Влияние установки на срок запоминания
Серия А.Слова для запоминания:
восход,
порог,
урна,
штамп,
колонна,
каркас,
кран,
кадка,
новость,
утюг,
градус,
клапан,
грот,
вода,
тачка.
Испытуемым зачитывают слова, которые они должны повторить про себя. Слова прочитываются столько раз, сколько потребуется для того, чтобы их запомнил каждый испытуемый.
Серия Б.Слова для запоминания:
стол,
тетрадь,
ложка,
книга,
улица,
спичка,
картина,
карандаш,
стул,
человек,
звезда,
кошка,
город,
деньги,
театр.
Серию Б из 15 слов запоминают так же, как слова серии А, но испытуемых предупреждают, что эти слова нужно запомнить на неделю, т. е. до следующего занятия.
Проверку по обеим сериям производят в конце занятия. Подсчитывают количество слов, запомнившихся из каждой серии. Опыт показывает, что сохранение зависит от установки на срок запоминания.
Далее предлагаются задания игрового характера на непроизвольное запоминание.
Вначале зачитывается текст задания, и только потом дается указание, что нужно делать. Возможен и другой вариант выполнения задания: после того, как прочитывается текст, его закрывают рукой и отвечают на вопросы к нему. Отвечать нужно быстро.
1. Укажите, в каком из слов:
ПОРТНОЙ ПОДВАЛ ТРУБА ЗАЛП АНТРАКТ
есть буква Д?
2. Допустим, дали следующее задание: «Пойдите в комнату 325, в правом нижнем ящике стола возьмите статью «Правительство и левое движение в Англии». Принесите ее мне».
Вопросы: – из правого или левого ящика взять статью?
– какой номер комнаты: 235, 325 или 225?
3. В перечне слов:
РОТ, МОТ, ГОД, КРОТ, ПОТ
вторым стоит слово МОТ. Правильно?
4. Таня просила мужа купить: мясо, сало, масло и спички. Он купил: масло, сало, спички и мыло.
Вопросы:
– что он забыл купить?
– что он купил лишнее?
5. Запомните три числа:
Вопросы:
– в какой геометрической фигуре было число 14?
– в какой геометрической фигуре было число 52?
– в какой геометрической фигуре было число 34?__
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно воспроизведенных слов в 1-й и 2-й серии.
2. Определить количество воспроизведенных слов, содержащих букву «О», в 1-й и 2-й серии. Проанализировать, какие слова воспроизводит испытуемый в первую очередь (особенно во 2-й серии).
3. Сделать вывод о влиянии установки на запоминание и последующее воспроизведение слов испытуемым.
Контрольные вопросы:
1. В зависимости от установкина время хранения информации, какие виды памяти можно выделить?
2. В течение, какого времени способна хранить информацию долговременная память?
3. На что следует обратить внимание, анализируя результаты исследовании объема кратковременной памяти?
4. Какие действия должен предпринять экспериментатор, если получен очень низкий уровень запоминания?
Лабораторная работа № 7 Исследование особенностей оперативной памяти. Исследование качественных изменений материала в процессе его сохранения в памяти
Теоретическое обоснование
Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок определяется задачей.
Основные характеристики оперативной памяти:
Объем – показатель количества запоминаемого и сохраняемого материала. Измеряется оперативными единицами памяти.
Точность – показатель идентичности воспроизводимого и требуемого материала.
Скорость запоминания – характеризует время или число повторений, которое требуется для запоминания всей необходимой для решения задачи информации.
Длительность сохранения – характеризует то максимальное время, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений.
Лабильность – соотношение между запоминанием и забыванием материала.
Помехоустойчивость – устойчивость к действию внешних и внутренних помех.
Исследование особенностей оперативной памяти
Цель:изучение особенностей оперативной памяти в том случае, когда она несет основную функциональную нагрузку.
Стимульный материал:бланк с числами (10 рядов по пять чисел в каждом) – см. приложение 2, бланк для ответа.
Ход выполнения работы.
Экспериментатор зачитывает последовательно 10 рядов по пять чисел в каждом.
Испытуемый должен после прочтения каждого ряда запомнить числа в том порядке, в каком они предъявлялись, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым. В итоге полученные четыре суммы испытуемый должен записать в бланк для ответа. Интервал между зачитыванием рядов 15 секунд.
Инструкция:
«Я буду зачитывать числа – 10 рядов из пяти чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти пять чисел в том порядке, в каком они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно найденных сумм.
2. Подсчитать среднегрупповые показатели и сравнить с индивидуальным. (Максимальное число сумм 40. По результатам исследований норма для взрослого человека от 30 сумм и выше.)
ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ | КЛЮЧ | ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ | КЛЮЧ |
А) 5, 2, 7, 1, 4 | 7, 9, 8, 5 | Е) 4, 2, 3, 1, 5 | 6, 5, 4, 6 |
Б) 3, 5, 4, 2, 5 | 8, 9, 6, 7 | Ж) 3, 1, 5, 2, 6 | 4, 6, 7, 8 |
В) 7, 1, 4, 3, 2 | 8, 5, 7, 5 | З) 2, 3, 6, 1, 4 | 5, 9, 7, 5 |
Г) 2, 6, 2, 5, 3 | 8, 8, 7, 8 | И) 5, 2, 6, 3, 2 | 7, 8, 9, 5 |
Д) 4, 3, 6, 1, 7 | 7, 9, 7, 8 | К) 3, 1, 5, 2, 7 | 4, 6, 7, 9 |
Теоретическое обоснование
Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. В этом и состоит сущность деятельностной концепции памяти, которая определяет основное направление при изучении вопросов памяти в отечественной психологической науке.