Типология словесных действий по П.М.Ершову, А.П.Ершовой, В.М.Букатову
Словесное действие | Цель словесного действия | Технологические операции |
Воздействие на внимание партнера | Звать, привлечь внимание | Слово, хлопок, свист, окрик |
Воздействие на чувства (эмоции) партнера | Ободрение, укорение. Показать, что интересы партнера известны. | Ободрение – высокий тон голоса («Смелее!»«Активнее!») Укорение – низкий тон голоса. Прямой взгляд на партнера. |
Воздействие на воображение | Предупреждение, удивление, подталкивание к ассоциациям | Намек. Произнесение части высказывания, остальное восстанавливает партнер по общению. Предупреждение – настороженная интонация. |
Примеры оформления рисунков
А. Браверман для системного рассмотрения этих вопросов предлагает концептуальную объемно-пространственную модель отношений в системе высшего образования (См. Рисунок 1). Автор предлагает рассматривать плоскости пирамиды следующим образом: 1—2—3 — общественные отношения, характеризующие учебный процесс; 1—2—4 — общественные отношения, связанные с финансированием высшей школы; 1—3—4 — отношения, характеризующие социальное обеспечение студентов; 2—3—4 — рыночные отношения в системе высшего образования (См. Рис.1).
Модель отношений в системе высшего образования
1. Государство
2.Вузы 4. Потребители
3. Специалисты
Рис.1
И. П. Шахова (1986) при изучении интересов школьников 7-9-х классов выявила, что независимо от возраста интересы мальчиков больше выражены в таких видах деятельности, как техническая, практическая, научно-техническая и научно-теоретическая, спортивная, а интересы девочек относятся в большей мере к театрально-художественной, природоведческой, сельскохозяйственной, общественной видам деятельности (См. рис. 6.8).
(I — техническая; II — научно-техническая, научно-теоретическая; III — спортивная; IV — театрально-художественная; V — природоведческая, сельскохозяйственная; VI — общественная; VII — историко-географическая)
Рис. 6.8. Показатели уровня развития интересов к разным видам деятельности у старших подростков в зависимости от пола (по данным И. П. Шаховой)
В ходе изучения применялась методика анализа детального состава взаимоотношений (на уровне взаимного уважения, интереса и эмпатии), инструментом анализа служил «Опросник межличностных отношений» - ОМО. Результаты анализа представлены на рис.1.
Рис.1. Диаграмма состояния межличностных отношений родителей и педагогов перед началом опытной работы. Верхняя половина – родители; нижняя – педагоги. Левая половина – городская школа; правая – сельская. В каждой из четырех четвертей – по три сектора: интерес (И), уважение (У), эмпатия (Э). В каждом секторе диаграммы черным цветом выделена область включенности в межличностные отношения (сотрудничество), серым - противоборства, белым - пассивности в этих отношениях.