При оценивании работ учащихся учитывается уровень

следующих умений и навыков:

1 год обучения

- грамотно компоновать изображение в листе;

- грамотно передавать локальный цвет;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;

- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;

- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых
поверхностей;

2 год обучения

- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

- грамотно передавать оттенки локального цвета;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;

- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;

- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-
прозрачных поверхностей.

3 год обучения

- грамотно компоновать сложные натюрморты;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;

- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;

4 год обучения

- грамотно компоновать объекты в интерьере;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;

- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;

- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых
поверхностей;

5 год обучения

- передавать цельность и законченность в работе;

- строить сложные цветовые гармонии;

- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;

- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-
прозрачных поверхностей;

Итоговый просмотр работ учащихся по живописи проводится в 10 полугодии, предоставляются учебные работы за 2 полугодие по программе 5 класса. При неудовлетворительной оценке, полученной учащимся на итоговом просмотре, не может быть выставлена положительная итоговая оценка по соответствующему предмету.

При оценивании комиссией работ учащегося учитывается оценка промежуточной аттестации по предмету, полученная учащимся в течение последнего года обучения.

По «Живописи» для обучающихся проводятся консультации с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам по усмотрению ДХШ при НГХУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме времени 4 часа в 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м классах, установленном ФГТ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

• знание профессиональной терминологии;

• знания классического художественного наследия, художественных школ;

• умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

• умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;

• навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

• умение работать с различными материалами;

• умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;

• навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

• навыки передачи формы, характера предмета;

• наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;

• наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методы организации и реализации образовательного процесса:

а) методы, направленные на теоретическую подготовку:

• урок;

• беседа;

• практические занятия;

• методический просмотр;

• самостоятельная работа учащихся;

• консультация.

б) методы, направленные на практическую подготовку:

• мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов.

Рекомендации по использованию методов организации и реализации

образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся

Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Рекомендуется использовать различные типы уроков: комбинированный урок, урок изложения нового материала, урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, интегрированный урок и т. д.

Беседа – метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у учащихся умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Методический просмотр – предполагает показ учебных и самостоятельных работ учащихся за определенный период (поурочный, по теме, окончании четверти). Просмотры проводятся в присутствии учащихся, с последующим обязательным методическим обсуждением, носящим рекомен­дательный аналитический характер.

Самостоятельная работа учащихся представляет собой обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (выражаемую в часах), выполняемую учащимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться учащимся в учебных аудиториях, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами, ресурсы сети Интернет.

Консультация проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний. Консультации проводятся по подготовке учебных материалов к зачетам, контрольным урокам.

Методические рекомендации к программе

На занятиях следует внимательно работать над форматом листа, эскизом, над фактурой изобразительных материалов (живописных), над предметом в натурных постановках.

Кроме того, необходимо использовать знания, умение, навыки, приобретенные, например, в работе с натуры в мастерской, при выполнении пейзажа.

При этом обратить особое внимание на:

1. Проработку эскиза в работе с натуры, по памяти.

Цель: разъяснить, что от размещения изображения на листе зависит результат, показать учащимся на практике различные варианты решений и возможность выбора наилучшего, как одной из задач художника.

2. Упражнения с материалом.

Цель: позволить учащимся на практике испытать разнообразные возможности художественных материалов; использовать в своей работе пространственные эффекты и воздушную перспективу.

3. Тщательную проработку, передачу предметов с использованием разнообразных возможностей материалов.

С каждой темой связаны определенные учебные задания. Пристальное внимание уделено особенностям композиционной деятельности в заданиях по живописи. Уточняется также способ выполнения задания – по памяти или с натуры. В завершении учебного года обобщаются задачи, решавшиеся в процессе обучения. Например, при проработке задач цвета и форм в натюрморте нужно следить также за его композиционной деятельностью и т.д.

Методические рекомендации преподавателям

Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.

Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:

1. Анализ цветового строя натюрморта.

2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-
классиков.

3. Выбор техники исполнения.

4. Варианты цвето тональных эскизов с разным композиционным решением.

5. Выполнение картона.

6. Выполнение работы на формате в материале.

Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя:

- посещение выставок;

- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;

- чтение дополнительной литературы;

- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;

- посильное копирование шедевров мирового искусства;

- выполнение аудиторных заданий по памяти.

Содержание и виды самостоятельной работы

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Развитие наблюдательности достигается систематическими упражнениями в виде набросков, зарисовок, этюдов с натуры, по памяти, по воображению. Именно они часто служат отправным материалом для создания композиций. Поэтому выполнение самостоятельных рисунков (домашнее рисование) должно стать обязательным в процессе обучения. В качестве дополнительного стимула необходимо проводить конкурсы на лучшие самостоятельные композиционные рисунки. Лучшие самостоятельные работы, выполненные с натуры, лучше хранить в отдельных папках, которые время от времени можно было бы просматривать и использовать в работах. Домашнее рисование помогает осуществлять еще и межпредметные связи с другими дисциплинами (рисунком, живописью, скульптурой, дизайном). Очень хороший результат дают уроки на рисование по памяти того, что ребята пережили за какой-либо промежуток времени, или переживают в данный момент. Задания по развитию зрительной памяти могут быть самыми разнообразными, с определенной задачей: запоминание формы, цвета, освещения, пластики, контраста, характерного, взаимосвязей и т. д.

VI. Список литературы и средств обучения:

Методическая литература

1. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия: «Практическое руководство по рисунку и живописи». – М.: «Советский художник», 1976.

2. Алексеев С.О. О цвете и красках. – М., 1978.

3. Алексеев СО. О колорите. – М., 1974.

4. Беда Г.В. Живопись и ее избирательные средства. – М., 1963.

5. Беда Г.В. Живопись. – М., 1986.

6. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. – М.: Владос, 2004.

7. Вибер Ж. Живопись и ее средства. – М., 1961.

8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1965.

9. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992.

10. Волков Н. Н. Композиция в живописи. – М., 1977.

11. Все о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002.

12. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2004.

13. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М. 1983.

14. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. – М. 1959.

15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.

16. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008.

17. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.

18. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

19. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1959.

20. Кузин В.С. Психология живописи. – М., 2005.

21. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. О живописи. – М., 1959.

22. Люшер М. Магия цвета. – Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996.

23. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

24. Психология цвета. Сб. пер. с англ. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996.

25. Смирнов Г.Б. Живопись. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1975.

26. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974.

27. Шегаль Г.М. Колорит в живописи. – М., 1957.

28. Юон К.Ф. Об искусстве. – М., 1959.

29. Юон К.Ф. О живописи. – М., 1937.

Учебная литература

1. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968.

2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996.

4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997.

5. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.

6. Харрисон X. Энциклопедия акварельных техник. – М.: ACT, 2002.

7. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. – М.: Изобраз.
искусство, 1986: № 1, 1988: № 2.

8. Яшухин А.П. Живопись. – М.: Просвещение, 1985.

9. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. – М.: Рандеву - AM, Агар, 1999.

Средства обучения

- материальные:учебные мастерские, оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные:наглядные методические пособия, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные:муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;

- электронные образовательные ресурсы:мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные:слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

Наши рекомендации