Работа над рукописями научных работ. Приемы и стиль изложения материалов.

· Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах писчей бумаги. Такие листы надо заполнять только на одной стороне, чтобы в случае необходимости можно было делать различные текстовые вставки или, наоборот, исключения, не переписывая страницу заново. Каждую страницу не заполняйте, оставляйте место для последующих дополнений и изменений. Располагайте записи на странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи и понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, используйте цвет, обвод, маркер и другие известные вам способы. Постоянно следите за тем, чтобы не уклоняться от заданной темы. Не начинайте с введения. Введение лучше написать позже, когда вы будете точно знать, что у вас получилось. Подумайте, что вам уже известно по теме работы и чего вы еще не знаете и должны будете выяснить. Результаты своих размышлений на этом этапе записывайте не полными фразами, а ключевыми словами. Определите наиболее логичную последовательность изложения. Рассмотрев различные варианты, решите, с чего было бы лучше начать, что должно следовать после этого и т.д. Приступайте к компоновке центральной части работы. Черновую версию основной части подготовьте как можно раньше. Чем дольше вы будете работать с черновой версией текста, тем в большей степени вам удастся ее улучшить. После того, как вы вчерне составили большую долю основной части работы, напишите ее заключительную часть. Теперь можете быть уверены, что ваше заключение действительно резюмирует содержание работы. Когда вы точно знаете, о чем написана работа и в чем

состоят выводы, напишите введение, которое должно указывать на то, что вы уже написали, тогда оно автоматически будет соответствовать содержанию. Затем приступайте к редактированию чернового материала. При этом нужно стремиться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную мысль. Лучше всего, если по первой фразе абзаца уже будет видно, о чем идет речь. Обычно руководители, желающие получить представление о содержании работы, читают лишь первые фразы каждого абзаца. Отложите на время вашу работу. Вернувшись к ней спустя несколько дней, вы сможете взглянуть объективно на уже написанный текст примерно так, как проверяющий и, вполне возможно, увидите немало путей улучшения его содержания. Не отдалившись на некоторое время от выполняемой работы, вы не заметите необходимости многих изменений. Приемы изложения научных материалов:

Первый вариант изложения, когда автор лишь кратко описывает ход исследования и подробно излагает конечные результаты, часто используется авторами научных монографий, рассчитанных на сравнительно узкий круг специалистов. Второй вариант изложения, когда автор подробно и последовательно раскрывает методы своей работы и кратко излагает конечные результаты. Для любой магистерской работы приемлем второй вариант изложения, позволяющий лучше судить о способностях соискателя к самостоятельной научно-исследовательской работе. На практике существует несколько методических приемов изложения научных материалов, из которых наиболее часто используются следующие:

1) строго последовательный,

2) целостный (с последующей обработкой каждой главы),

3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требую-щий черновой обработки,

· ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, так как сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления. Выборочное изложение материалов также часто применяется соискателями. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него по-рядке, подобно тому, как художник пишет картину не обязательно с верхней или нижней части. На этом этапе работы над рукописью из уже накопленного текстового материала помимо отдельных глав желательно выделить такие композиционные элементы работы, как: введение, выводы и предложения (заключение), библиографический список использованных литературных источников, приложения, указатели. Работа над беловой рукописью. Этот прием целесообразно использовать, когда макет черновой рукописи готов и все материалы собраны. Проверяется и критически оценивается каждый вывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово. Соискатель еще раз проверяет, насколько заглавие его работы и название ее глав и параграфов соответствуют их содержанию, уточняет композицию магистерского произведения, расположение материалов и их рубрикация. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь, как уже говорилось, целесообразно посмотреть на свое произведение как бы "чужими глазами", строго критически, требовательно и без каких-либо послаблений.

научной ценности, ак­туальности темы и прикладному значению полученных резуль­татов, но и по уровню общеметодической подготовки, что, прежде всего, находит отражение в его композиции.

Разумеется, нет и не может быть никакого стандарта по вы­бору композиции научной работы. Каждый ее автор может выбирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее их расположение и внут­реннюю логическую связь в таком виде, какой он считает луч­шим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческо­го замысла.

Традиционно сложилась следующая композици­онная структура магистерской работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются сле­дующие:

1.Титульныи лист;

2. Оглавление или содержание;

3. Перечень условных сокращений (при необходимости);

3. Введение;

4. Главы основной части, каждая из которых завершаются сжатыми выводами;

5. Заключение или выводы;

6. Библиографический список;

7. Приложения (при необходимости);

8. Вспомогательные указатели.

Титульный листявляется первой страницей магистерской работы и заполняется по строго определенным правилам.

Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Очень краткие названия научных работ (одно-два слова) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпы­вающей полнотой. В магистерских работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным.

Не следует допускать в заглавии работы неопределенных формулировок, например: "Анализ некоторых вопросов...", а также штампованных формулировок типа: "К во­просу о...", "К изучению...", "Материалы к...".

Если соискатель хочет конкретизировать заглавие своей ра­боты, можно дать подзаголовок, который должен быть пре­дельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

После титульного листа помещается оглавление или содержание, в котором приводятся все заголовки структурных компонентов магистерской работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и ука­зываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокра­щать или давать их в другой формулировке, последовательнос­ти и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступе­нях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.

Если в работе употребляется специфическая терминология, а также использованы малоизвестные сокращения, новые символы, обозначение и тому подобное, то их перечень может быть подан в виде отдельного списка, который размещают перед вступлением или введением.

Введениераскрывает сущность и состояние научной проблемы, ее значимость, основания и исходные данные для разработки темы. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается выбранный метод (или методы) исследования, со­общается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.

Таким образом, введение - очень ответственная часть магистерской работы, поэтому основные части введения к магистерской работе рассмотрим более подробно.

Обоснование актуальности выбранной темы - на­чальный этап любого исследования. Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. В применении к магистерской работе понятие "актуальность" имеет одну особенность. Магистерская работа, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, ха­рактеризует его научную зрелость и профессиональную подго­товленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно в пределах 1-2 страниц машинописного текста пока­зать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Таким образом, формулировка проблемной ситуации - очень важная часть введения.

Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или вы­явить неполноту старых способов объяснения известных фак­тов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда сущест­вующее научное знание оказывается недостаточным для реше­ния новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не при­няло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки преж­них теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследова­ния вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную про­блему - значит показать умение отделить главное от второсте­пенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Таким образом, если исследователю удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете иссле­дования, то ему будет нетрудно четко и однозначно опреде­лить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания, в отличие от вопроса, для ответа на который вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.

Краткий обзор литературы сообщает о со­стоянии разработки выбранной темы и показывает, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод исследователь сделать не может, то он лишает себя права на разработку выбранной темы, поскольку ему, образно говоря, не имеет смысла изобре­тать уже изобретенный велосипед.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоя­нии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последова­тельности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку магистерская работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников сле­дует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно магистранту из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосред­ственное отношение к теме магистерской работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда соискатель, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не подтверждается. Разумеется,такие ответственные выводы можно делать только после тща­тельного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемо исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель и задачи исследованияобычно оформляют в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., вы­явить..., вывести формулу... и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно со­ставить содержание глав магистерской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулиров­ка объекта и предмета исследования. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания и именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.

Методы исследованияслужат инструментом в добывании фактического материа­ла, являются необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного про­цесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкрет­ном материале выполнена сама работа. Здесь также дается харак­теристика основных источников получения информации (офици­альных, научных, литературных, библиографических), а также ука­зываются методологические основы проведенного исследования.

Описание процесса исследования - основная часть магистерской работы, в которой освещаются методика и техника исследования.

В главах основной части научной работыпо­дробно представляются следующие материалы:

  • обзор литературы по теме и выбор направлений исследований. Сжато, критически освещая работу предшественников, автор должен затронуть вопросы, которые остались нерешенными и определить свое место в решении проблемы;
  • изложение общей методики и основных методов исследований;
  • экспериментальную часть и методику исследований;
  • сведения о проведенных теоретических и (или) экспериментальных исследованиях;
  • анализ и обобщение результатов собственных исследований автора.

В конце каждого раздела дается сжатый вывод.

Содержание глав основной части должно точно соответст­вовать теме научной работы и полностью ее раскры­вать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Заключительным этапом научного исследования являются заключение или выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной магистерской работы.

Как и всякое заключение, эта часть научной работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации, т.е. последовательного, логически стройного изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Необходимо отметить качественные и количественные показатели достигнутых результатов, обосновать их достоверность, изложить рекомендации относительно их дальнейшего использования. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на об­суждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты магистерской работы.

Однако, это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что состав­ляет итоговые результаты исследования, которые часто оформля­ются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения научного исследования. При этом указывается вытекаю­щая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Количество выводов в работе должно соответствовать количеству поставленных задач и в идеале представлять решение этих задач.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня магистерской работы, а также показывает уровень профессиональной зре­лости и квалификации ее автора.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей магистерской работы и отражает самосто­ятельную творческую работу магистранта.

В списке использованных источников размещены научные публикации разного уровня, архивные источники, которые использованы автором для обоснования позиций своей работы. Библиографическое описание источников складывают в соответствии с действующими стандартами.

Каждый включенный в такой список литературный источ­ник должен иметь отражение в рукописи магистерской работы. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно ука­зать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные мате­риалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется вклю­чать в этот список энциклопедии, справочники, научно-попу­лярные книги, газеты. Если есть необходимость в использова­нии таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте магистерской работы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, кото­рые загромождают текст основной части научной работы, и не являются насущно важными для понимания решения научной задачи, вы­носятся в приложение.

В приложение целесообразно включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы. По содержанию приложения очень разнообразны и по форме могут содержать таблицы, рисунки, графики, анкеты, тесты, программы наблюдений, вопросы к интервью, методические разработки копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоко­лы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не­опубликованные тексты, переписка и т.п. Дополнения размещают в порядке появления ссылок в тексте.

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые явля­ются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата магистерской работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате при­ложения оформляют в виде самостоятельного блока в специ­альной папке (или переплете), на лицевой стороне которой дают заголовок "Приложения" и затем повторяют все элементы титульного листа научной работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Прило­жение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работы более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложе­ние 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложе­ния, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Редактирование рукописей.

· В зависимости от того, как изменяется текст в результате редакционной обработки, различают четыре вида правки: правку-вычитку, правку-сокращение, правку-обработку,

правку-переделку. Основные задачи правки:

· устранить погрешности, сохранившиеся после авторской доработки;

· добиться ясности и четкости формулировок;

· проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

· устранить шероховатости языка и стиля;

· редакционно-техническая обработка рукописи.

При этом предъявляются следующие требования к исправлению текста:

· необходимость правки должна быть доказана;

· правка должна быть ступенчатой;

· все поправки необходимо вносить тщательным образом.

1. Правка-вычитка При этом виде правки задача литературного редактора заключается в том, чтобы сличить текст с наиболее безукоризненным, заслуживающим доверия оригиналом и исправить технические погрешности, если они вкрались в текст. Этому виду правки подвергаются: а) официальные материалы (постановления и решения партийных и государственных организаций, доклады ответственных работников); б) произведения классиков литературы; в) переиздания книг, если они выпускаются без переработки, а также переиздания дефинитивных (от латинского definitivus - точный, окончательно установленный) текстов; г) издания исторических документов. При правке-вычитке необходимо особое внимание уделить более точному транскрибированию имен собственных и географических наименований. На титульном листе и обложке следует исправить номер издания, сверить рубрики текста с оглавлением, проверить нумерацию глав, разделов, параграфов, правильность ссылок, номера таблиц, графиков и формул. Обязательно нужно обратить внимание на последовательность расположения предисловий, если их несколько. Первым помещается предисловие к данному изданию, затем - к предыдущему. Последним, таким образом, окажется предисловие к 1-му изданию. Все выходные данные предыдущего издания, норму и сигнатуру необходимо вычеркнуть. 2. Правка-сокращение. При этом виде правки основной задачей редактора является сокращение текста (без ущерба для содержания), которое может быть вызвано: а) необходимостью уложиться в заданный объем; б) определенными задачами, стоящими перед издателями или составителями; в) недостатками текста, когда его сокращение способствует улучшению качества рукописи. 3. Правка-обработка наиболее широко применяется в редакторской практике. При этом виде правки редактор заменяет неудачные слова и обороты, добивается точности фраз и формулировок, логичности в построении произведения, более

· убедительных аргументов, устраняет все, что вносит путаницу и мешает целостному воздействию произведения на читателя. Но редактор должен сохранить особенности слога и стиля автора. Все серьезные изменения, которые редактор вносит в текст, необходимо согласовать с автором. В газете это иногда сделать не удается. В таких случаях литсотрудник правит текст самостоятельно, сохраняя авторский слог и исправляя лишь то, что противоречит нормам языка и искажает мысль. Все поправки, вносимые редактором в текст, должны быть им логически и научно обоснованы. 4. Правка-переделка применяется в тех случаях, когда редактор работает над рукописью авторов, плохо владеющих литературным языком. Этот вид правки широко распространен в практике газетной работы, в частности отдела писем. Применяется правка-переделка и при издании статей, брошюр, различного рода мемуарной литературы производственников, рационализаторов, тружеников сельского хозяйства. Однако и в данном случае необходимо сохранять специфику авторского стиля.

17. Современные требования ГОСТов по оформлению библиографи-ческих описаний и ссылок

С 1 июля 2004 года постановлением Государственного комитета Российской Фе-дерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. № 332-ст в каче-стве национального стандарта Российской Федерации введен в действие межгосу-дарственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиогра-фическоеописание».Он введен взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81. ГОСТ 7.40-82

Библиографическое описание – совокупность данных о важнейших признаках определенного издания или публикации (автор, заглавие, место и год издания, объем и др.). Библиографическое описание содержит библиографические сведе-ния о документе приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования области и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. Эти сведения позволяют пра-вильно затребовать нужное издание в библиотеке, найти в каталоге, отразить в библиографических ссылках.

В зависимости от структуры описания различают одноуровневое и многоуровне-вое библиографическое описание.

Одноуровневое описание содержит один уровень. Его составляют на одночаст-ный документ, завершенный многочастный документ в целом, отдельную физиче-скую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа.

Многоуровневое описание содержит два и более уровня. Его составляют на мно-гочастный документ (многотомный или комплектный документ в целом, сериаль-ный или другой продолжающийся ресурс в целом), либо на отдельную физиче-скую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа – один или несколько томов ( выпусков, номеров, частей многотомного комплект-ного документа, сериального или другого продолжающегося ресурса.

В состав библиографического описания входят следующие области:

область заглавия и сведений об ответственности.

область издания.

область специфических сведений.

область выходных данных.

область физической характеристики.

область серии.

область примечания.

Наши рекомендации