Исследование концентрации и устойчивости внимания
ДИАГНОСТИКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
РЕБЕНКА
Москва 1994 Роспедагентство
Авторы-составители:
Тамара Геннадьевная Богданова кандидат психологических наук, доцент дефектологического факультета МПГУ. Татьяна Васильевна Корнилова кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
Т. Г. Богданова
Т. В. Корнилова
Диагностика познавательной сферы ребенка — М.; Роспедагентство, 1994.
В книге представлены классические методики исследования познавательной деятельности ребенка. Они могут быть использованы всеми, кто занят психодиагностикой в школе.
© Т. Г. Богданова
Т. В. Корнилова. Текст, 1994 г.
© А.Богданов. Иллюстрации, 1994г
ISBN 5-86825-002-8 © Роспедагентство, 1994г.
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача данного пособия заключается в том, чтобы оказать практическую помощь школьному психологу в проведении психологического обследования направляемых к нему детей. До начала психологического обследования школьному психологу необходимо тщательно ознакомиться с соответствующей педагогической документацией. К ней относятся характеристики из школы и детского сада, школьные тетради, рисунки, поделки ребенка. Кроме того, психологическое исследование ребенка начинается со знакомства с его деятельностью в естественных условиях (во время школьных занятий и игр, при выполнении трудовых поручений).
Анализ характеристик и наблюдений в естественной обстановке позволит вести обследование ребенка с учетом его возможностей и личностных особенностей. Так, например, детей с выраженным отставанием в развитии и неконтактных детей целесообразно обследовать с помощью игрового материала. Детям, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработаюсь отрицательное отношение к отдельным учебным предметам, лучше предлагать задания в занимательной форме. При обследовании детей с повышенной утомляемостью необходимо воспользоваться теми заданиями, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки.
Беседа, проводимая перед началом обследования, направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к работе. Неуверенных детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми расторможенными — взять более строгай тон. Содержание беседы должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем, следует коснуться интересов ребенка, его любимых занятий, игр. Начинать беседу нужно с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, ввести беседу в нужное русло.
После установления с ребенком необходимого контакта можно приступить к исследованию особенностей его восприятия, внимания, памяти, мышления. В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.
.1. Понимание инструкции. Перед предъявлением ребенку любого задания ему дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки ее понять.
2.Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально, обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Кроме того, особое значение имеют такие показатели, как
целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
3.Реакция ребенка на результаты работы, общая эмоциональная реакция на факт обследования. При проведении психологического исследования фиксируются отношение ребенка к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам исследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.
В процессе обследования необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки, беседовать с ребенком в доброжелательном, ровном тоне.
Предлагаемые для работы школьного психолога психологические методики сгруппированы в несколько разделов: I раздел — методики, направленные на исследование свойство восприятия и внимания; II раздел — методики, направленные на изучение разных видов памяти; III раздел — методики, относящиеся к определению характеристик мыслительной деятельности, среди которых одни имеют значение для диагностики умственной отсталости, другие — для выявления творческих способностей; отдельные разделы составили тест школьной зрелости (IV раздел) и методики, направленные на определение индивидуальных особенностей учебной деятельности (V раздел).
I раздел
ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛОСТНОМУ
ВОСПРИЯТИЮ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И СООТНЕСЕНИЮ
ЧАСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ПРЕДМЕТНЫХ
ИЗОБРАЖЕНИЙ (методика Т. Н. Головиной)
Ход выполнения задания.
Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а,
1 б) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предмет
ных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает
детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и
т. п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой вели
чины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выпол
ненные на листах бумаги размером 21 * 30 см.
Обработка результатов.
Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.
Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают его контур, не производя при этом необходимых кругообразных движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний рад подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы.
Рис. 1 а.
Рис. 1б.
Рис. 1в.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ВНИМАНИЯ (методика Т. Е. Рыбакова)
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов, рис. 2). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Обработка результатов.
Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.
Рис. 6 а
Рис. 6 б
II раздел
ИЗУЧЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки слов прилагаются). Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4—5 секунд между словами (слуховое запоминание) . После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые он запомнил. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.
Обработка результатов.
О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вы-
вод, подсчитав коэффициент типа памяти (С).
а
С = 10 , где а — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Умная галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Самые красивые
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
—Вы не видели моих птенцов?
—А какие они?
—Самые красивые!
III раздел
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ
Ход выполнения задания.
Для этих целей используется модифицированный вариант методики Кооса. Готовится материал, который состоит из набора квадратов — 10 белых квадратов, 10 черных квадратов, 10 наполовину окрашенных (см. материал для данной методики). Все карточки раскладываются на столе перед испытуемым, затем испытуемому предлагают на макете составить несколько орнаментов по образцам в порядке возрастающей сложности (от № 1 до № 10, см. материал для методики). При появлении затруднений испытуемому предлагают выполнить аналогичную, но облегченную задачу по образцам на макете с нанесенной сеткой.
Обработка результатов.
При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание одного орнамента, проводится качественный анализ. Время работы над фигурами № 1 — № 6 по 60 секунд, над фигурами № 7 — № 10 по 120 секунд. Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это свидетельствует о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса. У испытуемых с сохранным интеллектом складывание орнаментов № 1 — № 8 не вызывает затруднений, появление затруднений при складывании орнаментов № 9 — № 10 легко преодолевается при предъявлении макетов с нанесенной сеткой.
Использование методики Кооса для построения обучающего эксперимента (по А. Я. Ивановой).
В своих работах, посвященных изучению развития умственной деятельности детей, Л. С. Выготский сформулировал положение о наличии двух уровней умственного развития у детей. «Актуальный уровень умственного развития» он определяет как запас знаний и умений, которые сформировались у ребенка к моменту исследования на основе уже созревших психических функций. «Потенциальный уровень» — способность ребенка к овладению новыми знаниями. Высокий актуальный уровень развития может быть достигнут ребенком вследствие активного воздействия со стороны окружающих взрослых. Поэтому наиболее существенным критерием для оценки умственных возможностей детей является их «потенциальный уровень», то есть способность к усвоению новых знаний с помощью взрослого непосредственно в ходе исследования.
Помощь взрослого в ходе психологического исследования является обучающим экспериментом в широком смысле слова. Но в целях установления уровня умственного развития обучающий эксперимент должен иметь особое построение, направленное на контроль за достижениями ребенка в процессе обучения. Конечный результат (лежащий в зоне трудности) становится строго заданным, единым для всех испытуемых одной возрастной группы. Варьирующимся параметром становится то количество помощи экспериментатора, которое необходимо каждому испытуемому для достижения этого результата. Помощь экспериментатора включается в виде дозированных по качественному уровню уроков. Последовательность их фиксируется от более сжатых видов помощи к постепенному переходу к все более подробным объяснениям.
Ход выполнения задания.
Используется модифицированный вариант методики Кооса (см. предыдущее задание). Сначала испытуемому предлагают сложить орнаменты № 1 и № 2. Если ему не удается этого сделать, следует объяснить и сложить при нем нужный орнамент. Обучение начинается с орнамента № 3. Количество помощи изменяется следующим образом: первый «урок» заключается в подборе экспериментатором нужных для орнамента карточек; второй «урок» заключается в том, что экспериментатор на глазах испытуемого складывает орнамент, затем разрушает его и предлагает сложить самому ребенку; третий «урок» — это сопровождающееся объяснением складывание орнамента экспериментатором и последующее повторение ребенком. Если задание выполнено, предлагается контрольное задание (орнамент № 4) для того, чтобы выявить способность к переносу способа действия.
Анализ результатов осуществляется по следующим направлениям: во-первых, переменной величиной, зависящей от успешности ребенка, является количество «уроков», которые даются экспериментатором, во-вторых, рассматривается успешность переноса способа действия при выполнении аналогичного задания. Деятельность детей с сохранным интеллектом характеризуется активной ориентировкой, хорошей восприимчивостью к помощи экспериментатора (при том, что таким детям требуется чаще один, реже — два «урока»), способностью переноса способа действия в аналогичную ситуацию, при этом значительно сокращается время выполнения аналогичного задания.
Умственно отсталые дети выполняют задание по-другому: их ориентировочная деятельность — пассивная и вялая, им требуется большая помощь со стороны экспериментатора (часто бывают нужны и третьи, и четвертые «уроки»), перенос способа действия часто оказывается невозможным (в тех случаях, когда он совершается, требуется длительное время). Таким образом, подобное использование методики Кооса может служить одним из способов, направленных на диагностику умственной отсталости.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ
Рис. 8 а. Карточки
Рис. 8 б. Макеты
№ 1. №2.
№ 3. №4.
№ 5. №6.
Рис. 8 в. Орнаменты.
№7. №8.
Рис. 8 в. Орнаменты (продолжение).
№9. №10.
Рис. 8 в. Орнаменты (продолжение).
МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.
Ход выполнения задания.
Испытуемому показывают первую задачу (см. материал к методике «Простые аналогии»):
Лошадь
--------------- и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из
жеребенок предъявленных пяти слов —
«пастбище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того, как экспериментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи.
Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
Фамилия____________ Имя_______ Дата____
1. Лошадь Корова
Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык
2. Яйцо Картофель
Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха
3. Ложка Вилка
Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда
4. Коньки Лодка
Зима Лед, каток, весло, лото, река
5. Ухо Зубы
Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать
6. Собака Щука
Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя
7. Пробка Камень
Плавать Пловец, тонуть, гранит, возить,
каменщик
8. Чай Суп
Сахар Вода, тарелка, курица, соль, ложка
9. Дерево Рука
Сук Топор, перчатка, нога, работа, палец
10. Дождь Мороз
Зонтик Палка, холод, сани, зима, шуба
11. Школа Больница
Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение,
больной
12. Песня Картина
Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок,
больной
13. Нож Стол
Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть
14. Рыба Муха
Сеть Решето, комар, комната, жужжать, паутина
15. Птица Человек
Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом
16. Хлеб Дом
Пекарь Вагон, город, жилище, строитель, дверь
17. Пальто Ботинок
Пуговица Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
18. Коса Бритва
Трава Сено, волосы, острая, сталь, инструмент
19. Нога Рука
Сапог Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть
20. Вода Пища
Жажда Пить, голод, хлеб, рот, еда
21. Электричество Пар
Проволока Лампочка, ток, вода, трубы, кипение
22. Паровоз Конь
Вагоны Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
Отнесение фраз к пословицам
Вариант предложен Б. В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испытуемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают подобрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа», «Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный
смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами, и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вариант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяснение переносного смысла пословиц и метафор.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКАМ «ПОСЛОВИЦЫ И МЕТАФОРЫ»
ЗОЛОТЫЕ РУКИ
ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР
КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ
ГЛУХАЯ НОЧЬ
НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ — ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ — ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ
КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО
НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, КРАСНА ПИРОГАМИ , СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО
УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ
НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ
НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ, НАДО ХОРОШО ПОДУМАТЬ
ЕСЛИ САМ ОТРЕЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО, ТО НЕ СЛЕДУЕТ ВИНИТЬ НОЖНИЦЫ
УМЕЛЫЕ РУКИ
КАЖДЫЙ КОЛОДЕЦ ХОРОШО ПОКРЫТЬ КРЫШКОЙ
ЗАЧЕМ ВЫБРОСИЛ ВАЛЕНКИ, КОГДА БУДЕТ ХОЛОДНО, ОНИ ОЧЕНЬ НУЖНЫ БУДУТ
МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПРЫГАЛ ЛУЧШЕ ВСЕХ
ЛЮБЛЮ ЗИМОЙ КАТАТЬСЯ НА САНКАХ, ЛЫЖАХ И КОНЬКАХ
НЕ ВСЕГДА ВНЕШНИЙ БЛЕСК СОЧЕТАЕТСЯ С ХОРОШИМ КАЧЕСТВОМ
О ДЕЛЕ СУДЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ЦЫПЛЯТА ВЫРАСТАЮТ К ОСЕНИ
НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ЛЮБЯТ ВКУСНО ПОЕСТЬ, А ТРУДИТЬСЯ НЕ ХОТЯТ
НЕ ВСЕГДА ТО, ЧТО НАМ КАЖЕТСЯ ХОРОШИМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО
ПАПА КУПИЛ МАЛЬЧИКУ НОВЫЕ САНКИ
ЕСЛИ ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ ХОРОШО, МОЖЕШЬ ОТДОХНУТЬ
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
КОГДА ДРОВА ГОРЯТ — ТОГДА И КАШУ ВАРЯТ
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД
НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК
ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ ДЕЛА, НЕ БЕРИСЬ ЗА НЕГО
ЗИМОЙ ЕЗДЯТ НА САНЯХ, А ЛЕТО НА ТЕЛЕГЕ
МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ НА ПРОГУЛКУ
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ ТОРОПЯСЬ, ЧАСТО УСПЕВАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТОТ, КОТОРЫЙ ТОРОПИТСЯ
НЕ СТОИТ КИВАТЬ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ДЕЛО В ТЕБЕ САМОМ
ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО ЗЕРКАЛА ЗАВИСИТ НЕ ОТ РАМЫ, А ОТ САМОГО СТЕКЛА
ЗЕРКАЛО ВИСИТ КРИВО
НЕЛЬЗЯ ПИТАТЬСЯ ОДНИМИ ПИРОГАМИ, НАДО ЕСТЬ И РЖАНОЙ ХЛЕБ
ПРОДАВЕЦ ОТМЕРИЛ СЕМЬ МЕТРОВ ТКАНИ И ОТРЕЗАЛ
МЕДНЫЙ БРАСЛЕТ БЛЕСТИТ КАК ЗОЛОТОЙ
МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА ЛЮБИТ И УМЕЕТ ТРУДИТЬСЯ
ЕСЛИ ЕСТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕЛА, НАДО СРАЗУ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ТЕМНАЯ НОЧЬ, ГЛУХАЯ СТАРУХА, НЕПРОГЛЯДНАЯ ТЕМНОТА
СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ЗОЛОТО ЯРЧЕ ЖЕЛЕЗА
ЧЕЛОВЕК ВЫСЕК НА СКАЛЕ СЕРДЦЕ, БЕСЧУВСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ
ОДИН ВКУСНЫЙ ПИРОГ СТОИТ ДЕСЯТИ НЕВКУСНЫХ
ТОРОПЛИВОСТЬ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕЛЕПЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЛУЧШЕ, НАДО О НЕЙ ХОРОШО ПОДУМАТЬ
ОДНУ ХОРОШУЮ КНИГУ ПРОЧЕСТЬ ПОЛЕЗНЕЙ, ЧЕМ СЕМЬ ПЛОХИХ
МЕТОДИКА ШИФРОВКИ ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ
Это один из невербальных подтестов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 секундами.
Обработка результатов:
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется психомоторика, способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет.
Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста используется более простой вариант кодирования — методика Перона-Руссера (см. материал к методике). Нормы ее выполнения: 100% — за 1 мин. 15 сек. без ошибок; 60% — за 1 мин. 45 секунд, с двумя ошибками; 50% — за 1 мин. 50 сек., с 5 ошибками; 20% — за 2 мин. 10 сек., с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ШИФРОВКА ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ».
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (Методика Б. И. Пинского)
Одна из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной смысл ее заключается в выделении закономерностей.
Ход выполнения задания.
Для исследования необходим набор черных и белых брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (модификация). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Ему предлагают удлинить начатый экспериментатором «заборчик»:
I задание — ЧБ ЧБ ЧБ...
II задание — ЧББ ЧББ ЧББ...
III задание — ЧБ ЧББ ЧБББ...
Анализ результатов.
При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный обследуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные пробуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в потовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Методика была предназначена Б. И. Пинским для диагностики умственной отсталости.
ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ В ТЕКСТЕ СЛОВ
(методика Эббингаула)
Выявляются уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания.
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагается текст с пропусками слов (см. материал к методике). Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получается связный рассказ.
Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 7 классов.
Учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место — в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей). Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопоставлять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ ЭББИНГАУЗА
I
Над городом низко повисли снеговые_________ Вечером началась___________Снег повалил большими______________ Холодный ветер выл как__________ дикий________На конце пустынной и глухой вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и
с__________ пробиралась по_________ Она была худа и бедно_______Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и________ей идти. На ней было плохое ________с узкими рукавами, а на плечах___________ Вдруг девочка__________и, наклонившись, начала что-то у себя под ногами. Наконец она стала на__________и своими посиневшими от _________ ручонками стала по сугробу.
II
Однажды Генрих IV, французский___________ , потерял на охоте из виду свою_________ и принужден был один___________в Париж. На большой____ он увидал простого ,______________ который____________________________________ также в столицу. Король остановил своего и к мужичку с вопросом: «Зачем ты___________ в город?» «Я хочу_______________________
своего сына, да сверх того, мне хотелось бы_________________ короля, который так любит своих ; говорят, что он очень___________________________________________ . Но как его в толпе? Не будете ли вы добры______________________________________________________ мне его?» — «Когда народ своего короля, — отвечал Генрих, — то каждый __________________________ шляпу; знай: кто не
____________________ шляпы, тот и король». — Увидавши своего___________в городе, все парижане сняли_____________только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих__________?» - спросил мужичок с удивлением.
V раздел
ДИАГНОСТИКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
РЕБЕНКА
Москва 1994 Роспедагентство
Авторы-составители:
Тамара Геннадьевная Богданова кандидат психологических наук, доцент дефектологического факультета МПГУ. Татьяна Васильевна Корнилова кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
Т. Г. Богданова
Т. В. Корнилова
Диагностика познавательной сферы ребенка — М.; Роспедагентство, 1994.
В книге представлены классические методики исследования познавательной деятельности ребенка. Они могут быть использованы всеми, кто занят психодиагностикой в школе.
© Т. Г. Богданова
Т. В. Корнилова. Текст, 1994 г.
© А.Богданов. Иллюстрации, 1994г
ISBN 5-86825-002-8 © Роспедагентство, 1994г.
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача данного пособия заключается в том, чтобы оказать практическую помощь школьному психологу в проведении психологического обследования направляемых к нему детей. До начала психологического обследования школьному психологу необходимо тщательно ознакомиться с соответствующей педагогической документацией. К ней относятся характеристики из школы и детского сада, школьные тетради, рисунки, поделки ребенка. Кроме того, психологическое исследование ребенка начинается со знакомства с его деятельностью в естественных условиях (во время школьных занятий и игр, при выполнении трудовых поручений).
Анализ характеристик и наблюдений в естественной обстановке позволит вести обследование ребенка с учетом его возможностей и личностных особенностей. Так, например, детей с выраженным отставанием в развитии и неконтактных детей целесообразно обследовать с помощью игрового материала. Детям, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработаюсь отрицательное отношение к отдельным учебным предметам, лучше предлагать задания в занимательной форме. При обследовании детей с повышенной утомляемостью необходимо воспользоваться теми заданиями, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки.
Беседа, проводимая перед началом обследования, направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к работе. Неуверенных детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми расторможенными — взять более строгай тон. Содержание беседы должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем, следует коснуться интересов ребенка, его любимых занятий, игр. Начинать беседу нужно с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, ввести беседу в нужное русло.
После установления с ребенком необходимого контакта можно приступить к исследованию особенностей его восприятия, внимания, памяти, мышления. В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.
.1. Понимание инструкции. Перед предъявлением ребенку любого задания ему дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки ее понять.
2.Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально, обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Кроме того, особое значение имеют такие показатели, как
целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
3.Реакция ребенка на результаты работы, общая эмоциональная реакция на факт обследования. При проведении психологического исследования фиксируются отношение ребенка к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам исследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.
В процессе обследования необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки, беседовать с ребенком в доброжелательном, ровном тоне.
Предлагаемые для работы школьного психолога психологические методики сгруппированы в несколько разделов: I раздел — методики, направленные на исследование свойство восприятия и внимания; II раздел — методики, направленные на изучение разных видов памяти; III раздел — методики, относящиеся к определению характеристик мыслительной деятельности, среди которых одни имеют значение для диагностики умственной отсталости, другие — для выявления творческих способностей; отдельные разделы составили тест школьной зрелости (IV раздел) и методики, направленные на определение индивидуальных особенностей учебной деятельности (V раздел).
I раздел
ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛОСТНОМУ
ВОСПРИЯТИЮ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И СООТНЕСЕНИЮ
ЧАСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ПРЕДМЕТНЫХ
ИЗОБРАЖЕНИЙ (методика Т. Н. Головиной)
Ход выполнения задания.
Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а,
1 б) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предмет
ных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает
детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и
т. п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой вели
чины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выпол
ненные на листах бумаги размером 21 * 30 см.
Обработка результатов.
Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.
Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают его контур, не производя при этом необходимых кругообразных движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний рад подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы.