Методология и методы научного исследования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Чекалева Н.В.
Чуркина Н.И.
РАБОЧАЯТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ
Методология и методы научного исследования
Издательство ОмГПУ
Омск, 2013
Печатается по решению редакционно– издательского совета Омского государственного педагогического
университета
Рецензенты:
Чекалева Н.В., Чуркина Н.И. Рабочая тетрадь по курсу «Методология и методы научного исследования» / учебно–методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013.
Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекса дисциплины «Методология и методы научного исследования», которая входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование». Рабочая тетрадь содержит перечень теоретических вопросов для семинарских занятий, комплекс заданий для самостоятельной работы, список литературы. Пособие предназначено для преподавателей и студентов магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование».
Дисциплина «Методология и метолы научного исследования» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».
Курс «Методология и методы научного исследования» является первым для студентов магистратуры, приступающих к выполнению диссертации. Данный курс является базовым для изучения других дисциплин педагогического цикла (в соответствии с профилем подготовки), всех видов практики и государственной итоговой аттестации.
Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального педагогического образования, требованиями к квалификационным характеристикам педагогических работников и задачами обучения в магистратуре по педагогическому направлению. Принципы отбора содержания обучения связаны с современными направлениями в области педагогической науки, ориентированными на научно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую развитие образования.
Цель дисциплины:обеспечить развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере педагогической деятельности, необходимых для организации и проведения психолого-педагогических исследований.
Задачи курса
1. Содействовать развитию общекультурных компетенций на основе понимания основ методологии, методов и научных понятий психолого-педагогического исследования.
2. Формирование практических навыков и умений применения научных методов в ходе психолого-педагогического исследования, а также разработки программы и методики его проведения.
3. Способствовать профессиональному развитию магистранта и формированию умений разработки программ и методик проведения психолого-педагогического исследования.
Ожидаемые результаты:
Магистранты должны продемонстрировать:
знание
· понятийно-категориального научного аппарата, современных концепций естественнонаучного и гуманитарного знания и методов проведения психолого-педагогического исследования;
· современных тенденции развития образования в России и мире;
· интерактивные интернет-ресурсы, рассчитанные на общение и сотрудничество учащихся, способы эффективного размещения и оценивания интернет-ресурсов, имеющих отношение к образовательной и исследовательской деятельности учащихся;
· источники информации, способы и средства диагностики и развития индивидуальных креативных способностей;
· логику решения исследовательских задач;
· методологию, основные этапы и требования к исследованию в гуманитарной сфере научного знания.
умение:
- применять категориальный аппарат и использовать современные концепции естественнонаучного и гуманитарного знания в профессиональной деятельности;
- наблюдать и анализировать педагогические явления, изучать и обобщать педагогический опыт, подбирать современные методы для исследования образовательной практики;
· определять актуальную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных.
· осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной исследовательской задачи;
· осваивать ресурсы образовательных систем и оставлять план использования интернет-ресурсов для реализации целей научного исследования и профессиональной деятельности.
· осуществлять диагностику, анализ и разрабатывать программу развития индивидуальных креативных способностей и использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;
· обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квалификационных работ.
владение:
· навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
· методами соотнесения и способами демонстрации знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов философии науки и философии образования;
· навыками использования и развития интернет-ресурсов для реализации целей научно–исследовательской и профессиональной деятельности;
· способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных, навыками создания собственных интерактивных интернет-ресурсов;
· методами самодиагностики и технологиями разработки программы развития индивидуальных креативных способностей;
· технологией групповой работы;
· технологией анализа и презентации результатов научных исследований;
· методами поиска научных источников, развивающих методологическую компетентность и исследовательскую культуру.
Тематика и планы семинарских занятий
Семинар 1 Современные методологические подходы
Вопросы для обсуждения:
1. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска.
2. Методология как система методов исследования и преобразования педагогических явлений, процессов, отношений.
3. Особенности современной методологической ситуации в педагогической науке
4. Определение методологического подхода исследования.
Информация для размышления*
Для проведения любого качественного анализа необходимо определить методологическую позицию, которая в свою очередь, задает логику, методы исследования. В педагогической науке продолжаются дискуссии о сущности, целях и задачах методологии. В.И. Загвязинский считает, что методология педагогики это учение «о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании». В социогуманитарных науках (к которым принадлежит и педагогика) сегодня преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в них учитывается включенность субъекта в изучаемый объект - общество, поэтому методология социогуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики. Таким образом, субъект здесь представлен дважды: как субъект познания и как часть объекта познания. Методология педагогики, выполняет и другие функции: определяет способы получения научных знаний (М.А. Данилов); направляет и определяет основной путь достижения научно-исследовательской цели (П.В. Копнин); обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин); помогает введению новой информации в теорию педагогики (Ф.Ф. Королев). Можно согласиться с Н.А. Вершининой, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Л.С. Илюшин пишет о двух недопустимых крайностях в выборе методологии исследования – использование одного или сразу всех методологических приемов. Компромиссный подход должен состоять «в создании такой методологии, в которой назначение каждого метода достаточно жестко обусловлено конкретной исследовательской задач.
Задания:
1. Изучите материалы СМИ (журналы, сайты, авторефераты диссертаций) исоставьте кластер одной из актуальных научно-практических проблем образования (в соответствии с профилем магистерской программы). Кластер означает гроздь, скопление. Он используется для представления больших объемов информации в систематизированном виде. В центре кластера размещается основная проблема, в овалах следующего уровня содержаться вопросы, на которые нужно ответить во время выполнения проекта.
2. Изучите литературу к семинару по характеристике ведущих методологических подходов в педагогическом исследовании и заполните таблицу.
№ | Подход | Основные характеристики подхода |
3. В мини-группе (3-5 человек), на основе одной из выделенных вами проблем, определите проблематику коллективного исследования, заполните основные параметры исследования.
Тема исследования______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Проблема исследования __________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Цель исследования _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Методологические подходы исследования ___________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Изучите банк авторефератов по педагогике (сайт ВАК РФ, библиотек) и проведите анализ методологического аппарата автореферата по проблематике, близкой вашей магистерской диссертации.
Автор, название диссертации, специальность ______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Методологические подходы, используемые в работе ________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Методы исследования, используемые в диссертации ________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:
1. Рузавин Г. И. Методология научного познания : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 287 с.
2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований : Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; ред. Н. М. Борытко. - М. : AcademiA, 2008. - 320 с.
3. Борытко Н. М. Методология и методы психолого- педагогических исследований : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2009. - 320 с.
4. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований [] : Учеб. пособие / Л. А. Шипилина ; Омск. гос. пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск : ОмГПУ, 2010. - 203 с.
5. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008. - 394 с.
2 Семинар Основы работы с научной информацией
Вопросы для обсуждения
- Принципы работы с научной информацией.
- Виды и типы источников научной информации.
- Основные приемы работы с текстовым источником.
- Правила составления аннотации, рецензии.
- Оформление библиографического списка.
Информация для размышления*Рисунок «Источники научной информации».
Рисунок 1
Задание:
1. Составьте аннотированный список научных журналов, которые могут вами использоваться для определения темы и при работе над диссертацией
Таблица
№ | Название журнала | Аннотация журнала |
2. Составьте микротезаурус любых двух понятий по интересующей вас проблеме в рамках магистерской программы. Тезаурус относится к определенному типу словаря нормативной лексики, с точно определенными связями между терминами. В данном случае связывать термины будет проблема, актуальная для вашей магистерской программы. Обязательно необходимо подобрать на каждое понятие не менее трех определений из разных источников, Словарь может быть представлен в виде таблицы:
Таблица
Анализ понятия _________________________________
Автор, выходные данные источника | Характеристика понятия |
Таблица
Анализ понятия _____________________________________________
Автор, выходные данные источника | Характеристика понятия |
Информация для размышления*
Таблица
Жанры научного дискурса
Жанр научного дискурса | Характеристика жанра |
Научная статья | письменный опубликованный отчет, описывающий результаты исследования |
Монография | (от греч. μονοσ — «один, единый» и γραφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. |
Диссертация | (от лат. dissertatio — сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации магистра. |
Научный доклад | Это развернутое публичное выступление по определенной теме, базирующееся на данных теоретических или практических изысканий. |
Выступление на конференции | Устный доклад, являющийся завершающим этапом исследовательской деятельности. |
Стендовый доклад | Это максимум наглядной и минимум текстовой информации, размещенной на мобильной вертикальной поверхности. |
Научно-технический отчет | это научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и (или) результаты научного исследования. |
Рецензия | В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. |
Реферат | (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. |
Аннотация | (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращённый») — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе. |
Тезисы | краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. Они могут быть авторскими и вторичными, созданными на основе чужого текста (такие тезисы являются жанром научно-учебного подстиля). Авторские тезисы публикуются в виде сборника и обычно распространяются между участниками какой-либо конференции. Тезисы состоят из преамбулы, содержащей ввод в проблематику, тезисного изложения проблематики и итогового тезиса. Членение тезисного содержания подчеркивается рубрикацией и выделением абзацев под одной рубрикой. |
3. Составьте аннотацию и рецензию одной статьи, которая попадает в научное поле вашей магистерской программы.
Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании и его назначении. В ней отражается то основное, что несет в себе произведение. В аннотации не допускается цитирование, не используются смысловые фрагмент оригинала. План аннотации включает в себя:
- Библиографическое описание работы;
- Перечисление основных проблем, затронутых в работе;
- Выводы автора, его мнение.
Ваши действия при составлении аннотации могут быть:
- Разбейте текст на смысловые части
- Выделите в каждой части основную мысль, обозначьте ее предложением, заимствованным из текста.
- Сформулируйте основную мысль своими словами.
- Перечислите основные мысли, проблемы, предложения, вывода автора.
- Определите значимость работы.
В аннотации часто используются клише: в статье рассматривается, автора ставит следующие проблемы, статья посвящена, статья адресована…
Аннотация статьи (автор, название, выходные данные) _____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В статье рассматривается ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите рецензию на эту же статью. Рецензия, в отличие от аннотации содержит оценку работы. Логика ее изложения должна соответствовать логике самой статьи и содержит следующие разделы:
1. Объект анализа;
2. Актуальность темы;
3. Краткое содержание;
4. Формулировка основного тезиса;
5. Общая оценка;
6. Недостатки, недочеты;
7. Выводы.
Рецензия должна содержать мотивированную оценку работы, она раскрывает основные положения статьи, Рецензия представляет собой связное изложение, самостоятельное, авторское изложение. Она может иметь вид рукописного или опубликованного текста. Это особый жанр работы.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Охарактеризуйте пять сайтов, которые могут вам помочь при работе над вашей магистерской диссертацией.
Таблица
Интернет-источники научной информации
№ | Название, адрес сайта | Полезные разделы, информация, ресурсы |
3 семинар Методы исследования
1. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики
2. Специфика и классификация методов эмпирического исследования
3. Специфика и основные методы теоретического познания, его ключевые категории и понятия.
4. Использование методов смежных дисциплин в научных исследованиях.
Задание
1. Прочитайте литературу к семинарскому занятию, материалы лекции и рабочей тетради и заполните диаграмму «Методы исследования»
Информация для размышления*
2. Используя один из вариантов методики контент-анализа проведите анализ двух понятий, с которыми вы работали во втором семинаре.
Информация для размышления*
Контент-анализ это метод количественного изучения содержания документа или понятия. Сущность его заключается в подсчете частоты встречающихся в тесте единиц: знаков, комбинаций знаков, букв, слов, терминов, словосочетаний, фамилий отдельных лиц и т. д. После подсчета выделенные единицы выстраиваются в порядке убывания частоты их употребления (использования) в тексте, т. е. формируется тезаурус. Результаты подсчета позволяют увидеть то, что рассеяно в тексте и на первый взгляд не видно. Наиболее сложный и ответственный этап состоит в том, что исследователь намечает те смысловые единицы, наличие (или отсутствие)которых интересует его в изучаемом тексте (текстах). Поскольку одно и то же смысловое содержание может быть выражено с помощью различных языковых средств, то вслед за выделением смысловых единиц исследователь должен сформулировать их конкретные эмпирические индикаторы (показатели), т. с. формализовать единицы. В случае использования контент-анализа при работе над понятийным аппаратом работы, его результатом должно быть рабочее определение. Методика состоит из нескольких шагов
1. Используя материалы первого семинара, заполните таблицу. При использовании данной методики в диссертации необходимо привлечь максимальное количество определений из разных источников.
Таблица
Структурно-частотный анализ понятия ________________________________
№ | Определение понятия | Источник | Основные элементы понятия |
2. На основании первой таблицы, заполняется сводная таблица, назначение которой систематизация основных элементов понятия и ранжирование их по количественным данным.
№ | Основные элементы | Номер определения | сумма |
3. Затем дается авторское определение, которое отражает как результаты контент-анализа, так и авторскую позицию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для размышления*
Таблица
Контент–анализ понятия «Имена собственные»
№ | Определение понятия | Источник | Основные элементы понятия |
Имена собственные – это слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. | Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980. — 25 000 экз. | Слова называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако не несут указания на этот класс | |
Имена собственные – это слова, которые «даются индивидуальным объектам, имеющим, кроме того общие (нарицательные) имена (имена классов) и служат для выделения объектов из этих классов. | Суперанская, А.В. Апеллятив-онома // Имя нарицательное и имя собственное. – М.: Наука, 1978. – с. 5-33. | Слова, которыми называют индивидуальные объекты, имеющие кроме того общие имена, и служат для выделения объектов из этих классов | |
3. | Имена собственные – слова или словосочетания, называющие, в отличие от нарицательных имен, единичное или собирательное лицо или объект в его цельности и единственности, индивидуализирующие его, однозначные для него вне зависимости от контекста. | Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов.энциклопедия, 1990. – 390 с. | Слова или словосочетания, называющие, в отличие от нарицательных имен, единичное или собирательное лицо или объект в его цельности и единственности, индивидуализирующие его |
4. | Имена собственные – слово или словосочетание, служащее для выделения именуемого им объекта среди других объектов: его индивидуализации и идентификации. | Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. — М., 1988. | Слово или словосочетание, служащее для выделения именуемого им объекта среди других объектов: его индивидуализации и идентификации |
Сводная таблица основных структурных элементов понятия
«Имена собственные»
№ | Основные элементы | Номера определений | Сумма |
1. | слова слова или словосочетания | 1, 2, 3, 4 | |
2. | Называют индивидуальные предметы Называют индивидуальные объекты Называющие объект в его единственности | ||
3. | Служат для выделения объектов из этих классов Индивидуализирующие его Служащее для выделения именуемого им объекта среди других объектов | ||
4. | Входящие в класс однородных Имеющие кроме того общие имена В отличие от нарицательных Среди других объектов |
Сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятия «Имена собственные», позволяют сформулировать следующее определение данного понятия: Имена собственные – это слова или словосочетания называющие индивидуальные объекты, входящие в класс однородных и служащие для выделения именуемого объекта из этих классов.
3. Обоснуйте возможность и полезность использования в рамках вашей будущей магистерской диссертации методов, теорий других наук. Изучите материалы, заполните таблицу.
Информация для размышления*
Третья научная революция в конце XІX - начале ХХ вв. дала начало новому этапу науки, характеризующемуся отказом от онтологизма и признанием относительности истины, в ней допускается возможность нескольких теоретических описаний одной и той же реальности. Межнаучная интеграция при осуществлении любых педагогических исследований основана на важном положении, детерминирующем рассмотрение человека не только как биологического и социального существа, но и как субъекта культур (В.С. Библер). Междисциплинарный (межнаучный) подход известен в науковедении уже достаточно давно. Г.М. Добров выделяет три типа межнаучного взаимодействия: воздействие одной из наук на традиционный объект исследования другой науки; изучение одного и того же объекта разными науками. Изучение опыта науки методами и средствами другой науки.(5) Иные основания типов межнаучного взаимодействия дает С.Ю. Семенов. В первом случае, между науками складываются отношения онтологического соподчинения, которые характеризуется предметной редукцией, когда знания из более развитой научной дисциплины используются в другой, выполняя при этом методологическую функцию. Как отмечают многие исследователи (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.), для решения проблем образования этот тип отношений не подходит, так как выведение законов педагогической науки из законов философии, психологии нельзя признать эффективным. Второй тип отношений он определил как методологическая зависимость. В этом случае в рамках одной науки воспроизводятся схемы и нормы научного познания, принятые в другой. Третий тип отношений – это отношения научно-практического взаимообоснования, когда знания разных наук, дополняя друг друга, практически оправдывают и аксиологически обосновывают предметную специфику каждой из наук. (2,101) Именно третий тип отношений считается наиболее продуктивным в педагогической науке. Помимо междисциплинарных исследований, где всегда есть главная и подчиненная дисциплина, различают полидисциплинарные или мультидисциплинарные подходы, при использовании которых данные различных наук сводятся в единую картину. Человек как субъект культур взаимодействует с представителями других культур во времени и пространстве.
Таблица
Информация для размышления
Противоречие – противоположные точки зрения, положения, аспекты чего-либо. Противоречие в исследование показывает несогласованность, несоответствие внутри единого объекта. Противоречия показывают актуальность выбранной темы, показывает проблему исследования. Противоречия должны разрешаться в работе, их последовательность отражает логику исследования.
Таблица
Потребностью Желаниями Необходимостью Требованиями общества Новыми задачами | Противоречие между.. | Недостаточной разработанностью этой области знаний в науке; Низким уровнем; Невысоким качеством; Отсутствием адекватного содержания; Неразработанностью необходимых: методик, техник, технологий, диагностического инструментария … |
3.Сформулируйте тему, цель и задачи исследования, проблема которого: Каковы педагогические условия организации и деятельности «Школы полного дня».
Проблема исследования: Каковы педагогические условия организации и деятельности «Школы полного дня»?
Тема исследования _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель исследования _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи исследования ______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для размышления*
Проблема исследования часто употребляется как синоним и практической задачи, как нечто неизвестное в науке, требующее новых знаний о действительности. Проблема исследования демонстрирует невозможность разрешить трудности и противоречия, недостаточность имеющихся опыта и знаний, наличие неизвестного в науке, направленность на поиск объективно новых знаний.
Необходимость решения проблемы обусловливает тему исследования. Перед формулировкой темы нужно определить направление. Направление формируется вокруг объекта исследования, того поля, которое изучается. Что вам интересно, какую проблему вы хотели бы изучать. Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено». Что может помочь из направления выбрать тему: обращение к каталогу уже защищенных диссертаций (в библиотеке или сети Интернет); обращение внимания на смежные области знаний; изучение зарубежного опыта, просмотр научной периодики, журналов, в которых отражаются наиболее современные направления и темы исследований. Проблема в методологическом блоке по проведению исследования может ставиться после обоснования актуальности темы.
Цель исследования – идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности. В диссертации это обобщенный результат, который мы должны получить. В педагогических исследованиях цели могут быть разработка и апробация педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических условий, основ (развития личности, эффективности процесса), обоснование содержания, форм, методов и методик, проектирование средств, разработка требований, критериев и др. Цель исследования вытекает из темы, а задачи ставятся в соответствии с целью. Обычно задачи формулируются так, чтобы из них вытекали заголовки и содержание глав научной или учебно-исследовательской работы. Количество задач в магистерской диссертации не должно быть большим, достаточно четырех, пяти. Формулируются задачи путем перечисления, при этом используются такие слова как: «изучить», «описать», установить», «выяснить», «проанализировать», «разработать»; «выявить» и т. п.
В формулировке задач необходимо предусмотреть, чтобы одни задачи не являлись составной частью других или более высокими, в сравнении с другими. В исследовательских работах научного и учебного характера часто ставят