Назовите виды памяти по времени сохранения материала и дайте им характеристику (сенсорная, кратковременная, долговременная, оперативная)

По времени сохранения материала выделяются:

– сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения – 0,3–1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

– кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

– долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным;

– оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

14)Назовите виды памяти по характеру психической активности и дайте им характеристику (двигательная, эмоциональная, образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), словесно-логическая, механическая).

Двигательная (или моторная)память-это запоминание сохранение и воспроизведение различных движений. Почти всю сознательную жизнь мы осваиваем те или иные движения: учимся ходить, писать, кататься на коньках, на велосипеде, играть в футбол, что- то мастерить, забивать гвозди, шить, вязать и многому другому.

Эмоциональная память- это память на чувства. Наше отношение ко всему происходящему выражается эмоционально, через гамму разнообразных чувств. Мы способны заново пережить наша прошлое вспомнить не только события которые происходили с нами много лет назад, но и чувства, эмоции, с ними связанные: страх, радость, жалость, ненависть, грусть, веселье и т.д. Эмоциональная память играет чрезвычайно важную роль в обучении.

Образная память-это память на представления картины природы и жизни а также на звуки запахи вкусы и д.р.Суть образной памяти заключается в том что воспринятое раньше воспроизводиться затем в форме представлений. Благодаря образной памяти человек запоминает различные образы: предметов людей животных явлений природы например грозы. Мы знаем что такое горькое сладкое горячее холодное твердое и т.д. Эти образы формировались у нас на основе предшествующего опыта в процессе различных ощущений (зрительных слуховых осязательных обонятельных тактильных)Характеризуя образную память следует иметь ввиду все особенности представлений и прежде всего их бледность фрагментарность и неустойчивость. Поэтому образы памяти нередко расходятся со своим оригиналом причем со временем эти различия могут увеличиваться

Словестно-логическая память выражаеться в запоминании и воспроизведении наших мыслей.Мы запоминаем и воспроизводим мысли возникшие у нас в процессе обдумывания размышления помним содержание прочитанной книги разговора с друзьями.Особенностью данного вида памяти являеться то что мысли не существуют без языка поэтому память на них и называеться не просто логической а словестно-логической.При этом словестно-логическая память проявляеться в двух случаях:а)запоминается и воспроизводится только смысл данного материала а точное сохранение подлинных выражений не требуется.б)запоминается не только смысл но и буквальное словестное выражение мыслей(заучивание мыслей)Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом .Например есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть и люди которые легко заучивают наизусть но не могут воспроизвести текст своими словами.

– механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

15)Назовите и охарактеризуйте виды памяти по характеру целей деятельности (непроизвольная, произвольная). Расскажите об ассоциативной теории памяти (1. простые ассоциации: ассоциации по смежности, по сходству, по контрасту; 2. сложные ассоциации-это ассоциации по смыслу).

По характеру целей деятельности память может быть:

– непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

– произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

– материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

– информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

– все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

– незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация – это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Со времен Аристотеля различают три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

Ассоциацивная теоРия памяти.Существует и такое деление памяти на виды которые зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.В первом случае имееться ввиду запоминание и воспроизведение которое осуществляется автоматичеки без волевых усилий без контроля со стороны сознания.При этом отсуствует специальная цель что- то запомнить припомнить т.е не ставиться специальная мнемическая задача.Во втором случае такая задача присутствует а сам процесс требует волевого усилия..Непроизвольное запоминание не обязательно являеться более слабым чем произвольное .Напротив часто бывает так что непроизвольно запом. Материал воспроизводиться лучше чем материал который специально запоминался.например непроизвольно услышанная фраза или воспринята зрительная информация часто запоминается более надежно чем если бы мы пытались запомнить ее специально.Непроизвольно запоминается материал который оказывается в центре внимания и особенно тогда когда с ним связана определенная умственная работа .Способность постоянно накапливать информацию.

Ассоциации

С физиологической точки зрения представляет собой временную нервную связь.Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.К простым относятся три вида ассоциаций.(понятие о них сложилось еще со времни Арестотеля)

Ассоциации по смежности

Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

Ассоциация по сходству

Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления сходные с ними по каким-либо признакам.

Ассоциации по контрасту

Образы восприятия илиопределенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении противоположные им контрастирующие с ними.

16)Дайте характеристику основным процессам памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание

Запоминание— Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания Произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Сохранение— процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Забывание— естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Непроизвольно запоминается многое из того с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы явления события повседневной жизни поступки людей содержание кинофильмов книг прочитанных без всякой учебной цели хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то что имеет жизненно важное значение для человека: все что связанно с его интересами и потребностями с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер определяется отношением к окружающему от непроизвольного запоминания надо отличать произвольное(преднамеренное) запоминание характеризующееся тем что человек ставит перед собой определенную цель-запомнить т о что намечено и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность,направленую на запоминание и воспроизведение удержанного материала называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал который ему было предложено запомнить от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им, Узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятие и означает что происходит восприятие объекта которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений(представление памяти)или на основе словестных описаний(представление воображения).Воспроизведение отличается от восприятия тем что оно осуществляется после него вне его. Воспроизведение образа объекта труднее чем узнавание. Так ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении(при повторном восприятии)чем воспроизвести припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды короткого торможения мешающего актуализации(оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение которое развивается при отсутствии подкрепления.

Наши рекомендации