Стимульный материал для методики Лачинса «Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач»
Б л а н к 1
№ 1 Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. Как отмерить 10 л?
№ 2 Даны три сосуда: 37, 24 и 2 л. Как отмерить 9 л?
№ 3 Даны три сосуда: 39, 22 и 2 л. Как отмерить 13 л?
№ 4 Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л. Как отмерить 9 л?
№ 5 Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л. Как отмерить 11 л?
№ 6 Даны три сосуда: 28, 14 и 2 л. Как отмерить 10 л?
№ 7 Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л. Как отмерить 9 л?
№ 8 Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. Как отмерить 15 л?
№ 9 Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л. Как отмерить 12 л?
№ 10 Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л. Как отмерить 10 л?
Время решения: _________ «Р» ______ «Н» ______
Б л а н к 2
№ 1 (10) Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л?
№ 2 (9) Даны три сосуда 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12 л?
№ 3 (8) Даны три сосуда 30, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 15 л?
№ 4 (7) Даны три сосуда 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л?
№ 5 (6) Даны три сосуда 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л?
№ 6 (4) Даны три сосуда 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л?
№ 7 (5) Даны три сосуда 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л?
№ 8 (3) Даны три сосуда 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л?
№ 9 (2) Даны три сосуда 37, 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л?
№ 10 (1) Даны три сосуда 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л?
Время решения: _________ «Р» ______ «Н» ______
Лабораторная работа № 2
Тема: Исследование лабильности мыслительных процессов (Методика «Словесный лабиринт»)
Цель:выявление подвижности или лабильности мыслительных процессов.
Вводные замечания.
Данная методика является менее распространенной, чем методика А.С. Лачинса. В отличие от последней методика «Словесный лабиринт» позволяет выявить противоположное по отношению к ригидности качество мыслительных процессов – их подвижность или лабильность. Под лабильностью мыслительных процессов понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к решению другой. Поскольку для решения всех задач не существует общего алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом, в частности число ошибочных попыток и время, затрачиваемое им на поиск правильного решения, позволяют оценить его способность быстро (или медленно) переключаться с одного способа решения на другой. Поскольку показателем лабильности в данной методике выступает время, результаты эксперимента можно подвергать не только качественному, но и количественному анализу, представив результаты на уровне шкал отношений.
Стимульный материал и оборудование.
Для каждого испытуемого подготовлено 10 словесных лабиринтов, каждый лабиринт на отдельной карточке. Набор букв выглядит случайным, однако в нем обязательно зашифровано какое-нибудь слово (см. приложение 2).
Для регистрации времени решения задачи нужен секундомер, а испытуемому – карандаш. Результаты исследования записывают в заготовленную форму протокола (табл. 2).
Ход работы.
Работа выполняется в парах: один студент выполняет функцию испытуемого, другой – функцию экспериментатора. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию. После предъявления каждой карточки с заданием испытуемому экспериментатор включает секундомер, выключая его сразу после записи испытуемым своего ответа.
Время решения задачи экспериментатор записывает в протокол. По направлению движения карандаша испытуемого и по буквенному проговариванию им ответа во время опыта экспериментатор подсчитывает количество его попыток отыскать выход из лабиринта. Это количество он также фиксирует в протоколе.
Инструкция испытуемому.
«Сейчас Вам будут выданы карточки со словесными лабиринтами, в которых скрыты слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее найти выход из этого лабиринта. Вход в лабиринт начинается с правой стороны нижнего его ряда, а выходом (или концом лабиринта) является первая слева буква верхней строки. Для поиска выхода из лабиринта можно использовать только «ход ладьи», т. е. продвигаться по вертикальному и горизонтальному направлениям на любое количество букв. Продвигаясь с карандашом по лабиринту, Вы проговаривайте вслух каждую найденную букву. Всего Вам будет предъявлено 10 лабиринтов. Поиск выхода из лабиринта каждый раз будете начинать только после моего сигнала! Найденное слово записывайте тут же на карточке. Постарайтесь работать как можно быстрее!»
Обработка результатов.
1) Сравнить ответы испытуемого с ключом. Ключ: 1. докладывать, 2. подвижность, 3. эксперимент, 4. управляющий, 5. факультатив, 6. выступление, 7. предложение, 8. пролетариат, 9. содружество, 10. языкознание.
2) для времени решения всех 10 задач рассчитать среднеарифметическую величину (М), среднеквадратичное отклонение (σ) и ошибку средней ( М σ );
М – математическое ожидание, считается как среднее арифметическое;
σ – среднеквадратическое (стандартное) отклонение:
i (x M)
N
−
σ = Σ
М σ – ошибка средней
M M
σ
σ =
3) для количества попыток всех 10 задач рассчитать среднеарифметическую величину (М), среднеквадратичное отклонение (σ) и ошибку средней ( М σ );
4) построить Диаграмму 1, для чего на оси абсцисс указать номера лабиринтов, а на оси ординат – время решения каждой задачи; рядом с каждой экспериментальной величиной на диаграмме указать число попыток решения задач;
5) построить Диаграмму 2, для чего на оси абсцисс указать номера лабиринтов, а на оси ординат – число попыток решения задач, рядом с каждой экспериментальной величиной на диаграмме указать время решения каждой задачи;
6) во время анализа результатов исследования необходимо дать развернутую интерпретацию полученных данных. Для этого следует обратить внимание на показатели ошибки среднего времени и количество попыток решения всех задач: чем меньше данные показатели, тем выше лабильность мыслительных процессов испытуемого. О лабильности мыслительных процессов испытуемого также свидетельствует одинаковая высота столбцов на диаграмме.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте смысл методики «Словесный лабиринт», укажите ее отличие от методики Лачинса.
2. Каким образом происходит определение количества попыток решения задач испытуемым?
3. Какие количественные и качественные показатели служат индикаторами классификации испытуемых на лабильных и ригидных?
4. Можно ли сопоставить индивидуальные результаты лабильности мыслительных процессов испытуемых с данными, полученными при исследовании когнитивной ригидности? Обоснуйте свою точку зрения.
Лабораторная работа № 3