Принятие решений и рациональность
Может показаться, что homo sapiens изначально изображается в этой главе как самое рациональное из существ. Так, наше обсуждение процесса формирования понятий в конце концов показало, что все нормальные существа формируют понятия при помощи рациональных правил. При обсуждении формального мышления мы узнали, что достоверность аргументации можно определить на основе законов логики, несмотря на то, что люди склонны обманываться как структурой аргументации, так и ложным содержанием. Наконец, в предыдущем разделе по принятию решений мы узнали, что "рациональный" человек обычно становится нерациональным, когда дело касается принятия решений о большом наборе событий.
Я думаю, было бы глупо утверждать, что все люди столь же рациональны, как вы или я (или какими мы себя представляем), но являемся ли мы как вид настолько нерациональными, как это может показаться, если исходить из эмпирических результатов, собранных на материале задач по принятию решений?
При тщательном изучении результаты Тверски и Канемана, а также результаты изучения формального мышления заставляют предположить, что человеческие существа не являются абсолютно рациональными. Некоторые пытаются опровергнуть эти результаты, критикуя построение экспериментов и неизбежно следующие из них философские выводы. Коэн (Cohen, 1981) из Оксфордского университета — один из таких критиков; он утверждает, что (1 рациональность должна определяться обычными людьми, а не в хитрых лабораторных экспериментах, которые построены не так, чтобы реально иллюстрировать повседневное принятие решений, и плохо соответствуют реальной ситуации, (2)совершенно неразумно ожидать от обычных людей умудренности в законах вероятности и статистики, которыми во многих экспериментах описывается базисная линия и отклонения от нее, и (З)законы логики и рациональности не относятся к поведению обычного человека. Вспомним ту несчастную личность, которая пыталась избежать встречи со своей бывшей любовью. Используя теорему Байеса, вероятность этой встречи, если этот человек пошел на вечеринку, составляла 0.32. Как бы повлияло это число на поведение того человека? Если взаимная неприязнь у этой пары велика ("Да я на сотню миль не подойду к ней"), то эта цифра бессмысленна для предсказания поведения.
Этнические аспекты мышления
На рубеже 20 века психологи и антропологи из Кембриджского университета, вооружившись новейшими методами оценки поведения, проникли на небольшие острова Торрес Стрейт между Австралией и Новой Гвинеей.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 450
От этой скромной экспедиции берет свое начало одно из направлений развития сравнительной этнографии, т.е. научного описания различий между культурами. Целый диапазон психологических черт — от языка до обычаев, от религиозных обрядов до мышления и рассуждения - планировалось поместить под психологический микроскоп.
Дух того времени находился под значительным влиянием непревзойденного учения Чарлза Дарвина, и для исследователей было естественным искать у "первобытного" человека предполагаемые проявления атавистического мышления, что помогло бы проследить интеллектуальное развитие "современного" человека, не обходя при этом законы, управляющие течением времени. От любопытных результатов этих ранних психологов и антропологов нам остались в наследство прилежно собранные кросс-культурные данные, которые принесли неоперившимся ученым докторские степени, дав им возможность заполнить многие и многие тома своими прозаическими диссертациями. Мысль о том, что люди, живущие без телефона, англиканской церкви, литературы или Нью-Йоркской фондовой Биржи, являются интеллектуально и культурно недоразвитыми, плохо помогает предсказывать социально-когнитивную кипучую жизнь13 дикого человека, однако эту узкую гипотезу можно понимать и в более широком смысле — как факт, что и цивилизованные, и нецивилизованные люди неспособны воспринимать мир вне их собственной культурно ограниченной перспективы.
С недавних пор кросс-культурные данные о мышлении, решении задач и принятии решений стали неотъемлемой частью международных отношений, особенно в том, что касается мировых геополитических проблем, включая переговоры о вооружении и предсказание реакции вероятного противника на политические маневры.
Прежде чем мы рассмотрим некоторые кросс-культурные исследования мышления, следует сказать несколько слов о надежности результатов этих стараний. Все люди находятся под глубоким влиянием своей культуры. Когда ученые изучают кросс-культурное мышление, независимо от того, насколько хорошо они подкованы в научной методологии, они неизбежно привносят в ситуацию часть своего культурного уклона. Этот уклон может проявляться по-разному — от возведения "благородной дикости" в ранг высочайшей интеллектуальной добродетели до святой убежденности в том, что "они никогда не будут такими же хорошими как мы". Наблюдатель становится частью изучаемого предмета — этот своего рода принцип психологической неопределенности сходен с явлением, которое описал физик Вернер Гейзенберг, утверждавший, что точное измерение одной из двух наблюдаемых и связанных между собой величин приводит к неопределенности в измерении другой.
Несколько лет назад в кросс-культурные исследования мышления вклю- Формальноечился один американский ученый, специалист по математической психо- мышлениелогии. Майкл Коул (см. Cole, 1975; Cole et al., 1971; Cole and Scribner, 1974) приехал в Либерию на миссию, организованную с целью улучшить обучение математике детей местного племени. Как-то раз он попросил
I3hive-life, где hive - людской муравейник; пародия на одиозный термин high-life - светская жизнь.— Прим, перев.
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
лидера племени Кпелла решить простой силлогизм. Вот протокол этого интервью:
Экспериментатор: Однажды паук пришел на пир. Ему сказали, что прежде чем он сможет съесть что-либо, он должен ответить на один вопрос. Вопрос был такой: Паук и черный олень всегда едят вместе. Паук сейчас ест. Ест ли сейчас черный олень? Испытуемый: Они были в кустарнике?
Э: Да.
И: Они ели вместе?
Э: Паук и черный олень всегда едят вместе. Паук сейчас ест. Ест ли сейчас черный олень?
И: Но меня там не было. Как я могу ответить на такой вопрос?
Э: Разве ты не можешь на него ответить? Даже если тебя там не было, ты все равно можешь на него ответить. (Повторяет вопрос.)
И: О, о, черный олень сейчас ест.
Э: А почему ты считаешь, что черный олень сейчас ест?
И: А потому, что черный олень всегда бродит целый день и ест листья на кустах. Потом он немного отдыхает и снова принимается есть листья.
(*Взято из: Cole and Scribner, 1974)
Результаты исследования Коула показывают типичную схему размышления людей, не приспособленных к абстрактному силлогистическому мышлению. В аналогичном исследовании (Solso, 1987) я просил студентов Московского государственного университета решить следующий силлогизм, почти идентичный по форме и содержанию задаче Коула:
Иван и Борис всегда едят вместе.
Борис сейчас ест.
Что делает сейчас Иван?
Этот необычайно простой силлогизм предъявлялся многим студентам как на их родном языке, так иногда и на английском с удивительными результатами. Только 20% (N=5/25) испытуемых давали правильный ответ немедленно. Наиболее частый ответ (N=11/25) был в основном тот же, что и ответ главы племени Кпелла: "Не знаю, я его не видел".
Эти результаты можно объяснить по-разному, включая то, что советским студентам просто не хотелось давать "дурацкие" ответы на "дурацкие" вопросы; однако, наиболее интересная гипотеза состоит в том, что у всех людей есть свои средства оценки высказываний о природе их мира. В высокоиндустриальных западных обществах люди приучены подтверждать высказывания, касающиеся реальности, при помощи пропозициональных репрезентаций. В менее индустриальных обществах, где многие люди живут "ближе к земле", форма доказательства больше связана с непосредственным чувственным впечатлением. Подобное "земное" рассуждение способно приводить к здравым заключениям, несмотря на то, что ответы
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 452
на задачи, требующие абстрактного рассуждения, получаются не совсем те, что имеют в виду западно-ориентированные психологи. И понимание мира путем непосредственного наблюдения, а не при помощи абстрактных умозаключений является достаточно эффективным, чтобы гарантировать выживаемость большим массам людей. Как показывают некоторые исследования, даже те ученики, которых специально готовили решать задачи путем абстрактных рассуждений, снова обращаются к непосредственному наблюдению после того, как покидают школу.
Метод оценки влияния культурных схем на рассуждение, основанный на вербальных силлогистических задачах, впервые применил выдающийся русский психолог Лурия (1971)14, когда он и его коллеги провели в 1931-32 годах исследование умственного развития в Узбекистане, расположенном в Центральной Азии. Целью исследования Лурией процессов рассуждения была как проверка теории умственного развития Выготского, предполагающей, что умственное развитие зависит от общественной жизни и практической деятельности, так и оценка результата культурно-образовательных реформ, проведенных в узбекском обществе после Октябрьской революции в России. Одна из задач, которую Лурия задавал деревенским узбекским детям (жившим около 40 меридиана), содержала силлогизм такой же простой, как про Бориса и Ивана:
Далеко на севере, где лежит снег, все медведи белые. Новая Земля находится далеко на севере. Какого цвета там медведи?
Очень немногие из испытуемых Лурии были способны дать приемлемый ответ на приведенный силлогизм — возможно потому, что они были незнакомы с правилами абстрактного рассуждения и цветом медведей на Новой Земле. (Новая Земля находится гораздо выше Северного Полярного круга, примерно в двух тысячах миль прямо на север от Узбекистана.) Как и московские студенты, отвечавшие, что не видели Ивана, узбекские дети говорили, что не видели медведей на Новой Земле и не могут сказать, какого они цвета. Одна студентка, которую я спросил о цвете медведя, спросила меня: "А это была ночь или день?" Подумав, что цвет этого медведя может восприниматься по-разному, я спросил, а почему это играет роль. Студентка ответила, что ночью она не могла бы видеть медведя. Несомненно, что представители обеих этих групп смогли бы ответить, ест ли сейчас Иван, и какой цвет у медведя, если бы они непосредственно видели это своими собственными глазами15.
Узбекских и московских студентов, как и кремлевское начальство и других, предположительно можно научить правилам силлогистической игры,
|4См. список дополнительной литературы.— Ред.
15Современные советские граждане вообще "оценивают" гипотезы о реальности посредством согласия, консенсуса. В случае неуверенности в том, как в действительности обстоят дела в мире, советские люди склонны спрашивать друзей. Если у нескольких людей они встречают одно и то же мнение, валид-ность, считается установленной. Я заметил эту склонность у людей как неумудренных в научном методе, так и среди ученых16.
|6Видимо, на такое заключение автора повлияли не столько непосредственные впечатления, сколько разговоры М.С.Горбачева о консенсусе.— Прим, ред.
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
и в этом направлении были сделаны некоторые усилия. Результатом этих усилий было то, что испытуемые обычно могли сделать "правильные" выводы из посылок и даже школьники, никогда не видевшие белого медведя, отвечали на вопрос о нем правильно. В этих случаях, однако, встречаясь с информацией, которую они не воспринимали непосредственно, испытуемые часто давали теоретические объяснения и делали выводы, основанные на общих знаниях и обычных убеждениях. Кроме того, когда обучение заканчивалось и бывший ученик возвращался к деревенской жизни, способность решать абстрактные задачи затухала, а средством оценки аргумента опять становилось непосредственное наблюдение (см. Cole and Scribner, 1974).
Развитие способности к рассуждению и обучение формальной логике исследовали также Галотти, Барон и Сабини (Galotti, Baron, and Sabini, 1986); их данные подтверждают, что обучение приводит к более "правильным" решениям. Еще одним интересным результатом было то, что те, кто хорошо рассуждал, предпочитали иметь больший запас времени (если временные ограничения не накладывались), чем те, кто рассуждал неважно, что указывает на то, что первые рассматривали большее количество альтернатив, чем вторые.
Принятие В предыдущем разделе по принятию решений мы видели, как индивидуу-
решений мы принимают решения о повседневных вопросах: идти или не идти на
вечеринку, где можно встретить бывшую пассию, покупать или не покупать новый билет вместо потерянного и т.д. В большинстве этих случаев последствия принятия решения сказывались только на самом решающем или на очень небольшом количестве людей. Однако, есть такие повседневные решения, которые оказывают глубочайшее влияние не только на того, кто их принимает, но и на многих других людей. Такие решения принимаются людьми, занимающими руководящие должности. Вспомним некоторые из таких решений и их последствия для всего мира: решение Трумэна использовать атомное оружие против Японии; решение Джонсона расширить войну во Вьетнаме; решение Генри Форда о массовом производстве дешевых автомобилей; решение королевы Виктории назначить на должность Дизраэли; решение нацистов поджечь Рейхстаг в 1933 году; решение царя Николая II позволить Распутину давать советы. Все эти и многие решения, оказали глубочайшее влияние на ход истории и на нашу повседневную жизнь. И хотя в большинстве случаев принимающему решение давали советы другие люди, окончательное решение принималось отдельной личностью.
Как была бы решена следующая задача, аналогичная задаче Тверски и Канемана, если бы ей занялись в Объединенном Командовании США и в Генеральном Штабе Советского Союза?
Предположим, что отношения между США и СССР испортились до такой степени, что война между этими странами стала неизбежной. Есть только два вероятных плана нападения.
В случае принятия плана А погибнут 40 миллионов жителей обеих стран.
В случае принятия плана В существует вероятность 1/3, что никто не погибнет, и вероятность 2/3, что погибнут 60 миллионов человек.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 454
До сих пор ни Объединенное Командование, ни Генеральный Штаб (ни Президент США, ни Генеральный секретарь СССР) не проявили энтузиазма поучаствовать в упомянутом совместном эксперименте17. Мы не можем привести данные о том, как эти группы или личности реагировали бы на указанную ситуацию, но некоторое представление об общих когнитивных склонностях индивидуумов, живущих в разных странах, получить можно.
Моральное сознание. Покинув Советский Союз несколько лет назад после защиты докторской диссертации, Владимир Лефевр проводил исследование (Lefebvre, 1982) того, что он называет "моральным сознанием", — тема, тесно связанная с принятием решений. Моральные решения затрагивают этические вопросы и касаются других людей; они подразделяются Лефевром на две большие категории. Одна этическая философия основана на принципе "Компромисс добра и зла есть зло", а другая — на принципе "Компромисс добра и зла есть добро". Согласно Лефевру, первая этическая система разделяется представителями западной культуры, включая Великобританию и Соединенные Штаты, а вторая воплощена в культуре Советского Союза, а также Китая, Среднего Востока и некоторых других регионов. Он представил некоторые убедительные данные, указывающие на национальные различия между советскими и американскими этическими решениями. Примеры некоторых вопросов, использованных Лефевром, показаны ниже вместе с ответами советских и американских испытуемых.
Процент Согласия
Утверждение Американцы Советские
Врач должен скрывать от пациента, что у него рак, чтобы уменьшить его страдания. 8.0 89.0
Злодеяние может наказываться более строго, чем того требует закон, если это послужит предостережением для других. 11.5 84.5
Во время вступительных экзаменов нельзя посылать другому шпаргалку, даже если это близкий друг18. 90.3 37.95
(Взято из: Lefebvre, 1982)
17В свете того, что последствия решений мирового масштаба, принимаемых политическими лидерами, приобретают все больший размах, странно, что по этой теме проводилось очень мало серьезных исследований. В качестве хорошо известного источника рекомендуем книгу: Irving Janis and Leon Mann "Decision Making" (1977).
18Сходные вопросы автор сам задавал советским студентам и получил примерно те же ответы. Когда их спрашивали, почему врач не должен говорить пациенту, что у него рак, испытуемые в моем случае часто говорили, что они сообщили бы это семье больного; в случае со шпаргалкой многие студенты с энтузиазмом отвечали, что с радостью бы помогли другому. Вероятно, порочный принцип "обойти на повороте" не был подхвачен в Советском Союзе.
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
r
Довольно заметные различия, содержащиеся в этих данных, показывают, что как минимум на некоторые этические вопросы в Америке и в Советском Союзе люди отвечают по-разному. Расхождения во многих этических решениях укладываются в более широкую этическую систему, предполагающую, что компромисс между добром и злом оценивается позитивно в советском обществе и негативно в американском. Лефевр также отмечает, что конфронтация между добром и злом оценивается негативно советскими и позитивно американскими жителями. Хотя для подтверждения и'уточнения этих данных нужно проделать еще много экспериментальной работы, эти выводы могут оказать значительное влияние на проведение внешней политики.
Краткое содержание
Î. Мышление есть внутренний процесс, при котором происходит преобразование информации; мышление может быть направленным и вести к решению задачи, а на структурном уровне приводить к образованию новой мысленной репрезентации.
2. Формирование понятий включает выделение признаков, общих для некоторого класса объектов, и раскрытие правил, связывающих эти концептуальные признаки. Для этого процесса важны такие виды когнитивной деятельности как усвоение правил, ассоциирование и проверка гипотез.
3. Формирование понятий может иметь различную трудность в зависимости от типа требуемых правил, причем наименее трудны правила утверждения, а возрастание трудности идет в направлении правил конъюнкции, дизъюнкции, условия и двойного условия.
4. Одна из теорий формирования понятий (Рестл и Бурн) предполагает, что между существенными признаками понятия и подкрепляемыми ответными реакциями образуются ассоциации, причем неподкрепляемые реакции на несущественные признаки со временем прекращаются. Такая позиция не различает процессы выделения признаков и усвоения правил.
5. Стратегии формулирования и проверки гипотез включают сканирование и процедуры сосредоточения, причем процедуры сосредоточения (близкие научным процедурам) более эффективны, чем сканирование.
6. Изучение дедуктивного рассуждения показывает, что на выводы в силлогистических задачах оказывает влияние форма предъявления (зрительная или вербальная), количество вариантов, генерируемых из посылок, форма аргументации (положительная или отрицательная), знания в долговременной памяти, связанные с решаемой задачей, и уровень интеллекта и образования решающего.
7. Выводы индуктивного рассуждения часто имеют вид вероятностных утверждений и лучше соответствуют повседневному принятию решений, чем силлогистическое или дедуктивное рассуждение.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 456
8. Изучение принятия решений показывает, что на решение задач влияют факторы памяти (гипотеза доступности), рамки референции19, сказывающиеся на формулировке задачи, неверная оценка характерности свойств объекта или события для его группы и недооценка математической вероятности события.
9. В формальном мышлении наблюдаются кросс-культурные различия: люди из высокоиндустриальных стран ведут доказательство на языке репрезентирующих высказываний, а люди из менее индустриальных стран больше основываются на чувственных впечатлениях.
10.Советские и американские граждане по-разному отвечают на некоторые этические вопросы. Эти различия, видимо, связаны с различиями в оценках компромисса и конфронтации между добром и злом.
Ключевые слова
формирование понятий логика
концептуальное правило априорная вероятность
условная вероятность одновременное сканирование консервативное сосредоточение последовательное сканирование
рамки решения силлогизм
рискованое сосредоточение мышление
Рекомендуемая литература
Резко возросло количество книг и статей по вопросам мышления, решения задач и принятия решений. Превосходные главы, посвященные этим темам, содержатся во втором издании: Bourne et al. Cognitive Processes.
Очень хорошая подборка статей двух британских авторов Johnson-Laird and Wason, ed. Thinking.
Книга тех же авторов
Johnson-Laird and Wason, ed. Thinking and Reasoning.
He новое, но полезное издание Bourne. Human Conceptual Behaviour.
Более специализированные публикации:
Maxwell. Thinking: The Expanding Frontier;
Gardner. The Minds New Science;
Rubinstein. Tools for Thinking and Problems Solving.
19To есть ситуативный контекст, в котрром принимается решение.— Прим, ред.
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
Литература по принятию решений в мировом контексте:
Janis and Mann. Decision Making;
Valenta and Potter, eds. Soviet Decisionmaking for National Security;
Lefevbre. Algebra of Conscience.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 458
Когнитивная наука изучает человеческий разум, который является предметом тщательных исследований в смежных науках, психологии, компьютерной науке, философии и лингвистике. Цель когнитивно-научного анализа разума — понять механизмы, лежащие в основе столь различных явлений как восприятие, научение, Мышление и решение задач. Когнитологи особенно интересуются разумом человека, поскольку интеллект в некотором смысле представляет собой конспект человеческой деятельности — то есть того, что отличает нас как людей. — Роберт Дж.Стернберг, 1986
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект
Формирование понятий, логика и принятие решений были названы в Главе 13 "высшими формами" не потому, что они более важны — такая характеристика в настоящем контексте была бы бессмысленной, — а потому, что они завершают весь процесс обработки информации. В этой главе мы рассмотрим теории и данные, касающиеся трех других "высших" когнитивных процессов: решения задач, творчества и человеческого интеллекта. С одной стороны, этими вопросами занимались исследователи, вообще интересующиеся решением задач, творчеством или интеллектом как составными частями человеческого познания. Философов и поэтов эти темы также побуждали к сладкому красноречию. С другой стороны, интерес к решению задач, творчеству и человеческому интеллекту проявляется у тех будничных, подручных, закатай-рукава-и-вперед типов, которые любят мусировать темы вроде: Как я попадаю от моего дома на работу за кратчайшее время и с минимальным раздражением? Могу ли я изобрести прибор, который сохранит мои булочки теплыми от момента, когда их испекли, до момента, когда их подают? Почему это мой ребенок с компьютером справляется лучше меня, а в школе не успевает по английскому? Так что пока ваши интеллектуальные булочки не остыли, давайте закатаем рукава и углубимся в эти интересные вопросы.
Решение задач
Деятельность по решению задач пронизывает каждый нюанс человеческого поведения и служит общим знаменателем для самых разнообразных видов человеческой деятельности — науки, юриспруденции образования, бизнеса, спорта} медицины, литературы и даже многих видов развлечений, как будто в нашей профессиональной жизни недостаточно проблем.
Во многих ранних экспериментах по решению задач ставился вопрос: Что происходит, когда человек решает задачу? Такой описательный подход помогал определить эти явления, однако он не способствовал получению новых сведений о том, какие когнитивные структуры лежат в их основе.
Решение задач — это мышление, направленное на решение конкретной задачи и включающее формирование ответных реакций, а также выбор из возможных реакций. В повседневной жизни мы встречаемся с несчетным количеством задач, которые заставляют нас формировать стратегии ответов, выбирать возможные ответы и проверять ответные действия. Попробуйте, например, решить такую задачу: У собаки есть шестифутовая веревка, привязанная к ее шее, и кастрюля с водой в десяти футах от нее. Как до этой кастрюли дотянуться? Чтобы решить эту задачу, нужно генерировать несколько возможных реакций (которых довольно мало), провести их отбор и "испытание", а также, возможно, отыскать в этой задаче "хитрость"1.
Интроспекция как ранний экспериментальный метод прочно укоренилась в европейской психологии задолго до начала этого века, и примерно в это же время распространилась в Америке. Она, казалось, хорошо под-
'Например, собака просто подходит к кастрюле. Веревка привязана только к ее шее.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 460
ходила для изучения решения задач. Полагали, что мышление вслух, или "говорящая рефлексия" раскрывает механизмы процесса мышления. В ранних исследованиях испытуемым довольно открыто говорили, чего от них ожидают и в чем состоит задача. В процессе решения задачи испытуемые должны были идентифицировать объекты, находившиеся в поле их внимания, определить ситуацию так, как она им виделась, и сказать, что они собираются делать, а в некоторых случаях и описать свои самые первые попытки решения задачи. Хотя большинство экспериментаторов отказались от этого приема и перешли к эмпирически более тонким поведенческим методам, некоторые современные когнитивные психологи снова обращаются к интроспекции как к полезному исследовательскому инструменту (Newell, 1967).
Гештальт-психологи из Германии были в числе первых экспериментаторов, изучавших решение задач. Слово гештальт можно грубо перевести как "конфигурация" или "организованное целое". Этот термин характеризует позицию гештальт-психологов, поскольку они описывают поведение на языке организованной системы. Перцептивные события воспринимаются не как ряд отдельных элементов, но как целая конфигурация, в которую включены эти события. Согласно гештальтистам, там, где в результате определенного взаимодействия между восприятием и факторами памяти возникает напряжение или стресс, появляются задачи, особенно перцептивные задачи. В процессе размышления над задачей или при изучении ее под различными углами в момент "инсайта" может появиться "верный" взгляд. Ранние гештальт-психологи (Макс Вертгеймер, Курт Коф-фка, Вольфганг Келер) изучали деятельность по решению задач с позиций перцептивной реорганизации (иногда в качестве экспериментальных испытуемых они использовали обезьян). Из их работ возникла концепция "функциональной закрепленности", разработанная Карлом Дункером (Karl Duncker, 1945). В ней утверждалось, что объекты склонны восприниматься в зависимости от того, как они обычно используются, и что эта тенденция зачастую препятствует новому их употреблению (например, использовать кирпич как измерительный прибор); этой концепции суждено было оказать значительное влияние на исследования решения задач. Действительно, когда объекты или идеи с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации по решению задачи, где от них требуется выполнение иной функции, субъект вынужден преодолевать эту "установку".
Обычно понятие установки связывается с состоянием ума (привычкой или склонностью), привносимым человеком в процесс решения задачи, однако более широкое (и оригинальное) определение этого термина опирается на представление о всякой подготовительной когнитивной активности, предшествующей мышлению и восприятию. Последнее определение предусматривает, что, участвуя в означивании стимула, установка способна улучшать качество восприятия или мышления (например, в случае с двусмысленным словом, организацией следующего хода в шахматной игре или очередной реакции в социальной ситуации), но что она может также и подавлять восприятие или мысль (когда, решая задачу, испытуемый снова и снова возвращается к некоторому непродуктивному решению, навязанному прошлым опытом). Например, Дункер (1945) давал испытуемым три картонных ящика, спички, чертежные кнопки и свечки и просил их сделать так, чтобы свечку можно было прикрепить к экра-
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект
Две типичны* задачи, использовавшиеся в ранних исследованиях решения задач
Задача 1
В каждой из приведенных ниже головоло-
6. Оглядывает все кусочки и двигает пальцами маленький крест.
мок, помеченных буквами (А—Е), от испы- 7. Двигает пальцами В5.
туемого требуется, чтобы он построил квадрат из кусочков (1, 2, 3, 4 и т.д.). Крест должен быть составлен из всех, кусочков.
Ниже приводится протокол одного из решений задачи с крестом испытуемым, который предварительно составил пять малых квадратов.
Головоломка А
Головоломка В 5<\Т\\2\\3\\4\
Головоломка С
Головоломка D
1. Оглядывает всю доску. Глаза двигаются быстро. Передвигает пальцами несколько кусочков, особенно D5 (наблюдение).
2. Берет D5.
3. Передвигает пальцами В5.
4. Помешает D5 в центре вниз, так, что он выглядит как крест и не мог бы составить квадрат.
5. Складывает кусочки вверху в рассортированном порядке.
8. Берет В5 — останавливается, колеблется, сидит очень тихо...
9. Делает пять квадратов всего с одной ошибкой и сдвигает их вместе, образуя греческий крест.
Замечания испытуемого
1. Похоже все эти кусочки я использовал раньше... Интересно, все они здесь. (Вспоминает без связи с текущей задачей.)
2. Логично начать с большого креста (D5). (Скрыто анализирует.)
3. Может, малый крест завершает эту штуку. (Анализирует.)
4. Готового решения нет, но начнем с этого (D5).
5. Возьмем все похожие кусочки вместе, тогда если один получится, то и все то же.
6. Может с малым крестом в центре______.
Это должно быть гораздо шире, чем эти крылья в центре. (Анализирует.)
7. Может начать с этого малого креста как с квадрата, потому что для очень многих кусочков нужен большой центр. (Анализирует.)
8. (Повышает голос и говорит возбужденно.) Вот это пойдет, наконец мне пришло настоящее решение. Сделать пять квадратов, а это может быть в центре.
Задача 2
Человек останавливается в гостинице; у него кончились деньги, и их не будет 23 дня. Хозяин гостиницы не дает номер в долг, но у человека есть золотая цепь из 23 звеньев, и хозяин согласен принимать в уплату по одному звену цепи за каждый последующий день, возвратив цепь после получения денег. Вопрос: Сколько звеньев цепи придется отцепить человеку, чтобы выполнить соглашение?
*Взято из- Woodworth (1938)
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 462
ну и использовать как светильник. Одним испытуемым экран, свечи, кнопки и спички давали в отдельных коробках, а другим испытуемым эти же предметы давали вместе с тремя коробками — т.е. предметы были не в коробках. Решение этой задачи заключалось в том, чтобы спичкой зажечь свечку, затем накапать из нее на коробку немного воска, прилепить свечку к коробке, а затем кнопкой прикрепить коробку к экрану. Когда коробки были "использованы заранее" в качестве контейнеров, испытуемым было гораздо труднее решить эту задачу, чем когда коробки не были "использованы заранее". В более поздних экспериментах (Glucksberg and Danks, 1969) было показано, что даже если просто обозначить объект названием, этим в памяти испытуемого зафиксируется некоторая установка, которая может либо облегчить решение задачи, либо помешать ему.
В ранних экспериментах использовались самые разнообразные виды задач — от механических до логических. (Примеры двух задач показаны в рамке на с. 462.) Как показали протоколы (записи речи испытуемых во время их "мышления вслух"), в процессе решения задачи можно выделить отчетливый ряд последовательных этапов. Обычно испытуемые сначала выясняют, что именно от них требуется. Затем они генерируют, проверяют и подтверждают гипотезы о возможных решениях; если гипотезы не подтверждаются, генерируются новые. Таким образом, в этом процессе проб и ошибок неудачные гипотезы заменяются новыми. Эти ранние эксперименты почти ничего не говорили о том, как возникают гипотезы, в них также не постулировалось возможное участие в этом процессе каких-либо когнитивных структур.
Как показано в вышеприведенной задаче о коробках и свечках, результат может значительно зависеть от того, как представлена задача. В своей живой книге о мышлении и решении задач Моше Рубинштейн (Rubinstein, 1986) рассказывает историю о том, что, когда его дочь училась за границей, она никак не могла собраться ответить на множество посланных ей писем. Тогда Рубинштейн написал ей, что к письму он прилагает чек на 500$, чего он на самом деле не сделал. Его дочь позвонила через 4 дня. Результат можно радикально изменить, если изменить ту репрезентацию, от которой зависит восприятие задачи человеком.
Деятельность по решению задач никогда не пользовалась такой популярностью, как другие темы исследований и обычно отвергалась экспериментальными психологами как нечто несерьезное. Это довольно неоднозначная проблема и контролировать ее в эксперименте чрезвычайно трудно. Когда мы добавляем "независимую" переменную, манипулируем ею или убираем ее, мы можем повлиять на процесс мышления, или на контекст деятельности, или на оба, или ни на то, ни на другое. Кроме того, трудно было создать четко определенную систематику задач, и в результате этого практически отсутствовали поддающиеся проверке гипотезы и теории. Новый интерес к этой области возник частично благодаря разработкам в области искусственного интеллекта, являющегося "проблемно ориентированной" сферой, а также памяти (в которой собственно и происходит решение задач). Развитым моделям, появившимся в обеих этих областях, еще предстоит обжить разнообразную сферу когнитивных процессов человека, включая такую значительную ее часть, как решение задач.
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект
Искусственный интеллект (ИИ) и решение задач
Искусственный интеллект (ИИ) - это способность машин делать то, что требует интеллекта. Значительная часть исследований ИИ направлена на открытие и описание когнитивных процессов человека с тем, чтобы их можно было смоделировать на высокоскоростных компьютерах. Были разработаны компьютерные программы, которые умеют играть в игры (шахматы, шашки, крестики-нолики, го, гомоку, покер и т.д.) лучше, чем большинство людей, а также анализировать математические задачи и решать задачи символической логики.
Наиболее изве<