Процедура защиты студенческой научной работы
Для защиты курсовой работы требуется:
1. сама работа в распечатанном виде,
2. доклад (в удобном для студента виде, он не сдается)
3. по желанию – мультимедийная презентация
4. справка об оригинальности работы (получить в результате проверки работы на оригинальность в системе антиплагиат, за подписью научногоруководителя). Процент оригинальности должен быть не ниже 65%.
Процедура защиты курсовой работы по дисциплине устанавливается профессорско-преподавательским составом.
Дата защиты устанавливается Дирекцией.
Для защиты выпускной квалификационной работы студентготовит пакет документов:
1. Переплетенную ВКР
2. Мультимедийную презентацию
3. Доклад (не сдается)
4. Раздаточный материал (при необходимости)
5. Справка об оригинальности работы (получить в результате проверки работы на оригинальность в системе антиплагиат, за подписью научного руководителя). Процент оригинальности должен быть не ниже 80 %.
6. Отзыв научного руководителя
7. Рецензию внешнего рецензента. Рецензентом может являтьсякандидат наук, специализирующийся в данной теме, но не работающий в том же структурном подразделении ВУЗа, что и научный руководитель. Рецензия должна быть заверена печатью организации, которую представляет рецензент.
Процедура защиты ВКР.В течение 7-10 минут студент выступает с докладом. Доклад сопровождается мультимедийной презентацией, которая идентична докладуи изобилует иллюстративным материалом: диаграммами, графиками, схемами. Использовать таблицы на слайдах не рекомендуется, поскольку онислабочитаемы и менее информативны, чем сделанные на их основе диаграммы.Затем члены Государственной аттестационной комиссии (ГАК) задают студенту ряд вопросов о процедуре и результатах исследования.Потом председатель Государственной аттестационной комиссиипросит выступить научного руководителя и зачитать отзыв. В случае отсутствия научного руководителя его отзыв зачитывает Председатель ГАК.Затем Председатель ГАК зачитывает рецензию. В случае наличияв ней вопросов и замечаний студент отвечает на них. После этого студент может выступить с финальным словом. Оценка объявляется после того, как выступили все студенты, записанные наэтот день, и комиссия провела совещание.Все ВКР и протоколы их защиты передаются в Архив вуза.
Отзыв научного руководителя ВКР.В отзыве научный руководитель характеризует качество работы,отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на недостатки, определяет степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания выпускной квалификационнойработы, степень соответствия требованиям, предъявляемым к выпускнымквалификационным работам соответствующего уровня, рекомендует выпускную квалификационную работу к защите с определенной оценкой.
Рецензия на ВКР. Объем рецензиидолжен составлять от одной до трех страниц машинописного текста.В рецензии на выпускную квалификационную работу должны быть освещены следующие вопросы:
1. Оценка актуальности темы ВК работы
2. Пути и методы решения поставленных в работе задач.
3. Уровень теоретического анализа исходных вопросов темы;
4. Корректность проделанных экспериментов, используемых методов исследования и обработки данных;
5. Качество и достоверность полученных результатов, умение их анализировать и использовать для последующих выводов;
6. Обоснованность и реальность сформулированных в работе выводов;
4. Оценка оригинальности и значимости полученных в работе результатов и ВКР в целом.
5. Недостатки работы. Критические замечания должны быть сделаны таким образом, чтобы по ним была возможна дискуссия на защите. Рецензент должен отмечать конкретные недостатки ВКР (например, недостаточная обоснованность утверждений, выводов, ошибки методики, необоснованность приближений или точности измерений и т.д.) все замечания должны быть подтверждены примерами из рецензируемой работы. В случае, если рецензент критикует автора за отсутствие чего-либо в дипломной работе, то должно быть указано, как такое отсутствие влияет на основные выводы работы.
6. Рецензент может также изложить свои замечания по поводу языка и оформления работы.
7. Заключение рецензии должно содержать оценку ВКР и констатацию факта, что студент заслуживает (не заслуживает) присвоения квалификации.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Содержание
Научная работа студента (курсовая или дипломная работа)должна включать в себя следующие пункты:
Титульный лист (см. Приложение)
Оглавление
Введение
Глава 1 – теоретическая (литературный обзор, выводы)
Глава 2 – эмпирическая (описание процедуры исследование, результаты обработки и интерпретация проведенных методик, корреляционный анализ, рекомендации, выводы в которых представлены основные результаты без цифр;выводы должны соответствовать задачам исследования)
Заключение
Список литературы
Приложения – образцы проведенных методик, сводные таблицырезультатов, неосновные таблицы, графики, диаграммы, схемы.
Названия глав и параграфов должны быть конкретными и отражать их содержание. Названия не должны повторяться. Ни одна из глав неможет быть названа также как работа в целом.
3.2. Примерный план введения научной работы
Обычно объем введения ВКР 3-4 страницы, курсовой работы – 2-3страницы.
1. Проблема исследования. Проблема – это противоречие междужелаемым и действительным. Нет проблемы – значит и исследование неактуально. Ответьте на вопросы: «Что не делается?», «Что не так делается?» в рамках заявленной темы. Если один из терминов, указанных в названии, неочевиден, то желательно здесь дать его рабочее определение. Если же все титульные термины понятны, их здесь определить не нужно.
2. Актуальность темы исследования. Ответьте на вопросы: «Почему эту тему важно изучать? Что будет, если ее не изучать?» Ответьте наэтот вопрос применительно к обществу в целом, к изучаемому сообществув частности. Проведите параллели с изучением этого аспекта в других науках
3. Разработанность проблемы: укажите, какие ученые, пофамильно, изучали данную тему. К примеру, «изучением параметраХ занимались психологии (далее перечень 5-7 фамилий), параметра У -ученые (далее перечень фамилий). Наиболее интересно, если список авторов будет представлен еще и в соответствии с их базовым подходом.
4. Цель исследования. Цель – это ожидаемый результат! Онадолжна быть сформулирована конкретно, измеримо, достижимо.
5. Объект исследования – самое главное, фундаментальное понятие в исследовании. Объект – это психологический феномен, но не люди.
6. Предмет исследования – то «узкое место», которое Вы изучаете. По сути, предмет, цель и тема исследования должны быть сопоставимы.
7. Задачи исследования. Задачи – это способы достижения цели.Лучше, если задачи сформулированы как направления, а не как этапы исследования. Обычно первая задача – теоретическая: изучить наработкиотечественных и зарубежных ученых по теме исследования. Далее идутдиагностические задачи. Если тема сформулирована по принципу «взаимосвязь Х и У», то обычно вторая задача – выявить особенности параметра Х,третья – диагностировать особенности параметра У. Следующая задача -корреляционная – выявить взаимосвязь между Х и У. При необходимостиставят еще задачи выявить гендерные, возрастные или иные особенностиисследуемого параметра. Последней задачей обычно ставят дать свод рекомендаций для целевой аудитории. Задачи оформляются как глаголы:изучить...,описать...,уточнить и дополнить понимание...,выявить...,систематизировать...,разработать... и т.д.По итогам исследования поверьте, все ли задачи решены. Решениезада должно быть отражено в выводах.
8. Гипотеза исследования – (от греч. hypothesis - предположение) это предположение, которое выносится до начала исследования.Помните, гипотезу не доказывают, а подтверждают. Она может и не подтвердиться. При необходимости можно выдвинуть не одну гипотезу, а несколько. Допускаетсявыдвижение общей гипотезы и двух-трех частных гипотез, уточняющих.
9. Методы и методики исследования. Сначала описываются теоретические методы: анализ и синтез литературы по темам «…».Затем диагностические, к примеру анкетирование, тестирование,фокусированное групповое интервьюирование. Перечисляются методики.При перечислении тестов необходимо указывать автора теста, год разработки, приадаптации – автора адаптации методики. Если в исследовании используются авторские анкеты, то необходимо давать им название, или отмечать «анкета, направленная на изучение…». Затем отмечаются методы математической обработки: к примеру, корреляционныйанализ, с указанием конкретного коэффициента корреляции, кластерныйанализ, факторный анализ. Если студент создал авторскую модель илисхему (что не требуется, но допускается), то этот метод называется теоретическим моделированием.
10. База исследования и выборка исследования. Указывают количество участников выборки, их возраст (от – до), пол,при необходимости социальное, финансовое, семейное положение, профессию и должности. Если выборка сделана на одной базе (в одной школе,в одной фирме), то указывают и ее. Выборка должна репрезентативной (отангл., представительной) то есть соответствовать генеральной совокупности поосновным социальным параметрам, то есть, к примеру, при исследовании мотивации строителей в выборке должны быть строители разныхвозрастов, а не только молодые, и соотношение по полу должно быть строго таким, как в реальности. В противном случае в теме надо указать молодых строителей. Четко определите критерий формирования выборки.
11.Теоретические и методологические основы исследования -указывают тех авторов, на чьи концепции студент опирается. Обычно поодному-два ученых для каждого исследуемого явления.
12. Новизна исследования. Приветствуются элементы научной новизны.
13. Практическая значимость – это ответ на вопрос кому, где изачем на практике будут полезны результаты данного исследования. Именно результаты, а не тема, поэтому данный пункт введения обычно дописывают, когда исследование уже проведено.
14. Апробация работы – на каких конференциях, семинарах, собраниях были представлены результаты данного исследования. Если таковых не имеется, то данный пункт пропускается.
15. Структура работы: работа состоит из Х глав, введения и т.п.
3.3. Примерный план теоретической главы
Обычно объем первой главы – от 30 до 50 % от объема всей работы. Параграфы не делятся на пункты, а те – на подпункты.Первый параграф (1.1.) обычно посвящен самому главному титульному понятию и называется, к примеру, «теоретический анализ феномена Х в отечественной и зарубежной психологии». Второй параграф (1.2.) обычно посвящен второму, менее значимому титульному понятию. Третий – описанию известных в литературеособенностей взаимосвязи этих двух титульных понятий.Если одно из титульных понятий слишком широко, то оно представляется в двух параграфах. После первой главы делаются «Выводы по первой главе». По сути, это не выводы, а резюме, и пишется оно по алгоритму: (1) понятие Хисследовали следующие ученые… Вкачестве базовой мы выбрали концепцию психолога Иванова И.И. Приводится базовое определение первогопсихологического феномена. (2) понятие У исследовали следующие ученые… Мы придерживаемся взглядов ученого Петрова П.П. Приводится базовое определение второго исследуемого феномена. (3) Взаимосвязь исследуемых феноменов изучена недостаточно… (4) Теоретический анализпозволил нам сделать предположение, что…
3.4. Примерный план эмпирической главы
Вторая глава обычно называется «Эмпирическое исследованиевзаимосвязи Х и У». Особенно ценится, если объем второй главы большеобъема первой. Рекомендуемый объем – 50-65 % от объема всей работы.Первый параграф (2.1.) обычно посвящен описанию исследования. В него включают подробное описание выборки, хода исследования,всех методик.Второй параграф (2.2) обычно посвящен обработке и интерпретации результатов тех методик. Методики – этосредство достижения результата, а не сам результат, поэтому не надо смещать акценты и называть параграф «интерпретация методик на изучениемотивации» или «интерпретация теста Замфира». Называть параграф необходимо, исходя из того, что в нем описано, а не с помощью какого методаэто описано.Необходимо проинтерпретировать каждую цифру, полученнуюгруппой испытуемых в каждой методике. Если в исследовании принималиучастие две выборки, к примеру, контрольная и экспериментальная, тообычно сначала кратко интерпретируют свод данных в первой выборке,потом во второй, а потом подробно - попарно. По итогам каждого теста рекомендуется построить сводную диаграмму. Затем приводятся результаты статистической-математической обработки данных и их описание. Третий параграф посвящен рекомендациям психологам или клиентам, которые автор работы создает самостоятельно, на основе проведенного исследования. После второй главы делаются «Выводы по второй главе». Выводы по второй главе – это и есть выводы по исследованию: делают краткий, без цифр,вывод по каждой методике. Причем сначала по самой главной методике,соответствующей главному титульному понятию, потом по той, котораявторая по важности и т.п., затем по взаимосвязям (также без цифр). Проверкой правильности оформления выводов будет являться их полное соответствие задачам. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.
3.5. Заключение, список литературы и приложение
Заключение – это «введение наоборот»: оно пишется в свободнойформе, по алгоритму введения. В нем еще раз указывается, что исследование действительно актуально, цель работы достигнута, задачи решены,гипотеза подтверждена (или не подтверждена), выводы обоснованы, поскольку соответствуют теоретическому материалу и подкреплены математически. Далее дают субъектную характеристику процесса и результатасвоего труда. В заключении не следует касаться вопросов, которые выходят за рамки того, что было реально рассмотрено в работе. Необходимодать оценку эффективности исследования, указать на уже имеющиесяформы внедрения (если они имеют место), на то, где и как обсуждалисьматериалы работы, какая им дана оценка. Объем заключения не долженпревышать 3 страниц.
Список использованной литературы оформляется по установленному порядку. Он включает и себя все источники, накоторые есть ссылки в тексте работы, а также те важнейшие источники,которые были так или иначе были использованы, хотя и не приведены вссылках и примечаниях.
Приложения содержат в себе математические расчеты, тексты разработанных студентами анкет, карт наблюдения и другого диагностического инструментария.