Исследование качественных изменений материала в процессе его сохранения в памяти

Цель:обнаружить изменения, реконструкции, которым подвергается материал в памяти в процессе сохранения.

Стимульный материал:картина.

Ход выполнения работы.

Используется метод последовательного воспроизведения, предложенный Ф. Бартлеттом.

Эксперимент проводится с группой испытуемых из 10 человек. Все, кроме одного из них, выходят из аудитории. Но доску вывешивается картина, которую нужно внимательно рассмотреть оставшемуся в аудитории первому испытуемому. Продолжая рассматривать картину, он рассказывает ее содержание во всех подробностях второму испытуемому, который для этого приглашается в аудиторию, но не видит картины. В аудиторию входит третий испытуемый, и второй, все еще не видя картины, передает ему свой вариант описания. Закончив рассказ, он присоединяется к аудитории и получает возможность видеть картину, но ему не разрешается вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ.

Таким образом, последовательные описания передаются от одного к другому испытуемому, пока перед аудиторией не пройдет вся группа участников эксперимента. Первое описание делается непосредственно во время наблюдения, все прочие – без прямого наблюдения.

Инструкция 1-му испытуемому:

«Перед вами картина, содержание которой вы должны рассказать второму испытуемому, который будет приглашен в аудиторию».

Инструкция 2-му и последующим испытуемым:

«Вам будет рассказано содержание картины, вы ее не будете видеть. Ваша задача – запомнить и рассказать ее содержание следующему испытуемому».

Обработка и анализ результатов:

Анализируется процесс забывания, реконструкции описания по следующей схеме:

− воспроизведение центральных, доминирующих фигур (или деталей) в картине,

− воспроизведение количества несущественных деталей,

− воспроизведение размеров, цветов предметов,

− воспроизведение положения предметов относительно друг друга,

− исчезновение случайных деталей,

− исчезновение основных деталей.

Контрольные вопросы:

1. На что рассчитана оперативная память?

2. Перечислите основные характеристики оперативной памяти?

3. Чем определяются характеристики запоминания того или иного материала?

Лабораторная работа № 8 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (методика П.И. Зинченко)

Теоретическое обоснование

Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Прежде всего необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминание лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

«Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (методика П.И. Зинченко)»

Цель работы:выяснить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.

Стимульный материал:16 картинок, которые легко классифицируются на 4 группы. Кроме изображения на каждой картинке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из двух серий. Все испытуемые делятся на две подгруппы.

1-я серия. Первой группе предъявляется следующая инструкция:«С вами будет проведен эксперимент, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать в уме все картинки на четыре группы». После окончания серии эксперимента его участникам предлагают письменно воспроизвести в любом порядке сначала названия картинок, а затем числа.

2-я серия. Второй группе испытуемых предлагается тот же стимульный материал. Им предъявляется следующая инструкция:

«Ваша задача – расположить в уме все числа, имеющиеся на картинках, строго по ряду номеров от наименьшего к наибольшему». После окончания серии эксперимента испытуемому предлагается сначала воспроизвести числа, а затем предметы.

Обработка и анализ результатов опытов 1 и 2:

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных картинок и чисел в обоих опытах для каждой группы испытуемых.

2. Записать полученные средние значения в таблицу:

Задача Среднее число правильных воспроизведений предметов чисел

Классификация предметов

Составление числового ряда

3. На основании анализа данных, представленных в таблице, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.

4. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в отдельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п. ,хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.

В процессе обучения произвольное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучивая стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель – запомнить – играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного запоминания.

Исследование качественных изменений материала в процессе его сохранения в памяти - student2.ru

Теоретическое обоснование

Первоначальная форма запоминания – так называемое не

преднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е.

Наши рекомендации