Прогресс в изучении когнитивной организации
Бархатная революция совершается сегодня в области человеческого научения, и повстанцы маршируют под знаменами "когнитивной организации". Призывный клич прозвучал из уст Миллера, Галантера и Прибрама (1960) в их книге "Планы и структура поведения" (Plans and the Structure of Behavior). Непосредственным предвестником идей этой книги стали работы Ньюэлла, Шоу и Саймона (1958) по компьютерному моделированию человеческого мышления и Хомского (1957) по синтаксическим структурам языков. Хотя под психологическим солнцем довольно мало встретишь совершенно нового, у человека более новой организации есть иное видение, говорящее ему, что сегодня надо атаковать проблемы памяти иначе, чем это делали его предшественники-ассоцианис-ты, поклонники S—R связей. Результатом стал изменившийся акцент в исследованиях, проводимых повстанцами, и в том, как они говорят об этом. Суть этого нового акцента будет ясна при ознакомлении с моим новым исследованием, посвященным некоторым мощным факторам орга-
низации человеческой памяти.
Слово "организация" стало лозунгом, призывом к объединению, чье значение несет сегодня скорее эмоциональный, чем денотативный смысл, так что я даже предпочел бы заменить его каким-нибудь менее эмоциональным термином. Интересующие меня идеи можно сформулировать в терминах представления о группах (или классах) и отношениях между ними (или правилами отношений). Психологические элементы могут быть сгруппированы (классифицированы, разделены по категориям) на основе обычных свойств, и такие группы можно соотносить, связывать друг с другом множеством различных способов. Группирование и установление отношений — это основные когнитивные процессы, и я думаю, что они неизбежно играют свою роль в том, чему и как научается взрослый человек. Ход этих процессов можно проиллюстрировать в контексте хорошо знакомых парадигм лабораторного научения, исследуемого моей группой.... (Бауэр, 1970)3.
гмять О
понятийных иерархий. (Пример иерархии понятий для слова "минералы" показан на Рис.7.2.) Бауэром было внесено несколько существенных дополнений:
1. Список, подлежащий воспроизведению, содержал как члены некоторой категории, так и само название категории. Учитывая, что воспроизведение может быть связано со стимулами, обладающими специфическим признаком (Tulving and Pearlstone, 1966), названия категорий могли служить признаком воспроизведения, если бы испытуемые использовали название категории как средство кодирования.
2. Список слов включал "гнездовые" категории (например, "Металлы"), так что категория более высокого уровня могла служить в качестве старшего класса для элементов нижестоящего уровня. Как видно из рисунка, дерево иерархии имеет 4 уровня, причем примеры (Уровень 4) приведены для каждой из категорий третьего уровня.
3В нашей литературе см. работы П. П. Б донского, Л.В.Занкова, П.И.Зинченко и А.А.Смирнова, выполненные в 30-40-е годы.— Ред.
3. Слова предъявлялись все сразу для продолжительного изучения (в отличие от обычной практики предъявления слов по одному и только на 1-2 секунды), облегчая тем самым усвоение данных об организации информации. Как можно было предвидеть, те испытуемые, которым вербальный материал предъявлялся гнездовым способом, при свободном воспроизведении называли больше слов чем те, кто заучивал "неестественные" иерархии, образованные путем случайного называния категории. Что несколько удивляет, это степень улучшения воспроизведения при подаче организованного материала: в 2-3 раза лучше при заучивании "естественной" организации. Подводя итог, можно сказать, что результаты исследований в группе . Бауэра являются серьезным свидетельством того, что в случае, когда испытуемые кодируют слова при помощи организационной структуры и используют эту структуру при воспроизведении, их способность к воспроизведению слов значительно улучшается. Некоторые утверждают, что этот эффект относится вообще к воспроизведению, но не к опознанию (McCormack, 1972). Эти результаты (вместе с результатами других исследований) означают, что воспроизведение информации включает поиск в ранее структурированной информации, пока не будет найден нужный элемент, тогда как для опознания требуется только наличие соответствия между некоторым словом и соответствующим ему словом в памяти.
Итак, этими и многими другими экспериментами был проложен мост между строгим подходом к интеллектуальным функциям человека и гипотезой, предусматривающей существование ассоциативной сети, в которой одни ассоциации соединяются с другими ассоциациями и т.д.