Декларативное знание и процедурное знание

До сих пор мы рассматривали по­нятие "знания'' так, как если 6bi оно относилось только к информа­ции о мире и его свойствах. Фило­софы шшвают его декларативным знанием В там смысле, что у йас есть знание о достоверности дек­ларативных высказываний. Если я спрошу вас о значении следующе­го предложения: "Я положил свою куртку в ванну, поскольку она была жжрооЛ то вы будете знать, то есть у вас Четь анаше, что "она" в этой предложений относится к куртке* a не к еапяе.Вы знаете* к чему относится он, потому, что у вас есть общирные доанвдо môk-рых куртках, ваннах* человеческом поведении» и-возможна о некото­рых людях, т желающих, чтобы мокрые куртки оказывались на их драгоценной мебели. С другой сто­роны, если бы вы бы ля в горящем здании и готовились сделать сумас­шедший рывок сквозь бушующее пламя к спасейию> тогда онавпол­не естественно* могло бы относить-

ся к ванной. Однако, традицион­ная эпйс-темояогйя> область фшю-софии> изучающая природу> про­исхождение и пределы человечес­кого .анаййш, проводят различие Между знанием что (декларатив­ным)и знанием как (процедур­ным).Похоже, что некоторые виды юмора основаны на том, что­бы "поймать" Человека, заставив его сначала поверить в одно> а за­тем удивить истинным намерени­ем. Один ш наиболее известных примеров взят у Гручо Маркса, ко­торый сказал как-то: "Я подстре­лил слона в своей пижаме\,. Что он там делал - я уже никогда не узнаюР В примере с ванйой мы знаем* чтоона используется для купания к иногда для сушкн на­ших курток, но мы также шзем, какПринимать ванну. Такое зна­ние процедурное) совершенно qt-лнчно от знания декларативного. Поэтому во всякую объемлющую теорию репрезентации знаний баж-но включать обе формы знания.

Приложение 546

в другие центры, включая область гиппокампа, где, кроме прочих функ­ций, оценивается их эмоциональное содержание. Этот след (его называют энграммой)направляется далее в кору и'другие места, где происходит активация нейрохимических соединений, приводящая иногда к образова­нию следа постоянной памяти, так что при восприятии того же самого или сходного сенсорного впечатления этот след может быть активирован.

и церебральный кровоток* Пример

;ри помощи новых методов изу­чения мозга выдающийся когни­тивный психолог Эйде ль Тулъвянг1 выавйл различные тшш региональ­ного локального кровотока» связан­ные с различными типами памя­ти, Хотя в таких исследованиях методы неврологии я ранее соче­тались с когнитивными экспери­ментами, связь определенных фун­кций мозга с гипотетическими про-цессши памяти, представленная Тульвннгом в графическом виде» стала предвестником нового на­правления КОГЯИТИ&йОЙ ПСИХОЛО­ГИИ и науки о моаге,

Тульвинг использовал сложные инструменты, но сама процедура была, проста. Испытуемых лроси^ ли думать на различные темы и в это время проводили сканирование локального церебрального крово­тока. Некоторые предлагавшиеся темы были евя&шы с эпиэодйчес-кой памятью или эпизодами* при­вязанными ко времени, например с лично пережитыми событиями (такиш Как выходной день или просмотр фильма). Другие были связаны с семантическим адытам, таким к*к общие знания» или зна­ний о мире, которые испытуемый мог получить кз книг, В результа­те этого эксперимента были поду­чены относительно хорошо согла­сующиеся паттерны интенсивнос-

ти кровотока (а аНачйТ нервной активности), связанные с эпизоди­ческой памятью и семантике екш мышлением.

Чтобы поййть значение этого открытия (и других работ в этом направлений, проведенных в лабо­раториях всего мира), следует учесть Цель, с которой про:водит­ся большинство экспериментов и наблюдений в когнитивной психо­логии и неврологии. Когнитивная Психология в основном интересу­ется разработкой общих моделей разума, достоверность которых проверяется путем наблюдения за поведением и точного описаний важных подробностей нашей пси­хической жизни. Неврология2, со своей стороны пытается объяснить основное строение Нервной сйств-мы> включая мозг и его нормаль­ную и патологическую деятель* ность. Обе науки пытаются понять, как работает разумный мозг. Экс­перименты, такие как провед Туль­винг, указывают на роль обеих наук. Когнитивные психологи на­шли физическую основу для Неко­торых своих теорий (наприм.ер> о различных тижх памяти), а ней-рЪлогам удалосъ связать результа­ты Наблюдений за церебральным кровотаком с основной моделью познания.

подробнее см. Tüivmg (1989а, Ш9Ь, 1994) и TuMng et ai. (1994). %

* 2Веврология * научное направление, йаутакяцее #$йроана*ойшк>> йейро-физйояогшо, работу мозга и соответствующие терны е модели.

Методы нейрофизиологии 547

Неврология и язык

Как мы узнали ранее, язык - это многостороннее явление. Он включает в себя распознавание букв и слов, звуковые паттерны, ассоциативные сети, речь, понимание, а также социально-личные аспекты. Он служит сред­ством не только коммуникации, но и решения задач и мышления. Язык связан со многими когнитивными функциями и поэтому тот, кто ищет один или даже несколько нервных языковых центров, был бы подобен незадачливому любовнику, который все ищет, да не там. Разумнее предпо­ложить, что неврология языка не имеет определенного местоположения, а состоит из целого семейства способностей, которые имеют свои центры, но для полноценного действия которых необходимо, чтобы эти мириады центров взаимодействовали одновременно. Есть, например, надежные дан­ные, что два найденных ранее центра Брока и Вернике участвуют в гене­рации и понимании языка. Однако, клинические результаты ясно показы­вают, что глубокая афазия может возникать и в результате нарушений в тканях, соединяющих эти два центра.

Неврологическая основа языка изучалась различными средствами, вклю­чая клинические исследования пациентов с поврежденным мозгом, элект­рическую стимуляцию мозга, нейрохирургические процедуры, фармаколо­гические исследования и методы построения образов работы мозга. Мы не сможем детально перечислить достижния в этих областях, но приведем пример исследования.

Приложение 548

Декларативное знание и процедурное знание - student2.ru

Рис. A4.Результаты электрической стимуляции мозга Ойеманном (Т991). Маленькие цифры сверху - количество испытуемых, а число в кружочке -процент испытуемых, у которых проявлялись ошибки называния при стимуля­ции данной части мозга.

Электрическая стимуляция.Биполяные микроэлектроды многие деся­тилетия использовались в экспериментах с человеком и животными. Не­которое время назад Пенфилд и Роберте (Penfield, 1959; Penfield and Ro­berts, 1959) ошеломили психологический мир, представив вербальные про­токолы пациентов, подвергнутых нейрохирургии; подавая низковольтные электрические потенциалы на классические языковые области, такие как зона Брока и зона Вернике, а также на некоторые области моторной коры, они обнаружили интерференцию с генерацией речи. Например, когда зонд помещали на речевые зоны, пациент (находившийся в сознании, посколь­ку эта процедура требует только местной анестезии) сообщал: "А, я знаю что это. Это то что засовывается в ботинок." После удаления зонда паци­ент сказал "нога" (Penfield and Roberts, 1959, с. 123).

В ходе более современных экспериментов по электростимуляции моз­га Ойеманн (Ojemann, 1991) выявил не менее интересные данные о мозге и языке. Его методика была сходна с методикой Пенфилда и применялась к пациентам, проходящим лечение от эпилепсии, при котором часть чере­па вскрывают, открывая кору мозга. В одной из процедур Ойеманн пока­зывал пациентам картинку и просил ее назвать при включенном и выклю­ченным зонде. Как и в исследованиях Пенфилда, здесь можно было разме­тить зоны коры, не действовавшие в этой задаче, и исключить другие зоны, которые сохраняли работоспособность. Результаты представлены на Рис.А4, где в кружочках показан процент испытуемых, у которых проявлялись ошибки называния. Заметим, что на некоторые области зонд не повлиял, в некоторых ошибки называния делали от 50 до 79% пациен­тов, а в некоторых ошибки были у менее 50%.

В другой задаче эти исследователи давали пациентам прочитать пред­ложение вроде "Водитель свернет на перекрестке и затем..." и предлагали завершить его. Как и предыдущая, эта задача выполнялась при наличии стимулирования определенных областей и при его отсутствии. В этом слу­чае у пациентов иногда были трудности с чтением предложения, и они пропускали слова, а иногда совсем прекращали чтение. В последней ситу­ации если зонд немного сдвигали, хотя бы на пару миллиметров, интерфе­ренция тут же исчезала. Поэтому был сделан вывод, что в конкретно этих языковых задачах решающую роль играют отдельные зоны. Интересно также, что местоположение этих зон сильно варьировалось у разных па­циентов.

ПЭТ-сканеры и язык.Выше мы вкратце рассмотрели процедуру ПЭТ-сканирования. Она имеет преимущество над электростимуляцией, поскольку не требует столь серьезного вмешательства в организм и может выпол­няться на здоровых испытуемых; электростимуляция, наоборот, обычно проводится как экспериментальное дополнение к нейрохирургии у паци­ентов с нарушениями. Некоторые исследования с ПЭТ проводились со словами, и эта область развивается так быстро, что в ближайшие годы видимо появится гораздо больше данных. Особый интерес представляет работа Познера и его коллег (Posner et al., 1988), показавшая что при зрительном предъявлении слов активируется затылочная доля, тогда как произношение слов вызывает активацию височно-теменной коры, что пол­ностью согласуется с предшествующими неврологическими исследования­ми. Эти исследования выглядят особенно показательно, если обратиться к типам использованных в них задач. В условиях выполнения семантичес-

Методы нейрофизиологии 549

Рис. А5.Данные ПЭТ-сканирования, показывающие, ка­кие зоны активируют­ся при зрительном чтении. Треугольни­ками показаны зоны, активируемые в пас­сивной зрительной задаче, а квадрата­ми - активируемые в семантической зада­че. Взято из: Posner étal. 11988).

Декларативное знание и процедурное знание - student2.ru

г

I

Mm

кой задачи отмечалась более сложная обработка, чем при пассивном разглядывании слов. В одной семантической задаче испытуемого просили проиллюстрировать упот­ребление существительного. Например, на существительное молотокиспытуемый мог ответить словом "ударить". В этой задаче требуется не просто пассивно разглядывать слова, как при обычном зрительном предъявлении, но и обращаться к ассоциативно-семантическим областям мозга. Познер и его коллеги обнаружили, что при этом увели­чивается поток крови в передней левой доле, что показано квадратами на Рис.А5. В других условиях эксперимента испытуемых просили сказать, рифмуются ли предъяв­ленные им слова и неслова, например PINT (пинта) и LINT ("неслово") или ROW (ряд) и THOUGH (хотя), для чего требовалось провести фонологический анализ предъявляе­мого зрительно материала. При выполнении этой задачи активировалась левая височная доля, связываемая обычно со слуховой обработкой. Эти эксперименты показывают, что языковая обработка модально специфична, т.е. что семантическая и слуховая обработка зрительно предъявляемого материала осуществляются в различных зонах.

Приложение 550

* Примечание редакторов.Психологи питают особое пристрастие к новейшим достижениям техники: они пытаются разглядеть в ней средства для экспериментального решения волнующих их проблем. При этом для новейшей истории психологии характерен один парадокс. Новая экспериментальная техника приводит к вул­каническому извержению сенсационных фактов и в то же время - к возрождению теоретически несостоятель­ных и давно ниспровергнутых концепций. Тень этого парадокса мелькает и в приведенном выше приложении, в котором на фоне дейтвительно впечатляющих картин мозговой динамики ненавязчиво^ырисовывается ста­рая проблема локализации психических функций и ее упрощенное (недаром автор упоминает о френологии, хотя и с осторожными оговорками) решение: здесь - внимание, здесь- процедурная память, здесь - общая память и т.п. И об этом говорится так, как будто не существует теории системного строения психических функций, разработанной А.Р.Лурией и его школой (а ведь среди американских неврологов и психологов А.Р.Лурия - самый читаемый ими русский автор!). По-видимому, на приведенные иллюстрации к современ­ным методам нейрофизиологии следует смотреть как на моментальные снимки некоторых эпизодов жизни одной из сложнейших проблем психологии.

I

Словарь терминов

/

ELIZA ("ЭЛИЗА") — одна из первых компьютерных программ, способных вести беседу; разработана Вейценбаумом из Массачусеттского Технологического Института.

ELINOR ("ЭЛИНОР") — иерархическая сетевая модель семантической организации, разра­ботанная Линдсеем, Норманом и Румельхартом.

PARRY ("ПАРРИ") — программа, позволяющая компьютеру вести беседу и имитирующая при этом ответы пациента, страдающего паранойей; использовалась в тесте на неразличи­мость человека и машины, причем в качестве экспертов приглашались психиатры.

SHRDLU (ШРДЛУ) — одна из первых компьютерных программ, которая позволяла роботу отвечать на вопросы, исполнять команды и воспринимать информацию на английском языке (Виноград).

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (automatic processing) — активация некоторого элемен­та в памяти, запускаемая контекстуальными признаками контекста и требующая незначи­тельного внимания субъекта.

АВТОНОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (autonoetic consciousness) — знание о лично переживае­мых событиях. Также известно как "знающее о себе" сознание и связано с эпизодической памятью (Тульвинг). (См. прим. 2.)

АДАПТАЦИЯ (adaptation) — один из главных процессов интеллектуального развития, на­правленный на то, чтобы эффективно справляться с окружающими условиями, и включаю­щий два вида деятельности: ассимиляцию и аккомодацию (Пирже).

АККОМОДАЦИЯ (accommodation) — активность, являющаяся составной частью интеллек­туальных процессов, во время которых происходит перестройка механизмов умственной дея­тельности, так чтобы новая информация, недостаточно согласующаяся с ними, могла быть усвоена познавательной системой (Пиаже).

АЛФАВИТНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (alphabetic writing system) - изображение основных звуков языка в виде графем.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС (parsing paradox) — проблема: начинается ли распознава­ние паттерна ^анализа его составных частей (по принципу переработки "снизу—вверх") или с выдвижения гипотезы о целом паттерне (по принципу переработки "сверху—вниз").

АНОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (anoetic consciousness) — не вполне осознаваемое состояние, временно относящееся к ситуации, что позволяет фиксировать в сознании признаки окруже­ния и поведенческие реакции. Также называется "незнающим сознанием" и соответствует процедурной памяти (Тульвинг).

АНТРОПОМОРФИЗМ (antropomorphism) —- приписывание человеческих свойств неоду­шевленным объектам.

АПРИОРНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (prior probability) — вероятность того, что при обстоятель­ствах, сходных с данными, событие произойдет.

АССИМИЛЯЦИЯ (assimilation) — деятельность, являющаяся частью процесса адаптации мышления и состоящая в том, что новая информация включается в познавательную систему, подобно тому как на физиологическом уровне усваиваются питательные вещества (Пиаже).

АССОЦИАЦИЯ (association) — принцип, сформулированный впервые Аристотелем и утвер­ждающий, что отдельные идеи соединяются в уме по принципу смежности, сходства или контраста.

БЕССМЫСЛЕННЫЙ СЛОГ (nonsense syllable) — последовательность из нескольких (обыч­но из трех) букв, не являющаяся словом; впервые применена Эббингаузом для изучения памяти.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (unconscious state) — воспоминания, с трудом поддаю­щиеся осознанию.

БЛИЗОСТЬ (proximity) — гештальтпсихологический принцип организации, утверждающий, что элементы, находящиеся близко друг к другу в пространстве и/или времени, склонны восприниматься совместно.

ВЕРИФИКАЦИЯ (verification) — гипотетический этап творческого процесса, на котором разрабатывается или проверяется решение проблемы.

ВНИМАНИЕ (attention) — концентрация мысленных усилий на сенсорных или умственных событиях.

ВНУТРЕННЯЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (internal representation) — преобразование признаков окружения в значимые когнитивные символы воспринятых стимулов. Также называется ко­дированием.

ВОЗБУЖДЕНИЕ (arousal) — общее состояние побуждения, поддерживающее нашу способ­ность к чувственному восприятию событий и умственным усилиям.

ВОСПРИЯТИЕ (perception) — раздел психологии, занимающийся вопросами обнаружения и интерпретации сенсорных стимулов. (См. прим. 3.)

ВТОРИЧНАЯ ПАМЯТЬ (secondary mernory) — постоянная память, характеризуемая инди­видуальными различиями (Вильям Джеймс). ,

ГИПОТЕЗА ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ (dual-coding hypothesis) — утверждает, что рас­познавание слова основано как на зрительной, так и на слуховой его репрезентации.

ГИПОТЕЗА ФОНЕМНЫХ КОДОВ (phonemic-encoding hypothesis) — предполагает, что рас­познавание слов зависит от того, как зрительный входной сигнал преобразуется и кодирует­ся в виде звуковой репрезентации.

ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА (deep structure) — основополагающая форма предложения, со­держащая существенную, решающую для его значения информацию.

ГРАММАТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (transformational grammar) — правила, по которым лингвистическая структура предложения трансформируется в другую форму с сохранением смыслового содержания (Хомский). \

ГРУППОВАЯ МОДЕЛЬ (set-theoretical model) — модель семантической организации, пред­полагающая, что понятия представлены в памяти в виде информационных групп, которые включают в себя примеры категорий и их атрибуты.

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (divergent thinking) — генерирование множества различ­ных ответов на единственную задачу; при этом правильность ответов зависит от их субъек­тивной оценки как абстрактных и гибких.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (long-term memory) — гипотетическая система хранения информации, характеризуемая бесконечной длительностью хранения и теоретически неогра­ниченным объемом; доступ к информации зависит от свойственных этой системе признаков.

ЗАБЫВАНИЕ (forgetting) — неспособность воспроизвести ранее полученную информацию.

ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНА (Yerkes-Dodson law) — утверждает, что отношение между достижением и уровнем возбуждения представляет собой кривую в виде перевернутой буквы "U": увеличение уровня возбуждения приводит сначала к улучшению достижений, а после некоторого уровня достижения уменьшаются, возбуждение увеличивается.

ЗАТЕНЕНИЕ (shadowing) — экспериментальная процедура, используемая в исследованиях слухового внимания: испытуемых просят повторять речевое сообщение во время его предъяв­ления.

ЗАТУХАНИЕ (decay) — забывание вследствие недостаточного использования или повторе­ния полученной ранее информации.

ИЗОМОРФИЗМ (isomorphism) — взаимооднозначное соответствие между воспринимаемым объектом и его внутренней репрезентацией.

ИЗОМОРФИЗМ ВТОРОГО ПОРЯДКА (second-order isomorphism) — такая взаимосвязь между внешними объектами и их внутренними репрезентациями, которая подчиняется опре­деленным правилам, но не носит структурного характера.

ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (iconic memory) — сохранность зрительных впечатлений в тече­ние короткого интервала времени с возможностью их дальнейшей переработки.

ИНКУБАЦИЯ (incubation) — гипотетический этап творческого процесса, когда лучше на время отложить проблему в сторону и переключить внимание на что-либо другое.

ИНТЕЛЛЕКТ (intelligence) — способность осмысленно приобретать, воспроизводить и ис­пользовать знания, понимать конкретные и абстрактные идеи, постигать отношения между идеями и объектами.

Словарь терминов 552

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НА ВЫХОДЕ (output interference) — воспроизведение из памяти одно­го какого-нибудь элемента оказывает отрицательное влияние на воспроизведение последую­щих элементов.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (artificial intelligence) — всякий результат работы ком­пьютера, который сочли бы разумным, если бы он был произведен человеком.

КАРТИРОВАНИЕ (mapping) — вид символической репрезентации, предположительно опи­сывающей когнитивные отношения между физическим и концептуальным миром.

"КИТАЙСКАЯ КОМНАТА" (Xhinese Room') — тест, используемый для иллюстрации непри­годности "жесткой" позиции в подходе "искусственный интеллект" (существует также "мяг­кой" позиция). Испытуемому (или компьютеру), совершенно не знающему китайского языка, предлагается образец китайского текста вместе с набором правил для соотнесения иерогли­фов с другим набором символов.

КЛАССИФИКАЦИЯ (classification) — способность группировать объекты по одному или более параметрам, предполагающая понимание того, что субкатегории можно объединять (это называется трансформацией) для формирования высшей категории, от нее снова перехо­дить к прежним субкатегориям (свойство обратимости) (Пиаже).

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ (clustering model) — модель семантической организации, предпо­лагающая, что понятия хранятся в памяти человека организованным образом — так, что понятия со сходными элементами хранятся вместе.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (cognitive map) — идея, предложенная Толмэном: то, чему крысы научаются в лабиринте,— это вовсе не последовательности типа "стимул—реакция", а кар­тинная или внутренняя репрезентация стимульной ситуации.

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ (cognitive model) — метафора, основанная на наблюдениях и вытекающих из них умозаключениях, описывающих сбор, хранение и использование инфор­мации.

КОГНИТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ (cognitive mapping) — общая пространственная ориен­тировка.

КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (convergent thinking) — опирается на предварительно закодированную фактическую информацию.

КОНСЕРВАТИВНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ (conservative focusing) — гипотетическая стра­тегия, используемая при формировании понятий: формулируется одна гипотеза, переформу­лировки положительного примера проверяются по очереди, а их результаты фиксируются.

КОНСЕРВАЦИЯ (conservation) — способность понимать, что некоторые трансформации не изменяют основные свойства объектов (Пиаже).

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НАУКА (conceptual science) — та, что содержит полезные метафори­ческие схемы классификаций. Поскольку они изобретены людьми и для людей, они являются продуктами человеческого познания и отражают реальность.

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА (conceptual-propositional hypothes­is) — предполагает, что информация представлена в памяти в виде абстрактных высказыва­ний (пропозиций), описывающих объекты и их отношения.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЗАКОН (conceptual rule) — утверждение о том, как должны быть связаны элементы некоторого стимула, чтобы он мог рассматриваться как пример конкретно­го понятия (напр., красный и квадратный).

КОЦЕПТУАЛЬНО УПРАВЛЯЕМАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (con-ceptually driven processing) - см. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СВЕРХУ-ВНИЗ".

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (short-term memory) — гипотетическая система хранения информации в течение около 12сек или более, за счет повторений; имеет объем около 7±2 элементов; характерно точное воспроизведение.

КРИТЕРИЙ ОТВЕТНОЙ РЕАКЦИИ (response criterion) — определяемая наблюдателем точ­ка, в которой сигнал отличим от шума. Если интенсивность сигнала больше этого критерия, принимается решение "сигнал есть"; при интенсивности сигнала ниже этой точки считается, что "сигнала нет".

ЛОГИКА (logic) — наука о мышлении, основанном на законах, определяющих достовер­ность умозаключения.

Словарь терминов

ЛОГОГЕН (logogen) — гипотетическая "система", участвующая в распознавании (напр., слова) и действующая как "суммирующая машина": она суммирует входную информацию и по достижении некоторого критического уровня выдает ответ, относящийся к тому или ино­му классу (Мортон).

МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ (Key Word Method) — мнемонический прием, используемый при изучении другого языка. Например, если английское слово созвучно какой-нибудь части другого языка, то эти слова можно связать, установив между ними воображаемое взаимоот­ношение.

МЕТОД РАЗМЕЩЕНИЯ (method of loci) — мнемонический прием; элементы, которые надо запомнить, мысленно располагаются в пространстве определенным образом и при воспроиз­ведении эти места "навещаются" по очереди.

МЕТОДИКА БРАУНА-ПЕТЕРСОНА (Brown-Peterson technique) — процедура, используе­мая при изучении кратковременной памяти; состоит в том, что между предъявлением эле­мента и началом его припоминания вводится отвлекающая задача, занимающая различный отрезок времени.

МНЕМОНИКА (mnemonic) — всякие приемы, служащие для облегчения запоминания и воспроизведения информации.

МОДЕЛЬ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (information-processing model)- модель, предпола­гающая, что есть несколько последовательных этапов переработки информации, на каждом из которых выполняются свои операции. Информация поступает на каждый этап от предыду­щего этапа, с ней производится некоторое преобразование, и затем она передается для пере­работки следующему этапу.

МОДЕЛЬ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (parallel processing model) -компьютерная программа, анализирующая все детали входной информации одновременно.

МОДЕЛЬ СРАВНИТЕЛЬНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ (semantic feature-comparison model) — модель семантической организации, предполагающая, что понятия хранятся в памяти в виде наборов семантических признаков, различаемых по их определяющим или характерным особенностям.

МОДЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ (cental tendency model) — модель, в теории про­тотипов, предполагающая, что прототип представляет собой некоторое среднее из всего на­бора отдельных экземпляров.

МОДЕЛЬ ЧАСТОТЫ ПРИЗНАКОВ (attribute-frequency model) — одна из моделей в теории прототипов, согласно которой прототип отражает форму или наиболее часто встречаемое во внутреннем опыте сочетание признаков.

МОРФЕМА (morpheme) — наименьшая единица значения в языке (напр., приставка и суф­фикс), которая разными способами объединяется с другими такими же единицами для обра­зования слов.

МЫШЛЕНИЕ (thinking) — общий процесс мысленного рассмотрения некоторого вопроса, в результате которого формируется новая мысленная репрезентация.

НАДПОРОГОВЫЙ (supraliminal) — имеющий энергию, достаточную для возбуждения не­рвной активности

НАПРАВЛЕНИЕ (direction) — гештальтпсихологический принцип организации, утвержда­ет, что элементы, образующие непрерывное, плавное движение, имеют тенденцию восприни­маться совместно.

НОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (noetic consciousness) — представление объектов, событий и связей между ними при отсутствии этих объектов и событий. Также именуется "знающим" сознанием и соответствует семантической памяти (Тульвинг). (См. прим. 2.)

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ, УПРАВЛЯЕМАЯ ВХОДНЫМИ ДАННЫМИ (data-driven processing) - см. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СНИЗУ-ВВЕРХ".

Словарь терминов 554

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СВЕРХУ-ВНИЗ" (top-down processing) -термин, заимствованный из компьютерной области; означает, что когнитивная переработка представляет собой основанное на гипотезе опознание стимульной ситуации в целом, что позволяет затем опознать ее составные части. (См. прим. 5.)

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СНИЗУ-ВВЕРХ" (bottom-up processing) — термин, заимствованный из компьютерной лексики и обозначающий когнитивную перера­ботку, инициируемую компонентами стимульного паттерна; когда такие компоненты сумми­руются, они позволяют опознать объект в целом.

ОБЩАЯ СУДЬБА (common fate) — гештальтпсихологический принцип организации, утвер­ждающий, что если некоторые элементы выделяются из большей группы сходным образом, то они будут стремиться сгруппироваться вместе.

ОБЪЕКТИВНАЯ УСТАНОВКА (objective set) — гештальтпсихологический принцип органи­зации, утверждающий, что после того, как мы восприняли некоторую структуру, она будет нам видеться и в других схожих структурах, воспринимаемых непосредственно вслед за первой.

ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ (perceptual span) — количество информации, которое можно вос­принять при предъявлении стимула на короткое время или в определенной зоне простран­ства.

ОДНОВРЕМЕННОЕ СКАНИРОВАНИЕ (simultaneous scanning) - гипотетическая страте­гия формирования понятий, при которой человек начинает с рассмотрения всех возможных гипотез и затем отбрасывают не выдержавшие проверки.

ОПОЗНАНИЕ ПО ПРОТОТИПУ (prototype recognition) — гипотеза, полагающая, что опоз­нание некоторого паттерна происходит путем установления соответствия сенсорных стиму­лов некоторому абстрактному или идеализированному когнитивному паттерну.

ОПОСРЕДОВАНИЕ (mediation) — процесс, расположенный между стимулом и реакцией; обеспечивает связь между ними и способствует запоминанию.

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ (defining features) — существенные и необходимые при­знаки понятия (напр., крылья, перья и красная грудка -определяющие признаки понятия "малиновка").

ОЩУЩЕНИЕ (sensation) — обнаружение стимуляции; его изучение обычно направлено на выяснение строения органов чувств (напр., глаза) и стимулов, воздействующих на эти орга­ны (напр., свет).

ПАРАДИГМА СТЕРНБЕРГА (Sternberg paradigm) — процедура, используемая при изуче­нии воспроизведения из кратковременной памяти; испытуемому предъявляется на короткое время последовательность элементов, а затем — пробная цифра. Испытуемый должен ре­шить, была ли эта пробная цифра среди предъявленной последовательности. Главная зависи­мая переменная здесь — время реакции.

ПАТТЕРН (pattern) — комплексное объединение сенсорных стимулов наблюдателем как принадлежащее некоторому 'классу объектов. (См. прим 4.)

ПЕРВИЧНАЯ ПАМЯТЬ (primary memory) — термин, означающий непосредственную па­мять, никогда не покидающую сознание и обеспечивающую точную репрезентацию событий (Вильям Джеймс).

Словарь терминов

ПИКТОГРАФИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (pictographic writing system)- древнейшая фор­ма графемной коммуникации, при которой обычные объекты изображались картинно (напр., изображение солнца, дома и т.д.).

ПЛАН (scheme) — мысленная репрезентация некоторого действия (умственного или физи­ческого), которое может выполняться в отношении некоторого объекта и которое по мере развития организма становится более цельным и координированным (Пиаже).

ПОВЕРХНОСТНАЯ СТРУКТУРА (surface structure) — часть предложения, которую можно проанализировать и обозначить с помощью обычных схем анализа (Хомский).

ПОДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (feature analysis) — гипотеза, предполагающая, что опознание паттерна происходит только после того, как сенсорные стимулы разложены на их простые или базовые элементы.

ПОДПОРОГОВЫЙ (subliminal) — имеющий энергию, недостаточную для возбуждения не­рвной активности.

ПОРОГ (threshold) — количество энергии стимула, превышающее некоторый уровень (по­рог), когда нейроны возбуждаются, и возникает психологическое переживание ощущения. Сенсорные суждения имеют более сложный характер и основываются на интенсивности сигнала и процессах принятия решений наблюдателем.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СКАНИРОВАНИЕ (successive scanning) — гипотетическая страте­гия формирования понятий: человек принимает какую-нибудь одну гипотезу и придержива­ется ее, пока она оправдывается, и затем отбрасывает или заменяет ее другой, если она больше не подтверждается.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (sequential processing model) — когда компьютерная программа анализирует каждую деталь входного сигнала по заранее определенному пошаговому принципу, причем по результату каждого этапа перера­ботки определяется, какой будет ее следующий шаг.

ПРЕГНАНТНОСТЬ (pragnanz) — гештальтпсихологический принцип организации, утверж­дающий, что предъявляемые изображения видятся "наилучшим" из возможных способов при данных стимульных условиях. "Наилучшее" изображение — такое, которое является ста­бильным и не может быть упрощено или дополнительно упорядочено путем какой-либо моди­фикации процесса восприятия.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (preconscious state) — воспоминания, которые легко вызываются в сознании.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ (transduction) — преобразование физической энергии (напр., световой или звуковой) в энергию нервных импульсов.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ (preparation) — гипотетический этап творческого процесса, на котором формулируется проблема и делаются первые попытки ее решения.

ПРИЗНАК, ДЕТАЛЬ (feature) — составная масть сложного стимульного паттерна. Напри­мер, буква "А" при детальном ее анализе будет состоять из двух наклонных (/ и \) и одной горизонтальной линии (-).

ПРИНЦИП СПЕЦИФИЧНОСТИ КОДИРОВАНИЯ (encoding specificity principle) - гласит, что признак, по которому происходит воспроизведение, будет эффективен только если он был закодирован во время обучения (Тульвинг).

Словарь терминов

ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (proactive inhibition) — ухудшение воспроизведения недавно выученного материала под влиянием материала, выученного до этого.

ПРОПОЗИЦИЯ (proposition) — наименьшая значимая единица информации (напр., Джон имеет высокий рост).

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ КАНАЛА (channel capacity) — положение, относящееся к процессу переработки информации и утверждающее, что пропускная способность системы, необходимая для обработки потока входной информации, ограничена ее возможностями.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ (illumination) — гипотетический этап творческого процесса, когда вдруг приходит понимание проблемы и ее решения.

ПРОТОТИП (prototype) — абстрактная форма, в виде которой стимульные паттерны хранят­ся в долговременной памяти; похожие паттерны сопоставляются с ней и оцениваются на предмет сходства с моделью.

ПРОЦЕДУРНАЯ ПАМЯТЬ (procedural memory) — "низшая" форма памяти, включающая образование простых ассоциаций между стимулом и реакцией (Тульвинг).

ПРОЦЕСС (process) — активная система операций или функций, которая анализирует или преобразует информацию.

ПСЕВДОПАМЯТЬ (pseudomemory) — склонность человека к ложному опознанию прототи­па как ранее виденной фигуры с более сильной уверенностью в ее восприятии, чем в случае с другими фигурами.

РАДИКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВ (radical imagery hypothesis) — предполагает, что че­ловек преобразует зрительные и вербальные стимулы в образы, которые затем и хранятся у него в памяти.

РАМКИ РЕШЕНИЯ (decision frame) — ограниченное пространство альтернатив, из которых субъект выбирает решение, относящееся к поступкам, результатам и случайным обстоятель­ствам.

РАСПОЗНАВАНИЕ ПАТТЕРНОВ (pattern recognition) — способность абстрагировать и объединять некоторые элементы предъявляемого стимула в организованную структуру с целью хранения ее в памяти и воспроизведения. Например, для того, чтобы читать, необхо­димо помнить набор значимых паттернов, состоящих из сочетаний линий и кривых, бессмыс­ленных в других случаях.

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (retroactive inhibition) — затрудненное припоминание материала, выученного ранее, под влиянием заучивания нового материала.

РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ (speech acts) — те вербальные высказывания, которые обычно про­износятся в некотором социальном контексте. В компьютерные программы, способные вести беседу (Виноград), стали включаться подпрограммы для имитации несловесных аспектов естественного языка.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (problem solving) — мышление, направленное на отыскание решения конкретной задачи и содержащее как формирование ответа, так и его отбор.

РИСКОВАННОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ (focus gambling) — гипотетическая стратегия фор­мирования понятия; состоит в том, что когда требуется получить правильный ответ за воз­можно короткое время, то изменению подвергается более чем один признак понятия за раз.

РОБОТЫ (robots) — машины, способные выполнять человеческую работу или вести себя подобно человеку.

САККАДЫ (saccade) — быстрые движения глаз, происходящие во время чтения и при разглядывании зрительных паттернов.

СВЯЗУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ (concatenative thinking) — склонность связывать идеи вместе в соответствии с доминирующими темами или образами и без учета организующих или интегрирующих элементов (Пиаже).

СЕРИАЦИЯ (seriation) — способность упорядочить элементы в соответствии с тем или иным базовым принципом (напр., расположить палочки по возрастанию их длины) (Пиаже).

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ (

Наши рекомендации