Что с возу упало, то пропало.
Задание 2. «Найди одинаковые кубики»
Материал к заданию: плакат с изображением 8 кубиков (см. материалы к урокам, рис. 134).
Задача: найти пары одинаковых кубиков. П-г вместе с учащимися анализирует рисунки на гранях кубиков. Внимание детей обращается на то, что изменение положения кубика в пространстве (один оборот влево, на себя, вправо) приводит к изменению положения его фронтальной, т.е. обращенной к зрителю, грани. Например, кубик 1 при повороте влево на один оборот займет положение кубика 6. И наоборот, при повороте кубика 6 вправо получим кубик 1. Затем учитель просит учеников найти остальные пары
Задание 3. «Тропинка»
Дети выстраиваются в затылок и идут «змейкой» по воображаемой тропинке. П-г выразительно читает текст, а ученики пантомимически изображают его содержание.
«Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... Идем с трудом... Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Идем спокойно по тропинке... Хорошо вокруг!.. Вот и пришли! Молодцы!»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 8
Задачи
- Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).
- Развитие произвольности движений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).
Основная часть
Задание 1. «Найди рядоположное слово»Ход работы см. урок 96, задание 1. Слова для предъявления (правильные ответы выделены):
Гора,земля, равнина,участок, география.
Прибор, температура, градус, термометр, барометр.
Ухо, лицо, человек, учение, глаз.
Точка, кавычки,предложение, слово, язык.
Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, рассказ.
Северный полюс, Африка,карта, Антарктида,мореплаватель.
Растение, рис, хлеб, просо,поле. Песня, птица, клест, клетка, иволга.
Песок, глина,керосин, строительство, полезные ископаемые.
Север,горизонт, восток,география, Индия.
Задание 2. «Невидящие» и «неслышащие»
Вариант 1. «Невидящие»
У всех глаза открыты, но они должны помнить, что «не видят» ни одного жеста учителя. Когда п-г проделывает разные движения без словесной команды, играющие ему не подражают. Когда же он одновременно командует (например, поднимает руки и говорит: «Руки вверх!») - все должны выполнять команду. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Вариант 2. «Неслышащие»
П-г делает различные движения и сопровождает их словесной командой, или же отдает только приказания, или делает только движения. Играющие должны повторять каждое движение ведущего и не выполнять ни одной его словесной команды, если она не сопровождается соответствующим движением.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 9
Задачи
- Развитие вербального мышления.
- Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть).
- Развитие осязательного восприятия.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).
Основная часть
Задание 1. «Объясни значение»
П-г просит учеников объяснить значение выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова:
Открытоеокно - открытыйвопрос. Операцияна сердце - военная операция. Гусеницабабочки - гусеницатрактора. Русский язык - языкво рту. Носить очки— набрать очкив игре. Праздничный наряд - нарядмилиции. Месяцгода - месяцна небе.
Задание 2. «Целое — часть»
Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое -часть».
П-г читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть.
Слова для предъявления:
Кастрюля,сковорода, посуда, крышка, кухня.
Мебель, дверца, шкаф,стол, книжный шкаф.
Экран, изображение, телевизор,цветной телевизор, радио.
Обувь, туфли,щетка, крем, подошва.
Растение, сад, лепесток, мак, цветок.
Время, будильник,ручные часы, секунда, циферблат.
Книга,страница, буква, учебник, писатель.
Фигура, квадратный метр, куб, квадрат,сторона.
Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.
Животное, рыба,лодка, плавник, озеро.
(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жирным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, - курсивом.)
Задание 3. «Палочка-узнавалочка» Материал к заданию: несколько предметов достаточно сложной формы, например, небольшой чайник,
вазочка, банка, коробка, кружка и др.; неочиненные карандаши длиной не менее 10 см, повязки на глаза.
Все играют с завязанными глазами. Ученики держат в правой руке неочиненный карандаш за самый конец, другая рука - за спиной. П-г ставит перед каждым учеником какой-либо предмет и свободный конец карандаша кладет на этот предмет. Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только учитель. Задача учеников - раньше других определить, что это за предмет, размеры, материал, из которого он сделан. Кто узнал предмет, поднимает карандаш вверх и рассказывает учителю все об этом предмете.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 10
Задачи
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие вербально-смыслового анализа.
- Развитие пространственных представлений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).
Основная часть
Задание 1. «Запомни сочетания фигур» Материал к заданию: три табло с геометрическими фигурами (см. материалы к урокам, рис. 135). Ход работы см. урок 66, задание 1.
Задание 2. «Подбери пословицу»
Ход работы см. урок 97, задание 1. Примерные наборы пословиц (правильные ответы выделены жирным шрифтом):
Что у кого Язык до Киева доведет.
болит, тот Не сразу Москва строилась.
о том и У голодной кумы все хлеб на уме.
говорит. Где много слов, там мало дел.
Своя рубашка ближе к телу.
Как аукнется - Слово — серебро, молчание – золото.
так и откликнется. Какова плата, такова и работа.
Рано пташечка запела,
как бы кошечка не съела.
Задание 3. «Раскрась кубик»
Материал к заданию: плакаты и индивидуальные листы бумаги с кубиками (см. материалы к урокам, рис. 136), цветные карандаши.
П-г вывешивает на доске плакат с кубиками, нарисованными так, как показано на рис. 136А и рис. 136В. Ученикам раздаются листы бумаги с кубиками, нарисованными так, как показано на рис. 136Б и рис. 136Г. Задание учащимся: а) раскрасить переднюю грань кубика Б так же, как у кубика А; б) раскрасить кубик Г так же, как кубик В.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 11
Задачи
- Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»).
- Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки» (см. урок 21).
Основная часть
Задание 1. «Целое — часть»Ход работы см. урок 99, задание 2. Слова для предъявления:
Ветка, орешник,кустарник, растение, колючий кустарник.
Пчела,шмель, насекомое, мед, крыло.
Кукуруза,пшеница, хлеб, растение, початок.
Нос, человек,дыхание, запах, мальчик.
Писатель, глава, роман,рассказ, интересный роман. ;
Понятие, слово,рассказ, суффикс, произносить.
Крепость, дача, дом, стена, строить.
Кошка,хвост, собака, домашние животные, мяукать.
Число, дробь,цифра, математика, числитель.
Растение, корень, трава, дерево,животное.
(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жирным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, -курсивом.)
Задание 2. «Найди значения слов»
П-г объясняет, что есть слова, которые имеют несколько значений. Например, слово «фигура» - геометрическая фигура, фигура человека, фигура высшего пилотажа.
Задание ученикам - найти как можно больше значений следующих слов:
АДРЕС ВОРОТ ЗАРЯДКА
КАТОК ВАЛ ЛОПАТКА
ВИЛКА КОСА ПРОВОДНИК
Задание 3. «Вырезай точно»
Материал к заданию: картонки с небольшими отверстиями - круглое, квадратное, треугольное и прямоугольное; лист бумаги, ножницы.
Ученики садятся парами. Перед ними кладут картонку с отверстиями. Ученики должны вырезать из бумаги «пробки», которые точно бы закрывали эти отверстия. При вырезывании нельзя брать в руки картонку и примерять «пробки», а пользоваться только глазомером. Проверяется, кто точнее вырезал «пробки».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 12
Задачи
- Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения).
- Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).
Основная часть
Задание 1. «Найди причину и следствие»
Материал к заданию: 10 наборов из 5 слов, в которых имеются пары понятий, находящихся между собой в причинно-следственных отношениях.
П-г читает набор из 5 слов и просит учеников найти два понятия, одно из которых обозначает причину, а другое - следствие, т.е. то, что происходит после и в силу действия этой причины.
Слова для предъявления:
Образование льда, север, мороз,погода, снег.
Осень,холод, дерево, листопад, время года.
Время года, весна,деревья, лето, таяние льда.
Кипение воды,образование пара, жара, кастрюля, солнце.
Радость, плач, таблетка, игра, боль.
Подарок,радость, кукла, игра, дети.
Вода, юг, море, волны, ветер.
Страх, ребенок, опасность,явление природы, дом.
Дождь,вода, снег, солнце, лужа.
Смех, слезы, горе,книга, телевизор.
(Понятия, обозначающие причину, выделены жирным шрифтом, а понятия, обозначающие следствие, -курсивом.)
Задание 2. «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 137), картонный кружок.
Ход работы см. урок 34, задание 1.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 13
Задачи
- Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений).
- Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (см. урок 2).
Основная часть
Задание 1. «Назови причину»
П-г предлагает ученикам найти причины следующих событий:
Наводнение ... (разлив реки, таяние снега). Травма (перелом) ... (падение). Гололед ... (мороз после дождя). Двойка ... (невыученный урок). Загар ... (солнце).
Ответы учеников обсуждаются.
Задание 2. «Найди значения слов»
Задание аналогично заданию 2, урок 101.
Слова для предъявления:
СОБАЧКА ДРОБЬ
УЗЕЛ РОСТ
ШАШКА ШИШКА
БАРАШЕК РУЧКА
ЛАВКА БОЙ
Задание 3. «Найди смысл»
Ход работы см. занятие 29, задание 2. Однако для предъявления подобрать три другие четверостишия.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 14
Задачи
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).
Основная часть
Задание 1. «Письмо инопланетянина»
Материал к заданию: листы бумаги, расчерченные на 15 клеток (3 по горизонтали и 5 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.
Ход работы см. урок 62, задание 2.
Слова для предъявления:
Веселый праздник Теплый ветер
Тяжелая работа Печаль
Болезнь Разлука
Счастье Вкусный ужин
Смелый поступок Богатство
Дружба Сердитый человек
Темная ночь Радость Справедливость
Задание 2. «Отрицание»
Материал к заданию: большой лист бумаги, на котором нарисован круг большого диаметра; множество различных предметов разных форм, цвета, размера.
П-г кладет в круг предметы, похожие каким-либо признаком. Этот признак учитель не называет, учащиеся должны определить его сами (например, все красные предметы). Ученики должны одним словом назвать фигуры, расположенные вне круга («не красные»). Затем учитель в круг кладет другую комбинацию предметов, похожих каким-либо признаком, а учащиеся должны назвать одним словом предметы, оставшиеся вне круга, и т.д.
Возможны следующие комбинации:
В круге
квадратные
круглые
прямоугольные
треугольные
красные
синие
желтые
белые
большие
малые
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Вне круга
неквадратные
некруглые
непрямоугольные
нетреугольные
не красные
не синие
не желтые
не белые
небольшие
немалые
Занятие 15
Задачи
- Развитие вербально-смыслового анализа.
- Развитие мышления (абстрагирование).
- Развитие пространственных представлений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).
Основная часть
Задание 1. «Пословицы»
Учеников просят своими словами сформулировать общий смысл пословиц.
Тише едешь - дальше будешь. Волков бояться - в лес не ходить. Любишь кататься, люби и саночки возить. Готовь сани летом, а телегу зимой.
Задание 2. «Форма — цвет»
Материал к заданию и ход работы см. урок 91, задание 2.
Задание 3. «Раскрась кубик»
Материал к заданию: плакат с раскрашенным кубиком и листы бумаги для каждого ученика с изображением нераскрашенного кубика (см. материалы к урокам, рис. 138).
Задание ученикам - раскрасить кубик так же, как на плакате, учитывая, что кубик для раскрашивания имеет другое пространственное положение.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 16
Задачи
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие логического мышления.
- Развитие произвольного внимания.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).
Основная часть
Задание 1. «Совмести фигуры»
Материал к заданию: листы с рисунками квадратов для совмещения (см. материалы к урокам, рис. 139).
П-г показывает лист А и просит определить совпадающие в пространстве элементы, образующиеся при наложении двух рисунков. В качестве ответа вы брать один из пронумерованных рисунков (в данном случае правильный ответ отсутствует). Предложить ученикам самим нарисовать квадрат с совпадающими элементами.
Затем учащимся демонстрируется лист Б (правильный ответ - 3).
Задание 2. «Поезд»
Материал к заданию и ход работы см. урок 76, задание 1.
Задание 3. «Пишущая машинка»
Ход работы см. урок 19, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 17
Задачи
- Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие произвольности движений (точность).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9)..
Основная часть
Задание 1. «Подбери слово, противоположное по смыслу»
Ученикам называется слово, к которому они должны подобрать слово, противоположное по смыслу.
Слова для предъявления:
Начало — ... (конец)
Жизнь - ... (смерть)
День - ..„ (ночь)
Высокий - ... (низкий)
Замерзание - ... (таяние)
Толстый - ... (тонкий)
Твердый - ... (мягкий)
Красивый - ... (уродливый)
Легкий - ... (тяжелый)
Большой - ... (маленький)
Задание 2. «Найди одинаковые»
Материал к заданию: листы бумаги с рисунками самолетов и ключей (см. материалы к урокам, рис. 140).
П-г просит рассмотреть сначала рисунок с самолетами, а затем рисунок с ключами и найти два одинаковых (правильный ответ: самолеты - 1 и 5, ключи - 1 и 6). Затем учитель задает вопросы: «У каких двух самолетов различаются только крылья? У каких самолетов хвосты одинаковые, а крылья и носы разные? Если самолету 4 нарисовать хвост, как у 2, а нос, как у 1, то какой получился бы самолет? Если ключу 4 нарисовать головку, как у 3, а вырез в середине, как у 2, то какой получился бы ключ?» и т.п.
Задание 3. «Кто точнее?»
Ход работы см. урок 37, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 18
Задачи
- Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).
- Развитие мышления (абстрагирование).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).
Основная часть
Задание 1. «Подбери слово, противоположное по смыслу»
Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:
Отрицательный — ... (положительный)
Смех - ... (слезы)
Увеличить - ... (уменьшить)
Любовь - ... (ненависть)
Разделить - ... (умножить)
Сильный - ... (слабый)
Прибавить - ... (отнять)
Молодость - ... (старость)
Горький - ... (сладкий)
Храбрый - ... (трусливый)
Задание 2. «Только одно свойство» (логическое домино)
Материал к заданию: набор фигур для каждого ученика, как в задании 2, урок 91.
Ученики разбиваются на пары. У каждого ученика полные наборы фигур. Один ученик кладет на стол любую фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся только одним каким-нибудь свойством. Например, если первый ученик положил на стол большой красный треугольник, то второй ученик может ответить, приложив к нему маленький красный треугольник, большой желтый треугольник или большой красный круг и т.п. Но если второй ответит, приложив к первой фигуре вторую, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более, чем одним свойством, то ответный ход неправилен, и у игрока изымается эта фигура. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 19
Задачи
- Развитие произвольной памяти.
- Развитие понятийного мышления.
- Развитие пространственных представлений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).
Основная часть
Задание 1. «Какого цвета?»
Материал к заданию: плакат с изображением птиц (см. материалы к урокам, урок 35, задание 1, рис. 54).
П-г говорит: «В одной книжке художник раскрасил птиц по правилу: хвост, как у птицы 1, раскрасил красным цветом, хвост, как у птицы 2, - синим, хвост, как у птицы 3, - желтым. Каким цветом раскрашен хвост у птицы 8? (желтым) У каких птиц хвост желтый? (3, 4, 8) У каких двух птиц с разной головой хвост одинакового цвета? (2 и 7, 3 и 4, 1 и 9)» и т.п.
Задание 2. «Вордбол»
Ход работы см. урок 12, задание 3.
Ученикам предлагаются следующие темы:
«Имена существительные женского рода - имена существительные не женского рода». Слова для предъявления:
печь, стол, поле, ночь, чашка, апельсин, кирпич, сено, калач, шкаф и др. «Слова однокоренные - неоднекоренные». Слова для предъявления:
носильщик, носки, носить, перенос, носовой, переносица, нос, занос и др.; море, уморить, морской, моряк, морилка, мор, заморский и др.
Задание 3. «Найди одинаковые кубики» Материал к заданию: плакат с изображением пяти рядов кубиков (см. материалы к урокам, рис. 141).
Дети под руководством п-га находят одинаковые кубики в каждом ряду. Ответы учеников проверяются с помощью натуральных кубиков (правильные ответы: а - 1 и 2, б -1 и З, в - 1, 2 и 4, г - 1 и 2, д – 1 и 2).
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 20
Задачи
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).
Основная часть
Задание 1. «Письмо инопланетянина»
Материал к заданию и ход работы см. урок 104, задание 1.
Слова для запоминания:
Справедливость Темная ночь
Счастье Ум
Девочке холодно Теплый ветер
Надежда Вкусный завтрак
Сила воли Интересная книга
Быстрый человек Скорость
Сильный характер Успех Смелость
Задание 2. «Вырезай точно»
Материал к заданию и ход работы см. урок 101, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 21
Задачи
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие мышления (установление закономерностей).
- Развитие произвольности движений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).
Основная часть
Задание 1. «Муха»
Ход работы см. урок 81, задание 1.
Задание 2. «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 142), картонный кружок.
Ход работы см. урок 34, задание 1.
Задание 3. «Попади в свой кружок»
Ход работы см. урок 41, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 22
Задачи
- Развитие мышления (анализ через синтез).
- Развитие мышления (абстрагирование).
- Развитие пространственных представлений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).
Основная часть
Задание 1. «Разгадай ребусы»
Материал к заданию: плакаты с ребусами (см. материалы к урокам, рис. 143). -
П-г объясняет детям, как разгадываются ребусы, на 1-2 примерах.
Затем ученикам предлагается расшифровать слова самостоятельно.
Задание 2. «Только одно свойство» Материал к заданию и ход работы см. урок 108, задание 2.
Задание "3. «Развертка куба»
Материал к заданию: плакат с изображениями развертки куба и трех кубиков (см. материалы к урокам, рис. 144).
П-г просит рассмотреть развертку куба и выбрать кубик, который можно из нее сделать (правильный ответ - 2). При затруднениях можно предложить выполнить такую же развертку, сконструировать из нее куб и с помощью практических действий определить искомый.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 23
Задачи
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (см. урок 2).
Основная часть
Задание 1. «Отыщи числа»
Материал к заданию и ход работы см. урок 82, задание 1.
Задание 2. «Найди смысл»
Ход работы см. урок 88, задание 2.
Для предъявления подобрать новые, ранее не использовавшиеся четверостишия.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 24
Задачи
- Развитие логического мышления.
- Развитие произвольного внимания
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлите ль» (см. урок 10).
Основная часть
Задание 1. «Поезд»
Материал к заданию и ход работы см. урок 76, задание 1.
Задание 2. «Невидящие» и «не слышащие»
Ход работы см. урок 98, задание 2.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 25
Задачи
- Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).
Основная часть
Задание 1. «Отрицание»
Материал к заданию и ход работы см. урок 104, задание 2.
Задание 2. «Ленточки»
Материал к заданию: плакат с изображением «разорванной» ленточки и набор вкладышей (см. материалы к урокам, рис. 145).
Ход работы см. урок 51, задание 2. В первой ленточке каждый пробел заполняется двумя вкладышами, во второй - тремя (правильные ответы к задачам-вырезам: е - 2, 5; ж - 10, 7; и - 4, 1, 8; к - 3, 2, 6).
Задание 3. «Знай свой темп»
Ход работы см. урок 67, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 26
Задачи
- Развитие понятийного мышления (обобщение).
- Развитие мышления (абстрагирование).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).
Основная часть
Задание 1. «Подбери общее понятие»
Материал к заданию: пары слов, к которым нужно подобрать общее понятие.
П-г называет пару слов. Дети должны назвать их одним словом, т.е. обобщить. Например, учитель называет пару слов «пчела, жук». Ученики отвечают более общим понятием «насекомые».
Слова для предъявления:
Окунь, карась - ... Нож, ложка - ... Метла, лопата - ... Дом, дача - ... Лето, зима - ... Автомобиль, поезд - .. Июнь, июль - ... Нога, рука - ... Нефть, торф - ... Сапоги, туфли - ... Собака, пчела — ... Пушкин, Лермонтов -Трава, гриб - ... Конфета, торт - ... Глаза, уши - ...
(рыбы)
(столовые приборы)
(садовые инструменты)
(жилые помещения)
(времена года)
(транспорт)
(летние месяцы)
(части тела)
(полезные ископаемые)
(обувь)
(животные)
(русские поэты)
(растения)
(кондитерские изделия)
(органы чувств)
Задание 2. «Только одно свойство» Материал к заданию и ход работы см. урок 108, задание 2.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия!
Занятие 27
Задачи
- Развитие понятийного мышления (обобщение).
- Развитие мышления (абстрагирование).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем-упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).
Основная часть
Задание 1. «Подбери общее понятие»
Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:
Природоведение, математика - ... Треугольник, пятиугольник - . Плюс, минус - ... Солнце, Луна - ., Точка, запятая -Повесть, рассказ -Уменьшаемое, вычитаемое - ... Делимое, делитель - ... Дождь, снег - ... Торф, уголь - ... Метр, сантиметр Сложение, вычитание - ... Сумма, разность
Озеро, море - ... Скорость, время Пчела, жук - ...
(учебные предметы)
(геометрические фигуры) (арифметические знаки) (небесные тела) (знаки препинания) (литературные произведения)
(компоненты вычитания)
(компоненты деления) (осадки)
(полезные ископаемые) . (мера длины)
(арифметические действия) . (результаты
вычислительных действий)
(водоемы) . (параметры)
(насекомые)
Задание 2. «Форма — цвет»
Материал к заданию и ход работы см. урок 91, задание 2.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 28
Задачи
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие непосредственной памяти.
- Развитие смысловой вербальной памяти.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).
Основная часть
Задание 1. «Найди девятый»
Материал к заданию: плакат с рисунками автобусов (см. материалы к урокам, рис. 146).
Детей просят отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подходит на свободное место между автобусами 4 и 6 (правильный ответ - Ж).
Задание 2. «Точно такие»
Материал к заданию см. предыдущее задание.
Детей просят запомнить рисунки автобусов 4, 7, 9. Затем эти изображения закрываются картонными кружками. Задаются вопросы: «У автобусов 4 и 7 окна одинаковые? Что разное у автобусов 7 и 9? У какого незакрытого автобуса окна, как у 9? Что разное у автобусов 3 и 4?» и т.п.
Задание 3. «Объедини по смыслу и запомни»
Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в несколько (5) групп. Ход работы см. урок 70, задание 1.
Слова для запоминания:
свет, корабль, табурет, свекла, картошка, самолет, пчела, стол, фонарь, троллейбус, комар, помидор, солнце, шкаф, муха, лампа, лук, поезд, стул, шмель.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 29
Задачи
- Развитие вербального мышления (отношения последовательности).
- Развитие произвольного внимания (устойчивость).
- Развитие произвольных движений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).
Основная часть
Задание 1. «Подбери следующее»
П-г просит учащихся подобрать к заданным понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях последовательности.
Слова для предъявления:
Январь - ... (февраль) Первый - ... (второй) Зима - ... (лето) Завтрак - ... (обед)
1992 - ... (1993) Среда- ... (четверг)
Задание 2. «Стенографы»
Материал к заданию и ход работы см. урок 86, задание 2.
Задание 3. «Зеваки»
Ход работы см. урок 55, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 30
Задачи
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие осязательного восприятия.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).
Основная часть
Задание 1. «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 147), картонный кружок.
Ход работы см. урок 34, задание 1.
Задание 2. «Письмо инопланетянина» Материал к заданию и ход работы см. урок 104, задание 1.
Слова для запоминания:
радость, хлеб, булка, пирожок, мысль, человек, число, молодость, лужа, небо, море, ветер, волна, красота.
Задание 2. «Палочка-узнавалочка» Материал к заданию и ход работы см. урок 99, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.