Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ

Цель работы: экспериментальное исследование изменения потребления реактивной мощности асинхронными электродвигателями при отклонении напряжения от номинального значения и определение по опытным данным статических характеристик асинхронных электродвигателей.

Краткие методические указания.

Во время работы систем электроснабжения происходит изменение напряжения на зажимах работающих электроприемников, в том числе и у асинхронных электродвигателей (АД), составляющих значительную часть нагрузки промышленных предприятий. Поэтому при решении тех или иных задач эксплуатации систем электроснабжения часто требуется проводить анализ работы АД при отклонении напряжения от номинального значения.

Для выполнения такого анализа удобно использовать статическую характеристику – зависимость потребления реактивной мощности от значения напряжения, подведенного к АД. Статические характеристики АД имеют сложный характер, так как их вид зависит от номинальной мощности АД, коэффициента загрузки, характеристики момента сопротивления со стороны производственного механизма и т.д.

В лабораторной работе экспериментальное определение зависимости потребления мощности от напряжения выполняется по схеме, приведенной на рис.1. В этой схеме нагрузка на валу АД создается с помощью машины постоянного тока (МПТ). Эта нагрузка изменяется путем регулирования напряжения питания МПТ.

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru

Рис.1. Схема проведения опыта по изучению статической характеристики АД

Порядок выполнения работы.

1. Собрать схему для определения статических характеристик АД, обмотки АД соединить вD.

2. Подать напряжение на собранную схему, установить междуфазное напряжение на выходе регулировочного трансформатора, равное 220 В. Напряжение питания МПТ установит равное нулю.

3.Подключить АД к схеме, проверить направление вращения, оно должно быть левым (стрелка измерителя частоты вращения должна отклониться влево). Если направление вращения правое, то отключить АД от схемы и поменять местами два провода.

4. Изменяя питающее напряжение с помощью регулировочного трансформатора, записывать показания вольтметра и утроенное показание ваттметра в таблицу 1.

Построить графики зависимости Q=f(U).

5. Перевести полученные значения реактивной мощности и напряжения в относительные единицы по следующим формулам:

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru , (1)

где Q – текущее значение потребляемой активной мощности;

Q220 – значение реактивной мощности, потребляемой нагрузкой при величине питающего напряжения 220 В.

Таблица 1. Зависимость потребления мощности АД от напряжения питания

Q, вар          
U, В          
асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru          
асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru          

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru , (2)

где U – текущее значение питающего напряжения.

6. Снова установить междуфазное напряжение на выходе регулирующего трансформатора, равное 220 В. Создать нагрузку на валу АД регулированием напряжения питания МПТ до значения, указанного преподавателем. Снижая напряжение питания АД, проводить измерения реактивной мощности и напряжения. Результаты опытов занести в таблицы, аналогичные табл.1.

7. Повторить несколько раз пункт 6, для каждого из опытов построить графики зависимостиQ=f(U).

8. Используя компьютерные математические системы (MATLAB и подобные) найти коэффициенты уравнений второго порядка, представляющих найденные статические характеристики в относительных единицах. В системе MATLAB это выполняется в следующем порядке (для активной нагрузки):

- создать вектор Q, содержащие значения потребляемой мощности в относительных единицах;

- создать вектор U, содержащий значения питающего напряжения в относительных единицах;

- найти с помощью функции polyfit(U,Q,2) коэффициенты полинома а1,a2,a3 , представляющего статическую характеристику по реактивной мощности как:

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru . (4)

Содержание отчета

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Схема проведения опыта.

4. Таблицы с опытными данными.

5. Графики зависимости потребления мощности от величины питающего напряжения.

6. Уравнения статических характеристик.

7. Выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Как определяется реактивная мощность, потребляемая АД?

2. Основные потребители реактивной мощности.

3. Значения отклонения напряжения по ГОСТ 13109-97.

4. Какие мероприятия следует использовать для сохранения питающего напряжения на АД в пределах, заданных ГОСТ 13109-97.

5. Как определить отклонение напряжения на АД расчетным путем.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Порядок выполнения работы.

1. Собрать схему (рис.1.) для исследования несимметричного режима работы трехфазного потребителя (схема соединения потребителя – звезда без нулевого провода).

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru

Рис.1. Схема исследования несимметричного режима работы трехфазного потребителя

2. Установить значения потребляемой мощности от номинального значения по фазам: А – 10%, В – 10%, С – 10%. Сопротивление фаз модели линии установить равным 200 Ом и не изменять их до окончания работы.

3. Подать напряжение на схему, измерить три междуфазных напряжения на потребителе, результаты измерений занести в табл.1. Опыт повторить для всех соотношений мощности фаз, указанных в табл.1.

4. Отключить схему от сети и соединить нейтраль потребителя с нейтралью источника питания. Установить значения потребляемой мощности от номинального значения по фазам: А – 100%, В – 10%, С – 10%. Подать напряжение на схему и измерить три междуфазных и три фазных напряжения. Результаты измерений занести в табл.2. Опыт повторить для всех соотношений мощности фаз, указанных в табл.2.

Таблица 1.

Исследование несимметричного режима работы трехфазного потребителя (схема соединения звезда без нуля)

Соотношения мощности фаз трехфазного потребителя UАВ, В UВС, В UАС, В U2, В K2U,%
А В С
100% 10% 10%          
   
80% 10% 10%          
   
60% 10% 10%          
   
40% 10% 10%          
   

Таблица 2.

Исследование несимметричного режима работы трехфазного потребителя (схема соединения звезда с нулевым проводом)

Соотношения мощности фаз трехфазного потребителя   UАВ, В   UВС, В   UАС, В   UА, В   UВ, В   UС, В   U0, В   K2U,%
А В С
100% 10% 10%                
   
80% 10% 10%                
   
60% 10% 10%                
   
40% 10% 10%                
   

5. Собрать схему (рис.2.) для исследования несимметричного режима работы однофазного потребителя (симметрирующееустройство вначале отключено от сети). Установить мощность активной нагрузки 20% от номинального значения. Перед включением схемы установить значение междуфазного напряжения 220 В. Подать напряжение на схему и измерить значения токов в фазах сети. Результаты измерений занести в табл.3.

6. Отключить схему от сети и подключить симметрирующее устройство (рис.2.). Мощность индуктивной ветви (два последовательно соединенных индуктивных сопротивления) – по 25% от номинального значения, мощность емкостной ветви (два последовательно соединенных емкостных сопротивления) - по 25% от номинального значения. Подключение емкостной ветви производить через токоограничивающее сопротивление величиной 150 – 200 Ом (одна из фаз свободной модели линии) для предотвращения броска тока при включении емкости. После включения схемы вывести токоограничивающее сопротивление из работы и измерить значения токов в фазах сети. Результат измерений занести в табл.3.

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru

Рис.2. Схема исследования несимметричного режима однофазного потребителя

Таблица 3.

Исследование несимметричного режима работы однофазного потребителя

Схема подключения однофазного потребителя Токи фаз, А
IA IB IC
Без симметрирующего устройства      
С симметрирующим устройством      

7. Определить значения напряжений обратной последовательности U2 для каждого из четырех опытов (табл.1.) по следующим формулам:

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru (1)

и

U2 = 0,62(UНБ - UНМ), (2)

где UНБ - наибольшее значение междуфазного напряжения,

UНМ - наименьшее значение междуфазного напряжения.

Результаты сравнить, и занести в табл.1.

Рассчитать коэффициент несимметрии напряжений по обратной последовательности K2U,% для четырех опытов как

K2U,% = U2*100/UН , (3)

где UН - номинальное напряжение трехфазной сети.

Результаты расчетов K2U,% занести в табл.1.

8. Определить значения напряжений нулевой последовательности U0 для каждого из четырех опытов (табл.2.) по следующим формулам: асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru

и

U0 = 0,62(UНБФ - UНМФ), (4)

где UНБФ - наибольшее значение фазного напряжения,

UНМФ - наименьшее значение фазного напряжения.

Результаты сравнить, и занести в табл.2.

Рассчитать коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности K0U, % как

K0U,% = Ö3U0*100/UН. (5)

Результаты расчетов занести в табл.2.

9. Построить векторную диаграмму симметричных составляющих токов для подключения однофазной нагрузки к трехфазной сети без симметрирующего устройства.

10. Сделать выводы по работе.

Содержание отчета

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Схемы проведения опыта.

4. Таблицы с опытными данными.

5. Расчеты напряжений обратной и нулевой последовательностей, коэффициента несимметрии напряжений по обратной последовательности K2U,% и коэффициента несимметрии напряжений по нулевой последовательности K0U, %.

6. Векторные диаграммы симметричных составляющих токов при подключении однофазной нагрузки в трехфазную сеть.

7. Выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Основные причины возникновения несимметричных режимов работы в трехфазных электрических сетях.

2. Метод симметричных составляющих и его применение к определению прямой, обратной и нулевой последовательностей при несимметричных режимах.

3. В чем проявляется вредное воздействие токов и напряжений обратной и нулевой последовательностей на электроприемники.

4. Основные методы по снижению несимметрии в трехфазных электрических сетях.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Порядок выполнения работы

1. На компьютере запустить MatLab и затем - пакет Simulink.

2. Открыть файл с исследуемой моделью – koleb_U.mdl.

3. Задать параметры трехфазного программируемого источника и нагрузки, установив при этом режим прямоугольных колебаний напряжения.

3. Установить время моделирования и запустить процесс моделирования. По окончании процесса моделирования открыть осциллограф и определить величину размаха колебания напряжения, длительность интервала времени между изменениями напряжения.

Размах колебания напряжения в процентах находится по следующей формуле:

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru , (1)

где Uai, Uai+1- значения следующих один за другим экстремумов или экстремума и горизонтального участка огибающей амплитудных значений напряжения на каждом полупериоде основной частоты, В.

Интервал времени между изменениями напряжения Dti, i+1 в секундах или минутах вычисляют по формуле

Dti, i+1 = ti+1 -ti , (2)

где ti, ti+1- начальные моменты следующий один за другим изменений напряжения, с, мин.

Данные измерений и расчетов занести в табл.1.

Таблица 1.

Исследование прямоугольных колебаний напряжения

№ опыта Uai Uai+1, В dUt,% ti+1 , с ti , с Dti, i+1, с
             
             
             
             
             

4. Повторить несколько раз опыт с прямоугольными колебаниями напряжения, в одном из опытов преобразовать полученную осциллограмму в графический файл с последующей распечаткой.

5. По результатам опытов определить создавались или нет провалы напряжения и временные перенапряжения, и в случае возникновения этих процессов, определить их параметры длительность провала напряжения, коэффициент временного перенапряжения, длительность временного перенапряжения. Длительность провала напряжения определяется как

Dtп = tк -tн , (3)

где tн - начальный момент времени провала напряжения (снижение среднеквадратичного напряжения ниже уровня 0,9 Uном);

tк- конечный момент времени провала напряжения (восстановление среднеквадратичного напряжения до уровня 0,9 Uном).

Коэффициент временного перенапряжения по вычисляется по формуле

асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором как потребитель реактивной мощности - student2.ru . (4)

Длительность временного перенапряжения Dtпер в секундах определяется как

DtперU = tк пер-tн пер, (5)

где tн пер - момент времени превышения действующим значением напряжения уровня 1,1 Uном;

tк пер - момент времени спада напряжения до уровня 0,9 Uном.

5. Установить режим модулированных колебаний напряжения на трехфазном программируемом источнике и повторить пункты 3 - 4. Данные измерений и расчетов занести в табл.2.

Таблица 2.

Исследование модулированных колебаний напряжения

№ опыта Uai Uai+1, В dUt,% ti+1 , с ti , с Dti, i+1, с
             
             
             
             

6. По результатам работы сделать вывод о соответствии качества электроэнергии во время проведения опытов требованиям ГОСТ 13109-97.

Содержание отчета

8. Название работы.

9. Цель работы.

10. Схема исследуемой модели.

11. Таблицы с опытными данными.

12. Выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Основные причины возникновения колебаний напряжения в электрических сетях.

2. Основные причины возникновения провалов напряжения и временных перенапряжений.

3. В чем проявляется вредное воздействие колебаний напряжений на электроприемники.

4. Основные методы по снижению колебаний напряжения в трехфазных электрических сетях.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Рис.1. Схема полной звезды

Ксх=1.

Реагирует на все виды повреждений. Недостатком является то. Что во всех случаях будет происходить отключение двух линий. В сетях 6÷35 кВ не применяется, так как анормальный режим работы возможен в течение двух часов, согласно ПУЭ. Используется в сетях 110 кВ и выше.

Недостатком является то, что схема дорогая, громоздкая.

Рис.2. Схема неполной звезды

Ксх=1.

При двойных замыканиях на землю в 2/3 случаев (между фазами А и В, В и С) происходит правильное отключение только одной линии. По сравнению со схемой полной звезды. Проще, дешевле.

Чувствительность защиты при двухфазном КЗ за трансформатором с группами соединения обмоток Y/Δ-11; Δ/Y -11 в 2 раза ниже, чем в предыдущем, и объясняется это тем, что ток в реле в 2 раза меньше.

Применяется в сетях 6÷35 кВ с изолированной или с компенсированной нейтралью.

Порядок выполнения работы

1.Снятьосциллограммы исследования схем в нормальном режиме.

2. Снятьосциллограммы исследования схем при однофазном коротком замыкании.

3. Снятьосциллограммы исследования схемпри двухфазном коротком замыкании.

Содержание отчета

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Схема исследуемой модели.

4. Осциллограммы.

5. Выводы по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ

Цель работы: экспериментальное исследование изменения потребления реактивной мощности асинхронными электродвигателями при отклонении напряжения от номинального значения и определение по опытным данным статических характеристик асинхронных электродвигателей.

Наши рекомендации