Анни Безант – Сила мысли, ее контроль и культура

Анни Безант – Сила мысли, ее контроль и культура

————————

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель этой маленькой книжки — помочь ученику в изучении своей собственной природы в той мере, насколько это связано с её интеллектуальной составляющей. Если он овладеет изложенными здесь принципами, то в своей собственной эволюции он встанет на праведный путь сотрудничества с природой и его умственный рост пойдёт гораздо быстрее, чем это было бы возможно, оставайся он в неведении относительно условий оного.

Введение может представить некоторую трудность для мирского читателя, и, наверно, может быть пропущено им при первом чтении. Однако оно необходимо как основа для желающих увидеть, как относится интеллект к другим частям их натуры и к внешнему миру. И те, кто хотел бы выполнить поучение "познай себя", не должен ни отступать перед необходимостью небольшого умственного усилия, ни ожидать падения с неба уже приготовленной умственной пищи в лениво раскрытый рот.

Если эта брошюра поможет хоть нескольким искренним ученикам и уберёт с их пути некоторые затруднения, цель её будет достигнута.

Анни Безант

ВВЕДЕНИЕ

Ценность знания измеряется его силой очищать и облагораживать жизнь. Поэтому естественно желание серьезно настроенных людей применить теоретические познания, приобретенные изучением Божественной Мудрости, для развития своего собственного характера и для служения ближнему. Эта книжка написана для них в надежде, что лучшее познание своей интеллектуальной природы приведёт их к сознательной культуре хорошего и к искоренению дурного. Чувство, которое побуждает нас к праведной жизни, теряет отчасти свою ценность, если ум не озаряет стезю поведения, ибо, как слепой сбивается с дороги в своем неведении и попадает в канаву, так и Эго, ослепленное неведением, отклоняется от прямого пути и падает в пропасть дурных деяний. Воистину, авидья — неведение — есть первый шаг от единства к обособлению, и только с уменьшением его уменьшается постепенно и обособление, до тех пор пока исчезновение авидьи не восстановит Вечного Мира.

"Я" — КАК ПОЗНАЮЩИЙ

Изучая человеческую природу, мы отделяем человека от проводников, которыми он пользуется, живое "Я" — от покровов, в которые оно облачено. Несмотря на разнообразность форм, под которыми оно проявляется посредством разного рода материи, "Я" — всегда едино. Существует только Единое Я, в полном значении этого слова, т.к. подобно лучам, исходящим из солнца, все "я" — люди — суть лишь лучи Божественного Я, так что каждый может сказать: "Я есмь Оно". Тот факт, что проявления "Я" происходят как бы отдельно, что каждый из его трёх аспектов: познания, воли и энергий, рождающих мысли, желания и поступки — не должен заслонять от нас сознания, что в реальности разделения субстанции не существует. Несмотря на кажущуюся разделенность всё "Я" познает, всё "Я" желает, всё "Я" действует. Его функции совершенно не отделены друг от друга. Когда оно познает, оно в то же время действует и желает; когда оно действует, оно познает и желает. Одна функция преобладает, и иногда в такой мере, что почти совершенно скрывает другие. Например, в процессе самой интенсивной сосредоточенности познания, внимательный анализ всегда может найти скрытую энергию и волю.

Мы назвали эти три функции, "три аспекта Я" — познание, волю, энергию. Более подробное объяснение нам поможет понять это лучше. Когда "Я" находится в покое, проявляется аспект Познания, посредством которого оно может принять подобие любого предмета. Когда "Я" сосредоточено и готовится перейти к иному состоянию Сознания, является аспект Воли. Когда "Я" в присутствии какого-нибудь предмета напрягает энергию, чтобы войти в соприкосновение с этим предметом, является аспект Действия. Отсюда видно, что эти три аспекта не суть особенные разделения "Я", но одно неделимое, проявляющееся в трёх аспектах.

Нелегко осветить основное понятие "Я", не давая ему определения. "Я" — это та сознательная, чувствующая, всегда пребывающая сущность, которая в каждом из нас сознает себя существующей. Никто не может мыслить о себе как о несуществующем или формулировать себя в своём сознании как "Я не есмь". Бхагаван Дас говорит так: "Я" есть первая и необходимая основа жизни"... Говоря словами Вачаспати-Мишры, из его комментария (Бхамати) на Шариркара-бхашью Шанкарачарьи: "Никто не сомневается: "Есмь ли я"? или "Не есмь ли я"?* Самоподтверждение "Я есмь" предшествует всему другому, стоит над и вне всех рассуждений. Никакое доказательство не может придать ему более силы, никакое опровержение не может его ослабить. И доказательство, и опровержение — оба основываются на утверждении "Я есмь", на неподдающемся анализу чувстве простого бытия, которое не несёт с собой никакого предиката, кроме расширения и сжимания. "Я есмь больше" — выражение удовольствия, "Я есмь меньше" — выражение страдания.

_______
* "Наука Эмоций" (Science of Emotions), с. 20.

Рассматривая "Я есмь" мы находим, что оно выражается себя, в доступном для нас понимании, тремя различными способами: 1) внутренним отражением "Не Я", это — Познание, корень мыслей; 2) внутренним сосредоточением — Воля, корень желаний; 3) расширением во вне — Энергия, корень действия; "Я познаю" или "Я мыслю", "Я хочу" или "Я желаю", "Я обнаруживаю энергию" или "Я действую". Вот три утверждения единого неделимого "Я", того, что сознает себя как "Я есмь". Все аспекты его проявления могут быть подведены под одну из этих категорий. "Я" проявляется в наших мирах только под этими тремя видами: как все цвета происходят из трех первичных, так и бесчисленные проявления "Я" исходят все из воли, энергии и познания. Я желающее, Я познающее, Я обнаруживающее энергию — это "Я" есть Единый в Вечности, и корень индивидуальности в Пространстве и Времени. Это "Я" мы и будем изучать в аспекте мысли как Познающего.

"НЕ-Я" КАК ПОЗНАВАЕМОЕ

Я, "природа которого — познание", находит отраженным внутри себя множество форм и узнает через посредство опыта, что оно не может через них ни желать, ни действовать. Оно видит, что эти формы не подчинены его власти, как та форма, которую оно впервые начинает сознавать и которую оно (ошибочно, но неизбежно) отождествляет с самим собою. Оно познает, а эти формы не мыслят; оно хочет, а в них не происходит никакого желания; оно обнаруживает энергию, а в них не происходит никакого ответного движения. Оно не может сказать "в них я познаю, я действую, я хочу"; наконец, оно начинает видеть в них другие "Я" минеральных, растительных, животных, человеческих и сверхчеловеческих форм, и оно обобщает их всех одним всеобъемлющим словом "Не-Я", т.е. то, в чём его как отдельного "Я" нет, то, в чём оно не познает, не действует, не хочет. Таким образом, оно в продолжении долгого времени, на вопрос: что такое "Не-Я"? — отвечает следующей формулой: "Все, в чём я не познаю, не хочу, не действую".

И хотя в конце концов, последовательно анализируя, оно должно будет увидеть, что каждый из его проводников (исключая самую тонкую субстанцию, которая создает из него отдельное "Я") есть так же не что иное, как часть "Не-Я", как объект познания, т.е. Познаваемое, а не Познающий, однако, практически его ответ все же правилен. Действительно, оно никогда не будет в состоянии познать, как предмет отдельный от него самого, эту тончайшую, создающую из него особое "я" субстанцию, потому что существование этой субстанции необходимо для индивидуализации его и потому, что познать её "Не-Я" значило бы слиться во Всем.

ПОЗНАНИЕ

Для того, чтобы "Я" могло быть Познающим, а "Не-Я" — Познаваемым, нужно установить между ними определенную связь. "Не-Я" должно действовать на "Я", и "Я" — в свою очередь — действовать на "Не-Я", Между ними должен происходить обмен. Познание — это и есть установление этой связи между "Я" и "Не-Я", и о природе этой связи мы будем говорить в следующей главе, а сперва необходимо ясно понять, что познание есть "отношение". Это "отношение" заключает в себе двойственность: сознание "Я" и познавание "Не-Я"; присутствие этих двух факторов, взаимно связанных между собой, необходимо для познания.

Необходимо понять, что Познающий, Познаваемое и самый акт Познания суть три вещи в одном, — иначе человек не будет в состоянии пользоваться силою мысли для настоящей её цели, — помощи миру. Согласно западной терминологии, разум есть Познающий, объект — Познаваемое; отношение, которое устанавливается между ними — Познание. Мы должны изучить природу Познающего, природу Познаваемого и природу того отношения, которым устанавливается это отношение. Уяснив себе это, мы сделаем огромный шаг вперед по пути к Познанию самого себя, т.е. к мудрости. Мы тогда будем в состоянии помогать окружающим нас, сделаемся помощниками и защитниками, потому что настоящая цель Мудрости и состоит в этом: одухотворенная любовью, она должна поднять мир из глубин его скорби к познанию, в котором все страдания навсегда прекращаются. Такова наша задача, потому что, как говорится в книгах народа, обладающего древнейшей и вместе с тем глубочайшей и мудрейшей наукой о душе, цель философии — положить конец страданию. Это — цель каждого Познающего, ради этого и стремится он к познанию. Окончить страдание — это конечный смысл для философии, и не истинна та мудрость, что не ведёт к нахождению МИРА.

Глава первая

ПРИРОДА МЫСЛИ

Природа мысли может быть изучаема с двух точек зрения: со стороны сознания, которое есть познание, и со стороны формы, через посредство которой познание достигается; способность же формы к видоизменениям, её пластичность — делает возможным достижение познания. Эта возможность привела философию к двум крайностям, противостоящих друг другу, не признающих одной из сторон проявляющейся жизни. Одна смотрит на всё как на сознание и не признает условия, делающего возможным сознание, т.е. необходимости формы. Другая смотрит на всё как на форму и не признает того, что форма может существовать лишь в силу одухотворяющей её жизни.

Форма и жизнь, материя и дух, проводник и сознание нераздельны в проявлении, они — неотделимые аспекты Того, чему обе эти стороны присущи, Того, что есть ни сознание, ни проводник его, а корень обоих. Философия, пытающаяся объяснить всё через посредство формы, не признавая жизни (одухотворяющей её), неизбежно встретится с проблемами, разрешить которые она будет не в состоянии. Философия, пытающаяся объяснить всё через посредство жизни, не признавая формы, очутится перед глухой стеной, преодолеть которую она не сможет.

Конечное разрешение этого состоит в том, что сознание и его проводники — жизнь и форма, дух и материя — лишь временные выражения двух аспектов единого, неограниченного Бытия, которое познаваемо лишь в своём проявлении, как Корень-Дух (называемый индусами Пратьягатман), т.е. отвлечённое Бытие, отвлечённый Логос, от которого рождаются все индивидуальные "я" и как Корень-Материя (Мулапракрити), от которого изошли все формы. Когда происходит проявление, этот Корень-Дух рождает тройственное сознание, а Корень-Материя — тройственную материю; но за ними лишь Единая Реальность, не познаваемая для условного сознания. Цветок не видит корня, от которого растет, хотя он черпает из него всю свою жизнь и не мог бы существовать без него.

"Я" как Познающий имеет своей отличительной функцией отражение "Не — я" в себе. Как чувствительная пластинка принимает лучи света, отраженные от предметов, а эти лучи производят видоизменения в веществе, на которое они падают, что и делает возможным получение изображений предметов, так происходит и с "Я" в аспекте познания по отношению ко всему внешнему. Его проводник является сферой на которой "Я" принимает от "Не-Я" отраженные звуки Единого Я, заставляя появиться на поверхности этой сферы изображения — отражение того, что не есть оно само. Познающий не познает самих предметов на первых ступенях своего сознания. Он познает только образы, произведенные действием "Не-Я" на его проводнике, на его чувствительной оболочке, т.е. фотографии внешнего мира. Поэтому разум, проводник "Я" как Познающего, и сравнивается с зеркалом, в котором отражены образы всех поставленных перед ним предметов. Мы познаем не сами предметы, а только действие, произведенное ими на наше сознание; не предметы, а только их изображения, находим мы в разуме. Как зеркало, в котором кажется вы видите предметы, а между тем эти видимые предметы лишь образы, иллюзии, произведенные световыми лучами, отраженными от предметов, а не сами предметы, так и разум в своем познании внешнего мира познает только призрачные образы, а не вещи сами в себе. Эти образы, произведенные в проводнике, воспринимаются Познающим как предметы, и это восприятие состоит в воспроизведении их в нем самом. Аналогия с зеркалом и употребление слова "отражение" в предыдущем параграфе могут ввести нас в заблуждение, т.к. образ есть воспроизведение, а не "отражение" производящего его предмета. Оболочка разума (ментальная материя) действительно образуется наподобие представленного ему предмета и это подобие воспроизводится в свою очередь Познающим. Когда он видоизменяет, таким образом, себя до подобия с внешним предметом, он познает данный предмет, но в том случае, который мы рассматриваем, то, что он познает, есть только образ, отраженный предметом на его проводнике, а не сам предмет. И образ этот не является совершенным воспроизведеним предмета, причину чего мы рассмотрим в следующей главе.

"Но", могут сказать "будет ли так всегда? Разве мы никогда не будем в состоянии познавать самих предметов"? Это заставляет нас коснуться главного различия между сознанием и той средой, в которой оно действует. Когда сознание путем долгой эволюции разовьет силу воспроизводить в себе всё, что существует вне его, тогда материальная оболочка, внутри которой оно действовало, спадает и сознание, ставшее познанием, отождествляет своё "Я" со всеми "Я", среди которых оно развивалось; тогда оно рассматривает как "Не-я" только оболочку всех "я" в отдельности. Это — "День да будет с нами", слияние, торжество эволюции, когда сознание познает себя и других как себя. Общностью природы достигается совершенное познание, и "Я" осуществляет то чудесное состояние, в котором торжество не умирает и память не теряется, а обособленность исчезает, и Познающий, Познаваемое и Познание сливается в одно.

Эту чудесную природу "Я", которая развивается в нас в настоящее время через познание, мы и должны изучить, чтобы понять природу мысли; необходимо ясно увидеть призрачную сторону мыслительного процесса, чтобы вполне преодолеть иллюзию. Итак, рассмотрим, как устанавливается Познание — связь между Познающим и Познаваемым и это поможет нам понять яснее природу мысли.

Глава вторая

ТВОРЕЦ ИЛЛЮЗИИ

"Став равнодушным к объектам восприятия, ученик должен найти Раджу чувств, Творца мысли, того, который пробуждает иллюзию. Ум есть великий убийца Реального".

Так гласит один из отрывков, переведенных Еленой Петровной Блаватской из "Книги Золотых Правил", этой прелестной поэмы в прозе, составляющей один из её лучших даров миру. Нет названия, более значительного для определения ума, как "творец иллюзии".

Ум не есть Познающий и их следует отличать один от другого. Много затруднений и смещения в понятиях происходят от того, что ученик забывает делать различие между тем, кто познает, и умом, который не более как орудие, инструмент для приобретения познания. Это равносильно тому, как если бы ваятеля отождествляли с его резцом.

Ум в своей основе двойствен и материален, будучи составлен из оболочки тонкой материи, которую называют "телом причинности" и и манасом, абстрактным умом; и оболочки, из более грубой материи, называемой ментальным телом, и низший манас или конкретный ум, который есть ничто иное, как отражение в атомической материи того аспекта Высшего "Я", который представляет собою Познание. Конкретный ум ограничивает "Дживу", которая по мере того как самосознание увеличивается, становится скованной им со всех сторон. Подобно тому, как человек, намеревающийся делать какую-нибудь работу, и надевающий толстые перчатки, замечает, что его руки утрачивают при этом свою чувствительность, гибкость и способность подбирать мелкие вещи и сохраняют способность схватывать лишь крупные предметы и ощущать лишь грубые прикосновения, — то же самое происходит и с Познающим, когда он облекается в земной ум. Рука в перчатке осталась та же, но её способности сильно уменьшились. Познающий, проявляющийся через мозг, не изменился, но силы его чрезвычайно ограничились в своих проявлениях.

Слово "ум" мы будем употреблять в дальнейшем по отношению к конкретному разуму, т.е. "ментальному телу" или к низшему манасу.

Ум есть результат прошлого мышления, и он видоизменяется постоянно совершающимися мышлением. Он есть нечто вполне точное и определённое, обладающее известными свойствами и недостатками, определённой силой или слабостью, которые являются следствием деятельностей в предыдущих жизнях. Он таков, каким мы его сделали; если мы и можем изменить его, то очень медленным процессом. Мы не можем подняться над ним одним усилием воли, или сразу исправить его недостатки. Каков он ни есть, он — наш собственный, он — часть "Не — я", приспособленный для нашего пользования, и только посредством него мы можем познавать.

Все результаты нашего прошлого мышления остаются с нами в виде нашего ума, и каждый ум обладает своим строем и своей быстротой вибраций и находится в состоянии вечного движения, представляя ряд вечно меняющихся картин. Каждое впечатление, приходящее к нам извне, отражается в том же круге действия, и все уже существующие вибрации видоизменяют вновь проникшую вибрацию и сами изменяются под влиянием её. Таким образом, результат нового впечатления или новой вибрации не есть точное воспроизведение последней, а её комбинация с ранее уже существовавшими вибрациями. Прибегнем опять к сравнению, возьмём на этот раз свет. Если мы будем держать перед глазами кусок красного стекла и начнём смотреть через него на зелёные предметы, то они покажутся нам чёрными. Вибрации, дающие нам ощущение красного, пересекаются теми, которые дают ощущение зелёного и глаз, благодаря этому, получает иллюзию черного цвета. То же самое происходит, когда мы смотрим на синий предмет через желтое стекло. В каждом из этих случаев служащее посредником цветное стекло передает впечатление цвета, отличающегося от того, которым обладает тот же предмет, рассматриваемый простым глазом. Даже глядя на предметы простым глазом, мы их видим уже до некоторой степени измененными, потому что и сам глаз видоизменяет получаемые им вибрации — и в гораздо большей степени, чем многие думают. Влияние ума, при посредстве которого Познающий созерцает внешний мир, очень похоже на влияние цветного стекла на окраску рассматриваемых через него предметов. Познающий не сознаёт этого влияния ума, как не сознавал бы человек, никогда не видавший ничего без красного или синего стекла, какого рода изменения производят эти стекла в истинной окраске пейзажа.

Это и есть поверхностный и очевидный смысл того, почему ум называется "творцом иллюзии". Он представляет нам только искажённые вибрации, соединения его самого с внешним предметом. Если же взять это название в более глубоком смысле, ум есть "творец иллюзий", потому что все эти искажённые изображения лишь отображения внешнего вида предмета, а не сущности его. Тени теней, вот все, что он дает нам. Но пока мы остановимся лишь на тех иллюзиях, которые возникают вследствие присущей ему природы.

Наши представления о мире были бы совсем иными, если бы мы могли его узнать таким, каков он есть, даже в одном его феноменальном виде, а не через посредство вибраций, видоизмененных умом. И это не невозможно, по крайней мере для тех, кто достиг большого прогресса в управлении своим умом. Вибрации ума могут быть прекращены, если из него удалить сознание; тогда впечатление от внешнего предмета дает изображение, совершенно сходное с ним, т.к. вибрации, не смешанные с вибрациями самого наблюдателя, будут тождественны по качеству и количеству с предметом, вызвавшим впечатление. Или же сознание может отделиться и проникнуть в рассматриваемый предмет и таким образом непосредственно испытать его вибрации. В обоих случаях получается истинное познание предмета. Идея в мире ноуменов, феноменальный аспект которых выражается формами, может быть также познана, но только через посредство сознания, которое действует в каузальном теле (теле причинности), не затрудняемое конкретным умом или низшими проводниками.

Та истина, что мы познаем лишь впечатления от вещей, а не сами вещи, получает большое значение, если её применять в практической жизни. Она нас учит смирению и осторожности и развивает в нас готовность воспринимать новые идеи. Мы теряем нашу инстинктивную уверенность в верности наших наблюдений и научаемся анализировать себя прежде, чем осуждать других. Вот пример, который послужит для выяснения нашей мысли. Я встречаю человека, вибрации которого дополняют мои собственные вибрации. Встречаясь, мы взаимно погашаем друг друга; поэтому мы не любим друг друга, не находим ничего друг в друге и каждый из нас удивляется, как может кто-нибудь находить другого умным, когда мы сами не находим в нем ровно ничего интересного. Если же я достиг до известной степени самосознания, такое удивление исчезает, по крайней мере с моей стороны. Вместо того, чтобы думать о другом как о глупом, я спрошу себя: "Чего не достает мне, что я не могу отвечать на его вибрации?" Мы оба вибрируем и если я не могу воспринять жизни у его мысли, то только потому, что не могу воспроизвести его вибраций. Как же я могу судить о нем, пока сам не изменюсь настолько, чтобы быть в состоянии воспринимать его?" Мы не можем в значительной степени изменить других, но мы можем сильно изменить себя и нам следовало бы постоянно стремиться к расширению нашей способности восприятия. Мы должны стать подобны белому свету, который являет собой соединение всех цветов; он не искажает ни одного, потому что ни одного не отбрасывает и имеет силу отвечать каждому. Мы можем судить о нашем приближении к белизне по нашей способности отвечать самым различным характером.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО И МАНАС

Обратимся теперь к разуму как к органу сознания, в его аспекте Познающего — и рассмотрим, из чего он состоит, как мы его создавали в прошлом, и каким образом мы можем его изменить в настоящем.

Со стороны жизни ум есть Манас, а манас есть отражение в атомическом веществе третьего, т.е. ментального плана мыслящего аспекта "Высшего Я", проявляющегося как "Познающий".

Со стороны формы "ум" являет два аспекта, в отдельности обусловливающих деятельность манаса, иными словами — сознание, действующее на ментальном плане. Эти аспекты возникают вследствие скоплений вещества этого плана вокруг атомического вибрационного центра. Вещество это, благодаря его природе и применению, называется ментальной материей. Она составляет огромную область вселенной, проникает астральную и физическую материи и существует в семи подразделениях, подобно состояниям материи физического плана; она особенно отзывчива на вибрации, которые исходят из того аспекта Высшего Я, которое есть Познание и этот аспект налагает на ментальную материю свой особый отпечаток.

Со стороны формы первый и высший аспект разума есть то, что мы называли каузальным телом. Оно состоит из материи пятого или шестого* подразделений ментального плана, соответствующих более тонким эфирам физического плана. У большинства людей на настоящей ступени эволюции "тело причинности" очень мало развито и т.к. оно не имеет отношения к умственной деятельности, направленной к внешнему миру, то мы можем его оставить пока в стороне. Это, фактически, — орган абстрактной мысли.

_______
* Считая снизу — ред.

Второй аспект разума, называемый ментальным телом, состоит из субстанции, принадлежащей четырем низшим подразделениям ментального плана, соответствующим низшему эфирному, газообразному, жидкому и твердому веществам физического плана. Ментальные тела можно подразделить на семь основных типов, из которых каждый заключает в себе формы на всех ступенях развития, которые развиваются и растут по одним и тем же законам. Понять и применять эти законы — значит заменить медленное естественное развитие быстрым ростом при помощи самоопределяющего разума. Отсюда и вытекает громадная важность изучения этих законов.

Глава третья

ПЕРЕДАЧА МЫСЛИ

Почти каждый нынче желает упражняться в передаче мысли и мечтает о радости сообщаться с отсутствующим другом, не прибегая к помощи почты или телеграфа. Многие похоже думают, что такая передача достигается без особого усилия и бывают очень удивлены, когда их попытки в этом направлении не увенчаются успехом. А между тем ясно, что надо сначала научиться думать и затем уже передавать свои мысли — сначала приобрести некоторую способность к устойчивому мышлению, а затем уже отсылать мысленный ток через пространство. Слабые, неуверенные мысли большинства вызывают одни лишь колебания, ежеминутно появляющиеся и вновь исчезающие вибрации в ментальной атмосфере, дающие начало неопределённым формам со слабой жизненной энергией. Мыслеформа должна быть отчётлива и хорошо оживотворена, чтобы её можно было отослать в определённом направлении и должна быть достаточной сильной для того, чтобы достигнув места назначения, оставить там свой отпечаток.

Есть два способа передачи мысли; один можно назвать физическим, а другой психическим: первый происходит при посредстве мозга, второй — не нуждается в нем. Мысль порождается сознанием, возбуждает вибрации в ментальном теле, затем — в астральном, а затем вызывает волнообразное движение сперва в эфирных, а потом в плотных молекулах физического мозга; этими вибрациями мозга приводится в колебание физический эфир, его волны распространяются и, достигнув другого мозга, производят вибрации в его плотных и эфирных частицах. Воспринимающий мозг производит с своей стороны соответствующие вибрации в своем астральном, а затем и в ментальном теле, а эти последние вызывают ответное колебание в сознании. Таковы ступени той дуги, по которой проносится мысль. Но можно обойтись и без этой дуги. Сознание человека может, вызвав вибрации в его ментальном теле, направить их прямо к ментальному телу воспринимающего сознания и таким образом избегнуть описанного пути.

Рассмотрим что происходит в первом случае.

Существует в мозгу маленький орган, шишковидная железа, назначение которой неизвестно физиологам Запада; западные психологи совершенно игнорируют её. У большинства людей этот орган до сих пор в зачаточном состоянии, но он развивается, а не атрофируется, и есть возможность ускорить развитие этой мозговой железки, чтобы она могла выполнять присущую ей функцию, которая со временем будет достоянием всех людей. Эта мозговая железка — орган передачи мысли, в такой же степени, как глаз — орган зрения или ухо — орган слуха.

Если кто-либо будет напряженно думать о какой-нибудь идее, с сосредоточенным и неослабным вниманием, он заметит в своей шишковидной железе легкий трепет или ощущение ползания, подобное ползанию муравья. Трепет этот возникает в эфире, проникающем железку и вызывает легкий магнетический ток, который и даёт ощущение ползания в плотных молекулах мозговой железки. Если мысль будет достаточно сильна, чтобы вызвать этот ток, это будет указанием, что мыслитель довел свою мысль до такой остроты и силы, которая делает её способной к передаче.

Вибрации в эфире шишковидной железы вызывают в окружающем эфире волны, подобные световым волнам, только гораздо меньшего размера и более быстрого темпа. Вибрации эти распространяются по всем направлениям, приводя в движение эфир и вызывая в свою очередь колебания в эфире шишковидной железы другого мозга и отсюда уже передаются в правильной последовательности сперва астральному, затем ментальному телу, после чего достигают сознания. Если эта другая шишковидная железа не в состоянии воспроизводить этих колебаний, то посланная мысль пройдёт незамеченной, не оставив никакого впечатления; так же, как и волны света не произведут никакого впечатления на глаза слепого.

Второй способ передачи мысли состоит в том, что мыслитель создает мыслеформу на плане мысли и отсылает её не к мозгу, а непосредственно к самому мыслителю на ментальный план. Способность выполнять это сознательно требует ещё более высокого умственного развития, чем физический способ передачи мысли, ибо отсылающий мысль должен обладать самосознанием на ментальном плане, чтобы выполнить такую передачу мысли.

Между тем, этой силой все мы пользуемся постоянно, только невольно и бессознательно, т.к. каждая наша мысль производит колебания в ментальном теле, которые по самой природе своей должны распространяться в окружающей ментальной субстанции. И нет основания ограничивать понятие "передача мысли" одной лишь сознательной и преднамеренной передачей известной мысли одним лицом другому. Мы все постоянно влияем друг на друга посредством этих, без определённого намерения посылаемых волн мысли и то, что называется "общественным мнением" создается, по большей части, именно этим путем. Большинство людей думают известным образом не потому, что они основательно обдумали данный вопрос и пришли к определённому заключению, но только потому, что огромное большинство думает таким образом и увлекает за собой остальных. Сильная мысль великого мыслителя выбрасывается в мир мысли (на ментальный план) и схватывается восприимчивыми и подготовительными умами. Они воспроизводят её вибрации и таким образом усиливают волну мысли, действуя на других, которые иначе остались бы нечувствительными к первоначальной мысли. Эти последние, отвечая ответными вибрациями, увеличивают силу волны настолько, что она начинает действовать и на большие массы.

Общественное мнение, раз созданное, имеет первенствующее значение для громадного большинства благодаря тому, что однородные мысли — волны бьют беспрерывно на мозги всех и пробуждают в них ответные колебания.

Существует также и национальный склад мысли, который можно сравнить с глубоко прорезанными каналами мысли, образовавшимися благодаря вековым воспроизведениям однородных мыслей, соответствующих истории, войнам и обычаям нации. Они сильно видоизменяют умы, рожденные в данной нации, окрашивая их известным образом и всё, что приходит к ним извне, изменяется под влиянием особого, этой нации присущего характера вибраций. Как мысли, приходящие к нам из внешнего мира, изменяются под влиянием наших ментальных тел настолько что мы получаем не только вибрации этих чужих мыслей, но вместе с ними и наши собственные вибрации, — так и народы, получая впечатления от других народов, воспринимают их уже видоизмененными под влиянием своих собственных характерных вибраций. От этого и происходит, что англичанин и француз, или англичанин и бур, рассматривая одни и те же факты, но прибавляя к ним свои уже существующие предубеждения, совершенно искренне обвиняют друг друга в искажении фактов и в нечестном образе действия. Если бы это неизбежное явление было признано, много международных споров было бы улажено гораздо легче, чем это делается теперь, многих войн не возникло бы совсем, а те, которые уже возникли, кончались бы гораздо скорее. Каждый народ признавал бы то, что можно назвать "личное уравнение" и вместо того, чтобы осуждать другой народ, стремился бы при несогласии мнений найти ту золотую середину, которая примирила бы несогласие, и не настаивал бы на своей исключительной правоте.

Вопрос практической важности, возникающий для каждого, знающего об этой постоянной и всеобщей передачи мысли, следующий: В какой степени могу я извлечь добро и избежать зла, живя в этой смешанной атмосфере, где и хорошие, и дурные волны мыслей не перестают действовать и влиять на мой мозг? Как могу я предохранить себя от вредных мыслей, и каким образом могу воспользоваться благими мыслями? Большое жизненное значение имеет знание того способа, каким происходит процесс подобного подбора мыслей.

Каждый человек более других действует сам на свое ментальное тело. Другие действуют на него случайно, он же — всегда. Оратор, которого он слушает, автор, книгу которого он читает, несомненно действует на его ментальное тело, но они — случайные явления в его жизни, тогда как он сам — источник постоянного воздействия на себя самого. Его собственное влияние на образование ментального тела гораздо сильнее всех остальных влияний, и никто, кроме него самого, не устанавливает нормальной скорости вибраций для его мыслей. Мысли, не соответствующие быстроте его вибраций, будут отброшены, когда соприкоснуться с его умом.

Если человек мыслит правдиво, ложь не может установиться в его уме, если его мысли полны любви — ненависть не может потревожить его; если он мудр — невежество не может парализовать его. Только в этом — спасение, только в этом истинная сила. Нельзя допускать, чтобы ум уподоблялся незасеянной ниве, потому что тогда всякие сменные мысли могут пустить в ней корни и произрастать; и не следует дозволять ему вибрировать, как ему вздумается, ибо к таком случае он будет отвечать на каждую проносящуюся мимо вибрацию.

В этом заключается практический урок. Тот, кто станет его применять, вскоре оценит все значение его, и убедится, что благородное мышление делает жизнь и благороднее, и счастливее, и что при помощи мудрости мы в состоянии на самом деле положить конец страданиям.

Глава четвертая

НАЧАЛО МЫШЛЕНИЯ

Немногие, вне небольшого круга специалистов по психологии, задавали себе вопрос: "откуда происходит мысль?" Когда мы снова приходим в мир, мы являемся обладателями большого количества уже готовых мыслей, огромного запаса, так называемых "врожденных идей". Эти понятия, которые мы приносим с собою при рождении, являются как бы сокращенными выводами, общими итогами опытов наших предыдущих жизней.

С этим умственным запасом мы начинаем действовать в этом воплощении и поэтому психолог не в состоянии проследить начало мышления путем непосредственного наблюдения.

Но многое он может узнать из своих наблюдений над ребенком, потому что, как физическое тело новорожденного быстро повторяет в своей дородовой жизни всю долгую физическую эволюцию прошлого, так и новое ментальное тело проходит через все ступени своего долгого предыдущего развития.

Это верно, что "ментальное тело" вовсе не тождественно "с мыслью" и поэтому изучая новое ментальное тело, мы в действительности не изучаем начало мышления. Это становится еще понятнее, когда мы примем во внимание тот факт, что весьма немногие способны к непосредственному наблюдению ментального тела, что большинству приходится ограничиваться наблюдением над последствиями воздействия ментального тела на его более плотных спутников; физический мозг и нервную систему. "Мысль" настолько же отличается от ментального тела, насколько и от физического. Мысль принадлежит сознанию, жизни, тогда как и ментальное, и физическое тела являют собой другую сторону проявления, форму, материю и служат лишь временными проводниками или орудиями. Следует постоянно помнить о разнице между Познающим и умом, который не более, как его орудие познания, и не забывать, что под умом мы подразумеваем "ментальное тело в соединении с манасом".<

Наши рекомендации