В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.Внешняя речь включает устную(диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речьпредставляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь— это особый вид речевой деятельности, качественно отличающейся от внешней речи, которая направлена прежде всего на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний. Внутренняя речь выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации, в связи с чем внутренняя речь чрезвычайно ситуативна — в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Отечественный психолог Л. С. Выготский обнаружил, что внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической, которая появляется у младших дошкольников в возрасте 3—4 года. Эгоцентрическая речь, или «речь для себя», хотя и вслух, позволяет ребенку осуществлять умственные размышления, планировать свои действия, как бы разговаривать вслух с самим собой. Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю речь.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и с грамматическими.
Внешняя сторона речи (овладение языком как средством общения) развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух-трех слов, затем к простой фразе и сцеплению фраз, еще позже к связной речи, состоящей из развернутого ряда предложений. Внутренняя или смысловая, семантическая речь выполняет функции мышления и развивается в противоположном направлении: ребенок начинает в эгоцентрической речи с полного предложения и только потом переходит к овладению отдельными смысловыми единицами, расчленяя свою слитную мысль на ряд словесных значений, сокращая структуру внутренней речи (убираются подлежащие, сокращается фонетическая сторона речи, преобладает смысл слова над его значением). Структура внутренней речи иная, чем внешней, поэтому и возникают определенные трудности, когда человек пытается свои мысли из внутренней речи перевести во внешнюю форму звуковой речи, понятной для других людей.
Информативностьречи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речизависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.
Выразительность речипредполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Речевые нарушения могут происходить в любом звене речевого механизма: произносительном, воспринимающем, смысловом. Распространенным произносительным дефектом является заикание, а также несовершенство произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Отклонения в восприятия устной речи связаны с нарушением слухового анализатора, как в периферической части (ослабление слуха или глухота), так и в центральной части (слышит звуки, но не понимает слова). Нарушения смыслового звена речи обычно наступают в результате повреждения мозговых речевых зон. Возникающая полная или частичная потеря речи называется афазией. Существуют различные ее формы: моторная (человек испытывает трудности в произнесении слов); сенсорная (человек не понимает устную речь или написанные слова); синтаксическая (человек не может соединять слова или не понимает фразы); амнестическая (человек испытывает затруднения в назывании предметов, не может вспомнить нужные слова для обозначения предмета, выражения вслух мысли); глобальная (сочетание различных форм речевых нарушений).
При патологии речи требуется помощь специалистов разного профиля: медиков, логопедов, психологов, педагогов.