки и сравнения, достигнутого с прошлыми достижениями либо с планируемыми (желаемыми) показателями.
Пример: авторы книги «Анализ сильных и слабых сторон компании» [11] рассматривают аудит технологии, инновационный аудит маркетинга и т.д., а анализ применяют как базовый метод для определения сильных и слабых сторон компании, для определения стратегических возможностей компании, для анализа любой функциональной деятельности и для анализа любых результатов этой деятельности.
Правительство РФ ещё 14 января 2002 приняло Постановление № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценки прав на результаты научно-технической деятельности».
Для реализации данного постановления разработаны методические рекомендации, которые утверждены Минимуществом России, Минпромнауки России, Минюстом России, Распоряжением от 22 мая 2002 г. № 1272-р/Р-8/149 в них определён порядок проведения обязательной и инициативной инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые финансировались с участием бюджетов СССР, РСФСР, внебюджетных Государственных фондов. Из этого примера следует, что инвентаризации в обязательном порядке подвергаются результаты интеллектуальной деятельности, то есть определяется отдача от израсходованных государственных ресурсов, определяется, как зафиксированы права на интеллектуальную продукцию.
Инициативная инвентаризация может проводиться не только по инициативе государства, но и любого собственника, юридического лица или хозяйствующего субъекта и по любому поводу, определяемому заинтересованным лицом. Для этого должна быть сформулирована цель инвентаризации.
В нашем случае, поводом является исследовательская работа по поиску идей. Генеральная цель инвентаризации – поиск идей. Соответствующая выполняемой исследовательской работе, которая имеет определённый круг сопутствующих целей, каждая из которых является для организации «порой» не менее значима, нежели генеральная цель. В данном случае правомерно говорить об многоцелевой инвентаризации, призванной обеспечить получение информации, позволяющей:
1. Сформировать портфель объектов интеллектуальной собственности.
2. Сформировать портфель интеллектуальных активов.
3. Выявить объекты интеллектуальной собственности, на которые организация имеет исключительные права.
4. Выявить объекты интеллектуальной собственности, на которые у организации нет исключительных прав.
5. Выявить объекты интеллектуальной продукции потенциально охраноспособной, но требующей проверки на патентную чистоту.
6. Выявить объекты с правовой охраной принадлежащей третьим лицам и используемые организацией на законных основаниях.
7. Выявить объекты с зафиксированной информацией о реквизитах объекта, позволяющей его идентифицировать;
8. Выявить охраноспособные объекты, на которые можно получить охранный документ.
9. Выявить объекты, которые являются коммерческой тайной (ноу-хау).
10. Выявить объекты (информацию, документы), которые должны быть засекречены.
11. Определить приоритетные направления развития организации, проблемы и задачи их реализации.
12. Определить приоритетные виды продукции организации, проблемы и задачи при её производстве.
13. На основе маркетинговых исследований определить потребности рынка в выпускаемой продукции и по новым видам продукции.
14. Сформировать перечень продукции, по которой необходимо определить патентную чистоту, возможных претендентов на правовую охрану и сделать попытку правовой охраны.
15. Сформировать перечень технологической документации, которая должна быть подвергнута анализу на патентную чистоту.
16. Сформировать перечень действующего оборудования с характеристикой степени правовой охраны.
17. Сформировать перечень технологического инструмента с характеристикой степени правовой охраны.
18. Сформировать перечень технической документации на продукцию с характеристикой степени правовой охраны.
19. Сформировать перечень объектов, находящихся в стадии проектирования с характеристикой степени правовой охраны.
20. Сформировать перечень опытных образцов оборудования, технологического инструмента, находящихся в стадии изготовления, испытания, освоения с характеристикой степени их правовой охраны.
Инвентаризация может осуществляться поэтапно, выделяя в отдельные этапы структурные подразделения организации (цех, отдел, участок и т.д.) либо отдельные виды объектов (продукции, услуги, техническая документация, технологическая документация, документация по бухгалтерскому учёту, коммерческой деятельности, маркетингу). После окончания каждого этапа результаты инвентаризации представляются в виде промежуточного акта с приложением информационных анкет на каждый объект инвентаризации. По всем субъектам, у которых была проведена инвентаризация, – организуется аудиторская проверка на предмет деятельности по:
– выполнению работ по правовой охране интеллектуальной продукции;
– выполнению работ по продвижению идей к созданию новшеств, а новшеств к интеллектуальной собственности и интеллектуальным активам;
– выполнению работ по активизации творческой (интеллектуальной) деятельности по поиску идей, созданию новшеств, направленных на решение задач, проблем, на обеспечение технологической безопасности, на улучшение экономических показателей, экономию ресурсов, улучшению качества, созданию новой продукции, созданию нового оборудования, совершенствования системы управления, усиления конкурентоспособности организации;
– организации патентной работы;
– организации информационной работы;
– организации НИР и НИОКР;
– созданию новых видов продукции;
– организации маркетинговых исследований, позволяющих определить приоритетные виды продукции и приоритетные направления развития организации, стратегию организации.
Для осуществления аудиторской проверки по всем указанным направлениям деятельности определяется нормативная база, по некоторым направлениям такой нормативной базой могут быть достижения в аналогичных отраслях, организациях, либо нормативная база создаётся по усмотрению руководителей организации.