Кончина кратковременной памяти
Первая волна современных исследовали кратковременной памяти была связа-} прежде всего с существованием ее как сальной системы памяти. В последующем :ление памяти на кратковременную и >лговременную использовалось при изу-;нии индивидуальных и групповых раз-[чий (при старении, амнезии и т.д.). Пред-авители другого направления изучали то, .к кратковременная память взаимодей-вует с полномасштабными когнитивны-I процессами, такими как мышление, сприятие и понимание речи. В настоя-îe время эти усилия значительно ослаб-
ли, встретившись с появлением новых концепций человеческой памяти и неожиданными данными. Однако, изучение свойств отдельных подсистем кратковременной памяти продолжается. Тем не менее, научные данные, способствовавшие фрагментации, если не полной смерти универсальной системы кратковременной памяти помогли расширить наши знания о связанных с ней когнитивных процессах. В качестве примера можно привести исследования чтения.
*Robert G.Crowder, 1982b.
Несмотря на широкое согласие в "реальном" существовании КВП как отдельного и вполне определенного психологического образования, некоторые исследователи приводят экспериментальные данные, позволяющие рассматривать КВП как единственное хранилище памяти и в контексте уровневой обработки.
Объем информации, хранимой в КВП, не идет ни в какое сравнение с обширными данными, хранящимися в ДВП. Наиболее ранние свидетельства ограниченного объема КВП (или "сиюминутной" памяти) пришли к нам от сэра Вильяма Гамильтона, философа, жившего в 19 веке и сделавшего такое наблюдение: "Если вы бросите на пол горсть гравия, вам будет трудно окинуть взглядом более шести, семи или максимум восьми камешков, не делая ошибок" (цит. по: Miller, 1956). Неизвестно, проделывал ли в действительности Гамильтон подобный эксперимент, но известно то, что в 1887 году его проделал Джекобе; он читал испытуемым вслух последовательность чисел без определенного порядка и сразу же после этого просил их записать столько чисел, сколько они могли вспомнить. Максимальное количество воспроизведенных чисел было 7. Эти эксперименты проводились на протяжении всего этого века с применением самых разных мелких предметов, включая бобы, бессмысленные слоги, числа, слова и буквы, но результат был неизменен: объем непосредственной памяти, по всей видимости, не превышал семи элементов.
Объем КВП
Память: структуры и проце
КВП и единицы информации. То, что КВП удерживает семь единиц информации независимо от вида содержащихся в них данных, кажется парадоксальным. Очевидно, например, что последовательность из слов содержит больше информации, чем последовательность из букв. Например, из предъявленной последовательности Т, V, K, A, M, Q, В, R, J, L, E, W вы скорее всего сможете воспроизвести примерно семь букв, а после предъявления последовательности: полотенце, музыка, начальство, цель, салат, церковь, деньги, гелий, сахар, попугай, курица — вы опять-таки смогли бы воспроизвести около семи слов (в зависимости от скорости предъявления). При этом, если измерять количество воспроизведенной информации, например, считая количество букв, то становится очевидно, что во втором случае было воспроизведено больше информации, чем в первом. Миллер (Miller, 1956) дал свое объяснение тому, как элементы информации кодируются в КВП. Он предложил модель памяти, способной удерживать семь единиц информации. Отдельные буквы представляют собой отдельные "кусочки" информации, и как таковая каждая буква должна занимать одну ячейку. Однако, когда буквы объединены в слово, они учитываются как одна единица хранения (слово), так что каждое из слов в нашем примере также занимает одну ячейку в КВП. Таким образом, возрастание объема КВП (если, конечно, измерять его в буквах) было достигнуто за счет кодирования буквенных последовательностей в виде отдельных слов. Поэтому, несмотря на то, что объем нашей сиюминутной памяти ограничен семью единицами информации, ее фактический объем может значительно расширяться за счет укрупнения — кодирования отдельных единиц в более крупных единицах. По Миллеру, такое лингвистическое перекодирование есть "подлинный источник жизненной силы мыслительного процесса". Укрупнение единиц информации важно хотя бы потому, что оно объясняет, как может такое большое количество информации обрабатываться в КВП, которая, будь она действительно ограничена семью элементами, стала бы узким местом процесса обработки информации.
КВП, ДВП и единицы информации. Способность КВП справляться с большим количеством информации объясняется, таким образом, укрупнением единицы. Но такое укрупнение не может произойти, пока не будет активирована некоторая информация из ДВП. Как только произошло сопоставление входных элементов и их репрезентаций в ДВП, наши обширные знания помогают систематизировать кажущийся несвязным материал. Связь между ДВП и укрупнением была хорошо проиллюстрирована в экспериментах Бауэра и Спрингстона (1970), где испытуемым зачитывали последовательность букв, а затем просили воспроизвести эти буквы. В одной группе испытуемых (А) экспериментаторы читали буквы так, чтобы они не образовывали хорошо известных сочетаний (и следовательно не контактировали с ДВП); другой группе (В) буквы читали так, что они образовывали хорошо известные сочетания, например:
Группа А: Группа В:
FB...IPH...DTW...AIB...M FBI...PHD...TWA...IBM2
2FBI= ЦРУ, PHD= Доктор философии (высшая научная степень в гуманитарных науках США), TWA= ТрансВорлд Эйр лайнз (американская авиакомпания); 1ВМ= известная компьютерная фирма.— Прим, перев.
Не приходится сомневаться, что буквы, прочитанные второй группе (В), воспроизводились лучше, поскольку объединялись в аббревиатуры, знакомые каждому студенту. Действительно, паузы, сделанные после FBI, PHD и пр., позволяли испытуемым "просматривать" свой мысленный лексикон и посредством этого объединять буквы в более крупные единицы,— так же как и вы объединяете буквы на этой странице. Следовательно, хотя "объем" КВП и ограничен семью единицами, плотность информации в каждой такой единице может меняться в огромном диапазоне.
Слуховой КОД. Лучший способ различить две вещи — это поставить их обе в равные экспериментальные условия и правильно оценить то, что получится. Если они реагируют по-разному, тогда можно сказать, что эти вещи разные. В упомянутом случае с папоротником это значит: если новый обнаруженный вид папоротника реагирует на условия света и почвы иначе, чем другой папоротник, мы можем логически заключить, что эти два вида папоротника функционально различны. Та же логика была использована при различении хранилищ памяти: КВП работает на основе слуховых кодов, даже если код обнаруженной информации — другой, например, зрительный. Хотя есть данные, указывающие, что коды каким-то образом перекрываются, доминирующим информационным кодом КВП является слуховой.
Рассмотрим случай из повседневной жизни. Оператор справочной дает вам номер телефона, скажем, 434-9437. Предположим, что этот номер должен удерживаться в КВП, пока вы не закончите набор цифр. Каким же образом вам удается его сохранять (если, конечно, вы не записали его на бумажке)? Скорее всего, вы повторяете его про себя или вслух "434-9437, 434-9437,..." и так далее. Это и есть практический способ удержать слуховую репрезентацию номера телефона в КВП. Итак, с позиции здравого смысла мы удерживаем информацию в КВП посредством слуховых повторений. Вы можете возразить, что источник информации (голос оператора) был звуковым, что соответствует форме хранения в КВП; на самом деле такое же слуховое повторение происходит и когда вы находите нужный номер в справочнике, хотя в этом случае он является зрительным стимулом. В каком бы виде ни была предъявлена информация, хранение в КВП является слуховым.
Поскольку наука не без подозрения относится к ответам, полученным на основе только здравого смысла, в лабораторных экспериментах широко изучались особенности хранения, позволяющие различить КВП и ДВП. Наиболее важные результаты суммированы в следующем разделе.
Р.Конрад в хорошо известном эксперименте (R.Conrad, 1963, 1964) обнаружил, что ошибки в КВП происходят на основе слуховых, а не зрительных признаков. Эксперимент Конрада проводился в два этапа: на первом он регистрировал ошибки воспроизведения набора букв, предъявленных зрительно, а на втором он регистрировал ошибки, сделанные испытуемыми, которым этот же самый набор зачитывался на фоне "белого шума". Наборы первого этапа состояли из 6 букв. Некоторые буквы звучали похоже, например — СиУ;Ми!^;5иР ("си" и "ви", "эм" и "эн", "эс" и "эф"). Каждая буква предъявлялась в течение 0.75сек. Испытуемые должны были воспроизвести порядок элементов. Результаты показывают, что хотя буквы предъявлялись зрительно, сделанные ошибки были связаны
Кодировав информак КВП
Память: структуры u проце
Таблица 6. l. Распределение ошибок при воспроизведении букв, предъявленных зрительно
DyiURT-l | wmn — 5 — - В | G | P | - -T -• | y | F | M | N | - S"- | ' -ЗГ |
В | ||||||||||
С | ||||||||||
p | ||||||||||
т | ||||||||||
V | ||||||||||
F | ||||||||||
M | ||||||||||
N | ||||||||||
S | ||||||||||
X |
Взято из: Conrad (1964).
с их звучанием. Например, вместо В (би) часто воспроизводилось P (пи), вместо V (ви) — P (пи), а вместо S (эс) — X (экс)3 (см. Табл.6.1).
Дальнейшее подтверждение акустической природы КВП было продемонстрировано Конрадом (1970) в процессе изучения слуховых ошибок у студентов, глухих от рождения. Результаты показали, что ошибки у глухих испытуемых можно разделить на две совершенно разные категории: связанные с акустическим смешением и не связанные с ним. На основе интервью с учителями глухих студентов Конрад разделил студентов по тому, насколько хорошо они говорят. У хорошо говоривших студентов встречались акустические ошибки; у говоривших плохо были другие причины ошибок. Разумно предположить, что некоторые глухие люди преобразуют зрительные символы в некоторый код, функционально близкий фонематическому коду, используемому в КВП, и в результате возникают акустические ошибки. Так что особенности кодирования в КВП очевидно распространяются и на тех людей, у которых сенсорные способности к слуховой обработке ограничены.
Но хотя мы имеем сильные доводы в пользу акустической природы КВП, есть также несколько альтернативных теорий, придерживающихся другой позиции. Ими мы и займемся в следующем разделе.
Зрительный код. Как мы видели, вывод о том, что информация в КВП хранится в виде акустических кодов, был подтвержден во многих экспериментах. Однако, ряд других экспериментов всерьез ставит под сомнение вывод, что информация кодируется в КВП только акустическим способом. Есть данные, указывающие на то, что КВП может кодировать информацию также в зрительном коде, а по некоторым другим данным, в КВП может кодироваться и семантическая информация.
3Примечательно, что внешние характеристики букв также влияют на ошибки. Часто путаница происходит в тех буквах, которые сходны u фонетически, u по написанию, например — В (би) и P (пи), M (эм) и N (эн).
Табл. 6.2.Схема предъявления букв в эксперименте Познера и Киле (Posner and Keele, 1967).
Одинаковые название и форма Одинаковое название Разные название и форма Разные название и форма
Одинаковые
Одинаковые
Разные
Разные
Интервал предъявления: 0-2 сек.
Согласно представлениям об акустическом кодировании, когда мы читаем букву "J", мы удерживаем ее в памяти путем кодирования .в звук "J" Но является ли слуховой код единственным кодом, совместимым с КВП? Некоторые ученые полагают, что существуют и другие коды
Познер и его коллеги предположили (Posner, 1969; Posner, Boies, Eichelman and Taylor, 1969; Posner and Keele, 1967), что как минимум часть времени информация в КВП кодируется зрительно. В их эксперименте испытуемым показывали две буквы, причем вторая предъявлялась правее и одновременно с первой или позже на короткое время. Испытуемые должны были ответить путем нажатия кнопки (так регистрировалось время реакции), одинаковы ли предъявленные буквы Вторая буква могла быть- идентична первой по названию и написанию (АА); такой же по названию но отличной по написанию (Аа); отличной по названию и/или по написанию (AB или Ab). Она предъявлялась одновременно с первой или с задержкой относительно нее на 0.5, 1.0 или 1.5сек (схема эксперимента показана в Табл. 6.2).
ll
- Одинаковое название (напр., "Аа")
Одинаковые название и форма (напр., "АА")
Одинаковое название (напр,, "Аа"' -*
Рис. 6.2.Зов, масть времени p ; ции от интерв | при сопоставлю \ формы и назв< •• букв в смеша! I списках, и сопо< ;1 пения формы о-;;| однородных спи | Оба экспериь* ||; аналогичны, зс « ключением тоге | б Эксперимен | интервалы v
i:|l| СТИ/И/ЛО/ИИ
| длиннее. Адап U! воно из: Posner Щ (1969); и ßo/es 1111В1111;й:|| (?968^ Память: структуры u проц
Одинаковые название и форма (напр., "АА )
Во втором варианте предъявления (Аа) время реакции было больше, чем в первом (АА). Это различие можно объяснить тем, что идентичные буквы сопоставлялись по их внешним (или зрительным) характеристикам, тогда как буквы с одинаковым названием, но различными внешними характеристиками сравнивались по вербальным характеристикам; в последнем случае, как можно предположить, процесс занимал больше времени. Возвращаясь к дискуссии о кодировании в КВП, можно сделать важный вывод: сравнение букв с одинаковым названием и написанием хотя бы частично осуществляется на основе их внешнего (зрительного) кода. Но как видно из Рис.6.2, это преимущество существует только очень короткое время.
После того, как было установлено, что кроме слуховых в КВП могут существовать также зрительные коды, Познер принялся за описание соответствующих этапов. Чтобы проверить гипотезу, что в КВП может происходить сначала зрительное, а затем уже слуховое кодирование информации, Познер и его коллеги использовали вышеописанную методику измерения времени реакции (Posner et al., 1969; Boies, Posner, and Taylor, 1970). Как мы помним, один из интервалов предъявления пар букв равнялся нулю. Объясняется это следующим: если сначала идут зрительные коды, тогда время реакции для внешне (зрительно) идентичных стимулов, предъявляемых одновременно, будет очень коротким. И если кодирование названия происходит немного позже зрительного кодирования, то время реакции для идентичных по названию, но различающихся внешне стимулов, предъявляемых одновременно, будет длиннее. Результаты говорят в пользу этой гипотезы. Как показано на Рис.6.2, на самом раннем этапе обработки в КВП кодирование идентичных букв занимает гораздо меньше времени, чем кодирование букв с одинаковым названием, но этот эффект пропадает через 1-2сек, когда начинают преобладать коды названий.4
Продолжительность обработки информации в КВП была продемонстрирована в эксперименте Солсо и Шорта (Solso and Short, 1979), близком по схеме вышеописанным экспериментам на время реакции. Они предположили, что вскоре после восприятия информация одновременно кодируется различными системами. Солсо и Шорт использовали физические цвета (зеленый, синий, красный, желтый, коричневый и пурпурный), поскольку эти стимулы особенно богаты в отношении кодируемости. Это исследование основывалось на предположении, что представление цвета в кратковременной памяти должно опираться как минимум на три различных кода. Один код — физический (напр., цвет красный); другой код —название этого цвета (напр., "красный"); а третий — концептуальный (напр., ассоциация красного цвета с кровью). В эксперименте испытуемых просили нажать кнопку, если предъявляемый цвет соответствовал (физически, по названию или по ассоциации) цвету, названию цвета или ассоциации с цветом. Цвет, название и ассоциация предъявлялись одновременно с цветом или с задержкой 500 и 1500 мсек. Среднее время реакции показано на Рис.6.3. Как и следовало ожидать, при отсутствии задержки время реакции для сочетаний типа "цвет-цвет" было меньше, чем для сочетаний типа
4Можно было бы возразить, что этот эффект возникает за счет иконического хранения. Но Познер предвидел этот контраргумент и показал, что характеристики КВП в экспериментах на сравнение значительно отличались от характеристик иконической памяти. Более детально см.: Posner (1969).
,900
. о -700
-1 ' .".*§• 600
400 h
Цвет-ассоциация Цвет-название цвета Цвет-цвет
Рис. 6.3.Время реакции при сопоставлении цвета с цветом, названием цвета и ассоциацией на цвет. Взято из: Solso and Short (1979).
"цвет-название" или "цвет-ассоциация". Однако, по мере возрастания задержки между стимулами, различия между временами реакций уменьшалось. Для сочетаний "цвет-цвет" время реакции становилось больше при возрастании задержки от 500 до 1500мсек (см. Рис.6.3). Из этих данных видно, что цветовой код возникает раньше кода названия и ассоциативного кода; код названия возникает примерно через 500мсек, а код ассоциации — через 1500мсек.
По результатам этих экспериментов (Познер и др. и Солсо и Шорт) можно заключить, что в кратковременном хранилище обработка информации осуществляется параллельно (модель для цветовой обработки показана на Рис.6.4). Сначала воспринимаемые объекты (цвета, например) поступают от органов чувств в память для одновременного кодирования. В случае цветов и букв первым кодом, достигающим рабочей интенсивности (интенсивности, достаточной для надежной регистрации), является физический код: цвет-цвет или "А-А". Этот код набирает полную силу в первые 500мсек после обнаружения стимула, а затем, возможно, немного затухает. Кодирование названия начинается параллельно и достигает полной силы примерно после 500мсек, а интенсивность первоначально слабого ассоциативного кода возрастает на протяжении как минимум 1500мсек, В этих экспериментах испытуемые до появления второго стимула не знали, какой тип кодирования им потребуется для выработки реакции. Поэтому, если исходить из того, что активироваться могут разные типы кодов, то проведенные эксперименты позволяют оценить, как много кодов могут запускаться кратковременным предъявлением стимула. Отсюда следует, что начальная обработка информации обладает гораздо большими возможностями, чем предполагалось ранее.
Память: структуры u проц
Рис. 6.4.Формирование когнитивных кодов красно-'о цвета. Взято из: >o/so and Short
' Цветовой
, ,<~, -<-.., л , , , lV. - -- - х . ........ , - ,— у ...-..- с <--
^>. ,;\'*"*' -°:'"''vo^/''^??°f^">:Ff^
До сих мы обсуждали зрительное кодирование в КВП на примере стимулов, которые могли подвергаться и зрительному, и слуховому кодированию. Теперь рассмотрим стимулы, имеющие преимущественно зрительный характер и только весьма отдаленно допускающие возможность кодирования по названию. Сложные зрительные стимулы — это вообще хороший способ изучения зрительных репрезентаций в КВП. Роджер Шепард и его коллеги (Shepard and Metzler, 1971; Metzler and Shepard, 1974; Shepard, 1975; Shepard and Chipman, 1970; Cooper and Shepard, 1973a, 1973b) представили весьма любопытные данные о том, как обрабатываются зрительные стимулы. На зрительном материале Шепард изучал "мысленное вращение" зрительных стимулов по памяти. В его экспериментах испытуемых просили оценить, имеет ли второй стимул (правый на Рис.6.5) такую же форму (исключая вращение), как и первый (левый на Рис.6.5). Иногда второй паттерн был зеркальным отражением первого и, следовательно, отличался от него, а иногда они были идентичны, но по-разному повернуты. Угол вращения менялся от 0° до 180°. Измерялось время, требуемое на принятие решения. Результаты этих экспериментов показывают, что требуемое на ответ время есть линейная функция угла вращения (Рис.6.6) — т.е., при малом угле поворота второго стимула относительно первого решение принималось быстрее, чем при большом. Из этих данных видно, что для поворота внутренней репрезентации объекта требуется около 1 секунды на каждые 50 градусов (Рис.6.7). Результаты экспериментов Шепарда имели далеко идущие последствия для когнитивной теории (она обсуждается в других разделах этой книги), но для нашего рассмотрения КВП и зрительного кодирования они являются решающим свидетельством того, что для проведения сложных преобразований в КВП человек может использовать зрительные коды. Кроме того, связь между затраченным временем и углом вращения показывает, что внутренний процесс линейно зависит от объема проводимого преобразования. Итак, оказывается существует прямая зависимость между временем, затрачиваемым на то или иное мысленное вращение, и углом поворота реальной фигуры. Если рассматривать оба вращения относительно двух шкал — времени мысленно-
Рие. 6.5.Тип
визуальные < ры, использс шиеся Ше. дом и Метиле. Правая фи такая же, ка, воя, но повер на 90° проти совой стрелк
го вращения и угла вращения предъявляемого физического объекта, — это соотношение становится очевидным.
Идея мысленного вращения получила дальнейшее развитие у неск^ль-ких ученых. Их исследования затрагивали две темы: (1 Использование экспериментов по мысленному вращению для решения вопроса о том, хранится ли зрительная информация в виде целостных образов или в виде высказываний; и (2)методические аспекты, связанные с конкретными физическими характеристиками стимульных объектов. Первая тема рассматривается в этой книге как одна из важнейших теоретических проблем когнитивной психологии. В качестве примера современной методической разработки этого вопроса можно привести эксперимент по мысленному вращению двух и трехмерных объектов, который провели Жоликер и др. (Jolicoer, Regehr, Smith and Smith, 1985). Они обнаружили, что в диапазоне от 0° до 60° двух- и трехмерные репрезентации вращаются с одинаковой скоростью; однако, в диапазоне от 60° до 180° двухмерные репрезента-
I
jip^fltl!
А'-
Пары нарисованных фигур
1ШЙ:Ар||Ж;:АШ/Ш
Рис. 6.6.зое
мость врем реакции от поворота фиг Адоптирован« Shepard and tzler(1971).
Память: структуры u проце
>ис. 6.7.Срав-ение времени \ысленного и фи-ического враще-ия.
......... nil ............ ....... ..... lu ..... ..... ........ ......... i .......... si | ililtllt |
lllli | |
ШШ"'':Ш |
, Мысленное вращение, сек «;-
ции вращаются быстрее. Их результаты позволяют лучше определить, что же именно подвергается мысленному вращению. Возможно, при малых углах вращения испытуемые способны поворачивать и простые, и сложные объекты как целостные образы, но для мысленного поворота на больший угол нужен другой механизм. Жоликер и др. полагают, что испытуемые строят некоторое описание строения фигуры, и именно это описание используется ими для реализации мысленного вращения объектов.
Подводя итог, скажем, что по всей видимости, информация представлена в КВП и в слуховой, и в зрительной форме. Ниже мы рассмотрим возможное использование в КВП семантических кодов.
Семантический код. Семантические коды связаны со значением. Основной вопрос этого раздела — может ли семантическая (т.е. осмысленная) информация быть представлена в КВП? Как показывают некоторые эксперименты, может. Первыми такие исследования провели Делос Ви-кенс и его коллеги (Wickens, 1970; Wickens, 1972; Wickens, Born and Allen, 1963; Wickens, Clark, Hill and Wittlinger, 1968; Wickehs and Engle, 1970). Они проделали множество экспериментов, показав, что значения слов содержат множество атрибутов, и поэтому они важны для понимания сложной семантической природы КВП; но кроме этого они позволяют рассмотреть, как семантические коды влияют на КВП. Большинство из вышеупомянутых экспериментов Викенса построены по схеме процедуры, применяемой для изучения проактивного торможения (ПТ). ПТ означает, что в результате заучивания первых элементов некоторой последовательности способность к воспроизведению последующих элементов этой последовательности может снижаться. Например, если испытуемого просят заучить последовательность связанных слов, скажем, названия пород собак, и после заучивания каждой группы из трех названий проверяют воспроизведение, то обычно лучше всего воспроизводится самая первая группа, и с каждой последующей группой качество воспроизведения постепенно падает. Если после появления ПТ в первой серии (с собаками) ввести новую последовательность связанных элементов, скажем, названия цветов, то их воспроизведение будет лучше, чем воспроизведение последней группы собак в первой последовательности. Викенс назвал это явление "освобождением от ПТ". Схема многих экспериментов по освобождению от ПТ является вариантом методики Брауна-Петерсона (см. с. 212), в которой вслед за стимулом, состоящим, например, из трех букв KLZ, следует отвлекающая задача (например, обратный счет по три).
Конкретный план одного из экспериментов Викенса по освобождению от ПТ показан на Рис.6.8. В первой попытке испытуемому показывают
набор из трех связанных слов, дальше следует двадцатисекундная отвлекающая задача для исключения повторений, а затем он пытается вспомнить эти три слова. Вслед за воспроизведением предъявляется другой набор из трех элементов той же категории (вторая попытка), другая отвлекающая задача и снова воспроизведение. Всего в этой процедуре дается 4 набора, причем в экспериментальной группе в последней (четвертой) попытке используется набор слов из другой категории, а контрольная группа продолжает получать слова из первоначальной категории.
Результаты множества экспериментов Викенса, проведенных с огромным количеством испытуемых, показывают, что новые категории слов воспроизводятся лучше, чем старые. Типичные результаты экспериментов по освобождению от ПТ представлены на Рис.6.9. В попытках 1-3 хорошо заметно формирование ПТ в контрольной группе. В четвертой попытке видно продолжение формирования ПТ в контрольной группе и освобождение от ПТ в экспериментальной группе. Очевидно, для хранения слов испытуемые используют некоторый тип семантической организации (например, названия цветов и собак). Если бы они его не использовали, действие ПТ продолжалось бы и после перехода к новому набору слов в четвертой попытке. Викенс использовал в своих экспериментах множество различных категорий (слова/числа, названия растений, названия ощущений и женские/мужские признаки) и получал примерно одинаковые результаты.
Хотя данные Викенса можно интерпретировать как свидетельство семантического кодирования в КВП, их можно объяснить и так, что освобождение от ПТ (как и прием Брауна-Петерсона вообще) предполагает воспроизведение информации из ДВП, а не только из КВП. В таком случае "освобождение" от ПТ связано с информацией, хранящейся в ДВП.
Шульман (Shulman, 1970, 1971, 1972) приводит иного рода данные, (о наличии семантического кодирования в КВП), согласно которым ошибки в КВП обусловлены семантическими переменными. Он использовал методи-
Ijlliill | |||||
Отвлека- | Воспро- | ||||
1ЙИН1 | ющая | изведе- | |||
illllllRf | задача | ние | |||
Бульд'бД | |||||
fiüSiill | |||||
liillillill | Отвлека- | Воспро- | |||
ЩШти|| | ющая | изведе- | |||
ifciilliii | задача | ние | |||
ЖжЯШШШР: |itrag|;3M§| | * | ||||
!ЩШ!Цо'н"наяВ
^||ЩЩ|Щ|Щ||1
Отвлека- | Воспро- |
ющая | изведе- |
задача | ние |
Экспериментальная крупна ^Контрольная группа,
Тюльпан
Роза
Маргаритка
Попытка 4
Отвлека- | : Воспро- |
ющая | изведе- |
задача | ние |
Колли
Овчарка
Попытка 4 г"
Отвлека- | Воспро- |
ющая | изведе- |
задача | ние |
Рис. 6.8.Экспериментальная процедура по изучению "освобождения от ПТ".
Память: структуры u проце
te. 6.9.Резуль-ты типичного ис-едования "осво-'ждения от- ПТ". оптировано из: 'ckens (1972).
Экспериментальная группа (со сменой категории)
Контрольная группа
ку, сходную с задачей на опознание, применявшейся Во и Норманом (Глава 5) и модернизированной Норманом и Викельгреном (Norman and Wick-elgren, 1965). В этой процедуре испытуемым показывали список слов, а после 10-го слова им предъявлялось пробное слово. Испытуемые должны были сказать, соответствует ли оно какому-либо слову из этого списка. Иногда испытуемых просили оценить идентичность пробного и предшествующего слова, а иногда их синонимичность. Если при сопоставлении слов на идентичность испытуемый "путал" пробное слово со сходным, но не идентичным, это свидетельствовало о семантических причинах ошибки. Ее можно было бы объяснить смысловым сходством двух слов, и показать таким образом, что испытуемые используют в КВП некоторый семантический код. Если, например, испытуемому предъявить в составе списка слово pile (куча), то он может ошибочно признать его идентичным пробному слову heap (куча). Шульман наблюдал значительное количество таких ложных опознаний, причем это происходило даже тогда, когда пробное слово стояло очень близко от входящего в список (т.е. всего в трех позициях от него). Согласно Шульману, "эти данные можно рассматривать как подтверждение гипотезы о хранении в КВП семантической информации, когда такое хранение отвечает требованиям задачи" (р.221).
Вышеприведенные экспериментальные данные показывают, что семантические коды в КВП живы и здравствуют. Среди тех, кто считает иначе,— Бадделей и Леви (Baddeley, 1972, 1976; Baddeley and Levy, 1971), которые утверждают, что эти результаты можно объяснить использованием стратегий воспроизведения, хранящихся в ДВП. Таким образом, эти данные могут отражать семантические ошибки или освобождение от ПТ, обусловленные процессами обработки в ДВП, а не в КВП.
ять
Структура и процессы разумной деятельности — предмет особой заботы когнитивной психологии. В данной главе мы рассмотрим структурные свойства КВП и процесс обработки информации в этом гипотетическом хранилище. Мы обратимся к совершенно иному аспекту работы КВП — как воспроизводится хранимая информация.
На современный информационный подход значительное влияние оказал экспериментальный метод, разработанной Солом Стернбергом (Sau! Sternberg, 1966, 1967, 1969) и носящий его имя. В этом методе испытуемому предлагается задача на последовательное сканирование, в которой ему показывают ряд цифр на 1.2сек каждая. Предполагается, что эти цифры записываются в КВП испытуемого, и весь их ряд образует в памяти набор. После того, как испытуемый убедится, что цифры записаны в память, он нажимает кнопку, и ему немедленно предъявляют пробную цифру, которая может быть той же* что и в наборе в его памяти. Задача испытуемого — просто сигнализировать, совпадает ли пробная цифра с одной из цифр набора у него в памяти. При каждой новой попытке в память записывается новый набор цифр. Величина такого набора варьируется экспериментатором в переделах от 1 до 6 элементов, что вполне укладывается в объем непосредственной памяти. Обычно испытуемые делают мало ошибок, и основные данные — это время между предъявлением пробного элемента и ответом испытуемого. Парадигма Стернберга представлена на Рис.6.10.
Время реакции отражает время, затрачиваемое на поиск элемента в наборе в памяти, и это дает основание очертить структуру КВП и законы воспроизведения информации из нее. Нас не должно удивлять, что чем больше запоминаемый набор, тем больше время реакции: больший объем информации в КВП требует большего времени доступа. Однако, два других момента примечательны. Во-первых, время реакции растет в прямой зависимости от количества элементов в наборе (Рис.6.11). На обработку каждого последующего элемента из заученного набора требуется фиксированное количество времени, и все эти времена обработки каждого из элементов суммируются. В одном из экспериментов Стернберг установил, что количество времени, затрачиваемое на обработку элементов запомненного набора составляет 38мс на каждый элемент (Sternberg, 1966).
Во-вторых, здесь есть нечто весьма важное, относящееся к тому, как мы извлекаем информацию из КВП. Когда элемент присутствовал в заученном наборе, и когда его там не было, время реакции было практически одинаковым. Однако, если в качестве пробной цифры предъявлена "7", которая присутствует в заученном наборе и стоит в нем первой — как на Рис.6.10,— и если информация в КВП обрабатывается по порядку, то очевидно, что в этом случае мы должны отвечать быстрее, чем если бы пробная цифра была "8". В последнем случае нам пришлось бы сканировать весь набор, а не только первый элемент, чтобы принять решение. Кроме того, если бы пробная цифра была "8", то время последовательного сканирования набора в поисках соответствующего элемента должно было бы быть равно времени, необходимому для определения отсутствия элемента (т.к. восьмерке предшествуют все остальные элементы последовательности). Поскольку элементы, идентичные пробному, были равномерно распределены по всем позициям набора, то можно предположить, что средняя позиция соответствует середине набора. Поэтому, если бы испытуемые вели последовательный поиск в КВП, то положительный ответ о
Воспроизведение ИНФ&1 мации из ICE
Память: структуры u процес>
Испытуемый кодирует запоминаемый набор в КВП | >%<Щ«> !А?*;™ | Испытуемому предъявляют пробное число | Eil!!! •1 | Испытуемый проводит исчерпывающее сравнение | ЖШ^:^;:: ТШШ&&. :|:;г;::й:::;::?щ;-;; | Принимает решение и отвечает "Да" или "Нет" |
^Щ|рШШри |
Рис. 6.10.Парадигма Стернбер-
1. Запоминаемый ряд 7368
2. Ввод в память
3. Звуковое предупреждение о пробе
б---------------------------------------------^ "Да"
(Время реакции)
2-
(Время реакции)
(Время реакции)
1.2 сек на каждый элемент « 2 сек
ДООмсек + 38 мсек/элемент 400мсек + 38 мсек/элемент 400мсек + 38 мсек/элемент •
Рис. 6.11.Зависимость времени реакции от количества элементов в запоминаемом наборе. Адаптиров<