Инструкция по проверке и оценке работы учащихся по русскому языку
Проверка и оценивание задания С1
Внимание !
1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходно тексте или в информации о тексте.
2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
№ | Критерии оценивания изложения | Баллы |
И1 | Содержание изложения | |
Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, отразив всеважные для его восприятия микротемы. | ||
Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, ноупустил или добавил 1 микротему. | ||
Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, ноупустил или добавил более 1 микротемы. | ||
И2 | Сжатие исходного текста | |
Учащийсяправильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или учащийся правильно применил 1 приём сжатия, используя его на протяжении всего текста. | ||
Учащийся правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста, или учащийся правильно применил 1 приём сжатия, используя его для сжатия 3 микротем текста. | ||
Учащийся правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста, или учащийся правильно применил 1 приём сжатия, используя его для сжатия 2 микротем текста. | ||
Учащийся правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 1 микротемы текста, или учащийся не использовал приемы сжатия текста, или учащийсянеправильноиспользовал приёмы сжатия текста и исказил авторский замысел. | ||
И3 | Смысловая цельность речевая связность и последовательность изложения | |
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | ||
Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. Имеется отдельные нарушения в передаче речевых особенностей исходного текста. | ||
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы. | ||
Максимальное количество баллов за изложение по критериям И1–И3 |
Часть2
Проверка заданий А1-А7; В1-В14
За верное выполнение заданий второй части контрольной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части Работы, - 21 балл.
За выполнение заданий А1-А7 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Ответы на задания А1-А7
№ задания | Ответ |
А1 | |
А2 | |
А3 | |
А4 | |
А5 | |
А6 | |
А7 | |
Ответы на задания В1-В14
№ задания | Ответ | Баллы |
В1 | навсегда | |
В2 | юноша, обижал, ошибок | |
В3 | сознавать, покрывал. отходил | |
В4 | мгновенно | |
В5 | 6,7 | |
В6 | 3,4 | |
В7 | 2,3,4,7 | |
В8 | жизненный путь | |
В9 | я целую | |
В10 | ||
В11 | ||
В12 | ||
В13 | ||
В14 |
Часть 3
Проверка задания С2.1
Ответ на задание С2.1 (сочинение–рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Третья часть контрольной работы – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения (не менее 80 слов) на основе информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, – оценивается по следующим критериям:
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Учащийся дал обоснованный овеет на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления | ||
Учащийся дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления | ||
Учащийся не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления. | ||
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Учащийся привел 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. | ||
Ученик привел 2 примера из текста, которые соотвествуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, Или Ученик привел 2 примера, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, Или Ученик привел 1 пример из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления. | ||
Ученик привел 1-2 примера из текста, не соответствующих обоснованиям, Или ученик не прив1л ни одного примера, иллюстрирующего функции языкового явления. | ||
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения | ||
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения | ||
В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | ||
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | ||
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости. | ||
Максимальное количество баллов за изложение по критериям С1К1–С1К4 |
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1-ГК4; ФК1).
Грамотность письменной речи учащегося и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
Проверка задания С2.2
Ответ на задание С2.2 (сочинения-рассуждения) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2) | Баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Учащийся дал верное объяснение содержания фрагмента текста. | ||
Учащийся дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе учащегося отсутствует | ||
С2К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Учащийся привел 2 примера из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. | ||
Ученик привел 1 пример из текста, который соответствует объяснению содержания фрагмента. | ||
Ученик привел примеры не из прочитанного текста. | ||
Ученик не привел ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента | ||
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения | ||
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения | ||
В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | ||
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | ||
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости. | ||
Максимальное количество баллов за изложение по критериям С1К1–С1К4 |
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1-ГК4; ФК1).
Практическая грамотность учащегося и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).
Критерии оценки грамотности учащегося | ||
Г1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | ||
Допущены 2 ошибки | ||
Допущены 3 ошибки и более | ||
Г2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок | ||
Допущены 3 ошибки | ||
Допущены 4 ошибки и более | ||
Г3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | ||
Допущены 2 ошибки | ||
Допущены 3 ошибки и более | ||
Г4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | ||
Допущены 3 ошибки | ||
Допущены 4 ошибки и более | ||
ФК1 | Ошибки на понимание смысла исходного текста | |
Учащийся продемонстрировал полное понимание исходного текста | ||
Учащийся допустил 1 ошибку в понимании исходного текста | ||
Учащийся допустил 2 и более ошибки в понимании исходного текста | ||
Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям Г1–Г4 и ФК1 |
При оценке грамотности (ГК1- ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140-290 слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
-если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше);
- если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое моет получить учащийся за выполнение всей экзаменационной работы, - 45 баллов.