В количественном оценивании программ
Качественные опоры, на которых покоятся количественные данные, могут быть обнаружены путем прослеживания исходных данных для любого прокола на перфокарте или какой угодно численной величины на выходе ЭВМ. За тестовыми показателями какой-нибудь программы из серии программ компенсаторного начального обучения (Head Starts Programs)1 лежат вербаль-
_________________________________________________________________________________
1 Об оценке программ (и в частности, программ компенсаторного начального обучения) см. также статью «Измерение воздействий, оказываемых запланированным социальным изменением» в данной книге. — Прим. ред.
ные или наглядные инструкции, полученные сотрудником, проводившим тестирование, вербальные и наглядные разъяснения, которые этот сотрудник давал детям, качественное понимание вопросов детьми и т. д. В основе опознания детей, подвергшихся тестированию, как тех же самых, которые принимали участие в предшествующих занятиях по данной учебной программе, тоже лежит чье-то качественное знание. Учебные инструкции в рамках этой программы излагались обыденным языком, и если добросовестность их выполнения подвергалась проверке, то это делалось посредством качественных наблюдений. Если практиковались интервью с родителями, то беседа держалась на вере в общность языка и мотивов. Регистрация реакций и кодирование ответов на открытые вопросы получают количественную форму лишь как конечный продукт какого-нибудь процесса качественных суждений. Эти опоры обыденного знания в большинстве своем столь распространены и надежны, что мы не обращаем на них внимания. Однако я уверен, что на таком основании покоится все количественное знание в социальных науках, равно как и в физических.
Это основание столь надежно, что мы оставляем его без внимания, и тем не менее зависимость от качественного знания налицо даже тогда, когда она ничем не оправдана. Критика качественной основы необходима, и она, как выясняется, зависит от качественного знания, полученного из более полного контекста. В настоящее время у нас наблюдается в этом плане ненормальное разделение труда: с одной стороны, ряд ученых в сфере социальных наук придерживаются количественного подхода, они пользуются данными переписей, сведениями о доходах и количественными показателями преступности, забывая, что эти данные основываются на качественных суждениях. С другой стороны, есть социологи, придерживающиеся качественного подхода, они занимаются критикой способов, которыми получены эти цифры, анализируя, например, социальную динамику интервью, проводимого при переписи, различное понимание явлений разными участниками программ, страхи и давление, скрывающиеся за ответами, и, поскольку при этом вырабатывается скептицизм, отказываются принимать участие в проведении количественных анализов.
Особенно решительная критика содержится в литературе, появляющейся в области квантифицированных административных отчетов. Ее суть можно уловить уже по следующим заголовкам: «„Хорошие" организационные основания для „плохих" клинических отчетов» (Garfinkel [42]); «Заметки о применениях официальной статистики» (Kitsuse, Cicourel [55]); «Фальсификация полицейских отчетов о преступности и политическое давление» [Seidman, Couzens [85]; «План Никсона по борьбе с преступностью подрывает статистику преступлений» (Morrissey [65]); «Занижение квалификации преступлений, обнаруженное в Балтиморе» (Twigg [92]). (См. также Becker [4, 5]; Douglas [35]; Beck [3]; Blau [8]; Etzioni, Lehman [37]; Ridgeway [78].)
Подобные же исследования необходимы в связи с тестированием успехов. Если верить множеству различных анекдотов, вычислительные машины слишком часто с бесстрастной серьезностью обрабатывают не представляющие ценности данные, полученные от детей, либо проводивших массовые бойкоты обследований, либо саботировавших процесс тестирования, либо обращавших свои ответы в шутку. Получили распространение анекдоты о подобных же происшествиях, связанных с вопросниками, шкалами по исследованию установок и интервью (Vidich, Bensman [93]). Мы нуждаемся в том, чтобы такая критика была увязана с количественными исследованиями. В настоящее время некоторая связь между этими двумя подходами хотя и намечается, но недостаточна. Известная интеграция этих данных нужна, по крайней мере, в методологии полевого экспериментирования, куда она входит под рубриками «угрозы валидности» или «правдоподобные конкурентные гипотезы» (см., например, Campbell, Stanley [26], Cook, Campbell [34] 1). Качественное рассмотрение различных контекстов измерения часто приводит к гипотезам, согласно которым различия между данными предварительного и итогового тестирования или между экспериментальной и контрольной группами проистекают из
_____________________________________________________________________________
1 См. перевод этих работ в данной книге, а также: W e b b E. J., C a m p b e l l D. T., S c h w a r t z R. D.,
S e c h r e s t L. Unobtrusive measures: Nonreactive Research in the Social Sciences. Chicago, Rand McNally, 1968. — Прим. ред.
различного понимания процесса измерения респондентом и исследователем, а не из изменений свойства, на отображение которого рассчитана данная мера. Некоторые из этих конкурентных гипотез могут быть исключены путем использования формальных свойств плана эксперимента, однако многие из них должны оставаться качественными даже в самом доскональном отчете — в том, что касается способа создания конкурентной гипотезы, выявления других свидетельств в пользу валидности этой гипотезы и общего суждения относительно ее правдоподобия. Там, где дело касается измерений социальных взаимодействий, это составляет проблему, по крайней мере, столь же значительную для рандомизированных «истинных» экспериментов, как и для квазиэкспериментов.
Для многих работ по оценке эффективности экспериментальных (особенно квазиэкспериментальных) программ угрозу валидности содержат многочисленные события, не относящиеся к экспериментальной программе, которые могли вызвать наблюдаемые изменения. Выявление этих конкретных альтернативных объяснений и оценка их правдоподобия являются делом обыденного знания и требуют детального знакомства с конкретными локальными условиями.
Хотя эти правила относительно использования качественного знания ясно сформулированы в пособиях по количественным методам, они редко применяются. Исследователь склонен полагать, что открыто говорить о таких вещах — значит ставить под угрозу видимость научной достоверности или что слабость в этих вопросах свидетельствует о его собственной некомпетентности. Оборонительная позиция полевого экспериментатора в отношении своих коллег — лабораторных исследователей ведет к дальнейшему пренебрежению этой стороной проблемы, тем более, если такой исследователь зарабатывает себе на жизнь, работая по контракту в сфере оценивания программ.
В текущих работах по количественной оценке программ качественное знание обычно представлено в описательной истории программы, а также в описании ее содержания, в количественных мерах и средствах сбора данных и в вербальном обобщении ее итогов. Иначе числовые данные не поддавались бы интерпре-
тации. И все же такое качественное содержание часто представляет собой запоздалое незапланированное размышление.
В этом докладе о роли качественного знания в количественном оценивании программ действия уже содержались указания на настоятельную необходимость эксплицитного признания этой роли. Ниже эта тема получит дальнейшее развитие. Нам придется также — хотим мы этого или нет — учитывать и соображения, возникающие при качественном оценивании программ в отсутствие количественных мер. Прежде чем мы приступим к этому, неплохо было бы, по-видимому, остановиться на типах качественного знания, которые уже существуют или могли бы быть предложены.