Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)
Рис. 12.1.Исходное положение в задаче на консервацию (]) и положение после того как содержимое одного сосуда перелито в более узкий и высокий сосуд (2).
Когнитивное развитие 391
рить уровни Теперь воду из одного более низкого сосуда переливают в более высокий и узкий. В нем вода поднимается до более высокого уровня Вопрос: Больше ли воды в этом узком сосуде, чем ее было в низком? Обычно взрослые удивляются простоте этого вопроса. Конечно же, количество воды одинаковое. Не было сделано ничего, чтобы изменить количество воды, следовательно, оно осталось тем же. Хотя для взрослых этот ответ очевиден, Пиаже обнаружил, что дети моложе семи лет обычно говорят, что в узком сосуде воды больше.
Этот пример иллюстрирует понятие о консервации, которую Пиаже считал центральным атрибутом интеллектуальных действий у детей школьного возраста; этот вид компетенции означает понимание ребенком того, что при определенных преобразованиях некоторые основные свойства объектов не изменяются В вышеприведенном примере это означает понимание того, что количество жидкости не изменится, если ее перелить в сосуд другой формы Еще один пример (в данном случае — пример консервации чисел) понимание, что после разбрасывания колоды карт по полу количество карт в этой колоде не изменится
Согласно Пиаже, консервация есть главная составляющая компетенции ребенка, поскольку она позволяет ему видеть закономерности в окружении, кажущемся переменчивым и неправильным Говоря формально, консервация — это способность видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен Консервация позволяет ребенку игнорировать изменения, воспринимаемые им в мире (например, более высокий уровень воды в высоком узком сосуде), и различать скрывающуюся за ними непрерывность или неизменность количества Так ребенок приходит к различению видимости и реальности И тогда у него появляется более глубокое знание о законах существования объектов
Пиаже выдвинул положение об освоении ребенком системы конкретных операций (иногда называемой группированием). Операция — это конкретный тип схемы, который определяется как интериоризован-ное обратимое преобразование Операция интериоризуется в том смысле, что ребенок может совершать действия не только а в реальном поведении, но и в своей голове (т е воображать их) Операция есть трансформация, поскольку при этом объект переходит из одного состояния в другое Операция обратима, поскольку любую трансформацию можно мысленно отменить и вернуть объект в его первоначальное состояние Применительно к консервации количества жидкости это означает, что ребенок, освоивший консервацию, может мысленно рассмотреть (интериоризовать) действие по переливанию, не переливая жидкость в действительности Т е. он может мысленно получить два различных состояния, которые возникли бы при действительном переливании жидкости (трансформации). Наконец, он может вернуть жидкость в ее первоначальное состояние, мысленно перелив ее назад в сосуд, где она была (обратимость).
Классификация. Еще одно умение, приобретаемое ребенком на этапе конкретных операций, — это способность классифицировать группу объектов Рассмотрим такой пример: ребенку показывают изображения четырех собак и трех кошек и спрашивают, кого из них больше. На доопераци-ональной стадии ребенок может ответить на этот вопрос правильно. Однако, если его спросить, кого больше — животных или собак, он ответит, что больше собак. Ребенок на стадии конкретных операций ответит и на
Язык и развитие познания 392
этот вопрос правильно, демонстрируя "сложение классов" как часть более общей способности к классификации. Для Пиаже успешное освоение классификации означает не только осознание существования тех или иных подклассов, например, кошек и собак, но и полное понимание того, что подклассы, сложенные вместе, составляют третий класс (животные) и что этот класс может быть снова разбит на два подкласса. Другими словами, мы имеем здесь конкретно-операциональную систему или группирование, аналогичное тому, что лежит в основе консервации. Два подкласса (собак и кошек) можно объединить (путем трансформации) в третий класс (животные), который снова может быть разбит (благодаря обратимости) на два первоначальных подкласса. Все это можно сделать мысленно (интери-оризация) На дооперациональной стадии классификация еще не сложилась полностью, так что ребенок может правильно определить только некоторые аспекты проблемы
Сериация/ транзитивность В качестве последнего и главного достижения мы рассмотрим сериацию и транзитивность, которые в действительности являются двумя различными, но связанными умениями Се-риацией называется способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Если на дооперациональной стадии ребенка просят расположить несколько палочек по их длине (типичная задача на сериацию длины, см Рис. 12.2), то он справляется с этим лишь в ограниченной степени, чаще всего располагая две палочки верно, но затем выкладывая третью палочку просто рядом с первыми двумя и т д Полностью способность к сериации развивается на стадии конкретных операций
Транзитивность связана со способностью к сериации В задаче на транзитивность, представленной на Рис.12 2, ребенку сначала показывают ряд палочек по две и спрашивают, какая длиннее Затем ему задают решающий вопрос "Длиннее ли палочка В, чем палочка D?" Согласно Пиаже, на дооперациональной стадии ребенок справляется с этой задачей очень плохо, тогда как на стадии конкретных операций дети обычно отвечают правильно Решающая способность для Пиаже — это способность переки-
Рис. 12.2.Вверху — задача на сериацию (А) и ее решения на дооперациональной стадии (В) и на стадии конкретных операций (С) Внизу — пары палочек, предъявляемые в задаче на транзитивность. После того как ребенок определяет, что А и В одинаковой длины, и что В длиннее С, а С длиннее D, его спрашивают, длиннее ли В, чем D
Когнитивное развитие 393
нуть мостик между В и D. Ясно, что для того чтобы это делать, надо уметь располагать палочки по порядку. Однако, чтобы сделать транзитивное умозаключение, что B>D, кроме этого нужно уметь координировать в систему два отдельных отношения (В>С и OD). Согласно Пиаже, ребенок на дооперациональной стадии знает, что В>С и что OD, но он не способен свести эти два отношения вместе, связав их через член "С", поскольку для этого нужно уметь создать конкретно-операциональную систему.