Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)

Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) - student2.ru

Рис. 12.1.Исходное положе­ние в задаче на консервацию (]) и положение после того как содержимое одного сосу­да перелито в более узкий и высокий сосуд (2).

Когнитивное развитие 391

рить уровни Теперь воду из одного более низкого сосуда переливают в более высокий и узкий. В нем вода поднимается до более высокого уров­ня Вопрос: Больше ли воды в этом узком сосуде, чем ее было в низком? Обычно взрослые удивляются простоте этого вопроса. Конечно же, коли­чество воды одинаковое. Не было сделано ничего, чтобы изменить количе­ство воды, следовательно, оно осталось тем же. Хотя для взрослых этот ответ очевиден, Пиаже обнаружил, что дети моложе семи лет обычно говорят, что в узком сосуде воды больше.

Этот пример иллюстрирует понятие о консервации, которую Пиаже считал центральным атрибутом интеллектуальных действий у детей школь­ного возраста; этот вид компетенции означает понимание ребенком того, что при определенных преобразованиях некоторые основные свойства объек­тов не изменяются В вышеприведенном примере это означает понимание того, что количество жидкости не изменится, если ее перелить в сосуд другой формы Еще один пример (в данном случае — пример консервации чисел) понимание, что после разбрасывания колоды карт по полу количе­ство карт в этой колоде не изменится

Согласно Пиаже, консервация есть главная составляющая компетен­ции ребенка, поскольку она позволяет ему видеть закономерности в окру­жении, кажущемся переменчивым и неправильным Говоря формально, консервация — это способность видеть неизменное на фоне видимых (ка­жущихся) перемен Консервация позволяет ребенку игнорировать измене­ния, воспринимаемые им в мире (например, более высокий уровень воды в высоком узком сосуде), и различать скрывающуюся за ними непрерыв­ность или неизменность количества Так ребенок приходит к различению видимости и реальности И тогда у него появляется более глубокое знание о законах существования объектов

Пиаже выдвинул положение об освоении ребенком системы конк­ретных операций (иногда называемой группированием). Операция — это конкретный тип схемы, который определяется как интериоризован-ное обратимое преобразование Операция интериоризуется в том смыс­ле, что ребенок может совершать действия не только а в реальном поведе­нии, но и в своей голове (т е воображать их) Операция есть трансформа­ция, поскольку при этом объект переходит из одного состояния в другое Операция обратима, поскольку любую трансформацию можно мысленно отменить и вернуть объект в его первоначальное состояние Применитель­но к консервации количества жидкости это означает, что ребенок, освоив­ший консервацию, может мысленно рассмотреть (интериоризовать) дей­ствие по переливанию, не переливая жидкость в действительности Т е. он может мысленно получить два различных состояния, которые возникли бы при действительном переливании жидкости (трансформации). Нако­нец, он может вернуть жидкость в ее первоначальное состояние, мыслен­но перелив ее назад в сосуд, где она была (обратимость).

Классификация. Еще одно умение, приобретаемое ребенком на этапе конкретных операций, — это способность классифицировать группу объек­тов Рассмотрим такой пример: ребенку показывают изображения четы­рех собак и трех кошек и спрашивают, кого из них больше. На доопераци-ональной стадии ребенок может ответить на этот вопрос правильно. Одна­ко, если его спросить, кого больше — животных или собак, он ответит, что больше собак. Ребенок на стадии конкретных операций ответит и на

Язык и развитие познания 392

этот вопрос правильно, демонстрируя "сложение классов" как часть бо­лее общей способности к классификации. Для Пиаже успешное освоение классификации означает не только осознание существования тех или иных подклассов, например, кошек и собак, но и полное понимание того, что подклассы, сложенные вместе, составляют третий класс (животные) и что этот класс может быть снова разбит на два подкласса. Другими словами, мы имеем здесь конкретно-операциональную систему или группирование, аналогичное тому, что лежит в основе консервации. Два подкласса (собак и кошек) можно объединить (путем трансформации) в третий класс (жи­вотные), который снова может быть разбит (благодаря обратимости) на два первоначальных подкласса. Все это можно сделать мысленно (интери-оризация) На дооперациональной стадии классификация еще не сложи­лась полностью, так что ребенок может правильно определить только не­которые аспекты проблемы

Сериация/ транзитивность В качестве последнего и главного до­стижения мы рассмотрим сериацию и транзитивность, которые в дей­ствительности являются двумя различными, но связанными умениями Се-риацией называется способность располагать набор элементов в соответ­ствии с имеющейся между ними связью. Если на дооперациональной ста­дии ребенка просят расположить несколько палочек по их длине (типич­ная задача на сериацию длины, см Рис. 12.2), то он справляется с этим лишь в ограниченной степени, чаще всего располагая две палочки верно, но затем выкладывая третью палочку просто рядом с первыми двумя и т д Полностью способность к сериации развивается на стадии конкретных операций

Транзитивность связана со способностью к сериации В задаче на тран­зитивность, представленной на Рис.12 2, ребенку сначала показывают ряд палочек по две и спрашивают, какая длиннее Затем ему задают решаю­щий вопрос "Длиннее ли палочка В, чем палочка D?" Согласно Пиаже, на дооперациональной стадии ребенок справляется с этой задачей очень пло­хо, тогда как на стадии конкретных операций дети обычно отвечают пра­вильно Решающая способность для Пиаже — это способность переки-

Рис. 12.2.Вверху — задача на сериацию (А) и ее реше­ния на дооперациональной стадии (В) и на стадии конк­ретных операций (С) Внизу — пары палочек, предъявляемые в задаче на транзитивность. После того как ребенок оп­ределяет, что А и В одинако­вой длины, и что В длиннее С, а С длиннее D, его спра­шивают, длиннее ли В, чем D

Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) - student2.ru

Когнитивное развитие 393

нуть мостик между В и D. Ясно, что для того чтобы это делать, надо уметь располагать палочки по порядку. Однако, чтобы сделать транзитивное умо­заключение, что B>D, кроме этого нужно уметь координировать в систе­му два отдельных отношения (В>С и OD). Согласно Пиаже, ребенок на дооперациональной стадии знает, что В>С и что OD, но он не способен свести эти два отношения вместе, связав их через член "С", поскольку для этого нужно уметь создать конкретно-операциональную систему.

Наши рекомендации