Декларативное знание и процедурное знание
До сих пор мы рассматривали понятие "знания'' так, как если 6bi оно относилось только к информации о мире и его свойствах. Философы шшвают его декларативным знанием В там смысле, что у йас есть знание о достоверности декларативных высказываний. Если я спрошу вас о значении следующего предложения: "Я положил свою куртку в ванну, поскольку она была жжрооЛ то вы будете знать, то есть у вас Четь анаше, что "она" в этой предложений относится к куртке* a не к еапяе.Вы знаете* к чему относится он, потому, что у вас есть общирные доанвдо môk-рых куртках, ваннах* человеческом поведении» и-возможна о некоторых людях, т желающих, чтобы мокрые куртки оказывались на их драгоценной мебели. С другой стороны, если бы вы бы ля в горящем здании и готовились сделать сумасшедший рывок сквозь бушующее пламя к спасейию> тогда онавполне естественно* могло бы относить-
ся к ванной. Однако, традиционная эпйс-темояогйя> область фшю-софии> изучающая природу> происхождение и пределы человеческого .анаййш, проводят различие Между знанием что (декларативным)и знанием как (процедурным).Похоже, что некоторые виды юмора основаны на том, чтобы "поймать" Человека, заставив его сначала поверить в одно> а затем удивить истинным намерением. Один ш наиболее известных примеров взят у Гручо Маркса, который сказал как-то: "Я подстрелил слона в своей пижаме\,. Что он там делал - я уже никогда не узнаюР В примере с ванйой мы знаем* чтоона используется для купания к иногда для сушкн наших курток, но мы также шзем, какПринимать ванну. Такое знание процедурное) совершенно qt-лнчно от знания декларативного. Поэтому во всякую объемлющую теорию репрезентации знаний баж-но включать обе формы знания.
Приложение 546
в другие центры, включая область гиппокампа, где, кроме прочих функций, оценивается их эмоциональное содержание. Этот след (его называют энграммой)направляется далее в кору и'другие места, где происходит активация нейрохимических соединений, приводящая иногда к образованию следа постоянной памяти, так что при восприятии того же самого или сходного сенсорного впечатления этот след может быть активирован.
и церебральный кровоток* Пример
;ри помощи новых методов изучения мозга выдающийся когнитивный психолог Эйде ль Тулъвянг1 выавйл различные тшш регионального локального кровотока» связанные с различными типами памяти, Хотя в таких исследованиях методы неврологии я ранее сочетались с когнитивными экспериментами, связь определенных функций мозга с гипотетическими про-цессши памяти, представленная Тульвннгом в графическом виде» стала предвестником нового направления КОГЯИТИ&йОЙ ПСИХОЛОГИИ и науки о моаге,
Тульвинг использовал сложные инструменты, но сама процедура была, проста. Испытуемых лроси^ ли думать на различные темы и в это время проводили сканирование локального церебрального кровотока. Некоторые предлагавшиеся темы были евя&шы с эпиэодйчес-кой памятью или эпизодами* привязанными ко времени, например с лично пережитыми событиями (такиш Как выходной день или просмотр фильма). Другие были связаны с семантическим адытам, таким к*к общие знания» или знаний о мире, которые испытуемый мог получить кз книг, В результате этого эксперимента были подучены относительно хорошо согласующиеся паттерны интенсивнос-
ти кровотока (а аНачйТ нервной активности), связанные с эпизодической памятью и семантике екш мышлением.
Чтобы поййть значение этого открытия (и других работ в этом направлений, проведенных в лабораториях всего мира), следует учесть Цель, с которой про:водится большинство экспериментов и наблюдений в когнитивной психологии и неврологии. Когнитивная Психология в основном интересуется разработкой общих моделей разума, достоверность которых проверяется путем наблюдения за поведением и точного описаний важных подробностей нашей психической жизни. Неврология2, со своей стороны пытается объяснить основное строение Нервной сйств-мы> включая мозг и его нормальную и патологическую деятель* ность. Обе науки пытаются понять, как работает разумный мозг. Эксперименты, такие как провед Тульвинг, указывают на роль обеих наук. Когнитивные психологи нашли физическую основу для Некоторых своих теорий (наприм.ер> о различных тижх памяти), а ней-рЪлогам удалосъ связать результаты Наблюдений за церебральным кровотаком с основной моделью познания.
подробнее см. Tüivmg (1989а, Ш9Ь, 1994) и TuMng et ai. (1994). %
* 2Веврология * научное направление, йаутакяцее #$йроана*ойшк>> йейро-физйояогшо, работу мозга и соответствующие терны е модели.
Методы нейрофизиологии 547
Неврология и язык
Как мы узнали ранее, язык - это многостороннее явление. Он включает в себя распознавание букв и слов, звуковые паттерны, ассоциативные сети, речь, понимание, а также социально-личные аспекты. Он служит средством не только коммуникации, но и решения задач и мышления. Язык связан со многими когнитивными функциями и поэтому тот, кто ищет один или даже несколько нервных языковых центров, был бы подобен незадачливому любовнику, который все ищет, да не там. Разумнее предположить, что неврология языка не имеет определенного местоположения, а состоит из целого семейства способностей, которые имеют свои центры, но для полноценного действия которых необходимо, чтобы эти мириады центров взаимодействовали одновременно. Есть, например, надежные данные, что два найденных ранее центра Брока и Вернике участвуют в генерации и понимании языка. Однако, клинические результаты ясно показывают, что глубокая афазия может возникать и в результате нарушений в тканях, соединяющих эти два центра.
Неврологическая основа языка изучалась различными средствами, включая клинические исследования пациентов с поврежденным мозгом, электрическую стимуляцию мозга, нейрохирургические процедуры, фармакологические исследования и методы построения образов работы мозга. Мы не сможем детально перечислить достижния в этих областях, но приведем пример исследования.
Приложение 548
Рис. A4.Результаты электрической стимуляции мозга Ойеманном (Т991). Маленькие цифры сверху - количество испытуемых, а число в кружочке -процент испытуемых, у которых проявлялись ошибки называния при стимуляции данной части мозга.
Электрическая стимуляция.Биполяные микроэлектроды многие десятилетия использовались в экспериментах с человеком и животными. Некоторое время назад Пенфилд и Роберте (Penfield, 1959; Penfield and Roberts, 1959) ошеломили психологический мир, представив вербальные протоколы пациентов, подвергнутых нейрохирургии; подавая низковольтные электрические потенциалы на классические языковые области, такие как зона Брока и зона Вернике, а также на некоторые области моторной коры, они обнаружили интерференцию с генерацией речи. Например, когда зонд помещали на речевые зоны, пациент (находившийся в сознании, поскольку эта процедура требует только местной анестезии) сообщал: "А, я знаю что это. Это то что засовывается в ботинок." После удаления зонда пациент сказал "нога" (Penfield and Roberts, 1959, с. 123).
В ходе более современных экспериментов по электростимуляции мозга Ойеманн (Ojemann, 1991) выявил не менее интересные данные о мозге и языке. Его методика была сходна с методикой Пенфилда и применялась к пациентам, проходящим лечение от эпилепсии, при котором часть черепа вскрывают, открывая кору мозга. В одной из процедур Ойеманн показывал пациентам картинку и просил ее назвать при включенном и выключенным зонде. Как и в исследованиях Пенфилда, здесь можно было разметить зоны коры, не действовавшие в этой задаче, и исключить другие зоны, которые сохраняли работоспособность. Результаты представлены на Рис.А4, где в кружочках показан процент испытуемых, у которых проявлялись ошибки называния. Заметим, что на некоторые области зонд не повлиял, в некоторых ошибки называния делали от 50 до 79% пациентов, а в некоторых ошибки были у менее 50%.
В другой задаче эти исследователи давали пациентам прочитать предложение вроде "Водитель свернет на перекрестке и затем..." и предлагали завершить его. Как и предыдущая, эта задача выполнялась при наличии стимулирования определенных областей и при его отсутствии. В этом случае у пациентов иногда были трудности с чтением предложения, и они пропускали слова, а иногда совсем прекращали чтение. В последней ситуации если зонд немного сдвигали, хотя бы на пару миллиметров, интерференция тут же исчезала. Поэтому был сделан вывод, что в конкретно этих языковых задачах решающую роль играют отдельные зоны. Интересно также, что местоположение этих зон сильно варьировалось у разных пациентов.
ПЭТ-сканеры и язык.Выше мы вкратце рассмотрели процедуру ПЭТ-сканирования. Она имеет преимущество над электростимуляцией, поскольку не требует столь серьезного вмешательства в организм и может выполняться на здоровых испытуемых; электростимуляция, наоборот, обычно проводится как экспериментальное дополнение к нейрохирургии у пациентов с нарушениями. Некоторые исследования с ПЭТ проводились со словами, и эта область развивается так быстро, что в ближайшие годы видимо появится гораздо больше данных. Особый интерес представляет работа Познера и его коллег (Posner et al., 1988), показавшая что при зрительном предъявлении слов активируется затылочная доля, тогда как произношение слов вызывает активацию височно-теменной коры, что полностью согласуется с предшествующими неврологическими исследованиями. Эти исследования выглядят особенно показательно, если обратиться к типам использованных в них задач. В условиях выполнения семантичес-
Методы нейрофизиологии 549
Рис. А5.Данные ПЭТ-сканирования, показывающие, какие зоны активируются при зрительном чтении. Треугольниками показаны зоны, активируемые в пассивной зрительной задаче, а квадратами - активируемые в семантической задаче. Взято из: Posner étal. 11988).
г
I
Mm
кой задачи отмечалась более сложная обработка, чем при пассивном разглядывании слов. В одной семантической задаче испытуемого просили проиллюстрировать употребление существительного. Например, на существительное молотокиспытуемый мог ответить словом "ударить". В этой задаче требуется не просто пассивно разглядывать слова, как при обычном зрительном предъявлении, но и обращаться к ассоциативно-семантическим областям мозга. Познер и его коллеги обнаружили, что при этом увеличивается поток крови в передней левой доле, что показано квадратами на Рис.А5. В других условиях эксперимента испытуемых просили сказать, рифмуются ли предъявленные им слова и неслова, например PINT (пинта) и LINT ("неслово") или ROW (ряд) и THOUGH (хотя), для чего требовалось провести фонологический анализ предъявляемого зрительно материала. При выполнении этой задачи активировалась левая височная доля, связываемая обычно со слуховой обработкой. Эти эксперименты показывают, что языковая обработка модально специфична, т.е. что семантическая и слуховая обработка зрительно предъявляемого материала осуществляются в различных зонах.
Приложение 550
* Примечание редакторов.Психологи питают особое пристрастие к новейшим достижениям техники: они пытаются разглядеть в ней средства для экспериментального решения волнующих их проблем. При этом для новейшей истории психологии характерен один парадокс. Новая экспериментальная техника приводит к вулканическому извержению сенсационных фактов и в то же время - к возрождению теоретически несостоятельных и давно ниспровергнутых концепций. Тень этого парадокса мелькает и в приведенном выше приложении, в котором на фоне дейтвительно впечатляющих картин мозговой динамики ненавязчиво^ырисовывается старая проблема локализации психических функций и ее упрощенное (недаром автор упоминает о френологии, хотя и с осторожными оговорками) решение: здесь - внимание, здесь- процедурная память, здесь - общая память и т.п. И об этом говорится так, как будто не существует теории системного строения психических функций, разработанной А.Р.Лурией и его школой (а ведь среди американских неврологов и психологов А.Р.Лурия - самый читаемый ими русский автор!). По-видимому, на приведенные иллюстрации к современным методам нейрофизиологии следует смотреть как на моментальные снимки некоторых эпизодов жизни одной из сложнейших проблем психологии.
I
Словарь терминов
/
ELIZA ("ЭЛИЗА") — одна из первых компьютерных программ, способных вести беседу; разработана Вейценбаумом из Массачусеттского Технологического Института.
ELINOR ("ЭЛИНОР") — иерархическая сетевая модель семантической организации, разработанная Линдсеем, Норманом и Румельхартом.
PARRY ("ПАРРИ") — программа, позволяющая компьютеру вести беседу и имитирующая при этом ответы пациента, страдающего паранойей; использовалась в тесте на неразличимость человека и машины, причем в качестве экспертов приглашались психиатры.
SHRDLU (ШРДЛУ) — одна из первых компьютерных программ, которая позволяла роботу отвечать на вопросы, исполнять команды и воспринимать информацию на английском языке (Виноград).
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (automatic processing) — активация некоторого элемента в памяти, запускаемая контекстуальными признаками контекста и требующая незначительного внимания субъекта.
АВТОНОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (autonoetic consciousness) — знание о лично переживаемых событиях. Также известно как "знающее о себе" сознание и связано с эпизодической памятью (Тульвинг). (См. прим. 2.)
АДАПТАЦИЯ (adaptation) — один из главных процессов интеллектуального развития, направленный на то, чтобы эффективно справляться с окружающими условиями, и включающий два вида деятельности: ассимиляцию и аккомодацию (Пирже).
АККОМОДАЦИЯ (accommodation) — активность, являющаяся составной частью интеллектуальных процессов, во время которых происходит перестройка механизмов умственной деятельности, так чтобы новая информация, недостаточно согласующаяся с ними, могла быть усвоена познавательной системой (Пиаже).
АЛФАВИТНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (alphabetic writing system) - изображение основных звуков языка в виде графем.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС (parsing paradox) — проблема: начинается ли распознавание паттерна ^анализа его составных частей (по принципу переработки "снизу—вверх") или с выдвижения гипотезы о целом паттерне (по принципу переработки "сверху—вниз").
АНОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (anoetic consciousness) — не вполне осознаваемое состояние, временно относящееся к ситуации, что позволяет фиксировать в сознании признаки окружения и поведенческие реакции. Также называется "незнающим сознанием" и соответствует процедурной памяти (Тульвинг).
АНТРОПОМОРФИЗМ (antropomorphism) —- приписывание человеческих свойств неодушевленным объектам.
АПРИОРНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (prior probability) — вероятность того, что при обстоятельствах, сходных с данными, событие произойдет.
АССИМИЛЯЦИЯ (assimilation) — деятельность, являющаяся частью процесса адаптации мышления и состоящая в том, что новая информация включается в познавательную систему, подобно тому как на физиологическом уровне усваиваются питательные вещества (Пиаже).
АССОЦИАЦИЯ (association) — принцип, сформулированный впервые Аристотелем и утверждающий, что отдельные идеи соединяются в уме по принципу смежности, сходства или контраста.
БЕССМЫСЛЕННЫЙ СЛОГ (nonsense syllable) — последовательность из нескольких (обычно из трех) букв, не являющаяся словом; впервые применена Эббингаузом для изучения памяти.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (unconscious state) — воспоминания, с трудом поддающиеся осознанию.
БЛИЗОСТЬ (proximity) — гештальтпсихологический принцип организации, утверждающий, что элементы, находящиеся близко друг к другу в пространстве и/или времени, склонны восприниматься совместно.
ВЕРИФИКАЦИЯ (verification) — гипотетический этап творческого процесса, на котором разрабатывается или проверяется решение проблемы.
ВНИМАНИЕ (attention) — концентрация мысленных усилий на сенсорных или умственных событиях.
ВНУТРЕННЯЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (internal representation) — преобразование признаков окружения в значимые когнитивные символы воспринятых стимулов. Также называется кодированием.
ВОЗБУЖДЕНИЕ (arousal) — общее состояние побуждения, поддерживающее нашу способность к чувственному восприятию событий и умственным усилиям.
ВОСПРИЯТИЕ (perception) — раздел психологии, занимающийся вопросами обнаружения и интерпретации сенсорных стимулов. (См. прим. 3.)
ВТОРИЧНАЯ ПАМЯТЬ (secondary mernory) — постоянная память, характеризуемая индивидуальными различиями (Вильям Джеймс). ,
ГИПОТЕЗА ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ (dual-coding hypothesis) — утверждает, что распознавание слова основано как на зрительной, так и на слуховой его репрезентации.
ГИПОТЕЗА ФОНЕМНЫХ КОДОВ (phonemic-encoding hypothesis) — предполагает, что распознавание слов зависит от того, как зрительный входной сигнал преобразуется и кодируется в виде звуковой репрезентации.
ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА (deep structure) — основополагающая форма предложения, содержащая существенную, решающую для его значения информацию.
ГРАММАТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (transformational grammar) — правила, по которым лингвистическая структура предложения трансформируется в другую форму с сохранением смыслового содержания (Хомский). \
ГРУППОВАЯ МОДЕЛЬ (set-theoretical model) — модель семантической организации, предполагающая, что понятия представлены в памяти в виде информационных групп, которые включают в себя примеры категорий и их атрибуты.
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (divergent thinking) — генерирование множества различных ответов на единственную задачу; при этом правильность ответов зависит от их субъективной оценки как абстрактных и гибких.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (long-term memory) — гипотетическая система хранения информации, характеризуемая бесконечной длительностью хранения и теоретически неограниченным объемом; доступ к информации зависит от свойственных этой системе признаков.
ЗАБЫВАНИЕ (forgetting) — неспособность воспроизвести ранее полученную информацию.
ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНА (Yerkes-Dodson law) — утверждает, что отношение между достижением и уровнем возбуждения представляет собой кривую в виде перевернутой буквы "U": увеличение уровня возбуждения приводит сначала к улучшению достижений, а после некоторого уровня достижения уменьшаются, возбуждение увеличивается.
ЗАТЕНЕНИЕ (shadowing) — экспериментальная процедура, используемая в исследованиях слухового внимания: испытуемых просят повторять речевое сообщение во время его предъявления.
ЗАТУХАНИЕ (decay) — забывание вследствие недостаточного использования или повторения полученной ранее информации.
ИЗОМОРФИЗМ (isomorphism) — взаимооднозначное соответствие между воспринимаемым объектом и его внутренней репрезентацией.
ИЗОМОРФИЗМ ВТОРОГО ПОРЯДКА (second-order isomorphism) — такая взаимосвязь между внешними объектами и их внутренними репрезентациями, которая подчиняется определенным правилам, но не носит структурного характера.
ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (iconic memory) — сохранность зрительных впечатлений в течение короткого интервала времени с возможностью их дальнейшей переработки.
ИНКУБАЦИЯ (incubation) — гипотетический этап творческого процесса, когда лучше на время отложить проблему в сторону и переключить внимание на что-либо другое.
ИНТЕЛЛЕКТ (intelligence) — способность осмысленно приобретать, воспроизводить и использовать знания, понимать конкретные и абстрактные идеи, постигать отношения между идеями и объектами.
Словарь терминов 552
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НА ВЫХОДЕ (output interference) — воспроизведение из памяти одного какого-нибудь элемента оказывает отрицательное влияние на воспроизведение последующих элементов.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (artificial intelligence) — всякий результат работы компьютера, который сочли бы разумным, если бы он был произведен человеком.
КАРТИРОВАНИЕ (mapping) — вид символической репрезентации, предположительно описывающей когнитивные отношения между физическим и концептуальным миром.
"КИТАЙСКАЯ КОМНАТА" (Xhinese Room') — тест, используемый для иллюстрации непригодности "жесткой" позиции в подходе "искусственный интеллект" (существует также "мягкой" позиция). Испытуемому (или компьютеру), совершенно не знающему китайского языка, предлагается образец китайского текста вместе с набором правил для соотнесения иероглифов с другим набором символов.
КЛАССИФИКАЦИЯ (classification) — способность группировать объекты по одному или более параметрам, предполагающая понимание того, что субкатегории можно объединять (это называется трансформацией) для формирования высшей категории, от нее снова переходить к прежним субкатегориям (свойство обратимости) (Пиаже).
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ (clustering model) — модель семантической организации, предполагающая, что понятия хранятся в памяти человека организованным образом — так, что понятия со сходными элементами хранятся вместе.
КОГНИТИВНАЯ КАРТА (cognitive map) — идея, предложенная Толмэном: то, чему крысы научаются в лабиринте,— это вовсе не последовательности типа "стимул—реакция", а картинная или внутренняя репрезентация стимульной ситуации.
КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ (cognitive model) — метафора, основанная на наблюдениях и вытекающих из них умозаключениях, описывающих сбор, хранение и использование информации.
КОГНИТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ (cognitive mapping) — общая пространственная ориентировка.
КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (convergent thinking) — опирается на предварительно закодированную фактическую информацию.
КОНСЕРВАТИВНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ (conservative focusing) — гипотетическая стратегия, используемая при формировании понятий: формулируется одна гипотеза, переформулировки положительного примера проверяются по очереди, а их результаты фиксируются.
КОНСЕРВАЦИЯ (conservation) — способность понимать, что некоторые трансформации не изменяют основные свойства объектов (Пиаже).
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НАУКА (conceptual science) — та, что содержит полезные метафорические схемы классификаций. Поскольку они изобретены людьми и для людей, они являются продуктами человеческого познания и отражают реальность.
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА (conceptual-propositional hypothesis) — предполагает, что информация представлена в памяти в виде абстрактных высказываний (пропозиций), описывающих объекты и их отношения.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЗАКОН (conceptual rule) — утверждение о том, как должны быть связаны элементы некоторого стимула, чтобы он мог рассматриваться как пример конкретного понятия (напр., красный и квадратный).
КОЦЕПТУАЛЬНО УПРАВЛЯЕМАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (con-ceptually driven processing) - см. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СВЕРХУ-ВНИЗ".
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (short-term memory) — гипотетическая система хранения информации в течение около 12сек или более, за счет повторений; имеет объем около 7±2 элементов; характерно точное воспроизведение.
КРИТЕРИЙ ОТВЕТНОЙ РЕАКЦИИ (response criterion) — определяемая наблюдателем точка, в которой сигнал отличим от шума. Если интенсивность сигнала больше этого критерия, принимается решение "сигнал есть"; при интенсивности сигнала ниже этой точки считается, что "сигнала нет".
ЛОГИКА (logic) — наука о мышлении, основанном на законах, определяющих достоверность умозаключения.
Словарь терминов
ЛОГОГЕН (logogen) — гипотетическая "система", участвующая в распознавании (напр., слова) и действующая как "суммирующая машина": она суммирует входную информацию и по достижении некоторого критического уровня выдает ответ, относящийся к тому или иному классу (Мортон).
МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ (Key Word Method) — мнемонический прием, используемый при изучении другого языка. Например, если английское слово созвучно какой-нибудь части другого языка, то эти слова можно связать, установив между ними воображаемое взаимоотношение.
МЕТОД РАЗМЕЩЕНИЯ (method of loci) — мнемонический прием; элементы, которые надо запомнить, мысленно располагаются в пространстве определенным образом и при воспроизведении эти места "навещаются" по очереди.
МЕТОДИКА БРАУНА-ПЕТЕРСОНА (Brown-Peterson technique) — процедура, используемая при изучении кратковременной памяти; состоит в том, что между предъявлением элемента и началом его припоминания вводится отвлекающая задача, занимающая различный отрезок времени.
МНЕМОНИКА (mnemonic) — всякие приемы, служащие для облегчения запоминания и воспроизведения информации.
МОДЕЛЬ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (information-processing model)- модель, предполагающая, что есть несколько последовательных этапов переработки информации, на каждом из которых выполняются свои операции. Информация поступает на каждый этап от предыдущего этапа, с ней производится некоторое преобразование, и затем она передается для переработки следующему этапу.
МОДЕЛЬ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (parallel processing model) -компьютерная программа, анализирующая все детали входной информации одновременно.
МОДЕЛЬ СРАВНИТЕЛЬНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ (semantic feature-comparison model) — модель семантической организации, предполагающая, что понятия хранятся в памяти в виде наборов семантических признаков, различаемых по их определяющим или характерным особенностям.
МОДЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ (cental tendency model) — модель, в теории прототипов, предполагающая, что прототип представляет собой некоторое среднее из всего набора отдельных экземпляров.
МОДЕЛЬ ЧАСТОТЫ ПРИЗНАКОВ (attribute-frequency model) — одна из моделей в теории прототипов, согласно которой прототип отражает форму или наиболее часто встречаемое во внутреннем опыте сочетание признаков.
МОРФЕМА (morpheme) — наименьшая единица значения в языке (напр., приставка и суффикс), которая разными способами объединяется с другими такими же единицами для образования слов.
МЫШЛЕНИЕ (thinking) — общий процесс мысленного рассмотрения некоторого вопроса, в результате которого формируется новая мысленная репрезентация.
НАДПОРОГОВЫЙ (supraliminal) — имеющий энергию, достаточную для возбуждения нервной активности
НАПРАВЛЕНИЕ (direction) — гештальтпсихологический принцип организации, утверждает, что элементы, образующие непрерывное, плавное движение, имеют тенденцию восприниматься совместно.
НОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (noetic consciousness) — представление объектов, событий и связей между ними при отсутствии этих объектов и событий. Также именуется "знающим" сознанием и соответствует семантической памяти (Тульвинг). (См. прим. 2.)
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ, УПРАВЛЯЕМАЯ ВХОДНЫМИ ДАННЫМИ (data-driven processing) - см. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СНИЗУ-ВВЕРХ".
Словарь терминов 554
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СВЕРХУ-ВНИЗ" (top-down processing) -термин, заимствованный из компьютерной области; означает, что когнитивная переработка представляет собой основанное на гипотезе опознание стимульной ситуации в целом, что позволяет затем опознать ее составные части. (См. прим. 5.)
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СНИЗУ-ВВЕРХ" (bottom-up processing) — термин, заимствованный из компьютерной лексики и обозначающий когнитивную переработку, инициируемую компонентами стимульного паттерна; когда такие компоненты суммируются, они позволяют опознать объект в целом.
ОБЩАЯ СУДЬБА (common fate) — гештальтпсихологический принцип организации, утверждающий, что если некоторые элементы выделяются из большей группы сходным образом, то они будут стремиться сгруппироваться вместе.
ОБЪЕКТИВНАЯ УСТАНОВКА (objective set) — гештальтпсихологический принцип организации, утверждающий, что после того, как мы восприняли некоторую структуру, она будет нам видеться и в других схожих структурах, воспринимаемых непосредственно вслед за первой.
ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ (perceptual span) — количество информации, которое можно воспринять при предъявлении стимула на короткое время или в определенной зоне пространства.
ОДНОВРЕМЕННОЕ СКАНИРОВАНИЕ (simultaneous scanning) - гипотетическая стратегия формирования понятий, при которой человек начинает с рассмотрения всех возможных гипотез и затем отбрасывают не выдержавшие проверки.
ОПОЗНАНИЕ ПО ПРОТОТИПУ (prototype recognition) — гипотеза, полагающая, что опознание некоторого паттерна происходит путем установления соответствия сенсорных стимулов некоторому абстрактному или идеализированному когнитивному паттерну.
ОПОСРЕДОВАНИЕ (mediation) — процесс, расположенный между стимулом и реакцией; обеспечивает связь между ними и способствует запоминанию.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ (defining features) — существенные и необходимые признаки понятия (напр., крылья, перья и красная грудка -определяющие признаки понятия "малиновка").
ОЩУЩЕНИЕ (sensation) — обнаружение стимуляции; его изучение обычно направлено на выяснение строения органов чувств (напр., глаза) и стимулов, воздействующих на эти органы (напр., свет).
ПАРАДИГМА СТЕРНБЕРГА (Sternberg paradigm) — процедура, используемая при изучении воспроизведения из кратковременной памяти; испытуемому предъявляется на короткое время последовательность элементов, а затем — пробная цифра. Испытуемый должен решить, была ли эта пробная цифра среди предъявленной последовательности. Главная зависимая переменная здесь — время реакции.
ПАТТЕРН (pattern) — комплексное объединение сенсорных стимулов наблюдателем как принадлежащее некоторому 'классу объектов. (См. прим 4.)
ПЕРВИЧНАЯ ПАМЯТЬ (primary memory) — термин, означающий непосредственную память, никогда не покидающую сознание и обеспечивающую точную репрезентацию событий (Вильям Джеймс).
Словарь терминов
ПИКТОГРАФИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (pictographic writing system)- древнейшая форма графемной коммуникации, при которой обычные объекты изображались картинно (напр., изображение солнца, дома и т.д.).
ПЛАН (scheme) — мысленная репрезентация некоторого действия (умственного или физического), которое может выполняться в отношении некоторого объекта и которое по мере развития организма становится более цельным и координированным (Пиаже).
ПОВЕРХНОСТНАЯ СТРУКТУРА (surface structure) — часть предложения, которую можно проанализировать и обозначить с помощью обычных схем анализа (Хомский).
ПОДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (feature analysis) — гипотеза, предполагающая, что опознание паттерна происходит только после того, как сенсорные стимулы разложены на их простые или базовые элементы.
ПОДПОРОГОВЫЙ (subliminal) — имеющий энергию, недостаточную для возбуждения нервной активности.
ПОРОГ (threshold) — количество энергии стимула, превышающее некоторый уровень (порог), когда нейроны возбуждаются, и возникает психологическое переживание ощущения. Сенсорные суждения имеют более сложный характер и основываются на интенсивности сигнала и процессах принятия решений наблюдателем.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СКАНИРОВАНИЕ (successive scanning) — гипотетическая стратегия формирования понятий: человек принимает какую-нибудь одну гипотезу и придерживается ее, пока она оправдывается, и затем отбрасывает или заменяет ее другой, если она больше не подтверждается.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (sequential processing model) — когда компьютерная программа анализирует каждую деталь входного сигнала по заранее определенному пошаговому принципу, причем по результату каждого этапа переработки определяется, какой будет ее следующий шаг.
ПРЕГНАНТНОСТЬ (pragnanz) — гештальтпсихологический принцип организации, утверждающий, что предъявляемые изображения видятся "наилучшим" из возможных способов при данных стимульных условиях. "Наилучшее" изображение — такое, которое является стабильным и не может быть упрощено или дополнительно упорядочено путем какой-либо модификации процесса восприятия.
ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (preconscious state) — воспоминания, которые легко вызываются в сознании.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ (transduction) — преобразование физической энергии (напр., световой или звуковой) в энергию нервных импульсов.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ (preparation) — гипотетический этап творческого процесса, на котором формулируется проблема и делаются первые попытки ее решения.
ПРИЗНАК, ДЕТАЛЬ (feature) — составная масть сложного стимульного паттерна. Например, буква "А" при детальном ее анализе будет состоять из двух наклонных (/ и \) и одной горизонтальной линии (-).
ПРИНЦИП СПЕЦИФИЧНОСТИ КОДИРОВАНИЯ (encoding specificity principle) - гласит, что признак, по которому происходит воспроизведение, будет эффективен только если он был закодирован во время обучения (Тульвинг).
Словарь терминов
ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (proactive inhibition) — ухудшение воспроизведения недавно выученного материала под влиянием материала, выученного до этого.
ПРОПОЗИЦИЯ (proposition) — наименьшая значимая единица информации (напр., Джон имеет высокий рост).
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ КАНАЛА (channel capacity) — положение, относящееся к процессу переработки информации и утверждающее, что пропускная способность системы, необходимая для обработки потока входной информации, ограничена ее возможностями.
ПРОСВЕТЛЕНИЕ (illumination) — гипотетический этап творческого процесса, когда вдруг приходит понимание проблемы и ее решения.
ПРОТОТИП (prototype) — абстрактная форма, в виде которой стимульные паттерны хранятся в долговременной памяти; похожие паттерны сопоставляются с ней и оцениваются на предмет сходства с моделью.
ПРОЦЕДУРНАЯ ПАМЯТЬ (procedural memory) — "низшая" форма памяти, включающая образование простых ассоциаций между стимулом и реакцией (Тульвинг).
ПРОЦЕСС (process) — активная система операций или функций, которая анализирует или преобразует информацию.
ПСЕВДОПАМЯТЬ (pseudomemory) — склонность человека к ложному опознанию прототипа как ранее виденной фигуры с более сильной уверенностью в ее восприятии, чем в случае с другими фигурами.
РАДИКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВ (radical imagery hypothesis) — предполагает, что человек преобразует зрительные и вербальные стимулы в образы, которые затем и хранятся у него в памяти.
РАМКИ РЕШЕНИЯ (decision frame) — ограниченное пространство альтернатив, из которых субъект выбирает решение, относящееся к поступкам, результатам и случайным обстоятельствам.
РАСПОЗНАВАНИЕ ПАТТЕРНОВ (pattern recognition) — способность абстрагировать и объединять некоторые элементы предъявляемого стимула в организованную структуру с целью хранения ее в памяти и воспроизведения. Например, для того, чтобы читать, необходимо помнить набор значимых паттернов, состоящих из сочетаний линий и кривых, бессмысленных в других случаях.
РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (retroactive inhibition) — затрудненное припоминание материала, выученного ранее, под влиянием заучивания нового материала.
РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ (speech acts) — те вербальные высказывания, которые обычно произносятся в некотором социальном контексте. В компьютерные программы, способные вести беседу (Виноград), стали включаться подпрограммы для имитации несловесных аспектов естественного языка.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (problem solving) — мышление, направленное на отыскание решения конкретной задачи и содержащее как формирование ответа, так и его отбор.
РИСКОВАННОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ (focus gambling) — гипотетическая стратегия формирования понятия; состоит в том, что когда требуется получить правильный ответ за возможно короткое время, то изменению подвергается более чем один признак понятия за раз.
РОБОТЫ (robots) — машины, способные выполнять человеческую работу или вести себя подобно человеку.
САККАДЫ (saccade) — быстрые движения глаз, происходящие во время чтения и при разглядывании зрительных паттернов.
СВЯЗУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ (concatenative thinking) — склонность связывать идеи вместе в соответствии с доминирующими темами или образами и без учета организующих или интегрирующих элементов (Пиаже).
СЕРИАЦИЯ (seriation) — способность упорядочить элементы в соответствии с тем или иным базовым принципом (напр., расположить палочки по возрастанию их длины) (Пиаже).
СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ (