Возбужде и вниманш в контека деятельнс
"В данном контексте "уровень возбуждения"— это синоним термина "сила побуждения".
.2 /4 ;. л б Возбуждение
Рис. 4.7.Взаимосвязь возбуждения и успешности решения задач на различение трех уровней сложности. Видно, что закон Йеркса-Додсона (перевернутая U-кривая) применим только к наиболее трудным задачам. Адаптировано из: Bradhurst (1957).
гулярных случаев, когда стрелка делала двойной (двухсекундный) скачок. Испытуемые должны были нажимать на ключ каждый раз, когда они обнаруживали этот двойной скачок. Примерно полчаса испытуемые работали хорошо, а затем ошибки непрерывно учащались. Если испытуемым говорили, когда они сделали ошибку, а когда — нет (это должно было повысить их внимание), качество работы улучшалось. После этих первых наблюдений проводилось много исследований по проблеме максимального "объема внимания". Наиболее часто использовалась методика с предъявлением "предупреждающего" сигнала, за которым следовал признак, требующий ответной реакции (Bertelson, 1967). Как показали результаты нескольких экспериментов, оптимальное качество исполнения реакций достигалось, когда предупреждающий сигнал подавался за 0.2-0.5 секунды. Более короткая или длинная задержка (интервал между признаками) приводила к недостаточной тревожности или отсутствию готовности.
На основе этих исследований Познер и Бойес (Posner and Boies, 1971) разработали остроумный эксперимент для определения различия и взаимосвязи компонентов внимания — тревожности, избирательности и пропускной способности. Идея одной из серий эксперимента заключалась в том, что для опознания стимула (например, буквы) нужно меньше времени, если ему предшествует признак, содержащий в себе часть информации из этого стимула. Легко понять, что опознание буквы "А" значительно облегчается, если непосредственно перед ее предъявлением показывалось то или иное изображение буквы "А". (Результаты, полученные Meyer and Schvaneveldt (1971) и обсуждаемые в Главе 11, подтверждают это.) Более того, варьируя время между этими двумя сигналами, можно определить, сколько требуется времени на кодирование первого сигнала, так чтобы оно было оптимальным для обработки второго. Познер и Бойес обнаружили, что время реакции испытуемых на второй сигнал было оптимальным, когда испытуемым давали примерно 500мс на подготовку.
Наконец, Канеман предложил теорию внимания (Kanheman, 1973), предусматривающую и роль возбуждения, и ограниченные возможности человека по обработке информации. Вместо постулирования "узких мест" в процессе обработки, Канеман предположил, что есть общее ограничение на способности человека выполнять умственную работу. Отметим некоторые особенности модели Канемана (Рис.4.8): волнистая линия в верхнем прямоугольнике означает, что наличные ресурсы и возбуждение изменяются. Согласно Канеману, центральными элементами этой модели являются "принципы распределения" и "оценка спроса на ресурсы". "Принципы распределения" Канеман объясняет так:
"Сами эти принципы определяются четырьмя факторами: (1)долговременной готовностью, отражающей законы непроизвольного внимания (например, выделять ресурсы на обработку любого нового сигнала; на всякий внезапно перемещающийся объект; на всякий разговор, где упоминается имя собственное); (2)временными намерениями (напр., слушать голос в правом наушнике; искать рыжего человека со шрамом); (3)оценкой требований: очевидно, здесь действует правило, что если два действия требуют для своей реализации больше ресурсов, чем имеется, одно из них прекращается; (4)влияниями возбуждения..."
аружение и интерпретация сенсорных, сигналов
Оценка требований
на ресурсы
Рис. 4.8.Мс
внимания по неману, вкл* ющая усилия и гие факторы, с. деляющие вс ждение. Ада ровано из: Ко man (1973).
Как полагает Канеман, внимание связано с тем, что можно назвать "мысленным усилием", и что принципиальное ограничение на обработку информации кроется в ограниченности распределяемых ресурсов. Однако, возбуждение (четвертый фактор в вышеприведенных рассуждениях Канемана о "принципах распределения") может повышаться вследствие таких факторов как беспокойство, страх, гнев, половое возбуждение и воздействие препаратов.
Согласно этой модели, некоторые виды информационной обработки могут инициироваться при поступлении входной информации, а другие требуют дополнительного входного сигнала в виде усилия внимания. Поскольку возможности для мобилизации усилий ограничены, то если требуется обращать внимание на два или более входных воздействия, отбудут конкурировать или мешать друг другу. Предложенная Канеманом "двух-процессная" теория "автоматической обработки" (LaBerge, 1975) или "внимательной обработки" (мой термин — P.C.) имеет некоторое сходство со следующей из рассматриваемых моделей.
Управление и вниман
В 70-х и 80-х годах модели человеческой памяти занимали центральное место в когнитивной психологии и информационном подходе. Очень интересную модель предложили Аткинсон и Шифрин (1968); в ней память и
Внима
обработка и«формации включали в себя как структурные компоненты, так и управляющие процессы. (Эта работа будет представлена детально в Главе 5.) Шнейдер и Шифрин (Schneider and Shiffrin, 1977; Shiffrin and Schneider, 1977) разработали модель обработки информации человеком на основе модели Аткинсона и Шифрина, в которой управление и внимание рассматривались как неразрывное целое. Процесс обработки управляется путем манипулирования информацией внутри кратковременной памяти и вне ее. Авторы полагают, что временную активацию некоторой последовательности элементов в памяти (например, при ассоциации) можно вызвать легко. Управляющие процессы ограничены по своим возможностям и требуют к себе внимания, которое контролируется субъектом. Эта теория называется "двухпроцессной", поскольку в ней постулируется как автоматическая, так и управляемая обработка информации. Автоматическая обработка означает активацию элементов памяти, инициируемую самим стимулом и продолжающуюся под контролем субъекта; такое происходит, например, когда появившийся красный сигнал светофора инициирует у водителя реакцию на торможение. Управляемая обработка требует внимания субъекта, поэтому в одно и то же время можно управлять без интерференции только одной последовательностью операций в памяти.
Чтобы лучше понять эту модель, посмотрим сначала, как Шифрин и Шнейдер представляют себе память. В их системе память — это большая и постоянная совокупность "узлов". При обучении эти узлы усложняются, между ними возникают новые связи. Большинство узлов неактивны и находятся в долговременной памяти. Когда активируется любой элемент узла, активируются и все остальные его элементы; кроме того, один узел может активировать другой.
Шифрин и Шнейдер предполагают, что автоматическая обработка начинается в момент, когда предъявляется стимул (т.е. буква); каждый стимул, проходя последовательные этапы обработки, автоматически кодируется и активирует ряд операций, свойственных этому процессу. Например, когда наблюдатель воспринимает букву, он может "автоматически" закодировать ее контраст, цвет и положение; затем — кривые и углы; затем — код буквы и звуковой код; затем — как согласную и, наконец, (по возможности) — ее значение.
При автоматической обработке информации, как это описано выше, человек в какой-то степени контролирует кодирование. Он может, например, направить свое внимание на какую-то информацию или отвлечься от нее. Некоторые элементы, активируемые автоматически, могут инициировать ответную реакцию, которая будет направлять дальнейшую обработку. На Рис.4.9 показана модель, сочетающая автоматическую и управляемую обработку, возможную при предъявлении испытуемому зрительного стимула (например, цифры или буквы). В первом примере кодируются зрительные детали буквы "М", затем идет код ее написания, ее вербальный код ("категория") и, наконец, коды высшего порядка (значение понятия). Может оказаться, что именно некоторые из активированных элементов этого ряда инициируют ответную реакцию, которая направляет последующие действия. Заметим, что в случае, когда на входе — цифра "8", "распределитель внимания" активируется (жирные стрелки) как кодом начертания цифры, так и кодом категории.
Последние данные, представленные Сэмюэлем и Ресслером (Samuel and Ressler, 1986), позволяют предположить, что внимание опосредует
чаружение и интерпретация сенсорных сигналов
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ВНИМАНИЯ
Рис. 4.9.Гипотетическая схема обработки зрительных стимулов. Стрелки могут пропускать или иной уровень (например, стрелка от "зрительных деталей" к "коду категории" минует yt вень "зрительного начертания буквы"} в случае, когда некоторая деталь активирует элеме, нескольких уровней. Для стимула "8" автоматические реакции внимания (сплошная стрелка "распределителя внимания") вызываются как зрительными, так и категориальными кодами (ж ные стрелки). Адаптировано из: Shiffrin and Schneider (1977).
восприятие речи, и это опосредование очень похоже на автоматический процесс по Шифрину и Шнейдеру. Сэмюэль и Ресслер полагают, что слушатель осознает события на лексическом уровне, т.е. в виде значений произносимых слов, но можно направлять внимание и на фонематический уровень, т.е. на уровень звучания речи.
Объясняя феномен внимания, ЛаБерже и Сэмюэль в своих работах (La-Berge and Samuel, 1974; LaBerge, 1975, 1976) опираются на концепцию распределения внимания и на концепцию автоматической обработки. Как мы убедились в этом разделе, человек зачастую (если не постоянно) сталкивается с мириадами стимулов и при этом выполняет несколько действий. Ведя машину, мы можем одновременно смотреть на карту, чесаться, переставлять ноги, есть гамбургер, надевать солнечные очки и т.п. Однако, говоря на языке распределения усилий, мы направляем больше внимания на вождение, чем на другие действия, но некоторую часть внимания мы уделяем и другим действиям. Видимо, хорошо освоенные действия становятся автоматическими и, следовательно, на их выполнение требуется меньше внимания, чем на новые или недостаточно освоенные действия. Такая связь между "автоматической обработкой" и вниманием была описана ЛаБерже (1975):
"Представим себе, например, заучивание названия совершенно незнакомой буквы. Это очень похоже на заучивание имени, связанного с лицом человека, с которым мы недавно встречались. Когда его предъявляют нам вместе со зрительным стимулом, мы
Автомат нч i кая обраб* ка
вспоминаем время и место эпизода и затем генерируем соответствующую реакцию. С практикой это имя начинает появляться почти одновременно с эпизодом. Это "короткое замыкание" представляет собой образование прямого пути между между зрительным кодом и кодом имени. Этот процесс все еще требует внимания... и код эпизода используется теперь больше для проверка точности, чем как медиатор ассоциации. По мере накопления практики прямая связь становится автоматической (Mandler, 1954).... На этом этапе предъявление стимула вызывает имя без всякой помощи со стороны Центра Внимания. Действительно, в таких случаях мы часто замечаем, что не можем отделить имя от неожиданного появления у нас в голове самого объекта."
Концепция ЛаБерже может помочь объяснить многие аспекты поведения человека в стрессовой ситуации. Норман (1976) дает нам подходящий пример. Предположим, что водолаз под водой запутался в своем акваланге. Чтобы выжить, ему надо освободиться от аппарата и постепенно плыть к поверхности. Норман отмечает: "Практика в плавательном бассейне по освобождению от ремней акваланга с погружением снова и снова представляется обучающемуся бессмысленной. Но если эту процедуру сделать настолько автоматической, чтобы она требовала мало или вообще не требовала усилий сознания, то однажды, когда водолазу придется действовать в стрессовой ситуации, она будет выполнена успешно вопреки нарастающей панике" (с.66). Чтобы процесс мог проходить автоматически, необходимо наличие свободного потока информации от памяти к контролю человека над действиями.
Краткое содержание
1. Внимание — это концентрация мысленных усилий на сенсорных или мысленных событиях. Многие современные теории внимания основаны на положении о том, что способность системы обработки информации справляться с потоком входной информации определяется ограничениями самой системы.
2. Исследования внимания включают четыре основных аспекта: сознание, пропускная способность и избирательное внимание, уровень возбуждения и управление вниманием.
3. Сознание есть осознание внешней и внутреней информации12.
12Автору удается избежать тавтологии в оригинальном тексте, поскольку в английском языке есть несколько синонимов для обозначения сознания: consciousness, awareness, apperception, experience. Хотя понятие сознания с трудом поддается определению и не все из них можно считать удачными, определение, содержащееся в этом пункте, едва ли выдерживает даже слабую критику. Тем не менее, оно отражает status quo в американских взглядах на сознание.—Прим. ред.
чаружение и интерпретация сенсорных сигналов
4. Различные уровни сознания связаны с различными системами памяти; аноэтичный, поэтичный и автоноэтичный уровни сознания соответствуют эпизодической, семантической и процедурной системам памяти.
5. Результаты изучения расщепленного мозга говорят, что есть два типа сознания: одно — для языковых функций и связано с левым полушарием, а другое — для пространственных отношений и связано с правым полушарием.
6. Ограничения по объему и избирательность внимания означают, что в структуре обработки информации есть "узкое место". Две модели предполагают разное его местонахождение: согласно одной, оно находится в перцептивном анализе или непосредственно перед ним (Бродбент); согласно другой, анализу подвергается вся информация, а узкое место связано с выбором реакции или непосредственно предшествует Чему (Дойч и Дойч).
7. Модель с фильтрацией была первой полной теорией избирательного внимания. Обработка информации ограничена одним каналом.
8. Модель избирательного внимания на основе делителя предполагает наличие перцептивного фильтра, расположенного между входным сигналом и вербальным анализом; этот фильтр тщательно просматривает входную информацию, избирательно регулируя "мощность" сообщения. Предполагается, что стимулы имеют различный порог активации; этим объясняется, как мы можем слышать что-то, не обращая на него внимания.
9. Модель уместности предполагает, что все сенсорные сигналы подвергаются в памяти предварительному анализу, а уже затем фильтруются с целью выделения существенного материала и передачи его в дальнейшую обработку.
10. Возбуждение — это общее состояние побуждения, поддерживающее нашу способность к восприятию ощущений и напряжению умственных усилий.
//. Взаимосвязь между возбуждением и показателями работы описывается перевернутой U-кривой (Закон Йеркса-Додсона); усиление возбуждения до определенного уровня связано с улучшением деятельности, дальнейшее его усиление приводит к ухудшению деятельности.
12. В последние модели обработки информации входят управляющие процессы и механизмы внимания; движение информации в них осуществляется путем ее направления как к подсистемным структурам, так и от них. Постулируются два различных типа процессов, включающих автоматическую и управляемую обработку информации, причем в обоих случаях обработка в некоторой степени контролируются человеком.
Ключевые слова
аноэтичное сознание
возбуждение
внимание
автоматическая обработка
автоноэтичное сознание
пропускная способность
сознание
управляемая обработка поэтичное сознание предсознательное состояние затенение
бессознательное состояние закон Йеркса-Додсона
Рекомендуемая литература
Neisser. Cognitive Psychology;
Neisser. Cognition and Reality;
Lindsay and Norman. Human Information Processing;
Ornstein. The Psychology of Consciousness;
Ornstein. The Nature of Human Consciousness.
Несколько более специализированное рассмотрение проблем внимания
можно найти в:
Norman. Memory and Attention;
Kahneman. Attention and Effect;
Keefe. Attention and Human Perfomance;
Mandler. Mind and Emotion.
кружение и интерпретация сенсорных, сигналов
Помять
Модели памяти Память: структуры и процессы Семантическая организация и память
Ближайшие приоритеты в исследованиях памяти... начинают ясно вырисовываться. Нужно изучать функционирование индивида, который есть не просто биологический организм, а система обработки информации... Современные достижения отражают сближение различных направлений работы. Одно — это терпеливая и усердная почти вековая разработка экспериментальных Методик для лабораторных исследований памяти. Другое — внезапное и благотворное проникновение идей и принципов обработки информации из новой компьютерной науки. — Вильям К.Эстес
ТЛ"звсех больших проблем, с которыми имеет дело когнитивная психо-jl Алогия, нет ни одной столь же загадочной, как строение мозга. Заключенный в твердую оболочку и весящий всего полтора килограмма, мозг представляет собой удивительное запоминающее устройство. Мозг — это администратор нашей жизни, управляющий нашими действиями; он — хранилище нашей памяти, где содержатся, ожидая своего применения, наши знания; он — сердце наших эмоций, дающих ощущение жизни. И несмотря на все достижения науки и цивилизации, познание вместилища знания только начинается. Но какое это начало! За последние 25 лет мы узнали о памяти больше, чем за всю предшествующую историю.
Изучение человеческой памяти хорошо согласуется с дихотомией структуры и процесса, упомянутой в Главе 1. Многие когнитивные психологи разделяют представление о двойственности памяти, согласно которому существует кратковременная (КВП) и долговременная (ДВП) память. Такой взгляд, совместимый с информационным подходом, завоевал большую популярность. В последние годы появилось несколько теорий, совсем иначе представляющих природу человеческой памяти; они заставили многих когнитивных психологов усомниться в адекватности двойственной модели. Ученые, интересующиеся структурными аспектами памяти, работают над описанием различных этапов, через которые проходит основной поток информации (такие этапы обычно изображаются на схемах в виде прямоугольников, или "ящиков").
Обработка информации также привлекает пристальное внимание специалистов по теории памяти. В данном контексте под "обработкой" имеется в виду "судьба" воспринятой информации: как она кодируется, преобразуется, ассоциируется, хранится, повторяется, воспроизводится и забывается. В общем, обработка — это то, что происходит с информацией внутри "ящиков".
Хотя одни теоретики склонны выделять структурные компоненты памяти, а другие — концептуальные, есть и такие, которые отстаивают целостный подход, признающий равно важными оба этих компонента. Некоторые из этих "целостных" теорий мы обсудим в настоящей главе, а сейчас давайте рассмотрим, как развивались исследования памяти.
Каткая история
ять
Маловероятно, чтобы Герман Эббингауз, живший в Германии и давший первое научное описание экспериментов с памятью (Ebbinghaus. On memory. 1885), мог предвидеть то влияние, которое его работа окажет на всю историю исследований памяти и научения. Посмотрим на ситуацию, в которой он начал свою работу: хотя все "знали", что такое память, и философы рассуждали о ее назначении об этом столетиями, ни одно систематическое представление о структуре памяти не было проверено, не было предложено обоснованного аналитического аппарата, отсутствовала база данных по предыдущим экспериментам. В таких условиях, имея очень мало наводящих данных, он решил предпринять исследование неизвестных свойств памяти. У него было подозрение, что чувства, ощущения и идеи, посетившие однажды наше сознание, остаются спрятанными где-то в памяти. Свое мнение о содержимом памяти и его доступности он очень
ярко выразил в следующем пассаже, где он говорит о когда-то осознаваемых нами чувствах, ощущениях и идеях:
"Хотя внутренний взгляд может их не обнаруживать, они, тем не менее, полностью не уничтожены и не исчезли; некоторым, образом они продолжают существовать, храниться, так сказать, в памяти. Конечно, мы не можем непосредственно наблюдать их текущее существование, но оно проявляется в виде результатов, открывающихся нашему знанию с той же определенностью, с какой мы заключаем о существовании звезд за горизонтом..."
Немецкий дух (Zeitgeist) того времени, в котором работал Эббингауз, гласил, что научение и память можно объяснить, обратившись к сформированным идеям, и, идя обратным путем, найти их источник. Эббингауз перевернул эту процедуру: он изучал, как развивается память, и, делая это, смог извлечь для научного контроля те переменные, которые прежде были неотделимы от памяти. Вооружившись бессмысленным слогом, как прожектором, он ринулся во мрак недоступной памяти. И хотя ему удалось пролить на этот предмет довольно мало света, Эббингауз вышел оттуда, вооруженный методом исследования научения, который применяется до сих пор. Его поиски ответа на вопрос, как формируется память, требовали разработки такой задачи, которая была бы неизвестна испытуемому. Поскольку Эббингауз был не только ведущим теоретиком и экспериментатором, но и самим испытуемым, ему пришлось столкнуться с проблемой, как бы найти нечто такое, чему бы он мог научиться, а значит — чего бы он еще не знал; так он и решил использовать бессмысленные
Герман Эббингауз
Модели пам
слоги: это не слова, а всего лишь последовательность из трех гласных и согласных букв. Вот тогда-то им были рождены "незапоминаемые" термины ZAT, ВОК и SID — рождены, чтобы быть забытыми. Так оно и получилось. Эббингауз упорно повторял список за списком таких бессмысленных слогов, и затем пытался воспроизвести их спустя 20 минут, 1 час, 8-9. часов, 1 день, 2 дня, 6 дней и 31 день. На Рис.5.1 показано, сколько он забывал. В его экспериментальном исследовании памяти учитывалось влияние длины списка на время заучивания, влияние упражнений на научение, изучалось также заучивание и запоминание упорядоченных последовательностей элементов. Методика заучивания последовательностей, ведущая свое начало от Эббингауза, стала стандартом на долгие годы. А в наше время заучивание последовательностей приобрело свое значение не только как процедура заучивания (как первоначально предлагал Эббингауз), но и как метод разделения кратковременной и долговременной памяти. К сожалению, самому Эббингаузу так и не удалось открыть "звезд за горизонтом". Его наверняка порадовали бы те исследования, которые проводятся в лабораториях сегодня. Есть даже некоторые ответы на вопросы, поднятые им более ста лет назад: как воспроизвести из памяти чувства, ощущения и идеи, бывшие однажды в сознании, но ныне недоступные.
Хотя Эббингауз и не достиг полного успеха в поисках чего-то, затерянного в памяти, это не отвратило Вильяма Джеймса из Гарварда от намерения изучать ее строение. Работам Джеймса было суждено непосредственно повлиять на различные теории информационного подхода и современные представления о памяти.
Вскоре после выхода книги Эббингауза "О памяти" (On Memory), Джеймс опубликовал классическую работу "Принципы психологии" (Principles of Psychology, 1890). Он отметил героические усилия Эббингауза по ежедневному заучиванию бессмысленных слогов и похвалил его за точные измерения памяти. В метафорическом стиле, подобном стилю самого Эббингауза, Джеймс ведет свои собственные размышления о "потерянных мыслях":
Рис. 5.1. Кривая забывания Эббингаузом бессмысленных слогов.
Вильям Джеймс
"Стоящая перед нами {задача} касается того, как мы рисуем удаленное прошлое в его естественном облике на холсте нашей памяти; к тому же мы часто воображаем, что непосредственно созерцаем ее глубины. Несется вперед течение мысли, но большинство ее фрагментов падают в бездну забвения. Некоторые воспоминания не переживут и краткого мгновения встречи с ними. Жизнь других, воспоминаний ограничена несколькими моментами, часами, днями. А некоторые оставляют неизгладимый след, благодаря которому они будут вспоминаться, пока длится жизнь. Можем ли мы объяснить такое их, различие?"
Джеймс полагал, что можем. Непрерывная панорама сознательного опыта слишком мимолетна, чтобы считаться памятью. Согласно Джеймсу, воспоминание требует усилий, и его следует отличать от извлечения чего-либо из непосредственного сознательного опыта. Он различал непосредственную память, которую называл первичной, и косвенную память, которую называл вторичной. Представления Джеймса о строении памяти во многом основывались на интроспекции (самонаблюдении); а вторичную память он считал темным хранилищем информации, однажды пережитой, но уже не столь легко поддающейся извлечению. Существует примечательная параллель между первичной и вторичной памятью — этими двумя постулированными им состояниями сознания — и одной важной идеей, которая вот-вот должна была созреть в Вене и распространиться по всему миру. Но в 1890 году мала кто слыхал о Зигмунде Фрейде, а его
Модели пам
концепция бессознательного находилась еще в стадии формирования, и ей нужны были еще два десятилетия, чтобы войти в моду.1
Согласно Джеймсу, первичная память, родственная, но не идентичная тому, что сегодня называют кратковременной памятью, никогда не покидает сознание и дает верное представление о только что воспринятых событиях. Вторичная, или постоянная память изображалась им в виде путей, проторенных в мозговой ткани человека, но с большими индивидуальными различиями: "Некоторые мозговые ткани — как воск под печатью: ни одно из впечатлений, никак не связанных между собой, не может быть стерто. А другие, подобно желе, реагируют на каждое прикосновение, но при обычных условиях не сохраняют надолго отпечатков" (1892, с.293). Итак, память имеет двойственный характер: постоянный и преходящий. Но за исключением ненадежных данных интроспекции, почти никаких научных свидетельств о различиях в работе этих двух систем представлено тогда не было. Это произошло почти 75 лет спустя, когда Во и Норман (Waugh and Norman, 1965) описали взаимосвязь между первичной и вторичной памятью как это показано на Рис.5.2. (Их модель мы рассмотрим ниже в настоящей главе.) Согласно их модели, вербальный элемент поступает в первичную память и затем либо будет удерживаться здесь при помощи повторения, либо будет забыт. При повторении этот элемент может перейти во вторичную память и стать частью постоянной памяти человека. :
Ранние теории Джеймса и Эббингауза, касающиеся глубокой структуры памяти, были надолго положены под сукно, хотя работы этих ученых в других областях* психологии оказались более привлекательными для аналитической и функциональной психологии, которая быстро завоевывала позиции в Америке. Но до возникновения когнитивной психологии и связанного с ней развития моделей памяти дерзкое исследование структурных свойств памяти этими ранними психологами не нашло своего признанния.
Метафоры памяти
'Джеймс не цитировал Фрейда в своей двухтомной работе "Принципы психологии", опубликованной в 1890 г.
Рис. 5.2.Модель первичной и вторичной систем памяти. Адаптировано из: Waugh and Norman (1965).
встречаясь в первый раз с явлением, которое мы сами плохо понимаем, и особенно когда мы пытаемся объяснить его другому человеку, мы зачастую говорим о нем как о чем-то хорошо известном. Однажды, когда британский коллега навестил меня в Америке, я повел его на бейсбол. Будучи сам не знаком с этой игрой, я попытался описать ему основные ее правила. Он в ответ заметил, что эта игра "точно как крикет". За исключением того, что в обеих играх используется мяч и бита, они абсолютно разные, но тем не менее первоначально сделанное им сравнение — между тем, что он уже знал, и тем, что хотел понять — мне представляется полезным.
Понять и описать память во много раз труднее, чем бейсбол. И все же на протяжении интеллектуальной истории психологии люди пытались описать память именно по принципу "это совсем как..."— можете сами вписать на это место любое существительное, какое вам нравится. В 1980 году Генри Реди-гер собрал небольшую коллекцию метафор, использовавшихся в прошлом. Его коллекция приведена ниже.