Типология словесных действий по П.М.Ершову, А.П.Ершовой, В.М.Букатову

Словесное действие Цель словесного действия Технологические операции
Воздействие на внимание партнера Звать, привлечь внимание Слово, хлопок, свист, окрик
Воздействие на чувства (эмоции) партнера Ободрение, укорение. Показать, что интересы партнера известны. Ободрение – высокий тон голоса («Смелее!»«Активнее!») Укорение – низкий тон голоса. Прямой взгляд на партнера.
Воздействие на воображение Предупреждение, удивление, подталкивание к ассоциациям Намек. Произнесение части высказывания, остальное восстанавливает партнер по общению. Предупреждение – настороженная интонация.

Примеры оформления рисунков

А. Браверман для системного рассмотрения этих вопросов предлагает концептуальную объемно-пространственную модель отношений в системе высшего образования (См. Рисунок 1). Автор предлагает рассматривать плоскости пирамиды следующим образом: 1—2—3 — общественные отношения, характеризующие учебный процесс; 1—2—4 — общественные отношения, связанные с финансированием высшей школы; 1—3—4 — отношения, характеризующие социальное обеспечение студентов; 2—3—4 — рыночные отношения в системе высшего образования (См. Рис.1).

Модель отношений в системе высшего образования

1. Государство

 
  Типология словесных действий по П.М.Ершову, А.П.Ершовой, В.М.Букатову - student2.ru

2.Вузы 4. Потребители

       
  Типология словесных действий по П.М.Ершову, А.П.Ершовой, В.М.Букатову - student2.ru   Типология словесных действий по П.М.Ершову, А.П.Ершовой, В.М.Букатову - student2.ru
 

3. Специалисты

 
  Типология словесных действий по П.М.Ершову, А.П.Ершовой, В.М.Букатову - student2.ru

Рис.1

И. П. Шахова (1986) при изучении интересов школьников 7-9-х классов выявила, что независимо от возраста интересы мальчиков больше выражены в таких видах деятельности, как техническая, практическая, научно-техническая и научно-теоретическая, спортивная, а интересы девочек относятся в большей мере к театрально-художественной, природоведческой, сельскохозяйственной, общественной видам деятельности (См. рис. 6.8).

Типология словесных действий по П.М.Ершову, А.П.Ершовой, В.М.Букатову - student2.ru

(I — техническая; II — научно-техническая, научно-теоретическая; III — спортивная; IV — театрально-художественная; V — природоведческая, сельскохозяйственная; VI — общественная; VII — историко-географическая)

Рис. 6.8. Показатели уровня развития интересов к разным видам деятельности у старших подростков в зависимости от пола (по данным И. П. Шаховой)

В ходе изучения применялась методика анализа детального состава взаимоотношений (на уровне взаимного уважения, интереса и эмпатии), инструментом анализа служил «Опросник межличностных отношений» - ОМО. Результаты анализа представлены на рис.1.

Типология словесных действий по П.М.Ершову, А.П.Ершовой, В.М.Букатову - student2.ru

Рис.1. Диаграмма состояния межличностных отношений родителей и педагогов перед началом опытной работы. Верхняя половина – родители; нижняя – педагоги. Левая половина – городская школа; правая – сельская. В каждой из четырех четвертей – по три сектора: интерес (И), уважение (У), эмпатия (Э). В каждом секторе диаграммы черным цветом выделена область включенности в межличностные отношения (сотрудничество), серым - противоборства, белым - пассивности в этих отношениях.



Наши рекомендации