ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической
реабилитации детей в специализированных учреждениях
Социальная реабилитация как технология социально-
Педагогической деятельности
В тексте слова, обозначающие базовые понятия по избранной проблеме, могут быть выделены курсивом.
При оформлении перечней должны соблюдаться следующие требования.
Если после цифры ставится точка, то текст в абзаце пишется с заглавной буквы, фраза заканчивается точкой.
Например.
1. Начальный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Если после цифры ставится скобка, то текст в абзаце пишется со строчной буквы, а фраза заканчивается точкой с запятой.
Например.
1) начальный этап;
2) основной этап;
3) заключительный этап.
Если абзацы в тексте не выделяются цифрами, то используется обычный дефис, фраза пишется со строчной буквы и заканчивается точкой с запятой.
Например.
- начальный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
При всех видах оформления перечней текст выравнивается по ширине. Для отделения чисел от единиц измерения, знака №, а также для отделения инициалов от фамилий необходим пробел. Чтобы при этом части конструкции не отрывались при переносе или выравнивании, используется «неразрывный пробел», который в программе Word набирается сочетанием клавиш Ctrl + Shift + пробел. Знаки необходимых символов можно найти в разделе меню Вставка – Символ – Другие символы.
Математические формулы рекомендуется набирать в редакторе формул (Microsoft Equation), встроенном в текстовый редактор Word. В случае простых формул возможно оформление формулы без использования редактора формул, с использованием простого текста. Формула выделяется из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Пояснение значений, символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
В ВКР применяется сквозная нумерация страниц (включая приложения), начиная с титульного листа, на котором номер страницы не ставится. Номер страницы проставляется посередине вверху страницы однообразно во всем тексте работы.
Окончательно оформленная ВКР брошюруется в специальной папке или переплетается (это обязательно для магистерских диссертаций). Студентом готовится электронная версия работы на компакт-диске.
4.2. Требования к оформлению таблиц в тексте работы
В текстовом документе таблица является методом унифицированного текста, и такой текст обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные. Табличная форма подачи информации представляет собой приведенную в определенную систему совокупность числовых данных, характеристик или текстовых сведений, которые группируются в вертикальные колонки – графы, снабженные заголовками, а также в строки по горизонтали. Для лучшей организации чтения в таблицах используют разделительные линии – вертикальные и горизонтальные.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Ссылку на таблицу оформляют либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (таблица 3) либо в виде оборота типа «…как это видно из данных, размещенных в таблице 3».
При оформлении таблиц нужно руководствоваться следующими стандартными правилами.
1. Таблица должна быть наглядной, компактной и легко обозримой. Лучше оформить несколько небольших таблиц, чем одну большую.
2. Каждой таблице присваивается порядковый номер, который проставляется перед названием таблицы (без знака №). В тексте работы даются ссылки на конкретный номер таблицы. Если в работе использована только одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
3. Таблица обязательно должна иметь наименование (заголовок). Заголовок таблицы должен быть четким, лаконичным и содержать информацию о размещенных в таблице данных (например, о территориальных и временных границах исследования, результаты которого представлены в таблице). Заголовки таблиц размещаются над таблицами посередине после указания их номера.
4. В заголовках граф и строк нужно избегать лишних слов, а также, по возможности, сокращений.
5. Если названия отдельных граф или строк повторяются, содержат повторяющиеся термины или несут одинаковую смысловую нагрузку, им присваивается общий заголовок.
6. Заголовки отдельных граф таблицы должны начинаться с заглавной буквы, а подзаголовки - со строчной, если они составляют одно предложение с основным заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с заглавной буквы.
7. Заголовки граф рекомендуется печатать через один интервал и выравнивать их по центру графы. Заголовки печатаются полужирным шрифтом. В узких графах (слова не помещаются целиком в графу) направление текста следует изменить на вертикальное; текст в ячейках выравнивать по ширине (за исключением случаев, когда получаются слишком большие пробелы между словами – в этом случае текст выравнивается по левому краю). Для печати больших таблиц рекомендуется использовать 12 кегль.
8. В таблице обязательно указываются единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или графы.
9. Как правило, в таблице содержатся итоговые строки и графы. Возможные варианты размещения итоговых строк и столбцов следующие:
– итоговые строка или графа завершают таблицу (в этом случае итоговая строка находится внизу таблицы, ниже строк слагаемых, а итоговая графа (столбец) – справа);
– итоговые строка или графа (столбец) открывают таблицу (в этом случае итоговые строка или графа помещаются первыми и соединяются с совокупностью слагаемых словами «в том числе» или «из них»;
– для обозначения итогов по части совокупности используется слово «итого», для всей совокупности – «всего»;
– если итоги не имеют значения для анализа, они не подводятся.
10. Если таблица большого размера размещается на нескольких страницах, графы нумеруются (цифрами от 1 до …). Нумерация граф размещается после строки, в которой обозначены названия строк и граф таблицы. С этой нумерации продолжается таблица на последующей странице.
11. В пределах одной графы все цифры приводятся с одинаковой степенью точности. Для лучшей обозримости цифры, приводимые в таблицах, следует округлять до целых чисел или до 1 знака после запятой. Дробная часть, как правило, отделяется запятой.
12. В клетке таблицы помещают одно число. Цифры в графах таблицы проставляются так, чтобы они располагались одни под другими.
13. В таблице не должно быть пустых клеток. Если данные отсутствуют, то в клетке ставится дефис («-») либо пишется «нет свед.» (или «н. св.»).
Приведем образец оформления таблицы.
Таблица 2. Наименование таблицы
Наименования строк (боковые заголовки) | Наименования граф (верхние заголовки) | Итоговая графа | ||||
А | ||||||
Б | ||||||
В | ||||||
Г | ||||||
Д | ||||||
Итоговая строка |
К таблице может быть дано примечание, в котором расшифровываются сокращения и условные обозначения, использованные в заголовках строк и граф. Примечания набираются шрифтом на 1–2 пункта мельче шрифта основного текста.
4.3. Требования к оформлению иллюстраций в тексте работы
Важным средством повышения информативности текста курсовой или выпускной квалификационной работы являются иллюстрации. К иллюстративным материалам относятся диаграммы, схемы, графики, фотографии. В тексте иллюстративные материалы обозначаются общим понятием рисунок.
Иллюстрации призваны пояснять или дополнять текстовый материал, а не дублировать его. Не стоит загромождать работу иллюстрациями, не соответствующими изучаемой проблеме.
Схема – это упрощенное изображение без определенного масштаба, дающее возможность понять основную идею, например, педагогической системы или социально-педагогического процесса. Назначение схемы – способствовать ясности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позволяющей отчетливо увидеть все детали и их связь.Диаграмма - это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин; способ наглядного представления информации, заданной в виде чисел. В курсовых и выпускных квалификационных работах обычно используют линейные, столбиковые и секторные диаграммы.Графики используют тогда, когда необходимо наглядно продемонстрировать взаимозависимость исследуемых компонентов, а также результаты обработки статистических и других количественных показателей.Рисунки должны располагаться по мере обращения к ним в тексте, содержать соответственно подрисуночные названия, иметь порядковый номер, сопровождаться ссылками (например, «…как это видно на рисунке 2»), пояснениями, выводами и т.п. Допустима также ссылка на иллюстрацию, заключенная в скобках, например: (рисунок 4).
Подрисуночное название включает слово «Рисунок», порядковый номер рисунка (без знака №), основную часть названия, отражающую содержание рисунка. В самом рисунке или в подрисуночном названии указываются единицы измерения числовых данных. При указании подрисуночного названия рисунка сохраняется полуторный межстрочный интервал, название выравнивается по центру.
Например:
Рисунок 1. Результаты изучения распространенности курения
табака среди студентов 1-3 курсов колледжа, %
Если рисунок единственный, то он не нумеруется и слово «Рисунок» в подрисуночном названии не пишется.
К рисункам может быть дано примечание, в котором расшифровываются использованные сокращения и условные обозначения. Примечания набираются шрифтом на 1–2 пункта мельче шрифта основного текста.
Результаты обработки числовых данных можно представить в виде графиков.
Например:
Рисунок 2. Результаты изучения степени выраженности у воспитанников желания иметь высокую самооценку, быть уверенным в себе (чел.)
При оформлении графиков числовые значения масштаба шкал пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс).
При использовании иллюстраций, подготовленных другим автором, надо сделать ссылку на автора и источник, из которого взята иллюстрация.
4.4. Требования к оформлению библиографического списка
Библиографическое описание литературных источников, включенных в библиографический список, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Библиографический список составляется в алфавитном порядке в соответствии с первой буквой фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). При использовании нескольких работ одного автора последовательность источников определяется по алфавитному порядку первой буквы заглавий.
В списке применяется общая нумерация литературных источников.
Библиографические данные указываются по первоисточникам, на соответствующем языке. При оформлении библиографических данных источника указываются фамилия и инициалы автора (или редактора), название работы, сведения о повторности и характеристике издания, место, название и год издания, название серии, в которой вышел данный источник, номер тома, общее количество страниц.
Если в список входит литература на иностранных языках, она следует за литературой на русском языке. Место электронных источников в библиографическом списке определяется в соответствии с общими правилами.
Приведем примеры оформления библиографических данных различных источников.