Стимульный материал для методики «Интеллектуальная лабильность»

Задания:

1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года.

2. Квадрат 4 – напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.

3. Квадрат 5 – разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

4. Квадрат 6 – проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.

5. Квадрат 7 – поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь.

6. Квадрат 8 – разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части.

7. Квадрат 10 – если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву Вашего имени.

8. Квадрат 12 – поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0.

9. Квадрат 13 – соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике.

10. Квадрат 15 – обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные.

11. Квадрат 17 – продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия Вашего города.

12. Квадрат 18 – если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1.

13. Квадрат 19 – обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую.

14. Квадрат 20 – соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3.

15. Квадрат 21 – если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними.

16. Квадрат 22 – разделите первую линию на ТРИ части, вторую на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А.

17. Квадрат 23 – соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой.

18. Квадрат 24 – зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.

19. Квадрат 25 – заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией.

20. Квадрат 26 – под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку.

21. Квадрат 27 – если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте __________между ромбами минус.

22. Квадрат 28 – поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа +, в середине проведите диагональ.

23. Квадрат 29 – подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А.

24. Квадрат 30 – если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5.

25. Квадрат 31 – в слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные.

26. Квадрат 32 – если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника.

27. Квадрат 33 – проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными.

28. Квадрат 34 – зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.

29. Квадрат 35 – под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево.

30. Квадрат 36 – напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике.

31. Квадрат 37 – укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх.

32. Квадрат 39 – разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй.

33. Квадрат 40 – отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных.

34. Квадрат 41 – над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево.

35. Квадрат 42 – заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник.

36. Квадрат 43 – сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих чисел – в ромбе.

37. Квадрат 44 – зачеркните цифры, делящиеся на три, и подчеркните остальные.

38. Квадрат 45 – поставьте галочку только в круг, а цифру 3 –только в прямоугольник.

39. Квадрат 46 – подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры.

40. Квадрат 47 – поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые.

Бланк для ответа:

Стимульный материал для методики «Интеллектуальная лабильность» - student2.ru

Стимульный материал для методики «Интеллектуальная лабильность» - student2.ru

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение произвольного внимания.
  2. Какие характеристики произвольного внимания исследуются в данном эксперименте?
  3. Какая измерительно-оценочная шкала используется в процедуре опыта?
  4. Как вы думаете, в каких видах практической деятельности может быть использована данная методика?

Лабораторная работа № 6 Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса). Зависимость запоминания от установки личности

Теоретическое обоснование

Кратковременная память – это память, в которой информация хранится несколько секунд.

В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала).

В самом термине «кратковременная память» закреплен внешний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью человека. Синонимами «кратковременная память» являются «мгновенная», «краткосрочная».

Исследование объема кратковременной памяти

Цель – определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Стимульный материал: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Ход выполнения работы.

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 Второй набор7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция.

"Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

· ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";

· наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

· количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

· коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Стимульный материал для методики «Интеллектуальная лабильность» - student2.ru

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
Коэффициент объема памяти /Пк/ Уровень кратковременного запоминания
10 8-9 7 6-5 3-4 очень высокий высокий средний низкий очень низкий


Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Теоретическое обоснование

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговремен­ную память. Кратковременная помять хранит информацию в сред­нем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обоб­щенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной сознательной установки на за­поминание, но зато с установкой на последующее воспроизведе­ние материала. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее задан­ного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, сто­ящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой зада­чи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между крат­ковременной и долговременной памятью. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограни­ченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной па­мяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

Наши рекомендации