Вся материя имеет свойство отражения
Виды отражения:
| |||
мозг, нервная система
|
органическая материя
|
неорганическая материя
Особенности психического отражения:
а) психическое отражение - это активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс познания этого мира;
б) психика - единство объективного и субъективного, это субъективный образ объективного мира;
в) психическое отражение - это правильное отражение, критерием правильности психического отражения является практика.
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
|
психология труда социальная
военная психология спорта
космическая юридическая
патопсихология зоопсихология
инженерная медицинская и др.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод –способ действия.
Метод психологического исследования –способ изучение психических процессов и психологических особенностей человека, различных видов деятельности (способ лучения научной информации).
Методы
Основные: Дополнительные (частные):
наблюдение беседа
эксперимент анкетирование
тестирование
изучение продуктов деятельности
социометрия
Наблюдение – целенаправленное, планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов. Является наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования.
Эксперимент — исследование каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы в специально созданных условиях. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:
– констатирующий (изучение состояния педагогического явления);
– формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);
– контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).
Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов. Значительно реже используется интервьюирование – односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.
Анкетирование- метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.
Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.
Метод изучения педагогической документации и продуктов детской (творческой) деятельностипозволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.
Социометрические методыпозволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.
Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективныминеобходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.
№ | Название метода | Определение | Краткая характеристика (требования) | Преимущества (положительное) | Недостатки (негативное) |
МОЗГ И ПСИХИКА