Стимульный материал для методики «Интеллектуальная лабильность»
Задания:
1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года.
2. Квадрат 4 – напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.
3. Квадрат 5 – разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
4. Квадрат 6 – проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.
5. Квадрат 7 – поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь.
6. Квадрат 8 – разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части.
7. Квадрат 10 – если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву Вашего имени.
8. Квадрат 12 – поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0.
9. Квадрат 13 – соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике.
10. Квадрат 15 – обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные.
11. Квадрат 17 – продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия Вашего города.
12. Квадрат 18 – если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1.
13. Квадрат 19 – обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую.
14. Квадрат 20 – соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3.
15. Квадрат 21 – если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними.
16. Квадрат 22 – разделите первую линию на ТРИ части, вторую на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А.
17. Квадрат 23 – соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой.
18. Квадрат 24 – зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.
19. Квадрат 25 – заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией.
20. Квадрат 26 – под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку.
21. Квадрат 27 – если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте __________между ромбами минус.
22. Квадрат 28 – поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа +, в середине проведите диагональ.
23. Квадрат 29 – подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А.
24. Квадрат 30 – если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5.
25. Квадрат 31 – в слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные.
26. Квадрат 32 – если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника.
27. Квадрат 33 – проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными.
28. Квадрат 34 – зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.
29. Квадрат 35 – под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево.
30. Квадрат 36 – напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике.
31. Квадрат 37 – укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх.
32. Квадрат 39 – разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй.
33. Квадрат 40 – отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных.
34. Квадрат 41 – над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево.
35. Квадрат 42 – заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник.
36. Квадрат 43 – сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих чисел – в ромбе.
37. Квадрат 44 – зачеркните цифры, делящиеся на три, и подчеркните остальные.
38. Квадрат 45 – поставьте галочку только в круг, а цифру 3 –только в прямоугольник.
39. Квадрат 46 – подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры.
40. Квадрат 47 – поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые.
Бланк для ответа:
Контрольные вопросы:
- Дайте определение произвольного внимания.
- Какие характеристики произвольного внимания исследуются в данном эксперименте?
- Какая измерительно-оценочная шкала используется в процедуре опыта?
- Как вы думаете, в каких видах практической деятельности может быть использована данная методика?
Лабораторная работа № 6 Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса). Зависимость запоминания от установки личности
Теоретическое обоснование
Кратковременная память – это память, в которой информация хранится несколько секунд.
В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала).
В самом термине «кратковременная память» закреплен внешний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью человека. Синонимами «кратковременная память» являются «мгновенная», «краткосрочная».
Исследование объема кратковременной памяти
Цель – определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Стимульный материал: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Ход выполнения работы.
Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.
Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 | Второй набор7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897 |
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 | Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897 |
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция.
"Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"
Обработка результатов
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
· ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";
· наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
· количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
· коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:
Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.
Анализ результатов
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания | |
Коэффициент объема памяти /Пк/ | Уровень кратковременного запоминания |
10 8-9 7 6-5 3-4 | очень высокий высокий средний низкий очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.
Теоретическое обоснование
В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная помять хранит информацию в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.