Работе методической и инновационной

__________ Е.М. Садыкова работе

___ _________________2009 _________________О.Ю. Нисман

_______ ________________2009

Разработали:преподаватель немецкого языка

ФГОУ СПО СППК Л.Е. Гладова

преподаватель немецкого языка

ФГОУ СПО СППК И.А. Комиссарова

Рецензенты: преподаватель иностранных языков

ФГОУ СПО СППК кандидат филологических наук Н.В. Маркина

доцент кафедры немецкой филологии Сам ГУ

кандидат филологических наук Г. В. Кучумова

Методические указания по выполнению дипломной работы предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Теория и методика преподавания иностранных языков», содержат основные требования по выполнению и оформлению дипломной работы – выпускной квалификационной работы, завершающей обучение в профессионально-педагогическом колледже.

Содержание данных методических указаний ориентировано на студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык», и определено с учетом наиболее типичных ошибок, которые допускают студенты при написании дипломных работ.

Методические указания по выполнению дипломной работы составлено в соответствии с ГОС СПО.

Настоящее пособие адресовано студентам всех форм обучения.

МП.0377.2009

© ФГОУ СПО Самарский

профессионально-педагогический колледж

 
  Работе методической и инновационной - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...................................................................................... 5

Общие положения ...................................................................... 7

Структура и содержание дипломной работы .......................... 10

Алгоритм выполнения дипломного исследования ................ 31

Язык и стиль дипломного исследования ................................. 58

Оформление дипломной работы .............................................. 67

Подготовка к защите и защита дипломной работы ................ 71

Литература .................................................................................. 75

Приложения ................................................................................ 78

       
  Работе методической и инновационной - student2.ru
 
    Работе методической и инновационной - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

Дипломная работа является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе. С учетом результатов ее выполнения и защиты Государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении выпускникам квалификации и выдаче диплома. Требования к выполнению дипломных работ (проектов) изложены в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 10.07.1998 №12-52-111 ин/12-23 «О рекомендациях по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования».

Выполнение дипломных работ в педагогическом колледже – важное условие совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов. Работа студента над дипломным исследованием связана с углубленным изучением теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции студентов.

Большое влияние на формирование профессионально-педагогических качеств будущих педагогов оказывает выполнение дипломной работы по профилю специальности, так как подготовка такой дипломной работы требует от студента не только совершенствования педагогических и специальных знаний, но и ознакомления с передовым опытом работы педагогов-мастеров, определения возможных путей разрешения выделенной проблемы, практического воплощения оптимального способа решения проблемы посредством опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, у будущих педагогов развиваются умения самостоятельного изучения научной и другой литературы по проблеме, навыки ведения научно-исследовательской работы, что способствует формированию творческой личности педагога-исследователя.

Дипломная работа выполняется на заключительном этапе обучения в колледже. Как правило, ей предшествует написание рефератов, курсовых работ, поэтому студенты уже имеют представление об основных правилах работы с научным текстом и организации научного исследования.

Однако дипломная работа – это более высокий уровень самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов, она существенно отличается не только от реферата, но и от курсовой работы. Поэтому при выполнении дипломного исследования студенты сталкиваются с рядом трудностей. Трудности связаны прежде всего с порядком выполнения дипломной работы, с проведением эксперимента, с изложением его результатов, с оформлением методологии исследования, с подготовкой к защите. Эти и многие другие вопросы рассматриваются в данном методическом пособии, целью которого является оказание практической помощи студентам в процессе выполнения ими дипломной работы.




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дипломная работа по дисциплине «Теория и методика преподавания иностранного языка» является основным видом квалификационной работы для студента. Дипломная работа – самостоятельное научное исследование, подводящее итог изучению дисциплин по учебному плану колледжа и являющееся основным подтверждением присваиваемой квалификации на заключительном этапе обучения. Дипломная работа (или как ее еще называют – выпускная квалификационная работа) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение в педагогическом колледже.

Дипломная работа – завершающий и важный этап учебного процесса. Ответственность за ее подготовку несет прежде всего сам студент. Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы и поэтому не должен поправлять допускаемые студентом теоретические, методические, стилистические, и другие ошибки.

Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформления дипломной работы полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.

Дипломная работа определяет, прежде всего, глубину теоретических знаний, полученных студентами за весь период обучения по методике преподавания иностранных языков, и готовность к их практической реализации в профессиональной деятельности. Дипломная работа носит комплексный характер и должна показать как уровень теоретической подготовки студента, так и приобретенные навыки по самостоятельному решению практических задач.

Прежде всего, студент – выпускник должен подготовить дипломную работу, отвечающую следующим целям завершения обучения:

· систематизации, закрепление и углубление теоретических и практических знаний студентами по избранной специальности;

· развитие навыков самостоятельной научной работы (планирование и проведение исследований, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление) и овладения методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов;

· умение применять теоретические и практические знания для решения конкретных практических задач в области профессиональной деятельности.

Дипломная работа должна отвечать ряду обязательных требований:

· самостоятельность исследования;

· анализ литературы по теме исследования

· связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практики деятельности;

· наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;

· логичность изложения, убедительность представленного материала, аргументированность выводов и обобщений;

· научно-практическая значимость работы.

Дипломная работа по дисциплине «Теория и методика изучения иностранных языков» – самостоятельное научное исследование проблем, связанных с обучением иностранным языкам и их изучением.

Она включает анализ научной литературы, выявление общих подходов к решению конкретной проблемы и опытно-экспериментальную работу, проведенную непосредственно студентом.

Дипломная работа по дисциплине «Теория и методика изучения иностранных языков» показывает, в какой степени студент владеет теоретическими знаниями и практическими навыками в области данной дисциплины и смежных с нею дисциплин, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой научно-педагогического исследования, понятийным аппаратом, как ориентируется в литературе. Опытная проверка выдвигаемых в дипломной работе положений требует от студента умения изучить и обобщить педагогический опыт, а также подготовить, провести и проанализировать собственный педагогический эксперимент и впоследствии воплотить в практику своей деятельности его результаты. Это своеобразный отчет студента, в котором отражается степень его готовности к педагогической исследовательской деятельности.

При выполнении дипломной работы студент должен показать умения:

▪ обнаруживать и формулировать проблему исследования;

▪ анализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования;

▪ определять цели и задачи исследования, выдвигать его гипотезу, выбирать адекватные предмету исследования методы;

▪ четко формулировать методологические характеристики исследования;

▪ разрабатывать и проводить педагогический эксперимент;

▪ сопоставлять данные, полученные на начальном и завершающем этапе эксперимента;

▪ обобщать результаты исследования, делать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы;

▪ оформить дипломную работу в соответствии с требованиями стандарта.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Объем дипломной работы составляет не менее 50-70 страниц печатного текста (без приложений). Ее конкретное содержание, количество и состав разделов обусловлены избранной темой, особенностями объекта исследования, объемом и характером используемого материала.

Существуют различные подходы к определению структуры дипломной работы. Мы остановимся на структуре, согласно которой дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и приложений. Причем в первой главе освящается теория вопроса и показывается констатирующий этап эксперимента, вторая глава содержит формирующий и контрольный этапы экспериментальной работы по разрешению проблемы исследования. Такая структура дипломной работы, на наш взгляд, позволяет наиболее ясно и четко показать эффективность проведенного исследования посредством сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Итак, рекомендуется следующая структура дипломной работы:

1. Титульный лист (Приложение № 1).

2. Лист содержания (Приложение № 2).

3. Введение.

4. Глава I (содержит от двух до четырех параграфов).

5. Выводы по главе I.

6. Глава II (содержит два-три параграфа).

7. Выводы по главе II

8. Заключение.

9. Список использованной литературы

10. Приложения (если есть такая необходимость).

ВВЕДЕНИЕ – это вступительная часть научно-исследовательской работы, его цель краткое ознакомление с основным содержанием работы. Как показывает опыт, наибольшую трудность для студентов представляет именно написание введения, так как здесь содержатся методологические характеристики исследования: проблема, актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза, научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость. Остановимся на данном аспекте дипломной работы более подробно.

Проблема исследования. Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопросы: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Например:

Как показывает опыт образовательных учреждений, существует противоречие между признанием преподавателями перевода доминирующим в процессе обучения и отрицанием целесообразности его использования. Стремление найти разрешение противоречия и определило проблему нашего исследования.

Проблема находит свое отражение в теме научной работы, поэтому более правильно сначала совместно с научным руководителем определить проблему, а затем на ее основе формулировать тему исследования. Как показывает опыт, чаще всего научный руководитель предлагает студентам уже готовую тему дипломной работы, в этом случае, проблема формулируется исходя из данной темы. Более подробно на выборе темы дипломной работы мы остановимся ниже.

Выдвижение проблемы и формулирование темы научного исследования предполагают обоснование актуальности исследования. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо убедительно показать, что именно данная тема среди уже исследованных, является самой насущной в работах теоретико-прикладного характера. Важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуально для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущным потребностям практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

В качестве примера краткого, но четкого обоснования актуальности направления и темы исследования приведем отрывок из работы на тему «Роль и место учебного перевода в системе обучения иностранным языкам»:

Актуальность темы исследования определяется тем, что наша страна в настоящее время активно сотрудничает с зарубежными предпринимателями, в последние годы возникла необходимость изучения иностранных языков. В связи с этим, стали рождаться различного рода теории изучения иностранных языков путём перевода. Предлагаемая работа также нацелена на определенный вклад в решение данной проблемы.

В своей работе мы будем опираться на труды ведущих исследователей в этой области: Л.С.Бархударова, В.Н. Комиссарова, Р.К. Миньяр-Белоручева, Ж.Р.Бер, Л.В.Щерба, В.Ю.Розенцвейг и др.

Объект и предмет исследования. Педагогическая действительность бесконечно разнообразна. Исследователь же должен получить некоторые конечные результаты в ее изучении. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный, ключевой пункт, аспект или связь, он может «размыться», т.е. пойти сразу во всех направлениях. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, всю объективную сферу, на которую направлено внимание исследователя, а с другой – то, относительно чего он обязуется получить новое педагогическое знание.

Для решения конкретных задач исследования потребуется привлечь многие другие, уже не новые, знания, полученные наукой, и не только педагогической.

Но новое слово будет сказано лишь в чем-то одном, выделяемом как специальный и оригинальный предмет изучения, и это будет реальный вклад в педагогическую науку. Когда это условие остается без внимания исследователя, как раз и получается, что его выводы повторяют общеизвестные положения. А это означает, что исследования фактически не состоялось, т.к. не достигнута конечная цель, ради которой оно, собственно, и проводилось – получение нового знания. Следует помнить, что дипломная работа – не просто обобщение существующего опыта, это полноценное научное исследование, призванное внести определенный вклад в педагогическую науку.

Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

Например:

Объектом исследования является перевод, как средство и способ обучения иностранному языку в средней школе.

Предметом исследования является сравнение беспереводного и переводного способов обучения иностранному языку (тема «Роль и место учебного перевода в системе обучения иностранным языкам»)

Или:

Объект исследования - процесс изучения немецкого языка как иностранного.

Предмет исследования – роль родного языка в процессе изучения иностранного языка (тема «Методика сопоставительного изучения родного и иностранного языков»)

Цель и задачи исследования. Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, исследователь представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Намечая логику своего исследования, он формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута.

Наиболее типичны следующие цели:

· определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

· выявление взаимосвязи явлений;

· изучение динамики явлений;

· описание нового эффекта, явления;

· обобщение, выявление общих закономерностей;

· создание классификаций, типологий;

· создание методики;

· адаптация методик.

Приведем примеры целей и соответствующих им задач исследования:

Цель исследования – выявление зон межъязыковой интерференции и прогнозирование трудностей усвоения иностранного (немецкого) языка; выделение того, что «мешает» учащимся изучить данный иностранный язык, и того, что «помогает» этому (тема «Методика сопоставительного изучения родного и иностранного языков»)

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность сопоставительной методики.

2. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

3. Осветить межъязыковую интерференцию на основе экспериментального исследования.

4. Разработать комплекс упражнений, направленных на преодоление интерферирующего влияния родного языка.

Проанализировать эффективность экспериментальной работы по сопоставительному изучению иностранного (немецкого) языка и родного (русского)

Или:

Целью является изучение перевода, как одного из значимых средств обучения иностранным языкам

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования

2. Выявить необходимость перевода при изучении иностранных языков.

3. Рассмотреть трудности, возникающие при обучении иностранному языку с применением перевода и постараться найти пути их преодоления (тема «Роль и место учебного перевода в системе обучения иностранным языкам»)

Гипотеза исследования– это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему, или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Уже поэтому для того, чтобы выдвинуть гипотезу нужно достаточно много знать об исследуемом объекте. Только тогда можно выдвинуть предположение или какое-либо теоретическое представление, которое нужно доказать. Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в первую очередь в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие.

Научные истины всегда парадоксальны. Гипотеза, будучи средством перехода от старого знания к новому, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. Во всяком случаи то, что и так всем очевидно, что не требует доказательства – не гипотеза.

Гипотеза исследования может формулироваться двумя способами. Первый способ, когда выдвигается определенное положение, а затем по пунктам, рубриками перечисляются условия, при соблюдении которых данное положение подтверждается, становится реальностью .Например :

Гипотеза исследования – тщательное системное изучение положительной и отрицательной роли интерференции родного языка в процессе обучения иностранному языку будет успешным, если:

- предугадать и предотвратить типичные ошибки, которые могут возникать у учащихся при изучении иностранного языка;

- разумно использовать при этом параллели с родным языком.

(тема «Методика сопоставительного изучения родного и иностранного языков»)

Второй способ формулировки гипотезы не требует перечисления по рубрикам условий, способствующих ее доказательству. Например:

Гипотеза исследования. Качественное улучшение понимания грамматической стороны при обучении иностранному языку будет успешным, если работать над преодолением трудностей, возникающих при чтении, правильном понимании иноязычных текстов на аутентичном материале и при осуществлении дифференцированного подхода к обучению (тема «Трудности грамматической системы немецкого языка для русскоговорящих учащихся и их преодоление на занятиях»)

На наш взгляд, более целесообразно формулировать гипотезу с помощью первого способа, т.к. в этом случае ясно, подробно и логично прописываются позиции, способствующие доказательству выдвигаемого предположения.

Научная новизна исследования. Необходимости получения нового знания подчинен весь. В первом приближении вопрос о новизне возникает еще на стадии определения предмета – нужно обозначить, относительно чего будет получено новое знание. Новое знание в виде предположения о нем выдвигается в гипотезе. Но когда работа выполнена, при осмыслении и оценке сделанного, нужно дать конкретный ответ на вопрос о новизне исследования: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы. И здесь проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен предмет исследования, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил впервые, каков его конкретный вклад в науку.

Различают два способа представления новизны исследования: описание новизны и ее содержательное изложение.

Как правило, новизна пишется на основании задач, поставленных автором работы вначале. Для дипломной работы вполне достаточно описания новизны, т.е. простого описания (упоминания) полученных исследователем результатов.

Например:

Научная новизна исследования заключается в том, методика обучения навыкам владения грамматической системой непосредственно связывается с чтением аутентичных текстов по специальности на всех этапах становления и развития рецептивных грамматических навыков(тема «Трудности грамматической системы немецкого языка для русскоговорящих учащихся и их преодоление на занятиях»)

Однако если студент хочет показать более высокий уровень своего исследования, он может использовать в своей работе содержательное изложение новых результатов, объединенное с их описанием.

Теоретическая значимость исследования – это определение значения полученных в процессе исследования результатов. Такое определение должно быть содержательным и конкретным. Необходимо показать для какого участка науки имеет значение полученный результат, и в каком отношении новые знания совершенствуют этот участок.

Значение полученных результатов для науки определяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли знания вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание. Имеется в виду вклад не просто в решение избранной проблемы, но в более широкую область.

Эта теоретическая значимость, как методологическая характеристика, отличается от новизны тем, что если новизна исследования – это новое знание, полученное исследователем, то теоретическая значимость – это такое знание, которое входит (может войти) в состав методологического обеспечения другого исследования. Новизна исследования показывает личный вклад исследователя. Теоретическая значимость – это тоже личный вклад, но для всех, кто будет в дальнейшем использовать полученное исследователем теоретическое и эмпирическое знание.

Можно привести следующие примеры определения теоретической значимости исследования:

Теоретическая значимость. Результаты исследования позволят осуществить широкий подход к решению вопроса о методическом использовании родного языка и явлений интерференции языков в учебном процессе (тема «Методика сопоставительного изучения родного и иностранного языков»)

Практическая значимость исследования – это также определение значения результатов, полученных в процессе исследования, но в отличие от теоретической значимости, здесь нужно показать, для какого участка практики имеет значение полученный результат, и в каком отношении новые знания совершенствуют этот участок.

Определяя значение проведенного исследования для практики, т.е. его практическую значимость, исследователь отвечает на вопрос:

«Какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?» Поэтому простое упоминание о том, где можно использовать результаты исследования, недостаточно, поскольку оно не дает представления о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой работы.

Приведем примеры определения практической значимости исследования:

Практическая значимость исследования. Приведенные материалы должны служить иллюстрацией того, как результаты описания иностранного и родного языков могут получить конкретное методическое воплощение

(тема «Методика сопоставительного изучения родного и иностранного языков»)

Или:

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование педагогической деятельности в аспекте формирования навыков перевода у учащихся ( тема «Роль и место учебного перевода в системе обучения иностранным языкам»)

Помимо рассмотренных методологических характеристик во введении в обязательном порядке перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ педагогической, лингвистической, методической литературы; экспериментальные методы (констатирующий); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности (тема «Роль и место учебного перевода в системе обучения иностранного языка»)

Данная характеристика методов исследования является стандартной и может быть использована в любой дипломной работе с небольшими изменениями, касающихся отдельных методов исследования, применяемых в конкретной работе.

Кроме того, во введении упоминается база проведения исследования. Это то образовательное учреждение, в котором которого проводилась исследовательская работа.

Например:

Базой исследования является школа № 54 Октябрьского района г. Самары.

Заканчивается введение краткой характеристикой структуры работы:

Структура дипломной работы соответствует логике исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографию, прило­жения.

Эта стандартная фраза также может быть использована в любой дипломной работе.

Таким образом, мы раскрыли содержание введения, как части дипломного исследования, однако, не менее важной является структура введения. Традиционно сложилась следующая структура введения дипломной работы: актуальность – противоречие – проблема – объект – предмет – цель – гипотеза – задачи – новизна – теоретическая значимость – практическая значимость – методы исследования – база – структура работы.

Объем введения – 3-6 страниц.

Нами было представлено достаточно много примеров написания методологических характеристик, составляющих содержание введения.

ГЛАВА I. Традиционно в первой главе представлены теоретическая база исследования и констатирующий этап эксперимента. Здесь проводится тщательный обзор и критическое изложение истории вопроса, т.е. раскрываются история и теория исследуемой проблемы, делается критический анализ литературы и представляется позиция автора. Анализируя литературу по проблеме, не следует стремиться к изложению всего прочитанного материала, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с целями и задачами дипломной работы.

Аналитический обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное учеными, определять главное в современном состоянии изученности проблемы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности. Поэтому анализ литературы должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по разным источникам, в нем должна быть представлена сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы.

Поскольку дипломная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор научной литературы следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всему направлению в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно автору дипломного исследования из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к исследуемой проблеме, должны быть проанализированы.

Изучение литературы по теме рекомендуется начинать с тех трудов, где данная тема освещается наиболее полно, а затем переходить к отдельным статьям, рассматривать специальные вопросы, то есть идти от общего к частному, от менее сложного к более сложному. В первой главе описывается также понятийный аппарат, которым оперирует исследователь: даются определения основных явлений и категорий, рассматриваемых в работе, раскрываются их сущность и содержание, поясняются общепринятые термины, принимаются рабочие термины, используемые в данной конкретной работе.

Анализу литературы по проблеме исследования посвящаются первые два-три параграфа главы.

Последний параграф первой главы содержит описание и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, цель которого – показать наличное состояние изучаемой проблемы в конкретном образовательном учреждении.

Сначала представляется база проведения эксперимента: наименование образовательного учреждения, подробная характеристика испытуемых, возраст, количество учеников.

Затем описывается материал, используемый в опытной работе, прежде всего – методы исследования. Это может быть наблюдение, анкета, беседа, интервью, тест и т.д. Обычно в дипломной работе используется не один какой-то метод, а совокупность методов исследования, которая называется исследовательской методикой. Должно быть представлено полное описание данной методики. Это описание лучше всего поместить в приложении, сославшись в тексте параграфа на номер этого приложения. Можно брать готовые методики или на их основе разработать что-то свое. Обычно авторами дипломных работ разрабатываются анкеты. Затем описывается процедура проведения данной методики с испытуемыми, и, наконец, анализируются полученные результаты. Довольно распространенной ошибкой при этом является то, что авторы дипломных работ лишь констатируют результаты, не анализируя их.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I – это итог работы над первой частью дипломного исследования. Они необходимы для упорядочения и систематизации написанного в главе. Для того чтобы написать выводы, надо разбить написанный материал на смысловые части (эти части не совпадают с параграфами, обычно их больше, чем параграфов) и подвести итог каждой из них. Выводы оформляются рубриками и нумеруются. При написании выводов используются такие слова как «выявлено», «установлено», «обосновано», «определено», «в результате анализа научной литературы установлено (раскрыто и т.д.)».

Приведем пример из работы на тему « Роль и место учебного перевода в системе обучения иностранным языкам»

1. Установлено, что перевод всегда имеет место в процессе овладения иностранным языкам, но в зависимости от избираемого способа обучения он выступает в различных формах.

2. Выявлено, что при «беспереводном» пути обучения перевод для себя присутствует , но в скрытом виде.

3. В результате анализа и осмысления научной литературы установлено, что при «беспереводном» обучении интерференция проявляется особенно сильно ( из-за несовпадения грамматических структур родного и иностранного языков).

4. Определено, что перевод включен в учебную деятельность, так как в учебном процессе перевод стоит в одном ряду с другими видами учебной работы.

5. Установлено, что присутствие внутреннего перевода необходимо в процессе овладения иностранным языком ( по мере усвоения и автоматизирования языковых явлений внутренний перевод исчезает).

ГЛАВА II включает в себя формирующий и контрольный этапы эксперимента. Глава обычно содержит два или три параграфа.

Если глава состоит из трех параграфов, то в первом параграфе подробно описываются подходы к решению данной проблемы, т.е. кто из ученых, педагогов-практиков что сделал для решения данной конкретной проблемы, какие методы обучения, воспитания, комплексы методов можно использовать для ее разрешения.

Во втором параграфе автор дипломной работы описывает формирующий этап эксперимента, т.е. собственную деятельность по решению проблемы. Это может быть система уроков, мероприятия, игр и т.д.

Важно помнить, что решению любой проблемы воспитания и обучения детей может способствовать лишь система работы, а не отдельные мероприятия, не отдельные уроки, именно система, построенная на определенных принципах, последовательно и систематически проводимая в жизнь. Вовсе не обязательно, чтобы автор самостоятельно разработал ее «от» и «до».

Можно творчески использовать имеющийся опыт, но именно творчески. Не просто копировать то, что сделано другими, а обязательно привнести, пусть немного, но что-то свое. Описание системы работы сопровождается описанием фрагментов уроков и воспитательных мероприятий, игр, упражнений и т.д. и их анализом с точки зрения достижения цели и задач дипломного исследования. В приложении данные уроки и мероприятия, игры и др. могут быть представлены полностью, разумеется, не все (их может быть довольно много), но наиболее яркие, интересные в рамках решения конкретной проблемы исследования. Нужно помнить, что э

Наши рекомендации