Особенности проведения научных
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Модель процесса исследования: основные понятия и характеристики.
Исследования – это работа ума, владеющего системой знаний и способного использовать эти знания для удовлетворения потребностей общества. Исследования в представлении их объектом управления идентифицируются как сложная (по разнообразию множества элементов), вероятностная (по неоднозначности поведения), открытая (по проницаемости информации) система, обладающая высокой динамичностью.
Механизм функционирования такой системы условно можно отобразить в виде так называемой агрегатной модели (Слайд 6).
Понятие «работа» соответствует совокупности действий, направленных на достижение определенных результатов. Научные исследования, проводимые в рамках высшего учебного заведения, объединяют в научное направление.По каждому научному направлению определяются проблемы и формулируются темы исследований. Последовательность их выполнения выстраивается в соответствии с научной логикой и актуальностью.
На «вход» научно-исследовательской работы поступают:
а) проблема, как правило «зловредная», не вписывающаяся в сложившиеся стандарты и стереотипы, особенно в части методологии и методов решения;
б) накопленные знания в виде законов и закономерностей, принципов, моделей и методов и т.д.;
в) новейшие результаты в исследуемой области;
г) научная информация, обеспечивающая процесс предвидения и преобразования «входов» в «выходы».
К научной информацииотносят информацию, полученную в процессе познания объективного мира и адекватно отображающую его закономерности, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся связи и отношения. Источником научной информации служит не только исследовательская деятельность отдельных ученых и специалистов, но и хозяйственно-экономическая деятельность специалистов, их изобретения, патенты, усовершенствования и т.д.
Управляющими факторами НИРвыступают: господствующая парадигма, концепция и методология (системный, ситуационный, процессный подходы и др.) исследования, мировой уровень достигнутых результатов в решении подобного класса проблем, а также план научных исследований.
Механизм исполнения НИРобразуется из конкретных исполнителей, научных коллективов, команд, групп, обеспеченных необходимыми инструментарием, техническими средствами и финансированием.
«Выходы» НИРпредставляются научными результатами по разрешению проблемы, определяющими модель будущего состояния объекта исследования, новыми знаниями (закономерности, принципы, модели, методы и т.д.) и новой научной информацией, оформленными в виде научных отчетов и статей, монографий, патентов, диссертаций, научных докладов и отчетов.
К основным характеристикам НИР относятся: тема и объект исследования, предмет исследования, цель, научная идея или концепция, задачи исследования, теоретическая ценность и практическая значимость, заключение, представленное выводами и рекомендациями.
Тема исследованийвводит исполнителя в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержит в себе направленность на принятие решения. Тема исследований может отражать содержание нескольких проблем или совпадать с содержанием единственной проблемы и несет в себе первоначальное толкование поставленной цели. Ее определение проводится по инициативе как самого исследователя, коллектива исследователей, так и «заказчика». Первая позиция характерна при постановке фундаментальных, вторая – прикладных исследований.
Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
Предмет исследований – свойство, поведение, функционирование объекта, подлежащие непосредственному изучению. Он ориентирует на выделение системы, состоящей из элементов различной природы и связей между ними и очерчивающей границу поиска решений. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Цель исследования определяет результаты, которые надо получить в процессе исследования, и последствия реализации полученных результатов. Например, цель – разработать методы рационального использования материальных (энергетических и др.) ресурсов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции и снижение ее себестоимости. В формулировке цели научного исследования конкретизируется, раскрывается суть тематики и ее результатов.
Рассмотрим понятие научной идеи. Исследование является творческим процессом и начинается с отдельной идеи либо гипотезы, которая затем трансформируется в последовательный ряд результатов, направленных на создание новой или более совершенной интеллектуальной или материальной продукции. Согласно словарному определению, идея – это замысел, ясно сформулированная мысль, то, что существует в голове потенциально или фактически как результат мышления.
Первоначально идея может выражать незавершенную мысль или принять форму гипотезы, а в последующем – концепции. Но главное, чтобы об идее можно было сказать: «Если бы это было осуществимо, мы могли бы сделать так-то и так-то...». Такими могут быть идеи о создании новых видов продукции или услуг, потребности которых очевидны или формируют новые потребности новых технологий и моделей управления, структур организаций и др. Идея, выдвинутая для исследования, должна быть новой и отвечать двум основным требованиям:
ü удовлетворять каким-то реально существующим или воображаемым потребностям или желаниям;
ü содержать способы достижения поставленных целей, которые могут быть еще неявно выраженными, но должны, по крайней мере, представляться реализуемыми.
Научная концепция – руководящая научная идея (научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Разработка концепции требует больших творческих усилий и фундаментальных знаний об исследуемой области деятельности. В зависимости от масштаба и уровня исследования концепция может оставаться на уровне руководящей идеи, определяющей идеологию целого направления исследований, или представлять собой фундаментальный научный результат. Концепция в ряде случаев предопределяет закономерность, а также подтверждается ею.
Задачи исследованияформулируются как конкретные целевые установки (подцели) этапов решения поставленной проблемы и выступают содержательной детализацией поставленной цели. Каждому виду исследовательских задач соответствует определенный состав познавательных действий (теоретических или экспериментальных исследований), методов(формальных и неформальных) и средств (вычислительных технологий, информационных систем).
Оценка теоретической ценностиносит предварительный характер. Ее основными составляющими являются оригинальность и новизна идеи, открывающие новые горизонты науки, особенно в части создания новых способов, методов, открытия законов, закономерностей и других форм знаний.
Практическая значимость исследованийзависит от области масштаба приложения научных результатов и проявляется в научно обоснованных и экспериментально доказанных методах и средствах, направленных на техническое, экономическое или социальное развитие общества.
Заключение – это часть работы, в которой формулируются основные выводы проведенных исследований и результаты, выносимые на обсуждение. Заключение состоит из констатации (поставленные задачи полностью решены), затем по каждой задаче дается результат ее решения и отмечаются оригинальность рабочей идеи или гипотезы, новизна методов решения, область практического использования и перспективы.
Требования по выполнению магистерской диссертации.
Требования к содержанию и структуре магистерской диссертации.
Магистерская работа выполняется на основе глубокого изучения научно-практической литературы по направлению подготовки. В каждой магистерской диссертации должна быть поставлена и разработана проблема, связанная с актуальными тенденциями развития науки и практики.
Магистерская работа должна иметь внутреннее единство и логическую последовательность в раскрытии избранной темы. Структура магистерской работы должна быть следующей:
Введение.
Глава 1. Обзор теоретических концепций по рассматриваемой проблеме с обоснованием выбора методологии исследования.
Глава 2. Анализ конкретных проблемных ситуаций, процессов, системы (экономических, финансовых и т.д.) показателей деятельности. Аналитический обзор рынков.
Глава 3. Оценка результатов проведенных исследований. Разработка предложений по развитию рассматриваемой проблемы, своего видения ее решения. Основные выводы и рекомендации по результатам проведенных исследований.
Заключение.
Библиография.
Приложения.
Магистрант должен дать названия разделам работы в соответствии с рассматриваемой проблемой.
Содержание разделов магистерской диссертации.
Введение.
Раздел содержит обоснование актуальности исследования с точки зрения современных проблем функционирования рынка и отдельных звеньев экономической системы, основной цели исследования и задач, способствующих ее достижению, предмета и объекта исследования, формулировку исследовательской проблемы. Основная цель исследования должна отражать его фундаментальный или прикладной характер, круг исследуемых вопросов (задачи, способствующие достижению поставленной цели), порядок решения поставленных задач, характер используемого фактического материала, информационная база исследования, использованные методы исследования.Как правило, введение завершается краткой аннотацией всей работы.
Глава 2. Анализ конкретных проблемных ситуаций, процессов, системы (экономических, финансовых) показателей деятельности и оценка результатов проведенных исследований. Представление результатов проведенных исследований по рассматриваемой проблеме.
Этот раздел является основным по содержанию и должен носить аналитический характер. В нем на примере конкретной компании, отрасли или сферы (системы) должна быть исследована практика деятельности, раскрыто и проанализировано действие экономических и финансовых механизмов в исследуемой области. При написании данной главы и проведении анализа должны быть использованы современные статистические данные, характеризующие состояние исследуемого объекта в динамике, материалы, в том числе финансовой отчетности компании или органа власти, и т.д. Раздел должен содержать результаты всех видов проведенных исследований, как на основе вторичной информации (обязательно указание источников информации), так и исследований, проведенных магистрантом самостоятельно.
Данный раздел должен содержать анализ результатов каждого из проведенных исследований по рассматриваемой проблеме. При подготовке раздела необходимо использовать различные методы анализа, в том числе с использованием специальных компьютерных программ обработки информации. Материалы раздела должны позволить оценить корректность, полноту и обоснованность выводов и рекомендаций по проблеме, рассматриваемой в диссертационной работе. В конце 2 главы, как и в предыдущем случае, должны содержаться выводы по материалам, представленным в ней.
Глава 3. Основные выводы, предложения и рекомендации по результатам проведенных исследований.
Раздел должен содержать обоснованные магистрантом выводы по результатам проведения исследований и анализу результатов.
В этом разделе диссертант разрабатывает методические и организационные предложения в исследуемой области.
Диссертант должен предложить вариант или набор вариантов и механизмов решения поставленной в магистерской работе проблемы исследования. Предлагаемые варианты решения поставленной проблемы должны базироваться на конкретном примере, что предполагает проведение расчетов с последующей оценкой их результатов. Проведенные расчеты должны позволить автору сделать практические рекомендации по совершенствованию финансовых и хозяйственных процессов, протекающих в исследуемом объекте, а также оценить возможный положительный эффект от реализации предлагаемых мероприятий. Все рекомендации должны вытекать из результатов проведенных магистрантом исследований. В конце 3 главы, также должны содержаться выводы по материалам, представленным в ней.
Заключение.
Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов. В заключении могут приводиться сведения о возможном использовании полученных результатов в областях науки, экономики или практики.
Изложение по разделам должно быть логичным с точки зрения выбранной и обоснованной студентом методологии исследования, что позволит оценить его научный уровень. При этом в заключении должны быть отражены только итоговые результаты проведенных расчетов, анализа и оценки, а также наиболее интересные рекомендации и предложения автора. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.
Подготовка и процедура защиты магистерской работы.
Предварительная защита является обязательным и заключительным этапом в подготовке магистерской работы и проводится на заседании созданных кафедрой комиссий. Предварительная защита позволяет магистранту скорректировать текст своего выступления перед Государственной аттестационной комиссией с учетом вопросов и пожеланий, высказанных на предварительной защите, и аргументировано ответить на высказанные замечания. На предзащите магистранту назначается внешний рецензент. Кроме того, предварительная защита имеет своей целью выявить степень готовности магистранта к защите в ГАК. На основании результатов предварительной защиты магистерская работа допускается к защите в ГАК.
Научные руководители магистерскими диссертациями назначаются в соответствии с Положением о магистерской подготовке (магистратуре) Дипломатической академии МИД России.
Функции научного руководителя магистерской диссертации:
оказание помощи магистранту в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения магистерской работы;
оказание помощи магистранту в окончательной формулировке темы исследования;
рекомендация магистранту необходимой основной литературы, справочных и архивных материалов, типовых проектов и других источников по теме;
проведение консультаций со слушателем, оказание необходимой методической помощи;
проверка выполнения работы и ее частей;
представление письменного отзыва на диссертацию с рекомендацией ее к предзащите, а затем к защите в ГАК или с отклонением от защиты;
оказание помощи (консультирование магистранта) в подготовке презентации магистерской работы для ее защиты;
оказание помощи в получении внешней рецензии на магистерскую диссертацию.
Оформление магистерской диссертации.
Диссертация оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе), ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.) или их актуальных редакций.
Диссертация выполняется в объеме 80-100 страниц машинописного текста формата А 4, поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм, шрифт – Times New Roman, кегель – 12, межстрочный интервал – 1,5.
Экземпляр магистерской работы подписывается дважды: на титульном листе и после заключения.
За содержание магистерской работы, правильность приведенных данных несет ответственность автор. Полностью готовая магистерская работа, оформленная в соответствии с Требованиями, представляется научному руководителю для составления отзыва.
В отзыве на магистерскую работу руководитель должен отразить:
1) оценку личного вклада выпускника, уровень его теоретической подготовки, инициативность, умение решать практические задачи, использовать специальную литературу;
2) своевременность представления работы (отдельных глав и целиком) для ознакомления;
3) общую оценку работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Руководитель подписывает отзыв и титульный лист.
Магистерская работа, на которую получен отзыв научного руководителя, направляется на рецензирование (внешнее).
Рецензия внешнего рецензента должна предоставляться на бланке организации, за подписью рецензента и заверенная печатью организации.
Рецензент подписывает рецензию и титульный лист выпускной квалификационной работы. После получения рецензии никакие исправления в выпускной квалификационной работе не допускаются.
В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты, работающие на предприятиях, в организациях, научных учреждениях и вузах, профессора и преподаватели других высших учебных заведений. В качестве рецензента также может выступать работодатель магистранта.
Во внешней рецензии должны быть отражены следующие вопросы:
ü актуальность темы и практическая ценность работы;
ü новизна проведенного исследования;
ü оценка качества выполнения работы (соответствие заявленной теме, полнота и обстоятельность разработки задания);
ü использование в работе современных методов исследования, а также новых методик;
ü разработка автором конкретных рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления компанией и оценка возможности их реализации в исследуемой области.
Кроме того, рецензент по своему усмотрению может указать отдельные замечания выполненной работы.
В заключении рецензент указывает, удовлетворяет ли выполненная работа требованиям, предъявляемым к магистерской диссертации, а также дает оценку выполненной работы. Подпись рецензента должна сопровождаться указанием его фамилии, имени, отчества (полностью), места работы и занимаемой должности.
Магистрант должен до заседания Государственной аттестационной комиссии выписать замечания рецензента, подготовить и дать по ним ответ на защите работы. Защита работы проводится в Государственной аттестационной комиссии.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Модель процесса исследования: основные понятия и характеристики.
Исследования – это работа ума, владеющего системой знаний и способного использовать эти знания для удовлетворения потребностей общества. Исследования в представлении их объектом управления идентифицируются как сложная (по разнообразию множества элементов), вероятностная (по неоднозначности поведения), открытая (по проницаемости информации) система, обладающая высокой динамичностью.
Механизм функционирования такой системы условно можно отобразить в виде так называемой агрегатной модели (Слайд 6).
Понятие «работа» соответствует совокупности действий, направленных на достижение определенных результатов. Научные исследования, проводимые в рамках высшего учебного заведения, объединяют в научное направление.По каждому научному направлению определяются проблемы и формулируются темы исследований. Последовательность их выполнения выстраивается в соответствии с научной логикой и актуальностью.
На «вход» научно-исследовательской работы поступают:
а) проблема, как правило «зловредная», не вписывающаяся в сложившиеся стандарты и стереотипы, особенно в части методологии и методов решения;
б) накопленные знания в виде законов и закономерностей, принципов, моделей и методов и т.д.;
в) новейшие результаты в исследуемой области;
г) научная информация, обеспечивающая процесс предвидения и преобразования «входов» в «выходы».
К научной информацииотносят информацию, полученную в процессе познания объективного мира и адекватно отображающую его закономерности, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся связи и отношения. Источником научной информации служит не только исследовательская деятельность отдельных ученых и специалистов, но и хозяйственно-экономическая деятельность специалистов, их изобретения, патенты, усовершенствования и т.д.
Управляющими факторами НИРвыступают: господствующая парадигма, концепция и методология (системный, ситуационный, процессный подходы и др.) исследования, мировой уровень достигнутых результатов в решении подобного класса проблем, а также план научных исследований.
Механизм исполнения НИРобразуется из конкретных исполнителей, научных коллективов, команд, групп, обеспеченных необходимыми инструментарием, техническими средствами и финансированием.
«Выходы» НИРпредставляются научными результатами по разрешению проблемы, определяющими модель будущего состояния объекта исследования, новыми знаниями (закономерности, принципы, модели, методы и т.д.) и новой научной информацией, оформленными в виде научных отчетов и статей, монографий, патентов, диссертаций, научных докладов и отчетов.
К основным характеристикам НИР относятся: тема и объект исследования, предмет исследования, цель, научная идея или концепция, задачи исследования, теоретическая ценность и практическая значимость, заключение, представленное выводами и рекомендациями.
Тема исследованийвводит исполнителя в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержит в себе направленность на принятие решения. Тема исследований может отражать содержание нескольких проблем или совпадать с содержанием единственной проблемы и несет в себе первоначальное толкование поставленной цели. Ее определение проводится по инициативе как самого исследователя, коллектива исследователей, так и «заказчика». Первая позиция характерна при постановке фундаментальных, вторая – прикладных исследований.
Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
Предмет исследований – свойство, поведение, функционирование объекта, подлежащие непосредственному изучению. Он ориентирует на выделение системы, состоящей из элементов различной природы и связей между ними и очерчивающей границу поиска решений. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Цель исследования определяет результаты, которые надо получить в процессе исследования, и последствия реализации полученных результатов. Например, цель – разработать методы рационального использования материальных (энергетических и др.) ресурсов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции и снижение ее себестоимости. В формулировке цели научного исследования конкретизируется, раскрывается суть тематики и ее результатов.
Рассмотрим понятие научной идеи. Исследование является творческим процессом и начинается с отдельной идеи либо гипотезы, которая затем трансформируется в последовательный ряд результатов, направленных на создание новой или более совершенной интеллектуальной или материальной продукции. Согласно словарному определению, идея – это замысел, ясно сформулированная мысль, то, что существует в голове потенциально или фактически как результат мышления.
Первоначально идея может выражать незавершенную мысль или принять форму гипотезы, а в последующем – концепции. Но главное, чтобы об идее можно было сказать: «Если бы это было осуществимо, мы могли бы сделать так-то и так-то...». Такими могут быть идеи о создании новых видов продукции или услуг, потребности которых очевидны или формируют новые потребности новых технологий и моделей управления, структур организаций и др. Идея, выдвинутая для исследования, должна быть новой и отвечать двум основным требованиям:
ü удовлетворять каким-то реально существующим или воображаемым потребностям или желаниям;
ü содержать способы достижения поставленных целей, которые могут быть еще неявно выраженными, но должны, по крайней мере, представляться реализуемыми.
Научная концепция – руководящая научная идея (научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Разработка концепции требует больших творческих усилий и фундаментальных знаний об исследуемой области деятельности. В зависимости от масштаба и уровня исследования концепция может оставаться на уровне руководящей идеи, определяющей идеологию целого направления исследований, или представлять собой фундаментальный научный результат. Концепция в ряде случаев предопределяет закономерность, а также подтверждается ею.
Задачи исследованияформулируются как конкретные целевые установки (подцели) этапов решения поставленной проблемы и выступают содержательной детализацией поставленной цели. Каждому виду исследовательских задач соответствует определенный состав познавательных действий (теоретических или экспериментальных исследований), методов(формальных и неформальных) и средств (вычислительных технологий, информационных систем).
Оценка теоретической ценностиносит предварительный характер. Ее основными составляющими являются оригинальность и новизна идеи, открывающие новые горизонты науки, особенно в части создания новых способов, методов, открытия законов, закономерностей и других форм знаний.
Практическая значимость исследованийзависит от области масштаба приложения научных результатов и проявляется в научно обоснованных и экспериментально доказанных методах и средствах, направленных на техническое, экономическое или социальное развитие общества.
Заключение – это часть работы, в которой формулируются основные выводы проведенных исследований и результаты, выносимые на обсуждение. Заключение состоит из констатации (поставленные задачи полностью решены), затем по каждой задаче дается результат ее решения и отмечаются оригинальность рабочей идеи или гипотезы, новизна методов решения, область практического использования и перспективы.