Преподавания литературы в школе

Проблема формирования духовно-нравственных потребностей является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В современном обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для подрастающего поколения, расшатывание морально-этических норм в обществе, спад культурно-просветительной работы с учащимися, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения в системе образования и многое другое.

В настоящее время вопрос о роли отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности ребёнка в общеобразовательной школе является недостаточно изученным современной педагогической наукой.

Современное образование должно обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка, его познавательных возможностей, духовно-нравственных потребностей.

Однако состояние системы отечественного образования на современном этапе не вполне соответствует выдвигаемым требованиям, порождая ряд противоречий, одним из которых является противоречие между возникшим в обществе стремлением к обогащению материальными ценностями и забвением духовно-нравственных основ отечественной культуры. Использование культурно-исторического, философско-культурологического наследия, традиций национального воспитания будет способствовать преодолению этого противоречия, для чего необходимо обеспечить современный образовательный и воспитательный процессы конкретными методологическими и методическими подходами к его преодолению.

Для решения обозначенной проблемы обращаемся на уроках литературы к анализу таких категорий философско-педагогического творчества И.А. Ильина, как вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация, государство с позиций развития личности, формирования духовно-нравственных потребностей [4, с. 39-282].

Анализ предложенного философом пути духовного обновления личности позволяет сделать вывод, что это универсальный путь для возрождения духовности. Универсальный потому, что, во-первых, он охватывает все наиболее значимые духовно-нравственные качества личности; во-вторых, этот путь, или «программу», можно «применить» к любому человеку прошлого, настоящего и будущего (а также к литературному герою), так как духовно-нравственные ценности, на которые опирается путь духовного обновления, являются общечеловеческими [11, с. 109].

Обратимся к некоторым произведениям русской литературы 19-20 веков, чтобы увидеть возможность применения данного методологического подхода и показать некоторые методические приёмы (в частности, интегрированный подход к изучению школьного курса литературы и научно-философских работ). Подробнее об этом: [12-14].

Перед началом работы с текстами произведений предлагаем познакомиться учащимся с работой И.А. Ильина «Путь духовного обновления», задаём предтекствые и послетекстовые вопросы на понимание материала. Затем организуем работу по сопоставлению изученного материала и текста произведения (проблемные вопросы).

Отметим, что для подобных уроков характерны следующие принципы: проблемность (в отборе учебного материала как полифонического, в возможности его интерпретации); вариативность (в учёте возможных педагогических и методических концепций); диалогичность (в сопоставлении литературного, философского, научного материала); надпредметность целей образования (переход от узкопредметных, специфических целей в русле только конкретного предмета к мировоззренческим и философским); интегративность (возможность получения новых знаний, представлений и умений, характерных для нескольких дисциплин, в рамках одного предмета); компетентностность (умение организовать подачу учебного материала разными способами, владение методологией).

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» главные герои для нас отец и его сыновья. Тарас Бульба и его старший сын Остап проходят «испытание» именно теми ценностями, о которых пишет И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления». Так, они оба верят (исповедуют Православие), борются за свободу своего народа; именно совесть заставляет Тараса и Остапа двинуться на защиту веры и своей земли, они любят семью, готовы защищать родину до последнего вздоха, преданы народу и государству. Мы видим, что герои проходят путь духовного обновления, они – настоящие люди, и автор именно это ценит в них.

Посмотрим, как складывается путь жизни младшего сына Тараса Бульбы – Андрия. Он верит, но вера его настолько слаба, что под влиянием чувства любви исчезает. Любовь, но не любовь к Богу и народу движет им, а любовь к женщине. Это чувство заглушает в нём все другие: чувство долга, совести, чести. Свобода понимается Андрием как возможность пренебречь совестью, отказаться от родины и народа. Наверное, он готов и семью создать со своей возлюбленной, но представим, каковы будут её духовные, нравственные основы? Будет ли единение в такой семье, построенной на предательстве духовно-нравственных ценностей? Мы видим, что жизненный путь Андрия основывается именно на предательстве. Он проходит не путь духовного восхождения, а путь духовного падения: отвергая веру, совесть, родину, народ, Андрий престаёт духовно развиваться как человек.

Представим условно, что человек может находиться на одном из трёх уровней развития: зверином (биологическом), общественном (социальном) и нравственно-этическом (духовном). Андрий «опускается» на биологический уровень развития, свернув с духовного пути. «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» – говорит Тарас Бульба над трупом своего сына. Отец отказывается видеть в нём человека, отказывается предавать его земле. Оценка Тарасом поступков Андрия, его предательства сурова, но справедлива. Вспомним начало сцены «сыноубийства»: «А он (Андрий. – В. Я.) между тем, объятый пылом и жаром битвы… понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». Как видим, Н.В. Гоголь с самого начала эпизода показывает Андрия уже не как человека, снижает значение его образа, сравнивая с псом в начале и с собакой в конце устами отца. И Тарас только завершает начатый автором суд: на охоте (в данном случае война сопоставляется с ней) бывает по-всякому. И собаки, бывает, погибают. Но никто о них не вспомнит. Верша суд над Андрием, Тарас отказывает ему в воинской славе («бесславная» кончина), в праве называться своим сыном («подлая собака»), в праве называться человеком (отказывается предать его тело земле). Так Андрий, отступив от веры, народа, свернув с пути духовного развития, оказывается на животном (биологическом) уровне. Таков приговор автора.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв проходит сложный жизненный путь. Однако он достойно выходит из всех ситуаций. Посмотрим, как и куда ведёт своего героя автор. Для Гринёва любовь к Марии Мироновой, как и для Андрия Бульбы к прекрасной панночке, является основополагающим чувством. Но, в отличие от Андрия, Пётр не совершает на своём пути никаких предательств. Он верен себе, искренне любит, свободен в чувствах и поступках. Что же позволяет ему оставаться на нравственной и человеческой высоте? Совесть. Вспомним пословицу, с которой начинается роман и становящуюся заветом для Петра Гринёва: «Береги честь смолоду». Именно эти слова являются «оберегом» в жизни главного героя и позволяют не поступаться принципами, долгом, званием. Безусловно, Пётр Гринёв в будущем – отличный семьянин, мы верим, что своим детям и внукам он предаст этот наказ – жить по чести. Он выступает защитником интересов своей родины, народа, служит государству. Анализируя жизненный путь главного героя, мы приходим к выводу, что Пётр проходит путь духовного обновления, становится настоящим человеком.

В повести В.В. Быкова «Альпийская баллада» действие происходит во время Великой Отечественной войны и занимает по времени немногим больше недели. Какой жизненный путь проходит за это время Иван Терешка, главный герой повести? Вера главного героя в то, что он сможет вырваться на свободу, вернуться домой, помогает ему бежать из немецкого концлагеря. Но так случилось, что бежит он не один. Итальянская девушка Джулия, также бывшая заключённая концлагеря, становится его спутницей, а спустя недолгое время и возлюбленной. Иван не смог бросить её одну в Альпийских горах. Причина такого поступка – совесть, которая не позволяет ему поступить бесчеловечно по отношению к спутнице. Думается, что если бы Иван остался жить, то он вполне мог создать вместе с Джулией крепкую семью, стал бы хорошим семьянином. Из разговоров Ивана Терешки с Джулией мы понимаем, что несмотря ни на какие испытания главный герой верен и предан родине: даже находясь за тысячи километров, в горах, он готов служить ей, защищать её интересы. Трагичный финал повести не оставляет у нас ощущения безысходности: мы понимаем, что Иван Терешка, спасая жизнь Джулии, вырастает в наших глазах, становится Человеком, духовно растёт. И если Андрий у Гоголя через любовь отрекается от веры, народа, встаёт на путь предательства, теряет себя как честного воина, сына, человека, то Иван, полюбив, становится образцом мужчины-защитника, Человека. Так автор ставит главного героя на высшую ступень духовного восхождения – самопожертвование.

В другом произведении русской литературы 20 века – романе Б.Л. Васильева «Не стреляйте белых лебедей» – мы видим человека, близкого по своим внутренним устоям к персонажам В. М. Шукшина. Егор Полушкин, главный герой романа Б.Л. Васильева, твёрдо верит в созидающую силу труда: «Очень даже человек верить должен, что его труд на радость людям производится. А если так он, за ради хлебушка, если сегодня, скажем, рой, а завтра – зарывай, то и тебе без веселья, и людям без радости. И ты уже не на то смотришь, чтоб сделать, как оно получше-то, как посовестливее, а на солнышко. Где висит да скоро ли спрячется. Скоро ль каторге этой да стыду твоему смертному отпущение настанет. Вот тут о душе-то и вспомнишь...». Егор любит окружающую природу как живое существо, это чувство любви у него имеет священную окраску. Герой духовно свободен, не ограничен рамками окружающего быта и быт не имеет над ним никакой власти. Вся жизнь главного героя подчиняется совести: «Кроме живота есть ещё и совесть… А это такое чувство, которое созреть должно. Созреть и окрепнуть. И вот иногда случается, что не вызревает в человеке совесть. Крохотной делается, зелёной, несъедобной. И тогда человек этот оказывается вроде без советчика, без контролёра в себе самом. И уже не замечает, где зло, а где добро: всё у него смещается, всё перепутывается». В семейной своей жизни Егор тоже пытается руководствоваться чувством совести; старается воспитывать сына Кольку согласно своим представлениям о духовно-нравственных основах жизни. В принципе, все свои усилия главный герой прикладывает для того, чтобы в родном краю был порядок на вверенном уму участке (в последних главах романа он – лесник), служит государству и погибает, защищая его интересы. Вся бескорыстная жизнь Егора Полушкина состоит из одного горячего, острого, заветного желания: «И он вдруг догадался, чего ему хочется: зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям». Это лейтмотив всего романа. Безусловно, герой проходит путь духовного восхождения, становится Человеком, главным маяком которого является совесть – «советчик» и «контролёр» (в отличие от Андрия, «убившего» в себе совесть и вставшего на путь духовного нисхождения).

Метод проецирования концепции «духовного обновления, восхождения, возрождения» человека, предложенной И.А. Ильиным, на героев литературных произведений позволяет вовлечь учащихся в работу по осмыслению и осознанию духовно-нравственных потребностей, сформировать правильные общечеловеческие ценности, активизировать лучшие качества личности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев) о духовных потребностях жизни: (Сборник)//Сост., вст. ст. и коммент. К. Кокшневой. - М.: Столица,1991.

2. Борисов С. В. Обновление философского образования в средней школе: методологические проблемы. – Челябинск, 2000.

3. Валиева Л. И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Петрозаводск, 1997.

4. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений в 10 т., вступ. ст. и комментарий Ю. Т. Лисицы. – Т. 1, С. 39 – 282. - М.: Русская книга, 1996.

5. Каптан Т. Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности (на опыте изучения литературы): Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995.

6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. - 2004. - №5.

7. Левидов В. А. Художественная классика как средство духовного возрождения. – С. – Петербург: Петрополис, 1996.

8. Свирский С. Я. Художественная литература и преподавание философии. - Ташкент, 1975.

9. Сиземская И. Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин//Педагогика. - 2001. - №1.

10. Троицкий В. Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования//Педагогика. - 1998. - №2.

11. Яковлев В. В. Духовно-нравственный аспект философии и литературы //Вестник Российской академии естественных наук: Санкт-Петербургское отделение образования и развития науки РАЕН. – СПб.: Изд-во ГОУ ВПО «ЛОИЭиФ» и «ООО «ЭЛБИ-СПб», 2006. – № 11(1).

12. Яковлев В. В. Опыт создания интегрированного курса «История русской общественно – политической мысли XIX-XX веков» как средство духовно-нравственного воспитания школьников (10-11 классы)//Образование в современной школе: Научно-методический журнал. – М.: НОУ «Школа «Полярная Звезда», 2005. – № 10 (71).

13. Яковлев В. В. Опыт преподавания нравственно-философских знаний в системе отечественного образования //Образование в современной школе: Научно-методический журнал. – М.: НОУ «Школа «Полярная Звезда», 2010. – № 5.

14. Яковлев В. В. Использование философских знаний в системе отечественного образования (Философско-педагогические основы организации учебно-воспитательного процесса: исторический ракурс и современный аспект). – Germany, Saarbruxen: «LAP LAMBERT Academic Publishing», 2011.

Букреева С. В. (Санкт-Петербург)

«ЯВИ МНЕ ПУТЬ, О КОЕМ ТЫ ПОВЕДАЛ…»:

НАСЛЕДИЕ ДАНТЕ В XXI ВЕКЕ

(К 750-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Текущий 2015 год в России проходит под знаком литературы, особое внимание уделено юбилеям и памятным датам, связанным с именами русских писателей и поэтов П.П.Ершова, А.С.Грибоедова, Б.Л.Пастернака, Ф.А.Абрамова, А.П.Чехова, М.М.Зощенко, А.Лиханова и многих других. Можно вспомнить и деятелей мировой литературы, чьи юбилеи также пришлись на этот год, – Дж.Остин, Р.Киплинга, М.Твена, А.Миллера, А.Моруа, Т.Манна, С.Беллоу, Ф.Саган, Кондзабуро Оэ... Однако, безусловно, центральной темой текущего года является празднование 750-летия Данте Алигьери, чьи произведения и по сей день притягивают универсальностью содержания, доминантой духовно-нравственных категорий и … тайной. Читатели XXI века, как любители, так и профессионалы, стремятся осознать значение творений итальянского гения эпохи далеких Средних веков, постигнуть смысл его послания к нам, но всякий раз полнота знания остается недостижимой.

Для нас Данте Алигьери – олицетворение искусства, преобразившего средневековую схоластику, утвердившего новые воззрения на мир и человека. И в то же время, он есть воплощение гения, которому дано было постигнуть источник света, истины и совершенства. А потому имя Данте значимо как для светской культуры, так и для культуры церковной. Вошло в традицию отмечать его юбилеи важными церковными документами, поднимающими вопросы духовного значения его творений. Так Папа Франциск назвал Данте «пророком надежды, провозвестником возможности искупления, освобождения, глубокого изменения каждого человека и всего человечества», призывающим «нас еще раз обрести утраченный или омраченный смысл нашего человеческого странствия, с надеждой вновь увидеть сияющий горизонт, на котором во всей полноте блистает достоинство человеческой личности». [9]

Среди знаменательных событий этого года, посвященных памяти Данте, – праздничные мероприятия в Италии с участием президента Итальянской Республики Серджо Маттареллы и главы Папского совета по культуре кардинала Джанфранко Равази, реконструкция исторического парада 1865 году по случаю открытия памятника поэту во Флоренции, многочисленные выставки, поэтические встречи во всех уголках мира и даже за его пределами. В XXI веке голос Данте звучит уже на просторах вселенной и здесь немаловажно отметить, какие строки интерпретируются потомками как завет будущему. В весенние юбилейные дни звучали в основном строки третьей части «Божественной комедии». Так, на Международной космической станции астронавт Саманта Кристофоретти прочитала первую песнь «Рая» на фоне далекой Земли, пронизанной лучами «Того, кто движет мирозданье».(Рай, 1-3) и являющей собой воплощение «неизменного строя», «закона», который «подобье Бога придает вселенной»(Рай, 1, 103-109) [3]. Цитировали строки Данте о «мощи речей» и желании сохранить для будущего «хоть искру славы заповедной» (Рай, 33, 67-72) в знак непрерывающейся духовной и культурной связи с ним современного искусства, современного человека.

Ощущается эта связь на разных уровнях. Неоспоримость гения Данте, его абсолютного значения для мировой культуры, сделала его «своим» и для культуры массовой (сувенирные головные уборы в виде лаврового венка, компьютерная игра «Dante Inferno», роман «Inferno» Дэна Брауна – лишь единичные свидетельства тому).

Но парадоксальная современность наследия Данте в наши дни имеет фундаментом действительную преемственную связь с ним. Появляется множество современных научных и популярных изданий произведений Данте, печатных и аудиокниг.

Главный труд Данте, «Божественная Комедия», создавалась в начале XIV века, тревожное для Италии время политических распрей. Ее историческое значение состояло в служении культурному и духовному воссоединению нации. В этой исторической конкретике непреходящая ценность вневременного ее значения и завет Данте всему человечеству.

Среди тех, кто в нашей стране сегодня обращается к Данте – литературоведы, ученые, методисты, представители церкви. Так, в нашем городе, к 750-летию Данте в музее истории религии была подготовлена выставка, посвященная «Божественной комедии», где были представлены более ста предметов графики и скульптуры, посвященные автору и первой части его поэмы – Аду. Дантов Ад, прежде всего, отображает русский отклик на произведение великого флорентийца. Русской культуре он ближе, в нем она на протяжении XIX и ХХ столетия слышала эхо собственных бед [8].

Общеизвестно, что образ Данте долго формировался и принимался в русской культуре… «Данте особенно не посчастливилось на Руси, его никто не переводил, и о нем всех меньше толковали», – писал В.Г.Белинский в 1843 году, откликаясь на выход «Ада» в прозаическом переводе Ф. Фан-Дима [1]. Спустя почти столетие Осип Мандельштамконстатировал: «Русская поэзия выросла так, будто Данта не существовало. Это несчастье нами до сих пор не осознано...» [7].

Путь Данте к сердцу русского читателя и культуры в целом проложил А.С.Пушкин. Мотивы произведений Данте встречались в творчестве А.Григорьева, В.Кюхельбекера, П.Плетнёва, А.Плещеева, К.Рылеева, К.Павловой, А.Герцена, И.Тургенева, А.К.Толстого, А.Майкова, И.И.Козлова, Н.Полевого, А.Майкова. Большой литературоведческой проблемой являются связи творчества Н.В.Гоголя и, особенно его поэмы «Мертвые души» с «Божественной Комедией». Как и проблемы творческих связей Ф.М.Достоевского с Данте. Кстати, этой теме посвящена одна из юбилейных статей Владимира Кантора в «Вопросах литературы» за сентябрь – октябрь 2014. [5]

Символисты считали Данте неотъемлемым звеном мировой линии культуры, идущей от Эмпедокла, Платона и гностиков к Гёте, Новалису, Вл. Соловьёву и Ибсену. Их восхищал и завораживал пророческий дар Данте, его религиозно-мистические предчувствия. В эпоху Серебряного века Данте стал эталоном поэта-творца, особенно для русских поэтов-наследников В.Соловьёва – Вяч. Иванова, В.Брюсова, Эллиса, А.Белого, С.Соловьёва, К.Бальмонта, М.Волошина, С.Городецкого.

Наконец, в русской культуре на рубеже XIX-XX веков возникла фигура поэта, остро ощущающего с Данте свою духовную связь и сознаваемая современниками как Данте ХХ века. Это Александр Блок. Мироощущение далекого Средневековья ожило для русского поэта. В одном из писем к матери, куда вложена была «Песнь Ада», он писал, мысля образам Данте: «Единственное "утешение" – всеобщий ужас, который господствует везде, куда ни глянешь. … несомненно в России водворился "прочный порядок", заключающийся в том, что руки и ноги жителей России связаны крепко – у каждого отдельно и у всех вместе. Каждое активное движение (в сфере какой бы то ни было) ведет лишь к тому, чтобы причинить боль соседу, связанному точно так же, как я. Таковы условия общественной, государственной и личной жизни... Все одинаково смрадно, грязно и душно – как всегда было в России: истории, искусства, событий и прочего, что и создает единственный фундамент для всякой жизни, здесь почти не было. Не удивительно, что и жизни нет». [2]

Этой же эпохе дано было устами Осипа Мандельштама провозгласить мысль о вечной современности Данте всем периодам перелома, смены стилей и формаций: «Данте – модернист, поющий на все голоса, созвучен додекафонии нашего времени, но все же это Данте XX века, а не Данте Средневековья. Впрочем, иного не дано: на то он и Данте, чтобы каждая эпоха примеряла его на себя, пыталась стать вровень. Что же до модернизма, то в поисках предтеч лучшей не найти...». [7]

Переводы, попытки постижения, новые переводы. Канонический перевод М.Лозинского, выполненный силлабикой перевод А.Илюшина, приближающий Данте к читателю современности перевод В.Маранцмана…

В издании «Данте Алигьери: pro et contra» (СПб, 2011) представлено, своего рода, обобщение опыта русского постижения Данте. «Чем же завораживает Данте именно русское сознание?» [4, с. 21], – отвечая на этот вопрос М.Е.Самарина и И.Ю.Шауб во вступительном слове обобщили опыт поколений, рассказали об основных точках соприкосновения с Данте нашей культуры.. В произведениях Данте русская культура восхищалась энциклопедичностью знаний о мире, его тайнах. Духовный отклик был обусловлен и «наличием жесткой нравственной системы», явленной в «Божественной комедии». Исторически соотносимые темы наших культур – чувство любви-ненависти к родине, «экстремальный надрывный патриотизм», образ личности «великого индивидуалиста и беспощадного оппозиционера системе». [4, с. 22] Интерес к загробному, инфернальному, неизбежно присутствующий в русском сознании в XIX-ХХ веках, когда интерес к Данте был наиболее силен, – также одна из нитей, тянущихся к наследию великого флорентинца.

Какова ценность наследия Данте для русской культуры в нарождающемся третьем тысячелетии?

Мы – свидетели смены тысячелетий, а потому нам важны свидетельства эпохальных изменений, культурных сдвигов, смен культурных эпох, таких, каков был рубеж Средневековья и Возрождения. «Новая жизнь», трактаты, «Божественная комедия» – произведения, вместившие в себя не только духовный опыт одной личности, живущей в особых культурно-исторических условиях, но и духовную историю человечества. Вспомним, как говорил о своем замысле «Комедии» Данте в письме к Кан Гранде делла Скала: «вырвать ныне живущих людей из состояния злополучия и привести к состоянию счастья», «вид философии, который в поэме является ведущим, – это философия моральная, т.е. этика, ибо поэма написана в целом и в частях не для созерцания, а для действия» [Цит по: 10]. Личная трагедия Данте вписана в трагедию заблудшего человечества и воссоздана настолько живо, что они остро ощутимы и сегодня. Мистерия паломничества духа к Богу в новой форме лирического эпоса, где соединены личное и грандиозные концепции метафизики, всемирной истории.

Кроме близкого мироощущения эпохи перелома и модели обретения гармонии в ней, у Данте мы найдем и иное. Это живое человеческое чувство. Выведенная О.Мандельштамом формула «неумолкаемости» дантовой цитаты-цикады действует и в наши дни. При всей гениально устроенной архитектонике, универсальности содержания, филигранности неисчерпаемых по смыслу терцин и поистине всечеловеческом звучании отделённой от нас 750-летней дистанцией «Божественной Комедии», в ней ощутим живой трепет человеческого сердца. Откровение о человечестве есть для Данте одновременно и откровение о самом себе. Это действительно «самое совершенное и величественное в европейской литературе трансцендентно-лирическое произведение» [6]. Произведение о человеческой душе для русской литературы обладает неизменно высокой ценностью, ведь сама она для культуры Запада была хранительницей духа. Душа как главное содержание произведений всех русских писателей была, в частности, выведена В.Вулф в ее эссе «Русская точка зрения».

В поэтическом синтезе Данте объединяет все культурные противоречия своего времени и дает аллегорическое выражение идеи единой мировой культуры. Человечество как единое целое. Человеческая культура как единое целое, включающее в себе античность и новое время, язычество и религии, христианство, иудейство, магометанство... Современный мир поликультурен, а потому непрерывность традиции Данте представляется неоспоримой.

На сложном пути формирования национального самосознания, в поисках путей духовного и культурного единения нации, в пламени разрушительных войн наша культурная память обращается к Данте с теми же словами, какими он обращался к своему проводнику Вергилию: «Яви мне путь, о коем ты поведал» (Ад, 1, 133) [3]. Это была мольба об обещанном пути к спасению. Ответ Данте мы слышим сквозь столетия в его трактатах о национальном языке, о политике, о культуре, в бессмертном сочинении о все преображающей любви «Vita Nova» («Новая Жизни») и содержащей путь к спасению «Божественной Комедии».

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955, т. 6, с. 665.

2. Блок А.А. Письма 1898-1921. 229. Матери. 10 ноября <1909. Петербург>// Блок А.А. Полное собрание сочинение. В 8 тт. Том 8. М., 1962.

3. Данте А. Божественная комедия. Перев. М.Лозинского. М.: Правда, 1982.

4. Данте: pro et contra. Личность и наследие. СПб, 2011.

5. Кантор В.А. В парадигме дантовского «Ада». «Отец Горио» и «Преступление и наказание»// Вопросы литературы. 2014. Сентябрь-октябрь. С. 25-60.

6. Кротков А. Дантов Ад: сплошные эксперименты/ НГ-экслибрис. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/fakty/2005-05-19/3_ad.html

7. Мандельштам О.Э. Черновые наброски к «Разговору о Данте». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvb.ru/mandelstam/slovo_i_kultura/01text/01text/13.htm

8. Подробнее об этом см. напр.: Голенищев-Кутузов И.Н. Данте и мировая культура. М., 1971; Асоян А. Данте и русская литература. С., 1989; Асоян А. «Почтите высочайшего поэта». Судьба «Божественной Комедии» Данте в России. М., 1990; Данте А. Божественная комедия. Перев. В.Г. Маранцмана. СПб, 2006; «Данте: pro et contra. Личность и наследие» (СПб, 2011), Седакова О. Дантовское вдохновение в русской поэзии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olgasedakova.com/Poetica/1546.

9. Радио Ватикана. Режим доступа: http://ru.radiovaticana.va/news/2015/05/04/750.

10. Седакова О. Дантовское вдохновение в русской поэзии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://olgasedakova.com/Poetica/1546

Е.И.Целикова (Саратов)

Наши рекомендации