Проект перестройки преподавания в школе.

Предполагается, что пребывание ребенка в школе помогает решить две важнейшие задачи: развить его способности и обеспечить ему социализацию, т. е. научить его конструктивно взаимодействовать с другими, непохожими на него людьми. Поэтому, взявшись за перестройку преподавания в свете соционики, необходимо придерживаться нескольких важнейших принципов.

Первый принцип — подготовка учителей.

Поскольку будущий учитель тоже имеет свой тип ИМ (информационного метаболизма), он должен получить специальность в соответствии с его сильными функциями. Это гарантирует успешное овладение предметом и впоследствии его высокопрофессиональное преподавание. Такой преподаватель всегда будет проявлять интерес к избранному предмету, повышать свою квалификацию за счет накопления нового материала и совершенствования методики преподавания. Он сможет ответить на любой каверзный вопрос в классе и при этом завоюет уважение детей. Понятно, что такой преподаватель всегда сможет увлечь класс собственным энтузиазмом.

Кроме того, все преподаватели должны знать соционику и уметь работать с дополняющим партнером.

Знание соционики предполагает, что учитель понимает, каковы особенности восприятия информации по его предмету у каждого из шестнадцати типов детей. Он может грамотно разделить класс по сильным и слабым функциям и давать этим группам учеников материал в соответствии с их возможностями. Зная болевые точки учеников, он обязан так построить урок, чтобы не оказывать давления на них. Только это даст эффективное усвоение материала каждой группой учеников в нужном для них объеме без снижения самооценки.

Второй принцип — подбор учеников.

Подбор учеников должен производиться таким образом, чтобы в классе в равных количествах были представлены все восемь юнговских признаков типа. С одной стороны, это обеспечивает равномерную нагрузку для педагогов при делении класса на группы с разными возможностями усвоения. С другой стороны, это позволяет наладить грамотные коммуникации между детьми с совершенно разным восприятием мира и учебных предметов.

Кроме всего прочего, это развивает навык обращаться друг к другу за помощью по слабым функциям и умение оказывать другим помощь по сильным функциям, сохраняя взаимное уважение друг к другу.

Третий принцип — изучение соционики в школе.

Изучение соционики должно стать стержнем всего учебного процесса в школе. Она обеспечивает не только самоидентификацию, но и взаимопонимание, выведенное на уровень сознания. Без этих двух навыков, прочно освоенных в детстве, невозможно войти в будущее информационное общество. Ведь сегодня, когда в основе цивилизованного общества лежат владение информацией и умение строить успешные коммуникации, фактически именно эти качества и являются базовым ресурсом человека.

В начальных классах соционика должна подаваться на уровне наглядных образов типов, доступных маленьким детям. Задача на этом этапе — донести до них мысль о том, что люди могут быть разным (и какими именно), каждый из них имеет свой собственный талант и все они достойны уважения. Этот материал должен подаваться через игровые ситуации, сказки, мультфильмы, а также рассказы о самих детях, учащихся в классе, с обязательным акцентированием их типовых достоинств.

В средней школе предполагается обучение основам соционической диагностики. Ребята должны уметь определять базисные юнговские признаки, пользоваться моделью А. Им предстоит в обязательном порядке освоить соционическую этику. Это значит, что они должны уметь не только дать описание каждого из 16 типов, но и научиться высоко ценить сильные функции любого типа. Отдельной задачей должно стать формирование представления о болевых точках каждого типа и умение не задевать их при общении.

В старших классах вполне возможно освоение краткого курса интертипных отношений. Здесь ребята получат навыки конструктивного опыта построения отношений с людьми любого типа, а также понимание того, как они могут непреднамеренно разрушить отношения и как этого избежать. Здесь происходит понимание того, что есть ряд жизненных или межличностных проблем, которые им поможет решить партнер определенного типа.

Четвертый принцип — организация учебного процесса. Организация учебного процесса включает в себя несколько уровнейтрансляции материала, соответствующих возможностям восприятия знания с различных функций в информационной модели человека.

Проект перестройки преподавания в школе. - student2.ru

Рис. Способность к усвоению информации различных функций модели А

Первый уровень— это общие сведения, предполагающие тот минимальный уровень знаний, которого наша культура требует от всех. Это то, что должны усвоить все ученики, независимо от наличия или отсутствия способностей к данному виду знания.

К таким знаниям в начальной школе относятся, например, элементарные сведения по грамматике, по арифметике (в том числе таблица умножения), по природоведению, по гигиене и т. д. В старших классах — это сведения об основах и истории изучаемых предметов.

Здесь подача материала должна быть рассчитана на самое «слабое звено», т. е. на возможности болевой точки человека. Еще раз нелишне напомнить, что такое звено есть у каждого человека. Тем не менее его наличие не освобождает школу от обязанности передать туда необходимый ' объем знаний, но не дает ей права разрушать при этом личность ученика.

Рассмотрим, как работает с информацией болевая точка.

Знания здесь воспринимаются «линейно», как бы располагаясь на одной прямой. Они оцениваются по принципам: «больше — меньше», «хуже — лучше», «правильно — неправильно» и исключают разветвленные связи. Человеку трудно оценить нюансы, пределы применимости, истинную величину значимости поданной информации. Быстро наступает перегрузка, поэтому знание должно даваться мелкими дозами, без пропусков. Здесь также не происходит обобщений знания в более крупные блоки, каждый случай рассматривается как совершенно новый и требует нового решения. Поэтому доза подачи материала не должна увеличиваться со временем.

Итак, подача материала, рассчитанная на болевую точку, должна происходить неизменными мелкими дозами, т. е. линейно. При этом следует как можно чаще дублировать подаваемый материал с дополняющих функций: логическую информацию сопровождать этической, интуитивную (обобщающую) — сенсорной (конкретной), и наоборот. Это протянет ниточки к сильным функциям каждого ученика и облегчит усвоение материала.

Для осуществления такого режима и нужны в классе на этом этапе два дополняющих преподавателя. Тогда их сильные функции, перекрывающие в дуальном случае все поле информации, позволят донести знания до каждого в комфортном режиме и в максимально возможном объеме.

Второй уровень— это знания, рассчитанные на применение в «пользовательском режиме». Степень их освоения должна позволить ученику пользоваться достижениями цивилизации в данной области, самостоятельно осваивать новшества, грамотно оценивать возможности того или иного феномена.

Здесь подача материала должна быть рассчитана на те слабые функции, с которых проявляется естественный интерес к достижениям общества — ролевой и референтной.

Особенности работы этих функций таковы. Материал здесь воспринимается как бы в одной плоскости. Возможно рассмотрение некоторых вариантов и выбор между ними. Хорошо усваиваются стандартные приемы, особенно по образцам. Эти приемы систематизируются и в дальнейшем вполне успешно, хотя и не творчески, могут использоваться в жизни. В процессе обучения плотность информации может равномерно возрастать при условии, что она не выходит из плоскости предмета. Широкие аналогии и параллели с другим материалом здесь не достигают цели. Они только отвлекают внимание ученика.

На этом уровне информацию тоже следует при любой возможности дублировать с дополняющих функций, чтобы знание, предназначенное для слабых функций, поддерживалось по сильным каналам. На ролевую и референтную функции информацию можно подавать в медленно нарастающем темпе, в расчете получить устойчивые навыки и определенный кругозор по предлагаемой теме.

Итак, на втором уровне обучение должно происходить тоже двумя преподавателями в дополняющем режиме с постепенно нарастающим темпом. Задача этапа — сформировать представления и навыки, позволяющие использовать знание в стандартных жизненных ситуациях.

Третий уровень— это знания, рассчитанные на восприятие сильными функциями. Здесь нагрузки могут быть очень большими, скорость нарастания сложности знания — высокой. Степень освоения знания должна позволять человеку не только отслеживать последние достижения в данной области, но и самому в перспективе создавать новые продукты.

Особенности работы сильных функций таковы, что информация воспринимается адекватно, в полном объеме, во всем многообразии своих связей. Материал систематизируется и активно используется для решения актуальных задач, принося необходимый опыт работы.

На этом этапе усвоение информации происходит крупными фрагментами, которые находят свое место в объемной картине мира, воспринимаемой сильными функциями. Занятия на этой стадии может вести узкий специалист в данной области знаний, сильные функции которого соответствуют предмету преподавания.

Итак, каждый учебный предмет должен быть разделен на вышеописанные уровни и преподаваться в несколько этапов.

Первый этап — общие сведения для всех учеников. Это мягкая подача материала, не травмирующая тех, для кого он попадает на болевые точки.

Второй этап — сведения, формирующие пользовательские навыки для тех учеников, которые испытывают активный интерес к предмету. Это подача материала в умеренном объеме с большим количеством стандартных рецептов и упражнений. Слабые функции (3 и 6) должны быть насыщены, но не перегружены и снабжены достаточным количеством образцов.

Третий этап — сведения, формирующие творческий, исследовательский подход к предмету. Это объемная и разноплановая подача материала, рассчитанная на тренировку сильных функций. Основная задача этого этапа — насытить информацией сильные функции, пробудить по ним творческий интерес, осознание своего таланта, укрепить самооценку.

Отрезки времени, отведенные для каждого курса, должны быть кратными друг другу, чтобы программа могла набираться по модульному принципу. Пока одни проходят курс второй ступени по одному предмету, другие ученики занимаются такой же по продолжительности период времени другим предметом (например, могут пройти два первых курса по выбранным или обязательным предметам).

Знание первого уровня для всех обязательно по всем восьми функциям.

Знание второго уровня может подаваться в виде элективных курсов с фиксированным временем (два-три курса по выбору). Здесь допустим гибкий график вплоть до посещения элективных курсов вместе со старшими или младшими классами.

Знание третьего уровня представляет собой самую важную часть школьного обучения. Дети выходят здесь на будущую профессию, так что требования на этом уровне могут быть самыми высокими.

Пример.

Рассмотрим вышеприведенные рассуждения на примере преподавания физкультуры.

Сначала выявим, какие болевые точки могут затронуть аспекты этого предмета.

Управление телом, ощущение его в пространстве, самочувствие — это сенсорика ощущений. Она приходится на болевую точку типов ГАМЛЕТ и ДЖЕК.

Быстрота реакций, скорость — это интуиция времени, которая попадает на болевую точку типов ГЮГО и ШТИРЛИЦ.

Силовые показатели, отжимания и подтягивания — это волевая сенсорика, т. е. болевая точка типов РОБЕСПЬЕР и ДОСТОЕВСКИЙ.

Энтузиазм групповых игр, эмоциональное напряжение и азарт — это этика эмоций, задевающая болевую точку типов БАЛЬЗАК и ГАБЕН.

Таким образом, половина учеников (8 из 16 типов) будет испытывать разного рода дискомфорт при увеличении нагрузки по упомянутым аспектам. Перегрузки болевой точки человек бессознательно старается избегать. Возможно, этим и вызвано несколько холодное отношения к физкультуре большого числа школьников.

Теперь представим себе, как можно было бы организовать занятия с учетом соционических рекомендаций.

Первый этап. Его задачи: дать детям необходимую физическую нагрузку, развить координацию движений, привить вкус к подвижным играм, чтобы снять гиподинамию.

На этом этапе неуместны соревнования, трудные задания на выполнение норм, азартные командные игры. Во всех этих «мероприятиях», как говорилось выше, непременно будут затронуты болевые точки некоторых детей. Отвращение к физкультуре станет неизбежным.

Здесь более уместны забавные подвижные игры, перемежающиеся с интересными рассказами об удивительных свойствах человеческого тела, о том, как надо беречь и развивать его. И если один преподаватель продемонстрирует сенсорные достижения, а другой интуитивные — дети еще раз убедятся, что у каждого типа есть свои достоинства. А значит, надо развивать свои сильные стороны и не следует завидовать другим. Не говоря уже о том, что рассказы на этом этапе должны быть как логические (о механизмах работы органов и систем), так и этические (о том, как хорошо быть здоровым и красивым).

Второй этап. Он не должен быть обязательным для тех, кто не нашел себе радости в физкультуре. Задачи здесь следующие: помочь детям освоить навыки для выполнения стандартных упражнений (прыжки, бег, командные игры и т. п.).

Дети разделяются на две группы в зависимости от силы или слабости функции, по которой проходит данная тренировка. Например, дети должны делиться на группы интуитов и сенсориков, если речь идет о силовых упражнениях.

Учитель-сенсорик показывает конкретные приемы, а учитель-интуит следит, чтобы возможности каждого ребенка, с одной стороны, были максимально активированы, а с другой, не были перегружены.

В этом случае соревнования возможны только внутри каждой группы, где у детей потенциально равные шансы для развития данного качества.

Третий этап. Это развитие природного таланта, присущего ребенку в определенном виде спорта. Здесь все более или менее известно. Следует только понимать, что выбор вида спорта должен соответствовать типовым особенностям ребенка. Иначе высокие спортивные достижения обойдутся слишком дорого. Примеров этому мы имеем немало.

Стандартные способы преподавания школьных предметов недогружают сильные функции учащихся (тогда они теряют интерес к учебе) и перегружают слабые (в этом случае дети стараются избегать дискомфортных состояний). Неудивительно, что от 50 до 75% детей не находят в школе своих интересов.

Соционика делает возможным, казалось бы, невозможный режим учебы: она позволяет многократно увеличить учебную нагрузку и одновременно избавить ученика от разрушительных перегрузок. Потому что она знает, кого, чему и как учить.

Зачем это нужно.

Зачем обществу необходима столь кардинальная перестройка школы?

Это связано с целым рядом проблем, которые во весь рост уже встали перед нами сегодня.

Во-первых, как мы уже говорили, это невозможность усвоить огромный объем информации, продолжающей нарастать, как снежный ком.

Во-вторых, неграмотная профориентация порождает огромное количество посредственных специалистов во всех сферах жизни.

В-третьих, полное игнорирование проблемы сознательного построения отношений между людьми приводит к неэффективным коммуникациям и стрессам.

И это еще далеко не полный перечень проблем, которые мешают нам войти в цивилизованное общество.

Соционическое знание уже в своей сегодняшней стадии развития успешно решает перечисленные выше проблемы. Мы не раз наблюдали, что те, кто овладел его языком, намного эффективнее решают и проблему самоидентификации, и проблемы межличностных отношений, и производственные вопросы.

Внедрение соционики в массовое сознание сразу же мобилизует скрытые резервы каждого человека, от чего выиграет как все общество, так и каждый отдельный коллектив. Не говоря уже о каждом индивиде.

Как показывает история, знание может входить в культуру разными путями. Например, можно просвещать отдельных людей, посылая их в престижные учебные заведения. Так, лидеры ряда азиатских и африканских государств имеют прекрасное европейское образование. Они, безусловно, по мере возможностей пытаются проводить прогрессивные преобразования в своих странах. Но при этом общий уровень развития всего народа, которым они управляют, повышается крайне медленно.

Другим путем пошла Япония после Второй мировой войны. Осознав, что изоляция страны привела ее к техническому отставанию и поражению, правительство Японии решило ассимилировать достижения современной европейской культуры. В Европу были отправлены способные молодые люди, которые, получив образование, стали готовить школьных учителей в Японии. Учителя новой формации понесли это знание в школы. Таким образом, следующее поколение школьников уже владело основами европейских знаний. А феномен «японского чуда» известен во всем мире.

Сейчас примерно по той же схеме в российские школы была введена информатика. В результате современные десятилетние дети свободно ориентируются в компьютерном мире, в отличие от многих родителей, которые плохо представляют себе, например, возможности Интернета.

Именно поэтому магистральный путь введения соционики в культуру лежит через преобразование школьного обучения.

Первым шагом на этом пути может быть внедрение этой науки в программы вузов, особенно педагогических. Вслед за этим необходимо разработать программы и методики на основе соционики для школы, а затем перестроить весь образовательный процесс.

Для того чтобы общество могло эффективно использовать творческий потенциал каждого человека, необходимо, чтобы соционика стала фактом культуры. Это позволит, наконец, свернуть с пути узко технического прогресса на путь полноценного человеческого развития.

Заключение.

А я за то, чтоб нравиться друг другу...

Владимир Вишневский

Итак, обучаемый и позитивно настроенный читатель, видимо, уже свыкся с мыслью, что все мы в чем-то очень похожи (в рамках одного социотипа), а в чем-то сильно отличаемся друг от друга (как представители разных социотипов). И тем не менее каждый тип необходим в социуме, у каждого есть свое предназначение. Можно даже, не побоясь этих слов, сказать, что каждый призван выполнить свою социальную миссию.

Более того, если проанализировать с точки зрения соционики все поле культуры, то можно обнаружить в нем белые пятна еще невостребованных миссий. Это сопоставимо с тем, как в свое время в химии с помощью таблицы Менделеева были просчитаны еще не открытые учеными элементы.

Например, в нашей преимущественно сенсорно-логической культуре недооцениваются усилия этиков, особенно в сфере развития производства и науки. Хотя можно с удовлетворением констатировать, что мир стал больше уделять внимания тому, что принято называть человеческим фактором.

Никого не удивляет, что на любом производстве есть человек, который обеспечивает исполнение работы, сдачу отчетности или раздачу всем сотрудникам инструментов и т. д. То есть необходимость использования логического фактора не вызывает сомнений.

Не так обстоит дело с этическим фактором. Как правило, на производстве нет таких людей, которые обеспечивали бы позитивные отношения, хорошее настроение, энтузиазм, умели бы предотвратить (или разрешить) конфликты между сотрудниками. Хотя многим уже понятно, что «хороший» коллектив, в отличие от «плохого», работает более эффективно и справляется с более сложными, комплексными задачами.

То же можно сказать и о недооценке интуиции. Сенсорика — вещь более понятная, ощутимая и убедительная. Но мало кому из руководителей придет в голову, что рассеянный, увлекающийся всем подряд и не вполне практичный на первый взгляд экстравертный интуит может лучше всех показать пути перспективного развития фирмы. Пока что их находки оцениваются руководителями лишь как случайные удачи.

Соционика показывает, что каждый тип вносит в общественную жизнь свой неповторимый вклад. И это не случайность, а закономерность. Таким образом, ясно, что обществу предстоит научиться использовать потенциал каждого типа социона.

Надо понимать, что в соционе нет бесполезных или нежизнеспособных типов. И по мере дальнейшего усложнения общественной жизни в ней найдут место таланты каждого.

В ожидании этого замечательного будущего нам следует уже сейчас вырабатывать в себе толерантность и исключать в зародыше элементы первобытного шовинизма. Соционика не должна стать орудием примитивного мировоззрения, которое только и ищет поводы для разделения и унижения других. Шовинистически настроенным людям не важно, по каким признакам делить и отсекать «чужих». Это может быть цвет волос и разрез глаз, цвет кожи, размер ботинок или соционический тип. Но в этом виновата не соционика, а примитивное мышление носителей таких идей.

Пока же часто приходится сталкиваться с неофитами от соционики, которые с упоением обсуждают «типовую» склонность МАКСИМА к тоталитаризму, не менее «типовую» нравственность ДОСТОЕВСКОГО или безнравственность НАПОЛЕОНА и т. п. На самом деле, как уже говорилось выше, нравственность или безнравственность отражает лишь позитивную или негативную направленность самого человека. Она свидетельствует об определенной работе над собой, а вовсе не является типовой чертой.

Из 18 000 ссылок, выпадающих сегодня в Интернете на слово «соционика», 17 990 переполнены идеями дискриминации людей по типам. Вам объяснят, что одному типу нечего делать там, другому — здесь, такой-то тип надо гнать оттуда, другой — отсюда... Неандертальский взгляд на «другого» как на конкурента у кормушки пытается опереться на соционические принципы. Но ничего не выйдет!

Соционика не запрещает людям заниматься той деятельностью, которая попадает на болевую точку типа. Она не предписывает обязательную работу по сильным функциям. Наоборот, она просто помогает разобраться с собой, объяснить свои склонности и трудности, полюбить свой тип. Благодаря этому каждый может сделать свой выбор с открытыми глазами, а не покупать «кота в мешке». С помощью соционики человек сам открывает те области, в которых он наиболее эффективен, которые приносят ему наибольшее удовлетворение. После этого мало кому захочется заниматься тем, что удовлетворения не приносит, а зачастую просто ведет к неврозу.

Как показывает наш собственный опыт консультаций, правильный, соответствующий типу выбор профессии, партнера, образа жизни гарантирует человеку высокую, стабильную самооценку и творческую реализацию.

Мы уверены, что в обществе будущего человека будут ценить не только за то, что он пожилой и заслуженный, не только за то, что он молодой и информированный, не только за красивую внешность, группу крови или размер ботинок. Его будут ценить также и за то, насколько он сумел развить свои сильные функции и вписаться в соответствующие команды.

* * *

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что прочтение одной или даже нескольких книг (в том числе и этой) не гарантирует успешного овладения соционикой.

На самом деле процесс приобщения к ней не так прост, как может показаться вначале. Ведь это знание еще не имеет официального статуса, а значит, и узаконенных авторитетов. И здесь происходит наиболее драматичное столкновение профессионализма и дилетантизма.

Предположим, в Эрмитаж пригласили опытного реставратора, способного различать 120 оттенков черного цвета. Коллегам по цеху ясно, что доведенный до совершенства навык — результат его таланта и огромного опыта. Понятно и то, что они относятся к такому мастеру с большим уважением.

Но представьте себе, что вы далеки от этого мира и встретились с тем же самым человеком в неформальной обстановке — на пляже в Турции или у кого-то в гостях. Тогда его высказывания о нюансах цвета, неподкрепленные официальным статусом (он же вам не известен), едва ли произведут на вас должное впечатление. Вполне вероятно, что вы не отнесетесь к его словам серьезно — вы же не видите этих оттенков и не обязаны верить ему на слово.

В этой ситуации все будет зависеть только от вас. Ему не удастся убедить вас ни в реальности того знания, каким он обладает, ни в степени его мастерства. Потому что ваш собственный опыт не дает вам никаких образцов и критериев, чтобы адекватно оценить его профессионализм.

Но на самом деле, если задуматься, описанная ситуация не является симметричной. Человек, который не может в должной мере оценить профессиональный уровень другого, фактически даже не подозревает о пропасти, отделяющей его от специалиста. Он объективно не может представить себе, какой путь прошел профессионал, набирая свой опыт.

И, вновь возвращаясь к соционике, нужно подчеркнуть, что здесь могут спасти лишь отвага ученичества и интеллектуальное доверие к учителю, открытый, непредвзятый взгляд на вещи и толерантность к новому знанию, которым предстоит овладеть ученику.

Соционика привлекает по большей части тех, кому кажется, что здесь легко сказать новое слово и войти в историю. Многие впадают в этот соблазн. Амбиции часто мешают человеку терпеливо осваивать тот опыт, который накопила соционика за 30 лет своего существования. А к нему стоит присмотреться, чтобы не изобретать велосипед — хоть кривенький, да свой.

То же касается и преподавания. Часто восторженные неофиты, не успев прочесть до конца пару книг, уже начинают учить других.

Но, прежде чем преподавать эту науку, ее надо как следует освоить у себя в голове. И в первую очередь надо разобраться со своим типом, эмоционально принять его и отказаться от экспертных суждений по слабым функциям. Это и значит — освоить соционику.

И вот тогда становится ясно, что один человек никогда не сделает такое дело хорошо. Значит, надо работать в дополняющем режиме, т. е. обучить себе дуала или, на худой конец, активатора, чтобы заниматься этим делом вдвоем, на равноправных основаниях.

Преподавание методов соционической диагностики должно происходить на два голоса. Потому что важнейшим методическим моментом являются эмоциональные переживания учеников по поводу соционических открытий. Им надо помочь преодолеть свои страхи и комплексы, оказать этическую поддержку. Все это без настоящего этика превращается в примитивную лекцию, которую вполне может заменить просто книга. А без настоящего логика вырождается в клубное развлечение, никого ни к чему не обязывающее.

Пока у человека в голове сидит идея собственного универсального совершенства, он не способен воспринимать мир таким, каким он предстает сквозь призму соционического знания. Это с неизбежностью оборачивается тем, что он не сможет уверенно диагностировать других. Не говоря уж о том, чтобы консультировать людей других типов. Мы неоднократно сталкивались с этим на практике.

Что же касается соционического типа, то это такая же реальность, как предметы физического мира и поля, которыми пронизана наша Вселенная; как наше собственное тело, со свойствами которого нам приходится считаться; как строй наших мыслей — важнейший фактор нашего собственного развития. С появлением соционики каждому из нас предстоит освоить реальность и неотвратимость законов информации, на основе которых работает наша психика. Хорошо, что это знание становится все более доступным для изучения, поскольку оно содержит в себе реальные потенции по гармонизации и экологизации жизни буквально во всех сферах. И его внедрение непременно приведет человечество к позитивным переменам.

Приложение.

Творчество наших учеников.

Все больше людей нашу тайну хранит.

В. Вишневский

После завершения курса наши ученики пишут курсовые работы. Это может быть описание бытовых ситуаций, которые должны быть прокомментированы в соционическом ключе. Иногда дается задание проанализировать свои типовые проявления или описать работу одной из функций. Иногда предлагается описать, как изучение соционики повлияло на восприятие жизни.

Важно, что при этом у наших выпускников возникает новый взгляд на себя. Они начинают видеть причины собственных поступков, по-новому оценивают свои способности. Все отмечают огромное положительное влияние соционики на понимание себя, своих отношений с окружающими, а также повышение самооценки.

Здесь мы приводим некоторые, самые яркие работы, чтобы читатель почувствовал, насколько талантливым становится человек, осознавший свои сильные функции. Вчитайтесь в эти строки, и вы увидите людей, которые научились гордиться своей индивидуальностью, а не подстраиваться под шаблонные общественные ожидания.

Гольдина Зоя (ДЮМА)

Описание творческой этики эмоций

Эмоции составляют практически всю мою жизнь. Все меряется относительно эмоциональной составляющей каждого события, эмоционального состояния окружающего мира.

Настроение определяет все. Если оно есть — можно сворачивать горы, покорять океаны и бороздить космические пространства. Если же его нет — значит, все подвиги переносятся на неопределенный срок и настает пора уныния и бездействия.

Радость, счастье, печаль — наполняют целиком, и поэтому часто хочется передать это состояние людям, которые находятся рядом.

Постоянно происходит подстройка под настроение человека, достаточно увидеть — какое оно и в зависимости от этого создать тот фон, который будет максимально комфортен мне и ему.

Часто кажется, что вот этого кусочка эмоции сейчас вот здесь не хватает, значит, надо его добавить, что-то усилить, что-то смягчить.

Иногда нужно немного веселья, иногда грусти, иногда жеста, улыбки.

Кажется, что эмоции проходят насквозь тебя, связываются с людьми, потом возвращаются обратно, внутрь — часто измененные, уже новые.

И поэтому чужое настроение так часто влияет на мое собственное, а оно в свою очередь отчетливо передается окружающим.

Кажется, что все время попадаешь в чью-то эмоциональную волну, плывешь в ней, вертишь ручку настройки, как в старых радиоприемниках, и — в следующую. Причем процесс этот — когда управляем, когда — нет. Если хочется определенного состояния — обращаешься к конкретным людям, которые могут его дать, а если на пути возникают другие — так или иначе втягиваешься в их поле.

Через этику эмоций часто разрешаются проблемные ситуации, т. к. в принципе я представляю, с каким лицом, интонацией, жестом надо подойти к человеку, чтобы он перестал генерировать негатив и ситуация в корне изменилась.

Очень приятно иногда устраивать вечеринки у себя дома на небольшое количество человек, потому что тогда можно создать точную атмосферу — общую и для каждого в отдельности, полностью ее контролировать, управлять ею, ее развитием — будто разжигаешь и поддерживаешь костер — и тогда энергообмен — абсолютен.

Эмоции часто запоминаются, консервируются внутри.

Часто какая-то музыка, цвет, запах связываются с конкретным событием, с определенными чувствами, впечатлениями. И, промелькнув где-то, они заново могут вызвать в памяти то состояние, с которым связаны, в полном объеме, все то, что чувствовалось тогда.

Если переживание — приятно, его хочется продлить, и ассоциации заставляют приходить в одно и то же место, слушать одну и ту же музыку, смотреть один и тот же фильм снова и снова, т. к. в тех событиях — эмоции, которые хочется оживить.

И с каждым разом они все глубже и объемней, больше подробностей и нюансов, до тех пор, пока событие, с которым они были связаны, не теряет важности.

Так я сотню раз пересматривала «Амели», хотя дело было даже не в фильме (сам фильм мне, конечно, тоже нравился), а в тех эмоциях, событиях и людях, которые шлейфом тянулись за первым просмотром.

Все впечатления как бы сами собой складываются в коробки и укладываются где-то в голове на полки, но если хочется или вдруг что-то подтолкнет — из этой библиотеки можно достать любую пленку и устроить себе самому сеанс повторного фильма. Или окружающим.

Довольно часто это происходит непроизвольно.

Например, недавно на уроке английского мы смотрим «My fair lady», в одной из сцен — рынок, огромные охапки цветов крупным планом, ящики, с них откидывают плотную тяжелую ткань, под ними — нежные, тонкие, живые цветы. Наташа ахает от восторга. И я вдруг вспоминаю, как в 95 году нас, группу детей из изостудий разных городов, возили в Париж на три дня, и первое, что меня поразило из окон автобуса, — это цветы, стенды с цветами на углу каждой улицы, на площадях (в Москве в то время цветы были только по праздникам, в сезон) — и это было так невероятно красиво, дух захватывало, все внутри замирало, и от этого так радостно, так невозможно хорошо становилось, казалось, что город протягивает тебе руки навстречу, раскрывается, улыбается.

После того как я это воспоминание озвучила, настроение у Наташи еще более повысилось, и мы все еще немного порадовались просто так.

Даша Маскина (ГЮГО)

Описание творческой сенсорики ощущений

Я — ГЮГО. Моя вторая творческая — функция — сенсорика ощущений. Ниже я приведу некоторые случаи, в которых можно увидеть проявление этой функции.

Вообще многие мои друзья и знакомые спрашивают, почему я не поступила в театральный, мол, я такая веселая и у меня такая мимика, люблю не просто рассказать, а рассказать «в красках».

Дома я всех замучила своими указаниями по поводу, что и где должно лежать. У меня порой портится настроение, когда я утром иду завтракать, а на столе открытое молоко стоит всю ночь, повсюду хлебные крошки, я точно знаю, что это папа перекусил ночью (он — НАПОЛЕОН). После такого начала дня у меня может быть весь день плохое настроение. Если честно, я даже не очень люблю выходные, точнее, быть дома во время них, потому что все целый день находятся на кухне и там постоянный беспорядок (и в других местах тоже).

Я терпеть не могу, когда сорят в моей машине, когда она сама грязная. Ну, а если там начинают хозяйничать, то обязательно выскажу свое недовольство. Не могу ездить в своей машине не на водительском сидении, не потому, что не доверяю человеку, просто не могу.

Когда я училась в школе, меня мои классные руководители просто обожали. Я любила мыть доску, поливать цветочки, следить, чтобы всегда был цветной мел (я покупала его на свои деньги), я даже один раз взяла постирать домой тюль из своего класса (с разрешением мамы (ДРАЙЗЕР). Постоянно была ведущей на праздниках, хотя жуть как стеснялась, но очень хотела. Ходила в походы и всегда была врачом, таскала чемодан с лекарствами, и это нравилось. Всегда заботилась о подарках, собирала деньги и покупала. И сейчас так же.

Люблю готовить: блюда с овощами, с рисом и курицу. Мясо люблю, но готовлю его не очень хорошо.

У меня есть племянник, но ко мне в комнату он входит только с моего разрешения, он знает, что ему попадет. У нас с ним прекрасные отношения. Он обожает, когда я забираю его из сада. Не знаю почему, но меня дети очень любят, как говорится, с первого взгляда, хотя я не могу долго играть с ними.

Я рисую, хотя сейчас нет времени. Восемь лет ходила в танцевальную школу. Со скрипкой не вышло, не могла устоять и десяти минут почти неподвижно.

Обожаю все класть в коробочки, шкатулочки, пакетики, бывает, что забываю, куда положила. Нравится, когда закрыты двери и занавешены шторы. Люблю наводить порядок, гладить, обожаю стирать. Чувство чистоты приводит меня в полное удовлетворение. Не просто стирать, а хорошим порошком с кондиционером, чтобы вкусно пахло, и т. д.

Люблю спорт, сейчас нет времени, и я очень переживаю, что потеряла «форму». Обожаю ходить в салон и «работать над своей внешностью».

Очень люблю дарить и получать подарки.

Дома со мной всегда советуются по поводу перестановок, покупок интерьера, посадок на

Наши рекомендации