Положение о научно-исследовательской работе учащихся

Содержание

1. Положение о научно-исследовательской работе учащихся ……………………4

2. Положение о проведении научно-практической конференции в МОУ «Лицей инновационных технологий» г. Хабаровска ..………….…...10

3. Структура научной работы ………………………………………………….11

4. Защита реферата …………………………………………………………….15

5. Правила оформления реферата ……………………………………………..18

6. Список литературы …………………………………………………………….24

7. Приложение ………………………………………………………………….25

Положение о научно-исследовательской работе учащихся

Общие положения

Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и про­цессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

· формирование интереса учащихся к научно-исследовательской деятель­ности, умений и навыков проведения исследований;

· развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;

· развитие творческого мышления и при­менение творческих способностей на практике;

· удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

· формирование мотивированного выбо­ра профессии, помощь в профессио­нальной и социальной адаптации.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

· постановку проблемы;

· изучение теории, связанной с выбранной темой;

· подбор методик исследования и практическое овладение ими;

· сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

· собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Учебное исследование и научное исследование.Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Структура научной работы

Объем школьной научной работы определяется количеством 15-20 печатных листов. Работа должна содержать:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение (обоснование выбранной темы);

· основная часть, представленная главами;

· заключение;

· список используемой литературы;

· приложение (при необходимости).

Титульный лист реферата должен содержать: название образовательного учреждения, название темы реферата, Ф.И.О. учащегося и руководителя, место и год написания. Пример оформления титульного листа реферата показан в приложении 1.

Оглавление (содержание) реферата – это перечисление глав реферата с указанием начальных страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Оглавление располагается на следующей странице после титульного листа на странице с номером 2.

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же определяются цели и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.

Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Окончательный текст введения лучше написать после завершения работы над основной частью, когда будут точно видны результаты проделанной работы. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.

Основная частьраскрывает тему реферата и строится согласно плану.

В основной части излагается СУТЬ ПРОБЛЕМЫ, РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА НЕЕ, СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРА реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

Если реферат представлен по точным дисциплинам, то его основная часть содержит:

1) Теоретическую часть, в которой рассматривается теория проблемы, современные представления в выбранном направлении.

2) Практическую часть, в которой приводятся:

· примеры применения признанной теории;

· анализ или сравнение различных теорий;

· предлагаются тексты и решения самостоятельно решенных задач;

· предлагаются модели экспериментальных установок;

· предлагаются оригинальные компьютерные программы;

· систематизируется фактический материал.

В заключении подводятся итоги работы, суммируются выводы, содержащие ЯСНЫЕ ОТВЕТЫ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ В ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСЫ, делаются СОБСТВЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение.

Список используемой литературы(не менее 5 - 10 источников) составляется по правилам библиографического описания (см. далее), в алфавитном порядке авторов статей или названий. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка. В списке использованной литературы фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата.

Приложение к реферату позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, карты, рисунки, если они занимают лист и более. Приложения располагаются после списка литературы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Тезисы

В тезисах необходимо в предельно краткой форме изложить основные положения исследовательской работы (без подробных комментариев) без указания списка использованной литературы (см. приложение 3). Объем текста тезисов – 1 страница.

Язык реферата

Язык реферата должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем…». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется…», «Думается, что…», «На наш взгляд…». В качестве языковых средств связи в тексте используются такие выражения: прежде всего…, следовательно…, тем не менее…, остановимся на…, во-первых… и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени

Критерии оценки рефератов

Реферат оценивается по следующим критериям:

· соблюдение требований к его оформлению: титульный лист, содержание, постановка задачи, методы решения, результаты проделанной работы, литература, приложения, наличие иллюстраций, таблиц диаграмм, схем;

· актуальность и значимость темы;

· формулировка цели и определение задач в научном исследовании;

· характеристика используемой литературы и первоисточников;

· четкость изложения выводов проделанного исследования (грамотное и логическое изложение материала);

· исследовательский подход к анализу про­блемы;

· научность и аналитическая культура;

· логика изложения материала;

· практическая значимость.

Защита реферата

Защита реферата – это публичное выступление, излагающее кратко содержание научных статей, результаты исследования какой-либо проблемы, итоги научной работы. Время защиты – 10 минут.

В этом выступлении до сведения слушателей доносятся итоги работы или законченные шаги, часть исследования, подступ к проблеме, объявление темы самой работы. Дальнейшее содержание выступления зависит от целей работы, содержания:

а) если главным в реферате было описание каких-либо явлений, фактов, процессов исследования, то в выступлении основным становится обзор научных источников, представление позиции, точки зрения исследователей по данной теме. Обзор предполагает не только представление, донесения до слушателя мысли исследователя, но и объяснение его позиции. Объяснение вытекает из глубокого постижения источника по данной проблеме, личностного подхода, умение увидеть зависимость взгляда от времени, общей ситуации, мировоззрения исследователя, принадлежности к определенной научной школе, направлению. После обзора представляется собственная точка зрения или выдвигается собственная версия, объясняющая ситуацию, и приводятся доказательства;

б) если целью реферата было раскрытие каких-либо научных положений, осмысление теорий, объяснение явлений, определение понятий, то основная часть выступления при защите посвящается представлению основных положений по проблеме, раскрытию свойств, наблюдений, сделанных другими людьми;

в) если сделано собственное практическое исследование, то главный акцент делается на нем. И прежде чем перейти к собственной позиции, необходимо выполнить краткий обзор литературы. Однако обзор делается, с учетом собственных наработок. Что увидели исследователи том или ином явлении? В чем ценность их работы? Какие вопросы остались нерешенными? Как видим, данный обзор предполагает критическое осмысление реферируемых источников. Далее слушателям предлагаются результаты собственных наблюдений по мало изученным проблемам, аспектам с тем обязательным приведением примеров, доказательств, осмыслением опытов и выводам, сделанным из собственных наблюдений. При таком виде работы (когда главное – собственное исследование) возможен иной вариант построения работы и защиты. Первая часть дает теоретическое обоснование. При таком подходе критический анализ не нужен: мы принимаем исходное положение, оно становится для нас аксиомой. Практические наблюдения подтверждают теорию, являются доказательствами, порой необычными и оригинальными.

Таким образом, структура любого из перечисленных видов выступления при защите реферата слагается, выстраивается из следующих элементов:

а) Объявление темы исследования.

б) актуальность темы (общественная значимость) и причина выбора темы (личная значимость);

в) Обзор литературы, источников, осмысление позиций, взглядов авторов научных работ по данной проблеме, теме, личностная позиция.

г) Проговаривание целей собственного исследования, исследования других.

д) Собственная позиция, взгляд, заключающийся либо в присоединении к точке зрения исследователя и мотивировании, доказательстве такой позиции, либо в утверждении собственных версий, мыслей с обязательным доказательством.

е) Вывод по работе: какие вопросы решили, что осталось неисследованным, каковы перспективы.

Параметры страницы

Реферат должен быть напечатан на компьютере на одной стороне листа

формата А4. Параметры страницы устанавливаются следующими:

· поля: левое – 3 см; правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см.;

· интервал межстрочный – полуторный;

· основной шрифт – Times New Roman 14 пунктов;

· расстояние между заголовками и текстом – 1,5 см. (интервал 18 пт).

Оформление ссылок

При оформлении работы необходимо делать ссылки на источники заимствования мате­риала. При этом следует ориентироваться на более поздние издания и публикации. В реферате желательно использовать внутри текстовые ссылки. В этом случае после упоминания источника или цитаты из него в квадратных скобках ставится номер, под которым данный источник стоит в списке литературы. Например: «В.Д. Иванов [12], вслед за Б.М. Петровым [35], считает...».

Оформление цитат

Для подтверждения собственных доводов или для критического разбора какого-либо положения следует приводить цитату. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитиро­вании допускается без искажения логики текста и обозначается многоточием. Текст цитаты заключается в кавычки и делается сноска на источник с указанием стра­ницы. Сноски следуют сразу после цитаты в квадратных скобках, используя список литературы представленный в конце реферата. Первая цифра указывает номер источника в списке литературы, а вторая – страницу цитируемого. Например [6, с. 47].

В случаях, когда в тексте исследовательской работы излагается содержание авторской мысли своими словами, то в сноске добавляются начальные слова «См.», «См. об этом». Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. При пересказе, изложении мыслей автора необходимо быть предельно точным и давать соответствующие ссылки на ис­точник.

Оформление формул

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы располагают на отдельных строках. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значе­ния, размещают в подбор. Нумеровать следует важные формулы, на которые имеются ссылки в тексте. Порядковые номера формул проставляются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Ссылки на формулы в тексте обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках. Например: « в формуле (3.7)...»

Оформление таблиц, схем

Таблицы, схемы размещаются в тексте так, чтобы было удобно ими пользоваться, т.е. сразу же за текстом, где приводится ссылка на таблицу.

Они должны иметь единую нумерацию на протяжении всей работы и краткие заголовки, поясняющие их содержание.

Над каждой таблицей помещается слово "Таблица", выровненное по правому краю и порядковый номер. Ниже идет заголовок (название таблицы, отражающее ее содержание).

Таблицы, схемы могут иметь либо сквоз­ную нумерацию («Таблица 5»), либо по главную нумерацию («Таблица 2.3»), где первая цифра указывает номер главы, а вторая - номер таблицы в этой главе. Если в работетолько одна таблица,то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут.На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в табл. 3.2». Аналогично размещаются внутри текста схемы (надпись "Схема", порядковый номер, название).

В приложениях нуме­рация таблиц и схем начинается заново.

Оформление иллюстраций

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, чертежи, фотографии и т.п.Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку (например: «см. рис. 7»).

Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1. Условное сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание.

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст).

Иллюстрации могут иметь либо сквоз­ную нумерацию («Рис. 5»), либо по главную нумерацию («Рис. 2.3»), где первая цифра указывает номер главы, а вторая - номер рисунка в этой главе. Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

При обилии иллюстрированных материалов целесообразно оформить их в виде приложения к реферату. В приложениях нуме­рация иллюстраций начинается заново.

Списки

Списки могут быть либо нумерованные, либо маркированные.

В нумерованных списках каждое предложение начинается с прописной буквы, а в конце ставится точка.

В маркированных списках в конце ставится точка с запятой, а каждое новое предложение пишется со строчной буквы.

Общие правила оформления списка литературы

Список литературы оформляется по определённым правилам. Список нумеруется, вначале записывается автор, затем название книги или статьи (без кавычек). Фамилия автора отделяется от имени, имени и отчества, запятой. После названия ставится косая черта , пробел и повторяется фамилия автора ,точка, пробел, длинное тире, пробел, город, двоеточие, издательство, запятая, год издания (без буквы «г.»)., точка, тире ,количество страниц или конкретные страницы. Если город издания Москва или Санкт-Петербург, то город сокращается до буквы («М.») или нескольких букв («СПб.»).

Если произведение написано двумя или тремя авторами, в заголовке приводят фамилию только одного автора, указанного первым, затем указывается название произведения и после косой черты / повторяются фамилии первого и добавляется фамилия второго авторов.

Если произведение написано четырьмя и более авторами описание книги составляют под заглавием. Сначала пишется название книги, затем за косой чертой / перечисляются фамилии трех авторов, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

Название статьи из газет, журналов или других периодических изданий отделяется двойной наклонной чертой, указывается номер выпуска и страницы.

Порядок размещения названия книг и других документов может быть алфавитным, хронологическим, тематическим. Внутри тематических рубрик нужно соблюдать или алфавитный, или хронологический принцип расположения названий.

Перечень литературы и других документов пишут с красной строки, вторую и последующие строки пишут от края левого поля ( от нулевого положения табулятора).

Информация, размещенная на странице в Интернете, является электронным ресурсом удаленного доступа. Описание электронных ресурсов локального и удаленного доступа регулируется ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». Выдержки из документа:

1) Основное заглавие является главным заглавием электронного ресурса и воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации, например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

2) Общее обозначение материала: [Электронный ресурс]

3) Сведения об ответственности могут состоять из имен лиц и наименований организаций с сопроводительными словами или коротким текстом, уточняющим их роль в создании электронного ресурса, либо без таковых слов и текста, например: / авт. курса, А. Сигалов или / Рос. гос. гуманитар. ун-т

4) Обозначение вида ресурса, например: Электрон. журн., Электрон. текстовые дан. и т.п.

5) Место издания, имя издателя, дата издания, например: М.: Интерсофт, 1999.

6) Примечание о режиме доступа (обязательно) – здесь указывается полный адрес интернет-страницы и условия доступа (свободный или платный).

7) Примечание об источнике основного заглавия (обязательно), например: — Загл. с экрана, Загл. с домашней страницы Интернета и т.п.

Примеры библиографического описания

Книга с одним автором

1. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского / М.М.Бахтин - М.: Альконст, 1994.-172с.

Статья из книги, сборника

5. Гениева, Е.Ю. На пути к «открытому обществу» / Е.Ю. Гениева // Читающая Россия: Мифы и реальность: По материалам Рос. науч.–практ. конф., Москва, дек. 1996 г. –М., 1997. – С.26-31.

Статья из журналов и газет

6. Поздняков, А.И. Информатика как комплексная научно-техническая дисциплина / А.И. Поздняков // Вопросы философии. – 1996. - №5. – С.62-70.

Информация из Интернета

7. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе [Электронный ресурс] / Центр "Информика"; Смольникова И.А. – Электрон. дан. – 2005 – Режим доступа: http://www.informika.ru/text/school/its.html - Загл. с экрана.

Список литературы

1. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат/ Ю.Г. Волков – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 128 с.

2. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие/ / Сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Харвест, 1999. – 176 с.

3. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления.

Приложение 1

Пример оформления титульного листа

Положение о научно-исследовательской работе учащихся - student2.ru

Приложение 2

Примеры оформления содержания реферата.

Положение о научно-исследовательской работе учащихся - student2.ru

Положение о научно-исследовательской работе учащихся - student2.ru

Приложение 3

Пример оформления тезисов.

 
  Положение о научно-исследовательской работе учащихся - student2.ru

Содержание

1. Положение о научно-исследовательской работе учащихся ……………………4

2. Положение о проведении научно-практической конференции в МОУ «Лицей инновационных технологий» г. Хабаровска ..………….…...10

3. Структура научной работы ………………………………………………….11

4. Защита реферата …………………………………………………………….15

5. Правила оформления реферата ……………………………………………..18

6. Список литературы …………………………………………………………….24

7. Приложение ………………………………………………………………….25

Положение о научно-исследовательской работе учащихся

Общие положения

Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и про­цессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

· формирование интереса учащихся к научно-исследовательской деятель­ности, умений и навыков проведения исследований;

· развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;

· развитие творческого мышления и при­менение творческих способностей на практике;

· удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

· формирование мотивированного выбо­ра профессии, помощь в профессио­нальной и социальной адаптации.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

· постановку проблемы;

· изучение теории, связанной с выбранной темой;

· подбор методик исследования и практическое овладение ими;

· сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

· собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Учебное исследование и научное исследование.Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Наши рекомендации