Связь познавательной и аффективной сфер личности
Проблема связи интеллекта и аффекта - то вечная психологическая тема. Что является движущей силой нашего бытия - познания, интеллектуальные процессы или эмоции и чувства? Эмоции участвуют в познании или они сопровождают познавательные процессы? Существует познания без переживания? Эмоции должны подчиняться знаниям или эмоции руководят познавательными процессами? Развитие личности связан со свободным выражением эмоций и чувств предполагает их контроль, притеснения, подавления? Что главное в личности - рациональное или аффективный? Где истина?
вся наша жизнь - процесс рационального овладения знаниями, фактами, теориями. Но мы стремимся окружить себя вещами и людьми, которые нам нравятся, к которым мы привязаны эмоционально. Опыт подсказывает, что обучение через переживание нередко бывает более эффективным, чем усвоение фактов. Мы не просто реагируем на те или иные раздражители среды, мы познаем через ощущения и восприятия, ориентируясь на значение для нас этих раздражителей и испытывая при этом удовольствие или неудовольствие, которое побуждает к дальнейшим действиям. Уже в элементарных актах познания - ощущениях - проявляется аффективная чувствительность, так называемый эмоциональный тон ощущений (неприятный звук, приятный запах). Так, с первых дней после рождения младенцы интенсивно отворачиваются от неприятного запаха. Аффективные явления - это душевные явления, которые волнуют, трогают. Это поезда, эмоции, чувства, воля.
Сходство влияния влечений и эмоций на интеллектуальные процессы, их структурное сходство со стороны физиологии и аналогичность влияния на психику чувств, связанных с влечениями и эмоциями, ругает основания для объединения их в один общий термин - аффективность. Понимание свободы как действия, которая воздействует на поезда, тормозя одни и усиливая другие, что проявляется в мотивации, создает возможность выделить эти процессы в аффективную сферу психики, особенности которой определяют аффективный пространство личности.
Эта сфера отличается от познавательной, потому что в ней отражаются предметы и явления объективного мира, а внутреннее состояние человека. Это психические явления, которые даны нам в переживаниях отношение к предметам, к явлениям объективного мира, к другим людям и оказывают влияние на них. Различие познавательной и аффективной сфер несомненна. Прежде всего она определяется тем, что в познавательной сфере отражается внешний предметный мир, а в аффективной - внутреннее состояние человека. Это отражение осуществляется в познавательной сфере в образах, а в аффективной - через переживания. В образах воспроизводится содержание объективного мира, а в переживаниях - отношение к этому миру. Это различие дает основание для их отдельного рассмотрения. Эмоции окрашивают отражательный смысл, который нами ощущается, воспринимается, мыслится. Понимание познавательной и аффективной сфер как проявлений специфических форм отражения подчеркивает их единство.
Спектр взглядов на соотношение когнитивных и аффективных процессов очень широк: от "панемоційних позиций", в пределах которых афективністю наделялось любое психическое явление, до, наоборот, очень суженного трактовка эмоций в концепциях інтелектуалістичного направления - вплоть до полного отвержения аффективных процессов, поскольку они чрезвычайно интимные, лабильные, неуловимые, субъективны, а потому недостоверные показатели значение предметов.
Сущность рассматриваемого соотношения исчерпывающе раскрыл известный советский психолог С. Л. Рубинштейн. Эмоциональность, аффективность - лишь одна, специфическая сторона познавательных процессов, отражающих действительность в переживаниях. Эмоциональные процессы не могут противопоставляться познавательным, они не являются взаимоисключающими. Как в эмоциях проявляется единство эмоционального и интеллектуального, так и познавательные процессы образуют единство интеллектуального и эмоционального. Интеллектуальные и эмоциональные процессы являются важными компонентами конкретной жизни человека, взаимосвязей человека с действительностью, через которые формируется личность. Психическое отражение всегда в какой-то мере включает единство двух противоположных компонентов: знания и отношения, интеллектуального и аффективного.
Итак, целостное аффективное явление всегда представляет единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, а с другой - эмоционального переживания, то есть той специфической окраски, с которой данное содержание отражается человеком. Так, один и тот же смысл при разных условиях может вызывать неодинаковые переживания. Любимая мелодия усиливает радость приятных минут, но может вызвать раздражение при других условиях. И наоборот, одно и то же переживание может окрашивать разные мнения, представления: в интеллектуальном процессе всегда присутствует момент эмоционального. Постулювання единства интеллектуального и аффективного в процессе познания действительности и познания личностью себя самой как реальности снимает вопрос о первичности познания или эмоций, аффекта или интеллекта (или эмоции возникают как результат познания, эмоции побуждают к познанию?). Речь должна идти о те или иные условия взаимоотношений человека со средой, о единстве внешних И внутренних условий развития психики как процесса взаимодействия человека с окружающим миром. В этом взаимодействии возникают знания и эмоции, которые мы условно относим к познавательной и аффективной сфер, рассматривая их как составляющие процесса взаимодействия. В эмоциях через переживание познается значимость (недостатки или преимущества) предметов окружающей среды. Все суждения о значении этих предметов формируются на основе эмоций. Откуда мы знаем, что Пушкин и Шевченко великие поэты, а Рафаэль замечательный живописец? Эти суждения сформировались благодаря чувством гармонии и красоты, которые охватывают нас при созерцании шедевров этих гениев. Так считал Н. Я. Грот, русский психолог конца XIX века.
Итак, эмоции не менее значимые, чем отбытия, восприятие, мышление, воображение и память.
Из единства интеллекта и аффекта следует, что мысль не порождается другим мнением, она является продуктом, как отмечал Л. С. Выготский, мотивирующей сферы нашего познания, которая охватывает наши влечения и потребности, побуждения, эмоции и чувства. Поэтому рассмотрение аффективной сферы личности целесообразно начинать с развития аффективной чувствительности, различение впечатлений и возникновения влечений и эмоций.
Семинар 2.
VI. Эмоциональные и поведенческие особенности одаренных людей. Верно ли утверждение, что талант сам себе дорогу пробьет. Ответ необходимо найти, используя психобиографический метод.
Примерный список выдающихся людей человечества, биографию которых можно взять для анализа:
Пушкин
Лермонтов
Чайковский
Наполеон
Гитлер
Ницше
Булгаков
Андерсен
Леонардо да Винчи
Анализируя биографию, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- отношения с матерью (вспомните, на формирование каких структур личности влияют отношения с матерью)
- отношения с отцом
- отношения с братьями и сёстрами (если таковые имелись)
- с кем были особые отношения в семье (любовь, ненависть, авторитет, образец и т.п.)
- отношения со сверстниками
- особая ситуация развития (телесная или психологическая травмы, инвалидность и пр)
- как складывалась сфера интересов
VII. Межполушарные взаимоотношения и одаренность. «Левши» и «правши» с точки зрения развития способностей и одаренности. Правда ли, что все «левши» - особо талантливые люди? Обоснуйте свой ответ с точки зрения научной психологии.
VIII. Почему о гениальных людях говорят: «Сгорел как свечка». Обоснуйте свой ответ с точки зрения научной психологии. Возможен ли другой жизненный путь для гениальных людей?
Список литературы.
К вопросу №1.
1. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1973г.
2. Пиаже Ж. Избранные труды. М.: Наука, 1966.
3. Анастази А. Психологическое тестирование.Ч.1. М.: Педагогика, 1982.
4. Освальд В.Д. Ослабление когнитивных функций в пожилом возрасте при дементных процессах // Иностранная психология. 1999, № 2.С.69-73.
5. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта.// Вопросы психологии,1993г. № 2. С.106-108.
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 279с.
К вопросу №2.
1. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989г.
2. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы исследования. М.:ИПРАН,1988. С.21.
3. Грановская Р.М., Березная И.А. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991г.
4. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука. 1977г.
К вопросу №3.
1. Кимура Д. Половые различия в организации мозга.// В мире науки.1992.№ 11-12. С.73-80.
2. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. // Вопросы психологии. 1993. №2. С. 63-71.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999г. С.368.
К вопросу №4.
1. Абульханова-Славская К.И. Личностные типы мышления. М.: Наука. 1986.
2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993.
3. Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта.// Психологический журнал. 1982. Т.3. № 2. С.120-126.
4. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие. Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та. 1990.
5. Музычук С.Т., Холодная М.А. Проявления психического времени в связи с интеллектуальными и личностными характеристиками человека. Деп. в ИНИОН АН СССР. 1989. №40046 от 13.11.89.
6. Русалов В.М., Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы. // Психологический журнал. 1995. Т.16. №5. С.12-23.
К сожалению, не успеваю подготовить вам стартовый перечень литературы по всем вопросам. Поэтому придётся поискать самим=))