Технологическая карта «История и методология науки»
I курс 1 семестр (на 20_/20__ учебный год)
Перечень смежных дисциплин по учебному плану (пререквизиты) – философия спорта. | ||||
Вводный модуль – нет. | ||||
Базовый модуль | ||||
№ за-нятия | Посе- щае- мость /балл | Содержание занятий и виды контроля | Кол-во баллов min / max | Накопите льная "стоимость"/ балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Лекция 1.Основные понятия науки как системы знаний. делового взаимодействия | ||||
Семинар 1.Понятие науки, ее основные аспекты. 1-текущий контроль: устный опрос. домашнего задания или ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА. | 1 / 3 | |||
Семинар 2. Многообразие форм знания. 2– текущий контроль: «Дискуссия с использованием интерактивных форм проведения занятий с презентацией» | 1 / 4 | |||
Семинар 3.Специфика научного знания. 3 – текущий контроль: устный опрос | 1 / 3 | |||
Семинар 4.Роль науки в современном образовании и формировании личности. 4 – текущий контроль: «доклад с презентацией» | 3 / 5 | |||
Лекция 2.«Картина мира» и «научная революция». | ||||
Семинар 5. «Картина мира» и «научная революция». 5 – текущий контроль: устный опрос | 1 / 3 | |||
Семинар 6. Наука в культуре современной цивилизации. 6 – текущий контроль: «доклад с презентацией» | 3 / 5 | |||
Семинар 7.Генезис и основные черты науки Нового времени. 7– текущий контроль: : «доклад с презентацией» | 3 / 5 | |||
Лекция 3.Законы логики и их роль в познании. | ||||
Семинар 8. Логика как наука о простейших мыслительных методах. 8– текущий контроль: «Дискуссия с использованием интерактивных форм проведения занятий с презентацией» | 1 / 4 | |||
Семинар 9.Законы логики и их роль в познании. 9 – текущий контроль: «доклад с презентацией». | 1 / 4 | |||
Семинар 10.Понятие аргументации. 10– текущий контроль: «Дискуссия с использованием интерактивных форм проведения занятий с презентацией» | 1 / 4 | |||
Семинар 11.Гипотеза как форма развития знаний. 11 – текущий контроль: «доклад с презентацией». | 3/ 5 | |||
Лекция 4.Методология науки и диалектика познания. | ||||
Семинар 12.Уровни научного познания и их взаимосвязь. 12 – текущий контроль: письменный опрос. | 2 / 10 | |||
Семинар 13. Методология науки и диалектика познания. 13 – текущий контроль: «доклад с презентацией». | 3 / 5 | |||
Семинар 14.Современные научные парадигмы. 14 – текущий контроль: «деловая игра». | 4 / 10 | |||
Итого баллов за текущий контроль: | ||||
Промежуточный контроль (экзамен). | 22/30 | |||
Итоговая сумма баллов |
Лекцию и семинарское занятие следует считать одним тематическим блоком. Темы с распределением материала внутри них приведены в программе по дисциплине "История и методология науки".
Темы сообщений, дискуссий, опросов и письменных работ на семинарских занятиях точно согласованы с программой по дисциплине "История и методология науки".
Темы сообщений, дискуссий, опросов и письменных работ на семинарских занятиях точно согласованы с программой по дисциплине "История и методология науки".
Содержание текущих контролей и оценка в баллах.
В течение семестра в рамках семинарских занятий реализуются разные методы контроля, под которыми понимаются способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
Методы контроля:
1. Устный опрос по вопросам семинарских занятий, который реализуется в трех его основных видах: фронтальный, индивидуальный и комбинированный.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений.
Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов.
К индивидуальному опросу студенты могут готовить спецвопросы, ответы на которые представляются в форме докладов.
В процессе устного опроса оцениваются содержание и качества монологической речи студентов:
- раскрытие содержания вопроса,
- использование терминологии,
- использование цитатного материала из текста-источника,
- речевое оформление высказывания (речевые, грамматические, этические ошибки).
2. Дискуссия, которая предполагает «выступление» при использовании интерактивных форм проведения занятий с целью исследование спорных вопросов заданной темы и выявление разных гипотез решения одной проблемы.
В ходе дискуссии оценивается способность студента самостоятельно анализировать заявленную политологическую проблему, делать обобщения и выводы по ней, отстаивать свою точку зрения:
- раскрытие содержания вопроса,
- использование терминологии,
- использование цитатного материала из текста-источника,
- объем аргумента, степень его убедительности,
-речевое оформление высказывания (логические, речевые, грамматические, этические ошибки).
-использование современных информационных технологий.
Письменный опрос.
Знание ответов на отдельные вопросы семинара могут проверяться в форме письменных работ (15-20 минут). Оцениваются работы по выше обозначенным критериям (от 3 до 5 баллов).
Доклад с презентацией.
Для подготовки компьютерной презентации используется специализированная программа PowerPoint.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов.
Для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Деловая игра.
Деловые игры- это такая форма обучения, которая позволяет слить воедино теоретическую и практическую подготовку студентов. Такой сплав теории и практики в учебном процессе и дает возможность значительно повысить их профессиональный уровень.
Деловые игры позволяют увеличить интенсивность учебного процесса, поднять его на более высокую качественную ступень. Этого в значительной мере удается добиться, во- первых, за счет «автоматического» смещения центра тяжести подготовки студентов на их самостоятельную работу вне аудитории; во-вторых, за счет возрастания активности во время игры в отведенные для занятий часы; в- третьих, за счет увеличения ответственности каждого студента не только за себя, но и за исход всей игры в целом.
Здесь студенты поставлены в такие условия, когда нормальное возникновение, развитие и завершение игры прямо зависят от уровня теоретических знаний и умения применять их на практике, от степени подготовленности к занятиям каждого ее участника. Следует не подготовиться только одному из них- может быть сорвана вся игра в целом.
Деловые игры способствуют развитию у студентов чувства самостоятельности, находчивости, умения в сложной ситуации отстаивать свою позицию, они в какой-то степени помогают студенту определить свою будущую профессию, найти свое призвание.