Исследование качественных изменений материала в процессе его сохранения в памяти
Цель:обнаружить изменения, реконструкции, которым подвергается материал в памяти в процессе сохранения.
Стимульный материал:картина.
Ход выполнения работы.
Используется метод последовательного воспроизведения, предложенный Ф. Бартлеттом.
Эксперимент проводится с группой испытуемых из 10 человек. Все, кроме одного из них, выходят из аудитории. Но доску вывешивается картина, которую нужно внимательно рассмотреть оставшемуся в аудитории первому испытуемому. Продолжая рассматривать картину, он рассказывает ее содержание во всех подробностях второму испытуемому, который для этого приглашается в аудиторию, но не видит картины. В аудиторию входит третий испытуемый, и второй, все еще не видя картины, передает ему свой вариант описания. Закончив рассказ, он присоединяется к аудитории и получает возможность видеть картину, но ему не разрешается вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ.
Таким образом, последовательные описания передаются от одного к другому испытуемому, пока перед аудиторией не пройдет вся группа участников эксперимента. Первое описание делается непосредственно во время наблюдения, все прочие – без прямого наблюдения.
Инструкция 1-му испытуемому:
«Перед вами картина, содержание которой вы должны рассказать второму испытуемому, который будет приглашен в аудиторию».
Инструкция 2-му и последующим испытуемым:
«Вам будет рассказано содержание картины, вы ее не будете видеть. Ваша задача – запомнить и рассказать ее содержание следующему испытуемому».
Обработка и анализ результатов:
Анализируется процесс забывания, реконструкции описания по следующей схеме:
− воспроизведение центральных, доминирующих фигур (или деталей) в картине,
− воспроизведение количества несущественных деталей,
− воспроизведение размеров, цветов предметов,
− воспроизведение положения предметов относительно друг друга,
− исчезновение случайных деталей,
− исчезновение основных деталей.
Контрольные вопросы:
1. На что рассчитана оперативная память?
2. Перечислите основные характеристики оперативной памяти?
3. Чем определяются характеристики запоминания того или иного материала?
Лабораторная работа № 8 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (методика П.И. Зинченко)
Теоретическое обоснование
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Прежде всего необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминание лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.
«Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (методика П.И. Зинченко)»
Цель работы:выяснить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.
Стимульный материал:16 картинок, которые легко классифицируются на 4 группы. Кроме изображения на каждой картинке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из двух серий. Все испытуемые делятся на две подгруппы.
1-я серия. Первой группе предъявляется следующая инструкция:«С вами будет проведен эксперимент, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать в уме все картинки на четыре группы». После окончания серии эксперимента его участникам предлагают письменно воспроизвести в любом порядке сначала названия картинок, а затем числа.
2-я серия. Второй группе испытуемых предлагается тот же стимульный материал. Им предъявляется следующая инструкция:
«Ваша задача – расположить в уме все числа, имеющиеся на картинках, строго по ряду номеров от наименьшего к наибольшему». После окончания серии эксперимента испытуемому предлагается сначала воспроизвести числа, а затем предметы.
Обработка и анализ результатов опытов 1 и 2:
1. Определить среднее число правильно воспроизведенных картинок и чисел в обоих опытах для каждой группы испытуемых.
2. Записать полученные средние значения в таблицу:
Задача Среднее число правильных воспроизведений предметов чисел
Классификация предметов
Составление числового ряда
3. На основании анализа данных, представленных в таблице, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.
4. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в отдельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.
Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п. ,хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.
От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.
В процессе обучения произвольное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучивая стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель – запомнить – играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного запоминания.
Теоретическое обоснование
Первоначальная форма запоминания – так называемое не
преднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е.