Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности

Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, в том числе для всех категорий спортивных руководителей, менеджеров команд, старших тренеров, выполняющих функции управления персоналом спортивных сооружений и организаций. Исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе отношений «человек – человек», как, например, отношения между тренером и квалифицированными спортсменами, между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном «психологическом климате» в трудовом коллективе.

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности - student2.ru

Рис. Модель профессионального стресса

Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены негативной эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, как это часто бывает у тренеров в длительных и ответственных спортивных турнирах и соревнованиях их команд и учеников с неопределенностью на конечный успех, но с высокими притязаниями на него. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной эмоционально-психологической природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится и с количеством, и с качеством межличностных контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными и т. д.

Психологические модели «выгорания». В настоящее время хорошо известны три модели «психического выгорания» и соответствующие им методы его оценки.

1. Одномерная модель. Согласно первой модели, «выгорание» – это состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Данная трактовка близка пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости». Приверженцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» какими-либо определенными профессиональными группами.

2. Двухмерная модель. Вторая модель рассматривает «выгорание» как «двухмерный конструкт», состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Последняя проявляется в изменении отношений либо к себе, либо к другим (воспитанникам, подчиненным, пациентам, коллегам).

3. Трехкомпонентная модель. Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается при этом как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми – в избегании «лишних» контактов и компаний, в повышенной зависимости от вышестоящих и отдельных лиц, в обостренном негативизме, критичности, прагматичности и цинизме в отношениях к людям, в отказе от прежней дружбы и сокращении круга общения. Третий компонент «выгорания» – редукция личных достижений – может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию самого себя, своих профессиональных достижений и успехов, в негативизме и пессимистичности относительно своих служебных достоинств и возможностей дальнейшего профессионального роста, либо в редуцировании собственного достоинства, в ограничении своих возможностей и обязанностей по отношению к другим.

Методика работы. Исследование проводится индивидуально либо в группах специалистов коммуникативных профессий: медперсонал, тренеры, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, продавцы, агенты и др. Испытуемым выдается лист для ответов (форма протокола) и опросник MBI с инструкцией. Время заполнения – около 10 мин.

Форма опросного листа (протокол опыта)

ФИО__________________________________________________________

Профессия___________________ Возраст_______ Стаж____________

Номер утверждения Оценка (баллы)
  ...

Инструкция. «Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа "человек – человек" рассматривают свою работу и других людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагаются 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли Вы себя таким образом относительно Вашей работы. Если у Вас не было такого чувства, то в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у Вас было такое чувство, укажите, как часто Вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства, пользуясь нижеприведенной оценочной шкалой:

– 0 – никогда;

– 1 – очень редко;

– 2 – редко;

– 3 – иногда;

– 4 – часто;

– 5 – очень часто;

– 6 – всегда.

Работайте спокойно, долго не задумываясь над ответом».

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, "ключ" и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для учителей и преподавателей высшей школы.

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности - student2.ru

Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для руководителей среднего звена

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности - student2.ru

Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности - student2.ru

Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для продавцов розничной торговли

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности - student2.ru

Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для медицинских работников (врачей)

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности - student2.ru

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст……………………............................................

Пол............................................................................

Профессия/должность................................................

Стаж работы в данной должности…………………........

Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание"

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности - student2.ru

Наши рекомендации