Модель информационного метаболизма
Блок Эго | Ментальное | |||||||
Блок Суперэго | кольцо | |||||||
Блок Суперид | Витальное | |||||||
Блок Ид | кольцо |
Информация не существует сама по себе; о ней можно говорить только тогда, когда есть субъект, воспринимающий ее. Человек воспринимает любую информацию, которая доходит до него, но механизм и адекватность этого восприятия зависят от некоторых неизменных свойств психики каждого человека.
Когда вы читали описания восьми аспектов информационного потока, у вас наверняка было разное отношение к каждому из них. Что-то заинтересовало вас больше, что-то, может быть, вызвало внутреннее неприятие. А одно из этих описаний вы прочитали как само собой разумеющееся, как обыкновенную банальность. Стоило ли об этом говорить, если и так все понятно? Но на самом деле так понятно далеко не всем.
Человеческая психика устроена таким образом, что информацию по разным аспектам она воспринимает тоже по-разному. Иначе говоря, в общем и полном ее потоке каждый человек предпочитает (и умеет хорошо это делать) выделять не все восемь аспектов, а только два. Остальные он видит хуже или даже старается их совсем игнорировать.
В психике предусмотрены восемь механизмов восприятия и обработки для каждого из восьми аспектов — так называемые психические функции.Каждая функция воспринимает и обрабатывает только один аспект информационного потока.
Общий механизм обработки всего информационного потока с помощью этих разных восьми функций дает модель информационного метаболизма.[Метаболизм — это совокупность обменных процессов организма со средой; информационный метаболизм — по сути, взаимообмен информацией между человеком и миром, - прием, хранение, обработка, выдача информации].Первой эту модель открыла и описала Аушра Аугустинавичюте, и теперь она носит название модельА — в ее честь.
В настоящее время принята такая графическая запись модели А (одна из шестнадцати возможных моделей А показана на этом рисунке). Цифрами указан номер функции; значком — аспект, который она обрабатывает.
Самая сильная функция в модели А — первая; только она способна наиболее адекватно воспринимать информацию по своему аспекту.
Кстати, описания аспектов в предыдущей главе показывают, как этот аспект воспринимает первая функция; остальные семь функций обрабатывают свои аспекты не в таком совершенстве.
Всего возможно шестнадцать разных типов обработки информации — шестнадцать типов информационного метаболизма (сокращенно — ТИМ), и каждый человек на Земле с момента рождения обладает одним, навсегда данным ему ТИМом. Вот так-то!
Работа модели А
Первые четыре функции модели А составляют так называемое ментальное кольцо. Оно характеризуется тем, что информация по этим аспектам осознается человеком лучше, чем по аспектам витального кольца (с пятой по восьмую функции). Можно сказать, что работа ментального кольца связана с сознанием, а витального — с подсознанием.
Для ментального кольца более характерна активная установка: «Я могу, умею, знаю, должен делать», для витального — пассивная: «Я хочу, я должен иметь, так должно быть».
Степень эффективности переработки информации, оптимальность и масштабность в работе понижаются при переходе от первой функции к четвертой, а критичность, требования к качеству работы — повышаются.
Если учесть, что процесс перехода информации и энергии от первой функции к четвертой идет с потерями, то можно себе представить, что же остается на долю четвертой функции: у нее самые ограниченные возможности, а результат от нее требуется самый лучший!
Образно работу функций ментального кольца можно представить на следующем примере.
Первая функция свободна, легка, всемогуща; для нее практически нет преград «ни в море, ни на суше», она способна перелетать через пропасти, подниматься к облакам и забираться в самые мрачные глубины. Никто не имеет власти над ней, никто не может судить ее действия.
Со второй уже не так: если через небольшую трещину в почве она перескочит, то через глубокую пропасть ей придется строить мост (и, желательно, не канатный, а железобетонный — чтобы и другие могли передвигаться).
Третья функция — послушный водитель, который может ездить только по проложенным (кем-то другим) дорогам и только по правилам дорожного движения (установленными тоже другими). Она боится попасть в аварию, боится всех регулировщиков и гаишников, считая их своими недругами. Кстати, если она станет неукоснительно и беспрекословно следовать всем правилам, она вряд ли сможет нормально ездить.
А четвертая функция всю жизнь пробирается по минному полю...
А вот сигнал, импульс к действию идет от четвертой функции к первой. Когда четвертая функция встречается с проблемой, которая хоть немного выходит за рамки ее опыта (то есть практически всегда), она может передать ее вверх, по кольцу. Если эта проблема достаточно проста, то уже третья функция находит подходящее решение; если и она не справляется с ней, то передает задачу второй. К самым сложным и важным вопросам приходится подключать первую функцию, как наиболее авторитетную и мудрую.
В витальном же кольце информация, энергия и импульс к действию переходят от пятой функции к восьмой; в этом же направлении увеличивается масштабность и критичность. Витальное кольцо работает как бы автоматически и не так осознанно, как ментальное; зато по работе витального кольца можно очень многое понять непосредственно о самом человеке.
Первая функция (Базовая)
Ну, что о ней можно еще сказать? Она работает. Она знает. Она делает.
Первая функция работает так эффективно и незаметно, что на нее уже не обращаешь внимания, ее не ценишь — как можно ценить здоровье, если никогда-никогда не приходилось болеть?
Информации по тому аспекту, который она обрабатывает, так много, что ее иногда не замечаешь — как можно замечать воздух, которым дышишь?
Первая функция «выкачивает» из единого информационного потока больше всего информации. В капле воды она может увидеть всю вселенную.
Но только «вселенную» своего аспекта — не забывайте этого!
Если в первой функции БЛ (интровертная логика), то она может увидеть взаимосвязь между любымиявлениями мира.
В научном мире ходят анекдоты о теоретиках, способных дважды объяснить поведение кривой на графике — причем сначала на случайно перевернутом вверх ногами.
ЧЭ1 (экстравертная логика в первой функции) способна получить прибыль буквально на пустом месте.
«У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъема денег».
БЭ1 (интровертная этика в первой функции) — это способность любить всехлюдей, и хороших и не очень — даже родственников мужа.
«Чисто человеческие добрые отношения с вами для меня будут просто естественным проявлением моего отношения к людям».
Первая функция свободна в своих действиях. Окружающие могут сколь угодно критиковать ее работу — а сам человек будет только добродушно посмеиваться «в усы» над их вздорными претензиями.
К сожалению, процесс воспитания в современном обществе строится на закваске уравниловки. Его действия направлены на то, чтобы ребенок с ЧЭ1 (с экстравертной этикой в первой функции) «не кричал», с БЛ1 (с интровертной логикой) — «не заумничал», с ЧС1 (с экстравертной сенсорикой) — «не командовал», с БИ1 (с интровертной интуицией) — «поменьше мечтал», с ЧИ1 (с экстравертной интуицией) — «не воображал невесть что». Да вот только у детей еще не выросли усы, в которые можно было бы посмеиваться над этим. Подобное «воспитание» способно только нанести травму самоуважению ребенка и помешать процессу его самореализации.
Если первая функция допустила глупость, то человек может придумывать об этом анекдоты и рассказывать их всем подряд — пусть себе смеются!
А если он обижается на чужую критику или иронию в адрес своей первой функции, значит, что-то с ней не в порядке и она (по определенным причинам) где-то «сбоит» — такое случается.
Первая функция практически всегда готова прийти на помощь другим людям — даже если они сами еще не видят в ней необходимости.
А самый громкий крик о помощи у любого человека — это его тихое признание, что ему не хочется ничего делать по своей первой функции: для БС1 (интровертной сенсорики) это «Я уже ничего не чувствую», для БЛ1 (интровертной логики) — «Я не хочу ни о чем думать», для ЧЭ1 (экстравертной этики) — «Оставьте меня в покое, мне никто не нужен».
Вторая функция (Творческая)
Если в описании восьми аспектов вы нашли такой, который, как вам кажется, у вас очень хорошо развит, то скорее всего это был аспект вашей второй функции.
Что ж, она тоже сильная и умелая, хоть и не в такой мере, как первая. Вместо этого у нее есть одно важное качество: она творческая.Вторая функция не так полно обрабатывает (по сравнению с первой) информацию по своему аспекту — зато она стремится творчески переработать ее, преобразовать ее во что-то более высокое и ценное.
Человек с БИ2 больше ценит время, чем человек с БИ1; он старается эффективнее его использовать, успеть за определенный срок сделать много дел. Ему хочется как можно больше наполнить свою жизнь интересными событиями. А для человека с интровертной интуицией в первой функции любое событие, даже самое маленькое, достаточно интересно и значительно.
Вторая функция тоже не боится критики, зато похвала ей гораздо приятнее, чем первой. Она любит похвастаться своими достижениями или напроситься на комплимент, любит шутить, поддразнивать окружающих.
Что обычно не доставляет им удовольствия.
А вот о помощи ее нужно попросить (хотя бы намеком): она не стремится кому-то навязываться со своими советами и не любит работать «по заказу». И если первая функция работает практически всегда, то вторая иногда позволяет себе и побездельничать. Кроме того, в работу она включается чаще всего после того, как с другой функции появится какое-нибудь задание на деятельность.
Впрочем, это «озадачившие» редко предполагает конкретный конечный результат с точными параметрами. Чаще всего оно звучит приблизительно так: «Тут вот наблюдается непорядочек, нельзя ли что-нибудь такое сделать? Что-нибудь разумное, доброе, вечное?»
Вторая функция стремится изменить этот мир, чтобы он стал лучше — человечнее и доброжелательнее (БЭ), веселее (ЧЭ), приятнее и удобнее (БС), прочнее и основательнее (ЧС), логичнее (БЛ), полезнее (ЧЛ), интереснее (БИ), содержательнее и осмысленнее (ЧИ). И человека очень раздражает, когда, вопреки его усилиям, происходит ухудшение ситуации в этой области, ведь он так старался...
Третья функция (Ролевая)
Настоящее удовольствие от работы человек получает только тогда, когда он работает по первым двум функциям (то есть по блоку Эго). Все остальные функции (в том числе и третья) или работают по необходимости, или от их результатов не много искренней радости.
И еще одно значительное отличие третьей функции от первых двух: если те черпают нужную информацию непосредственно из первоисточников самого мира, да еще и сами иногда оставляют свои строчки в Книге Бытия, то третья учится по стандартным учебникам и пишет разве что чужие сентенции в разлинованных тетрадках.
Но мало того, что третья функция работает со скрипом, она еще и с претензиями: видите ли, в обществе существуют определенные нормы, и хочешь ты или нет, а им нужно следовать.
ЧИ3 требует, чтобы ее носитель был понимающим и вдумчивым человеком;
БИ3 ждет от своего хозяина, что он будет осторожным и предусмотрительным;
ЧС3 заставляет человека постоянно демонстрировать окружающим свои пробивные и волевые качества;
БС3 настаивает на соблюдении хорошего вкуса во внешнем виде;
ЧЛ3 — и человеку так хочется, чтобы все его считали настоящим профессионалом своего дела;
БЛ3 указывает на постоянную необходимость учиться и нарабатывать объективность;
человек с ЧЭ3 уверен, что все ждут от него демонстрации жизнерадостности и энергичности;
БЭ3 заставляет своего хозяина учиться принятым в обществе нормам вежливости и этичности.
Однако способности к обработке информации у этой функции, мягко говоря, невелики, и человек практически никогда не сможет научиться хорошо по ней работать. И чем больше он будет стараться, тем хуже будут его дела: третья функция способна так «натянуть на себя одеяло», что остальным, в том числе и первым двум функциям, мало что останется. Такой человек кажется окружающим несколько «недоделанным» и очень проблемным.
Авторы хотят поделиться с читателями своими наблюдениями: похоже, что лучше недоработать по этой функции, чем переработать — уж слишком это затратно.
Третья функция не способна видеть многих нюансов в информации своего аспекта. Она оперирует довольно большими блоками информации и поэтому не мобильна и не маневренна.
Например, БЭ3 гадает о человеческих отношениях почти «по ромашке»: любит — не любит — к сердцу прижмет — к черту пошлет... Тонкие оттенки чувств ей не видны.
А как она не любит критики, да и вообще почти всей оценки своей деятельности! Ведь как бы она ни «хорохорилась», как бы ни старалась «пустить пыль в глаза» — внутри она почти всегда не столь уверена в своих силах. Часто она чувствует себя самозванцем на балу: чуть только ошибешься, зазеваешься — и тебя тут же вышвырнут с чужого праздника жизни.
Четвертая функция (Болевая)
Представьте себе человека, который, чтобы избавиться от надоевших тараканов, поджег свой дом. Проблема была решена — тараканы перевелись. Правда, потом оказалось, что и жить уже негде. Но он был трудолюбив и построил новый дом, в котором панически боялся раздавить хоть одного таракана: а вдруг от этого он опять лишится крова?
Этот пример показывает, как работает четвертая функция — неуклюжая, забитая, зашоренная, паникующая по поводу и без повода.
Четвертая функция не признает частичных решений, ответов «может быть». Она живет в двух возможных режимах: да — нет, правильно — неправильно, все — ничего.
Человек с БЭ4 ведет себя так, как будто все люди вокруг делятся или на самых близких и искренних друзей, полностью преданных ему, или на его непримиримых врагов. У человека с БИ4 есть только два способа обращения со временем: «Времени еще сколь угодно много» и «Времени уже нет!!!».
Эта функция не видит полутонов, не удовлетворяется частичными решениями, не идет на компромиссы. Она готова биться в истерике из-за пустяка, а серьезные проблемы изо всех сил избегает решать (или даже старается их не замечать). Чтобы она вошла в ступор, иногда достаточно, чтобы кто-то «топнул на нее ножкой».
Теперь, наверное, понятно, почему человек всеми силами избегает работать по четвертой функции: она неумела и ее действия слишком часто приводят только к лавинному нарастанию проблем. Кроме того, для своей работы она потребляет очень многоэнергии.
Получасовая напряженная ее работа способна привести к серьезной болезни. Если жизнь постоянно требует ее включения, дело может закончиться психосоматическими расстройствами различных степеней тяжести.
Однако нельзя сказать, что дело так уж и безнадежно. Четвертая функция может учиться на собственных ошибках. Она способна запомнитьрешение (основанное чаще всего на своем опыте), которым человек воспользуется следующий раз в сходной ситуации. Но если новая ситуация будет в чем-то отличаться от предыдущей, старая заготовка мало чем поможет — снова поражение. Но и приобретение нового кусочка опыта.
Человек не терпит, когда хоть малейшим образом оценивают работу его четвертой функции: он не выносит не только критики и поучений, но даже и похвал (им он не верит, принимая их за изощренное издевательство). Более того, человек не любит, когда в его присутствии начинают обсуждать просто информацию по ее аспекту.
Человек с ЧИ4 не выносит: любого обсуждения своих способностей и возможностей, а также талантов других людей; рассказов о чужом везенье и невезенье; двусмысленности и многозначности; обсуждения непроверенных гипотез и предположений; состояния неопределенности...
Нельзя «наезжать» на четвертую функцию любого человека — ни в шутку, ни с целью его наказания, ни из «научного» интереса. Это не только крайне жестоко по отношению к нему, но и неосторожно по отношению к себе: в этом состоянии человек способен на все. Так можно нарваться на серьезные неприятности.
Каждый человек надеется, что окружающие люди не станут вынуждать его включать ее, а наоборот — всегда будут приходить ему на помощь (то есть выполнять по ней почти всю работу за него) и никогда не упрекнут его своей помощью и не потребуют за нее даже благодарности.
Четвертая функция похожа на улитку, которая тут же прячется в свой домик, как только ее коснешься. Она думает, что там в безопасности, глупенькая, а ведь ничего не стоит раздавить стенки ее домика... Но исчезнут «внешние раздражители» — и улитка осторожненько высунется из него и потихоньку поползет по своим делам — с умопомрачительной скоростью.
Все, что касается информации по аспекту своей четвертой функции, человек склонен рассматривать чуть ли не как воплощение зла. Люди с ЧС4уверены, что корни всего мирового зла заключены в насилии; с ЧЛ4— в корыстолюбии и бездушной расчетливости; с ЧЭ4 — в несдержанности и неспособности людей спокойно и разумно решать свои проблемы.
Возможен, правда, один вариант, когда четвертая функция сама пытается сделать что-то конструктивное. Это может получиться, если никто не видит ее неуверенных попыток.
Тогда она может научиться с горем пополам стоять на двух ногах и даже немного ходить. Но стоит только появиться хотя бы и доброжелательному зрителю — она обязательно ляпнется в лужу, да не простую, а самую глубокую и грязную.
Сдругой стороны, если четвертая функция чему-тонаучилась, то это она действительно знает и умеет. Каждый мельчайший кусочек этого опыта тщательно выверен человеком чуть ли не со стопроцентной надежностью. И тогда бывает, что человек с ЧИ4 вернее понимает содержание проблемы (и, соответственно, успешнее решает ее), чем человек с ЧИ1.
Но самых больших успехов в работе этой функции человек может добиться, когда она работает для других людей и совершенно бескорыстно!Только в этом случае она может избавиться от своего младенческого бессилия вкупе со старческим маразмом и решать свои (точнее, чужие) проблемы как сильный и умный взрослый. [Ребенок, Взрослый, Родитель — по психологу Эрику Берну три способа мышления и действия каждого человека, три состояния, которые он принимает в зависимости от ситуации.]