Эколого-биологического направления

Методические рекомендации

К написанию отчётов по проведенным исследованиям

школьниками и студентами, обучающимися

в системе дополнительного образования детей

Г. Нижний Новгород

Г.

Составители:

Михалев Е.В., к.с.-х.н. профессор НГСХА

Громова О.Ю.начальник отдела ЭОиВ ГБОУ ДОД ЦРТДиЮ НО

Рецензент Останина И.С.

УДК

Приведены рекомендации по оформлению конкурсных работ по эколого-биологическому направлению, выполненных обучающимися в системе дополнительного образования детей.

Изложены основные требования к оформлению отчёта по проделанной работе, к её содержанию, к составлению библиографического списка и других документов, представляемых при защите конкурсной работы на заочных и очных турах областных фестивалей и конкурсов эколого-биологической направленности. Темы, названия и номинации фестивалей и конкурсов устанавливает Министерство образования Нижегородской области, к примеру: «Чистая планета», «Зеленая планета», «Царевна-лягушка», «Подрост», «Юный исследователь», «Молодежь. Экология. Культура» и другие. Победители областных мероприятий имеют право представлять свои работы для участия в российских конкурсах эколого-биологического направления («Подрост», «Летопись добрых дел по сохранению природы», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды», «Национальное достояние России», «Зеленая планета», «Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников», «Олимпиада Созвездие», «Человек на Земле» и другие).

Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, техникумов, а также для педагогов системы ДОД и образовательных центров эколого-биологической направленности.

Печатается по решению учебно-методического отдела ГБОУ ДОД ЦРТД и Ю НО

Введение

Первое впечатление на эксперта любого уровня и членов комиссии или жюри всегда оказывает аккуратность и качество оформления работы. Разумеется, что содержание работы ставится во главу угла. Но при сравнении двух равнозначных по содержанию и наполнению работ, окончательное предпочтение отдается той работе, которая в большей степени отвечает требованиям оформления.

1. Учебно-исследовательскими признаются работы, содержащие как теоретические материалы, так и практическую часть, выполненную автором самостоятельно или в коллективе. Требования к ним такие же, какие предъявляются к обычным научным работам (с учетом возраста автора). Различают как исследовательские (экспериментальные, с высоким уровнем новизны), так и научно-практические (прикладные) работы.

2. Проектными признаются работы, отличающиеся идеальным характером действия по созданию образа (проекта) в настоящем или нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Они должны включать в себя:

- постановку локальной проблемы, определение проектной идеи;

- последовательную разработку проектного замысла;

- сами проекты.

На титульном листе работы нужно указать, к какому типу, из вышеперечисленных, по мнению авторов, она относится.

Общие положения к выполнению работ

Цель работы – приобретение обучающимися навыков научно-исследовательской работы, умения осмысливать научную литературу и письменно, в литературной форме, её комментировать, сопоставляя литературные данные с материалами своего исследования.

В результате выполнения работы у обучающихся должна повышаться познавательная активность в изыскании лучших, наиболее эффективных вариантов. Одновременно должна повышаться ответственность молодых людей за принятие определенных рациональных или оптимальных решений, в результате чего стимулируется инициатива и самостоятельность, формируется научно-познавательный образ мышления. Это позволяет выявить уровень знаний учащегося по выбранной теме исследований, что помогает закрепить его способность к самостоятельной работе.

Работа выполняется под руководством преподавателя одной из специальных естественнонаучных дисциплин (биология, химия, география, экология, природоведение).

Руководитель работы:

- разрабатывает методику выполнения работы, знакомит с ней обучающегося;

- выдает обучающемуся (или коллективу учащихся, к примеру – звену, бригаде или отряду) задание на выполнение конкурсной работы;

- оказывает обучающемуся помощь в разработке календарного плана на весь период работы, в освоении методики исследований;

- рекомендует необходимую литературу;

- контролирует ход выполнения работы, проверяет ее содержание по мере готовности;

- составляет отзыв для отчёта.

В проведении исследования общий ресурс в распределении рабочего времени выглядит следующим образом:

· до 30% времени занимает подготовительный этап, включающий в себя правильную формулировку темы и цели работы, и выбор или отработку методики проведения исследования;

· до 30% времени затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов;

· до 30% времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, формулировка правильных выводов.

· до 10% времени идет на написание текста работы и тезисов, подготовку презентации.

Подготовительный этап

Выбор темы

Важнейшее основание для выбора темы — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных по изучаемому вопросу. Именно это дает понятие «Новизны» (так как в данном направлении либо ещё никто не работал, либо работал, но с другим акцентом исследований, либо подобные исследования проводились в другом регионе или на другой методической основе).

В подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения (знакомство с литературой, обсуждение темы со специалистами и так далее).

Еще одно важное условие – работа должна быть нужной, то есть востребованной. На этом условии основывается такое понятие как «Актуальность исследований».

Результаты работы должны быть интересны не только автору (к примеру, для галочки в «партфолио»), но и еще какому-то кругу людей или специалистам. В этом случае говорят о «Практической значимости исследований».

Наши рекомендации