Тема: «Возможности и тенденции развития личности и воспитания по возрастным периодам».
Содержание самостоятельной работы
I. Индивидуальная работа
1. Изучить материалы, характеризующие возможности и тенденции развития детей по конкретным возрастным периодам.
- Заполнить таблицу
№ п/п | Возрастной период | Возрастные особенности детей | ||||
Физические | Умственные | Эмоциональные | Социальные | Духовные | ||
0 – 3 лет | ||||||
3 – 6 лет | ||||||
7 – 8 лет | ||||||
9 – 10 лет | ||||||
11 – 14 лет |
3. Продумать факты, примеры, иллюстрирующие выделенные возрастные особенности детей.
- Сформулировать задачи и рекомендации по воспитанию детей конкретного возрастного периода:
1 вариант – дети возраста 0 – 3 лет;
2 вариант – дети возраста 3 – 6 лет;
3 вариант – дети возраста 7 – 8 лет;
4 вариант – дети возраста 9 – 10 лет;
5 вариант – дети возраста 11 – 14 лет.
5. Оформить результаты работы в виде опорного конспекта, содержащего символы возрастного периода и краткие формулировки рекомендаций.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2.
Тема: «Факторы формирования и развития личности»
1. Подготовить обзорный реферат (презентацию) по одной из предлагаемых тем:
· Наследственность как фактор формирования и развития личности
· Среда как фактор формирования и развития личности
· Воспитание как фактор формирования и развития личности
· Научные подходы к проблеме факторов формирования и развития личности
· Личность, индивидуальность, индивид – сущность и соотношение понятий
· Задатки и способности как фактор формирования и развития личности
· Человек: соотношение биологического и социального
· Роль активности в становлении и развитии личности
Примечание: студент может выбрать тему как из числа предложенных, так и сформулировать свой вариант темы реферата.
2. При написании реферата необходимо соблюдать приведённые ниже требования.
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением.
Основными видами рефератов являются:
по полноте изложения:
· информационные (рефераты-конспекты);
· индикативные (рефераты-резюме);
по количеству реферируемых источников:
· монографические (по одному источнику);
· обзорные (по нескольким источникам);
по читательскому назначению:
· общие (рассчитаны на широкую аудиторию);
· специализированные (ориентированы на специалистов в конкретной области);
по составителям:
· авторефераты;
· рефераты, составленные специалистами.
Структура реферата
· План-оглавление;
· Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы);
· Основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга);
· Заключение (выводы автора, область применения результатов работы);
список литературы.
Специфика реферата как исследовательской работы, создаваемой на основе другого исходного текста, заключается в том, что в нем:
· нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;
· не отражаются субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос;
· дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в данном источнике или источниках.
К реферату предъявляются следующие требования:
· точное изложение взглядов автора;
· изложение всех наиболее существенных моментов реферируемого источника (конспективно, фрагментарно, аналитически – на выбор референта);
· соблюдение единого стиля изложения;
· использование литературного языка, точное, краткое изложение;
· логическая последовательность изложения;
· ограниченность объема (не более 2-5 страниц машинописного текста).
При написании реферата целесообразно использовать «клишированные» фразы и словосочетания:
Проблема исследована авторами…
В работе… рассматривается…
Во введении указывается, что…
Автор считает, что…
В 1-ой главе освещается вопрос…
Говоря о проблеме…, автор подчеркивает…
Также обращается внимание на…
Таким образом, автор приходит к выводу о том, что…
В работе… рассматривается роль (значение)…
Автор придерживается идеи (позиций)…
Подчеркивается необходимость…
В заключении автор приходит к выводам…
Приложение 3.
Вариант 12.
Задание 1. Дополните предложение, выбрав один из вариантов ответов.
Процесс и результат количественных и качественных изменений – это …
а) обучение;
б) воспитание;
в) развитие.
Задание 2. Назовите основные особенности развития детей младшего школьного возраста.
Задание 3. Решить педагогическую задачу.
А.С. Макаренко отмечал, что одни детали в человеческой личности можно «штамповать на прессах», но эти «прессы» должны обладать особой точностью. Другие же детали требуют индивидуального вмешательства педагога-профессионала, мастерски владеющего палитрой педагогических влияний на ребенка.
Вопросы:
- О каких факторах формирования и развития личности говорил в данном случае А.С. Макаренко?
- Каким образом учреждения дополнительного образования могут повлиять на развитие индивидуальности?
Задание 4. Докажите правильность или опровергните ошибочность приведённых ниже утверждений.
· Наследуются не задатки, а способности.
· В социальной жизни, как в природе, действует принцип «выживания наиболее приспособленных».
Задание 5. Сформулировать основные положения педагогического мини-исследования на тему: «Роль учреждения дополнительного образования (указать конкретный вид) в развитии интереса подростков к творческой деятельности».
1.
2. 1 глава
3.
4.
2 глава
5.
Приложение 4.