О чем текст? (Ты увидишь тему).
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
4. Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
4. Итак,
1)о чем же прочитанный текст (о музыке).
2)Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? (о том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя).
3)Что хочет автор сказать нам через этот текст? (об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца).
5.Определив (сначала устно) тему будущего сочинения, те проблемы, которые будем рассматривать, авторскую позицию, мы можем начать говорить о вступлении к сочинению, которое должно вводить в тему текста.
Вступление может быть написано в форме:
Лирического размышления.
Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
Диалога с воображаемым собеседником.
Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Вступление к сочинению по тексту В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке).
Чтение вариантов вступления.
6. Далее мы должны сделать плавный переход от вступления и сформулировать основную проблему текста. Проблема, которую ты выбираешь должна быть одна, та, которая больше всего волнует автора, которую можно заметить в каждом абзаце текста. Проблема нашего текста – это роль музыки в жизни человека. Также проблему можно формулировать в виде вопроса: В чем сила музыки?
Перед вами на столах раздаточный материал, на листе № 2 вы можете увидеть варианты формулировок проблем исходного текста , а также опорные фразы, которые помогут сформулировать проблему в тексте.
Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:
- взаимоотношения человека и природы;
- проблема снижения культурного уровня общества;
- проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;
- проблема «отцов» и «детей»;
- роль детства в становлении личности человека;
- проблема духовности;
- проблема милосердия;
- проблема назначения искусства;
- проблема истинной интеллигентности;
- проблема совести;
- роль чтения в детстве и др.
Опорные фразы для формулировки проблемы текста:
- сформулирована проблема;
- затронута проблема;
- поднята проблема;
- освещена проблема;
- обсуждается проблема;
- проблема, рассматриваемая автором и др.
проблема может быть:
- философской;
- нравственной;
- злободневной;
- актуальной;
- острой;
- важной;
- серьезной;
- наболевшей;
- неразрешимой и др.
Очень важно правильно определить одну, главную проблему, ведь все дальнейшее размышления над текстом должно вытекать именно из нее. Если вы заявили, что в данном тексте автор размышляет о силе музыки. То и комментарии, и позиция автора, и ваша аргументация должна соответствовать названной проблеме. Если вы «уйдете в сторону» - 0 баллов.
7. Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать. Что же такое комментарий?
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Большой толковый словарь русского
Языка под ред. Д.Н.Ушакова.
Комментарий – 1.пояснения; 2. примечания; 3. – толкование.
Александрова З.Е. словарь синонимов
Русского языка: практический справочник.
Комментарий к сформулированной проблеме – это работа, которая демонстрирует умение экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Экзаменуемый должен обозначать те стороны проблемы, которые интересовали автора, т.е. ученик должен проследить за ходом авторской мысли.
Комментарий может быть.
Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.
Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.
В комментарии не должно быть:
1) пересказа исходного текста;
2) рассуждения по поводу всех проблем текста;
Общих рассуждений о тексте.
Попробуем прокомментировать проблему, поднятую В.Астафьевым.
8. Учитель читает комментарий к тексту.
9. Следующий этап в написании сочинения – это формулировка авторской позиции. Еще раз хочу подчеркнуть, что вытекать она должна из сформулированной проблемы. Обратимся к ней еще раз. Роль музыки в жизни человека.
Что же говорит автор об этом (о роли музыки)
10. (Ответ учеников).
Автор считает, что музыка обладает огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. Очень удачно будет, если вы в доказательство найдете в тексте необходимые цитаты, где выражено авторское мнение. «Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – все-все это осталось в другом месте, в другом свете…» и др. У вас на листе № 3 представлены
Возможные варианты формулировки позиции автора:
- общение с книгой очень важно в детстве, в период формирования личности;
- писатели ответственны за судьбу мира, их долг – быть честными даже в самых бесчеловечных условиях;
- детство – тяжелая пора напряженной учебы, пора освоения мира, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности;
- массовая культура оказывает разрушающее влияние на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека;
- война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе;
- конфликт отцов и детей – вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;
- душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам доверившегося человека и др.
11.Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора. Наиболее удачный вариант следующий:
Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:
- я согласна с мнением автора в том, что…
- автор прав в том, что…
- я согласен с позицией автора и считаю, что…
и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
Затем вы должны доказать свою позицию, привести аргументы в ее защиту. Порой смысл аргументации для ученика будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, незыблемость доказываемой этической аксиомы. Никто ведь не будет спорить, что «нужно любить родину», «беречь природу».
Типы аргументации.
(лат. argumentatio – доказательство)