Психологические нормы (в стенах)

Шкалы Нижнего уровня Стандартные оценки
Юноши Девушки средние
Невротизм 5,85± 2,06 6,03± 2,24 6,95 ± 2,13
Психотизм 5,38 ± 2,16 6,60 ± 1,55 5,97 ± 1,92
Депрессия 5,55 ± 2,03 6,39 ± 2,15 6,20 ± 1,97
Совестливость 5,53 ± 1,58 6,59 ± 1,87 5,83 ± 1,62
Расторможенность 5,87 ± 1,67 5,18 ± 1,87 5,57 ± 1,70
Общая активность 5,42 ± 0,83 5,03 ± 1,23 5,22 ± 0,98
Робость 5,08 ± 1,84 6,65 ± 2,07 6,01 ± 2,02
Общительность 6,33 ± 1,95 6,63 ± 2,39 6,47 ± 2,13
Эстетическая впечатлительность 5,37± 1,47 6,59 ± 1,49 5,92 ± 1,39
Женственность 5,04 ± 1,78 6,92 ± 1,93 6,30 ± 1,73

Таблица перевода «сырых» оценок ПДТ в стандартные единицы (стены)

Сырые баллы Стандартные единицы
Н П Д СВ Р ОА РБ О ЭВ Ж ПН АС ИН С
                       
                       
                       
                       
                       
                   
                   
                   
                   
                   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                         

Интерпретация результатов. Результаты психодиагно­стического тестирования интерпретируются исходя из оценок, по­лученных каждым испытуемым. На основе этих оценок составля­ется психологическая характеристика индивидуальных и личност­ных черт тестируемого.

В оригинале ПДТ описывается психологический портрет чело­века, имеющего так называемые полюсные или крайние значения по шкалам. Вместе с тем опыт практической работы с учащимися показывает, что в результате тестирования характеристики личнос­ти подростков, соответствующие крайним значениям шкалы, появ­ляются не так часто. В связи с этим были разработаны, апробирова­ны и использованы средние значения шкал, описывающих нормаль­ную выборку. Градуированное содержание шкал приведено ниже:

Название и содержание шкал, оценки в «стенах» и «сырых» баллах

Оценки (стены / сырые баллы) Содержание шкал
1. Невротизм
1-2 / 0-4 а) чаще всего спокоен и невозмутим, однако в не­которых случаях (конфликты, экзамены) могут возни­кать чувства беспокойства и боязливости, сомнения в своих силах и способностях. В общении, как правило, тактичен, но не всегда деликатен;
3-6 / 5-13 б) характерны спокойствие и непринужденность, активен, деятелен, инициативен, честолюбив, склонен к соперничеству и соревнованию. Отличает серьезность и реалистичность, высокая требовательность к себе;  
7-10 /14-25 в) характерны высокая тревожность, чувство бес­покойства и боязливости, наклонность к сомнениям, крайняя нерешительность. Чувствителен, впечатлите­лен, легко раним. Отличает неуверенность в своих силах, стремление к последовательности действий и поступков, стереотипный образ жизни, педантичность. Отличается достаточно высоким чувством долга и от­ветственности. Старается быть аккуратным и обяза­тельным.
2. Психотизм
1-2 / 0-5 а) характеризуется аккуратностью, обязательно­стью, добросовестностью, миролюбием. Не склонен к зависти и соперничеству, охотно подчиняется власти и авторитету, не проявляет своеволия и честолюбия. Обычно малоинициативен и несамостоятелен. Нужда­ется в постоянном внимании, контроле и поддержке;
3-6 / 6-12 б) уравновешен, не "афиширует" свои чувства и эмоции. Спокойно воспринимает критику и замеча­ния, если они не чрезмерны. По многим вопросам имеет свое собственное мнение и старается его от­стаивать. Склонен скорее к сотрудничеству и компро­миссам, чем к соперничеству;
7-10/ 13-25 в) характерны повышенная напряженность и воз­будимость. Чрезвычайно заботится о своем личном престиже, болезненно реагирует на критику и заме­чания. Отличает эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение.
3. Депрессия
1-2 / 0-6 а) характерны жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Уверен в своих силах. Охотно участвует в деятельности, требующей активности и решительности. Однако отличается импульсив­ностью, что часто приводит к невыполнению обе­щаний, непоследовательности и беспечности;
3-6 / 7-14 б) достаточно волевой человек, однако при столк­новении с серьезными трудностями впадает в отча­яние, теряет уверенность в себе. Способен, когда надо, проявить инициативу и решительность. Старается вы­полнять свои обещания и дорожит собственным словом;
7-10 /15-25 в) характеризуется старательностью, добросо­вестностью и обязательностью. Бывает крайне нере­шителен, не способен к принятию ответственных решений, не уверен в себе. Отличительная особен­ность — тоскливое настроение, угнетенное состоя­ние, мрачность и угрюмость. Вместе с тем за внеш­ним фасадом отчужденности и недоступности скры­ваются чуткость и душевная отзывчивость.
4. Совестливость
1-2 / 0-4 а) обычно легкомыслен, небрежен и безответст­вен. Часто уклоняется от выполнения своих обязан­ностей, небрежно относится к законам и моральным нормам;
3-7 / 5-10 б) характеризуется порядочностью, требователен к себе и другим людям. Чаще всего стремится действо­вать в соответствии со своей честью и совестью. Но возможны и отступления от общепринятых мораль­ных норм;
8-10/ 11-15 в) руководствуется чувством долга, с уважением относится к моральным нормам. Всегда точен и ак­куратен в делах, во всем любит порядок, отличается ответственностью и добросовестностью.
5. Расторможенность
1-3 / 0-4 а) уступчив, сдержан, осторожен. Ориентирован на социальное окружение, не стремится к новым впе­чатлениям. Собственных увлечений почти не имеет;
4-7 / 5-10 б) обычно спокоен и рассудителен. С интересом относится ко всему новому и необычному, однако нельзя сказать, что это увлекающаяся натура. Иногда бывает упрям и несговорчив;
8-10/ 11-15 в) импульсивен и несдержан, не умеет или не же­лает сдерживать удовлетворение своих желаний. Ярко выражено влечение к острым эмоциональным пере­живаниям. Разговорчив, раскован, охотно участвует в коллективных мероприятиях, живо откликается на любые происходящие события.
6. Общая активность
1-2 / 0-5 а) пассивен, безынициативен и недостаточно энергичен. Характеризуется медлительностью (в ре­чи, движениях) и малоподвижностью. Отдает пред­почтение сидячей и однообразной работе. Имеет сла­бо выраженное стремление к достижениям и успехам. Чаще всего уклоняется от выполнения дополнитель­ных обязанностей, охотно перекладывает ответствен­ность и работу на плечи других людей;
3-7 / 6-10 б) в меру энергичен и предприимчив. Достаточ­но работоспособен. Одинаково хорошо адаптируется к различным условиям жизнедеятельности и видам работ. Обладает хорошими исполнительскими спо­собностями;
8-10/ 11-15 в) отличает неиссякаемая энергия, предприим­чивость, активное стремление к достижению постав­ленных целей. Отдает предпочтение активной дея­тельности, стремится быть на виду и во все вмеши­ваться. Обладает организаторскими способностями и лидерскими качествами.
7. Робость
1-3 / 0-4 а) Смел, решителен, склонен к риску, как прави­ло, решения принимает быстро и незамедлительно приступает к их осуществлению. В общении держится свободно и независимо. Любит во все вмешиваться, быть всегда на виду, имеет много друзей и еще обшир­ней круг знакомых;
4-6 / 5-8 б) чаще всего смел и решителен, но не настолько, чтобы ввязаться в авантюру. Как правило, перед тем, как принять решение, всесторонне взвесит все "за" и "против". Трудностей в общении не испытывает, без тру­да может установить контакт даже с незнакомым че­ловеком, в коллективе сторонник "золотой середины";
7-10 / 9-15 в) застенчив, избегает рискованных ситуаций. Не­ожиданные события встречает с беспокойством. В об­щении скован и стеснителен, старается не выделяться, находиться в тени и ни во что не вмешиваться. Предпо­читает узкий круг знакомых и друзей.
8. Общительность
1-2 / 0-3 а) избегает эмоциональной близости с людьми. Устанавливает чисто формальные межличностные от­ношения. Любит одиночество, тяготится общением с людьми. Близких друзей почти не имеет;
3-8 / 4-13 б) отличают ровные отношения с людьми. Как пра­вило, довольно общителен, добр и заботлив, чувствует себя одинаково уютно и в большой шумной компании, и в одиночестве. Проявляет стремление к расшире­нию круга знакомств, однако в основном ориентируется на поддержание тесных эмоциональных связей с небольшой группой друзей;
9-10/ 14-15 в) отличает неиссякаемая энергия, предприим­чивость, активное стремление к достижению постав­ленных целей. Отдает предпочтение активной дея­тельности, стремится быть на виду и во все вмеши­ваться. Обладает организаторскими способностями и лидерскими качествами.
9. Эстетическая впечатлительность
1-2 / 0-5 а) отличает рассудочность, абстрактный тип мы­шления и восприятия. Ко всему в жизни подходит с логической меркой, всему старается найти рациональ­ное объяснение. Обычно очень практичен, трезво оцени­вает обстоятельства и людей;
3-7 / 6-10 б) Отличается критичностью мышления, насторо­женно относится к авторитетам и нестандартным ситу­ациям. В меру чувствителен и утончен, имеет хороший художественный вкус. В жизни в равной степени руко­водствуется как логикой и разумом, так и эмоциями;
8-10/ 11-15 в) Наделен богатым воображением, фантазией, увлекающаяся и эмоциональная натура. В поведении не хватает чувства ответственности и реализма, в суж­дениях—зрелости и здравомыслия. Больше доверяет собственным симпатиям и привязанностям, чем ло­гике и расчету событий.
10. Женственность
0-1 / 0-1 а) смел, предприимчив, стремится к самоутвер­ждению, склонен к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обос­нования. Любит чувственные удовольствия, верит в силу, а не в искусство, снисходительно относится к своим слабостям;
2-5 / 2-5 б) обычно практичен, трезв и реалистичен, но вместе с тем не прочь пофантазировать, поразмыш­лять о себе и других людях, о жизни и событиях, иног­да любит пофилософствовать. В поведении не всегда хватает смелости, решительности и настойчивости. Если его заинтересовать, становится уступчив, мягок. Иногда способен пойти на риск, но только после все­стороннего обдумывания своих действий и учета по­следствий;
6-10 / 6-10 в) чувствителен, склонен к волнениям, мягок, уступчив, скромен в поведении. Испытывает тягу к фантазированию и эстетическим занятиям. Чаще всего озабочен личными проблемами, склонен к са­моанализу и самокритике. Пассивен, зависим, избе­гает соперничества, легко уступает, подчиняется, охотно принимает помощь и поддержку.

Инструкция:

Представьте себе: все, что вы прочтете ниже, написано от вашего имени человеком, давно и хорошо вас знающим (кем-нибудьиз родителей, товарищей, учителей и т. п.). Кое-что из написанного верно, т. е. так вы думаете на самом деле, а кое-что, наверное, неправда, вы так не думаете. Отметьте, что из написанного здесь верно, правда, а что неверно, неправда. Для этого перечеркните на бланке ответов знак В, если считаете данное утверждение верным по отношению к вам, и перечеркнитеНВ, если утверждение неверно, неправильно.Отвечая, старайтесь соблюдать следующие простые правила;

1. Все ответы даются на бланке для ответов. В самом опроснике никаких пометок делать не следует.

2. Будьте внимательны, следите за тем, чтобы номер ответа совпал с номером вопроса на бланке для ответов.

3. Если какое-либо утверждение покажется вам неподходящим, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.

4. Это задание на скорость, поэтому не тратьте много времени на обдумыва­ние. Давайте тот ответ, который первый приходит вам в голову, тогда сможете быстро закончить работу.

Наши рекомендации