Работа над главой 1. «Анализ психологической литературы»
Поиск литературы
Прежде всего, настройтесь на длительный и серьезный поиск информации. Если вы обладаете каким- либо материалом (лекции по теме, близкой к Вашей курсовой, книга, раздел в учебнике и т.п.) то просмотрите его и постарайтесь найти ссылки на фамилии тех психологов, которые занимаются интересующей Вас проблемой, а еще лучше - на их конкретные работы. Затем необходимо просмотреть в библиотечном каталоге раздел «Психология», а если Ваша тема находится на пересечении интересов других дисциплин, то и в разделах по другим дисциплинам.
Если Вам встречаются научно-популярные или развлекательные статьи (например, в глянцевых журналах) – от них лучше отказаться и продолжить поиски.
Вам предстоит поискать статьи по интересующей Вас проблеме в научной периодической печати. Для этого можно воспользоваться информацией, представленной в отделе периодики в библиотеке. Для начала познакомьтесь с перечнем психологических журналов и газет, выписываемых данной библиотекой. Выпишите для себя их названия. Затем начните их последовательно просматривать, начиная с наиболее свежих номеров - Вас ведь интересуют последние достижения науки относительно интересующей Вас проблемы. Кроме того, Вы сможете найти ссылки на ранее опубликованные материалы.
Вначале стоит просмотреть указатели статей журналов "Вопросы психологии" и "Психологический журнал" (эти указатели публикуются ежегодно в шестых номерах), а также "Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. " (указатели - в четвертых номерах).
В библиографическом отделе Национальной библиотеки РК есть компьютерная база данных, где можно найти названия и выходные данные нужных книг и статей по ключевым словам. Эта база доступна с домашних компьютеров, если выйти на сайт библиотеки http: // library.karelia.ru.
Журнальные статьи снабжены библиографией. Внимательно просмотрите библиографию полезной статьи, она может стать основой для дальнейшего поиска литературы по теме.
Сборники и монографии лучше искать, пользуясь каталогами. В алфавитном каталоге можно найти литературу, выписанную Вами из журнальных статей.
В систематическом каталоге ищите монографии в зависимости от темы работы в разделах:
88 Психология,
88.4 Прикладная психология и психодиагностика,
88.5 Социальная психология,
88.8 Психология развития.
Обратите внимание на каталог новых книг, индекс 88. Просмотрите оглавление книги, выберите полезные разделы и законспектируйте их.
Удобно пользоваться также литературой в электронном варианте, в том числе размещенной в интернете. Однако необходимо убедиться, что перед Вами книга или статья, а не чужой реферат, курсовая или дипломная работа. Использовать чужие работы допускается только для первоначальной ориентировки в изучаемой проблеме. Ссылаться на них нельзя, т.к. они не вызывают доверия и могут содержать недостоверную информацию. Нельзя также пользоваться материалами, не имеющими автора, материалами с форумов и т.п. Только электронными версиями научных работ.
Не пытайтесь включать разделы чужих работ в свою – Ваш научный руководитель сразу это заметит, т.к. требования к исследовательским работам и их оформлению в разных вузах различаются.
Обычно в тексте работы после цитаты даётся ссылка, представляющая собой две цифры в скобках. Первая цифра - это порядковый номер источника в списке литературы, через запятую вторая - номер страницы. Например: «М.И.Лисина отмечает, что "Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" добытое людьми ранее" [44, с. 17].» Цитаты обязательно должны быть выверены по первоисточнику и слово в слово, буква в букву, знак препинания в знак препинания ему соответствовать.
Помните о том, что ссылка на книгу в работе должна содержать указания на автора, название, место и год издания, издательство, общее число страниц в книге, страницу, откуда взята цитата. Поэтому сразу делайте нужные выписки, чтобы не пришлось искать книгу снова.
Если Вы пересказываете идеи – достаточно после каждой не Вашей мысли сослаться на номер источника в списке Вашей литературы. Например: «В раннем детстве все психические и поведенческие качества ребенок приобретает преимущественно через общение: в общении со взрослыми формируется предметно-манипулятивная деятельность, психические процессы, а также потребность в общении, эмоциональное отношение к людям. (Выготский Л.С., Лисина М.И., Якобсон П.М.) [1; 7; 10].» Обратите внимание на то, что авторов принято перечислять в алфавитном порядке и обязательно указывать инициалы.
Цитирование по цитате, как правило, запрещается. В том случае, когда нет возможности воспользоваться первоисточником (например, он на иностранном языке), принято указывать ту работу, которой Вы пользовались. Например: «По мнению К.Лоренца агрессивное поведение – это поведение, направленное против представителей того же или других видов животных [Приводится по: 8].»
Обратите внимание на то, что Вам необходимо найти минимум 10 источников литературы по проблеме. Учебники в это количество не входят. Приветствуется использование монографий и статей из психологических журналов.
Анализ литературы
Первая глава обычно включает от 2 до 4 параграфов (в зависимости от поставленных задач). Мы в своей работе ставили такие задачи, как проанализировать подходы к пониманию агрессии и агрессивного поведения в психологии; выявить особенности подростковой агрессии; выявить факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.
Очень важно правильно подобрать заголовки параграфов. Они должны отражать ваш подход к пониманию феномена. Не допускается, как в учебниках писать «Агрессия». Лучше «Подходы к пониманию феномена агрессии в психологической литературе». При чтении заголовков читателю должно быть очевидно, что это анализ литературных источников.
В нашем примере в первом параграфе нам нужно рассмотреть различные подходы к пониманию агрессивности и сделать их сравнительный анализ. Часто при этом пользуются историческим принципом. Заканчивается этот параграф краткими выводами о степени изученности феномена и определением базовых понятий.
Во втором параграфе необходимо кратко описать особенности подросткового возраста и особенности подростковой агрессивности. В конце параграфа в качестве результата работы нужно перечислить эти особенности.
В третьем параграфе вычленяем факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков. В конце параграфа – перечень выявленных факторов. Лучше, если получится их логично сгруппировать.
Обзор литературы должен носить аналитический характер. Это значит, что вам нужно представить не реферативную работу, а именно анализ. Постарайтесь не только логично выстроить блоки материала, но и выявить общепризнанные моменты, специфику различных подходов, сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в их доказательстве. Необходимо решить, какие описанные в литературе положения важны для понимания проблемы. Важно обдумать, в русле какого направления психологии выполнено большинство работ по Вашей проблеме; какие ее аспекты изучены довольно подробно, а какие явно недостаточно; что отсюда вытекает; что это значит для Вашего исследования.
Описывая и анализируя представленную в литературе информацию, придерживайтесь следующих правил:
• Используйте научный стиль. Не научно - популярный и не публицистический. Он предполагает использование безличных предложений типа «В психологии общепризнано...», «В рамках данного подхода ... рассматривается как ...», «В психологической литературе представлены следующие подходы к пониманию...».
Недопустимо включать в текст курсовой работы риторические вопросы («Можно ли так делать?»), житейские фразы, отражающие Ваши переживания («Бедны детки!», «Только представьте!» и т.п.).
В научной литературе местоимение "Я" не используется, вопросительные предложения встречаются крайне редко.
• Логика изложения - от более общих моментов (анализа основных понятий, сути изучаемого феномена, базовых подходов и т.п.) к частным, прикладным. От исторически первичным – к более современным.
Начинайте писать, как только накоплен материал по очередному параграфу или разделу. Используйте целевой подход, т.е. определите цель, результат, к которому вы должны прийти. Сформулируйте примерные выводы, составьте план параграфа, а уже потом переходите к написанию самого текста.
На первых порах писать будет нелегко. Очень трудно переносить мысли на бумагу, подбирать слова. Не надо много времени тратить на формулировки, поменьше обращайте внимания на литературную сторону. Вы ещё не раз вернетесь к началу и по ходу дела улучшите стиль вашего изложения.
Выбирайте знакомые всем слова. Старайтесь сделать фразы простыми и ясными, тем более что писать так значительно легче. Используйте общепринятые в науке языковые обороты.
Каждый раздел (глава) должен заканчиваться резюме– краткимивыводами, носящими принципиальное значение для достижения заявленной цели. В резюме должны быть отражены наиболее существенные моменты для понимания темы работы; они должны соответствовать логике анализа и поставленным задачам. Резюме обычно начинается оборотом «Итак, проведенный анализ показал, что…»
В выводах по теоретической части необходимо представить рабочее определение изучаемого феномена, его компоненты и моменты, важные для проведения Вашего исследования. Эти выводы должны соответствовать поставленным задачам.
В нашем примере мы могли бы так сформулировать выводы. Итак, анализ психологической литературы показал, что
1. Под агрессивным поведением понимают поведение, направленное против других людей; мотивированное деструктивное поведение, наносящее физический или психический вред объектам нападения.
2. Подростковая агрессия выступает способом удовлетворения потребности в самоутверждении.
3. На агрессивное поведение подростков влияют 2 группы факторов: биологические и социальные. Среди биологических факторов максимальное влияние оказывают наследственность и гормональный фон. Из социальных факторов наиболее значимы агрессивность окружающих взрослых и просмотр агрессивных фильмов.
Из формулировок должны быть исключены общие фразы и ничего не значащие слова.
Эти выводы позволяют сформулировать гипотезу исследования. Самоутверждаться подростку проще в группе, демонстрируя физическую силу, поэтому логично предположить, что для подростковой агрессии характерны частое использование именно физической агрессии и преобладание групповых форм агрессивного поведения. Влияние гормонального фона проявляется в скорости проявления агрессивной реакции, поэтому предполагается быстрая эскалация агрессии.
Чтобы себя проверить, нужно ответить на следующие вопросы:
- Выводы по главе соответствуют гипотезам и резюме по разделам?
- Они доказательны? Есть ли в тексте ссылки на источник данного вывода? Он научный?
- Они соответствуют материалу, представленному в тексте?