Технологическая карта «История и методология науки»

I курс 1 семестр (на 20_/20__ учебный год)

Перечень смежных дисциплин по учебному плану (пререквизиты) – философия спорта.
Вводный модуль – нет.
Базовый модуль
№ за-нятия Посе- щае- мость /балл Содержание занятий и виды контроля Кол-во баллов min / max Накопите льная "стоимость"/ балл
1 2 3 4 5
  Лекция 1.Основные понятия науки как системы знаний.     делового взаимодействия    
  Семинар 1.Понятие науки, ее основные аспекты. 1-текущий контроль: устный опрос.     домашнего задания или ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА. 1 / 3
  Семинар 2. Многообразие форм знания. 2– текущий контроль: «Дискуссия с использованием интерактивных форм проведения занятий с презентацией» 1 / 4
  Семинар 3.Специфика научного знания. 3 – текущий контроль: устный опрос 1 / 3
  Семинар 4.Роль науки в современном образовании и формировании личности. 4 – текущий контроль: «доклад с презентацией» 3 / 5
  Лекция 2.«Картина мира» и «научная революция».      
  Семинар 5. «Картина мира» и «научная революция». 5 – текущий контроль: устный опрос 1 / 3
  Семинар 6. Наука в культуре современной цивилизации. 6 – текущий контроль: «доклад с презентацией»   3 / 5  
  Семинар 7.Генезис и основные черты науки Нового времени. 7– текущий контроль: : «доклад с презентацией» 3 / 5
  Лекция 3.Законы логики и их роль в познании.    
  Семинар 8. Логика как наука о простейших мыслительных методах. 8– текущий контроль: «Дискуссия с использованием интерактивных форм проведения занятий с презентацией» 1 / 4
  Семинар 9.Законы логики и их роль в познании. 9 – текущий контроль: «доклад с презентацией». 1 / 4
  Семинар 10.Понятие аргументации. 10– текущий контроль: «Дискуссия с использованием интерактивных форм проведения занятий с презентацией» 1 / 4
  Семинар 11.Гипотеза как форма развития знаний. 11 – текущий контроль: «доклад с презентацией». 3/ 5
  Лекция 4.Методология науки и диалектика познания.    
  Семинар 12.Уровни научного познания и их взаимосвязь. 12 – текущий контроль: письменный опрос. 2 / 10
  Семинар 13. Методология науки и диалектика познания. 13 – текущий контроль: «доклад с презентацией». 3 / 5
  Семинар 14.Современные научные парадигмы. 14 – текущий контроль: «деловая игра». 4 / 10
    Итого баллов за текущий контроль:
  Промежуточный контроль (экзамен). 22/30
  Итоговая сумма баллов


Лекцию и семинарское занятие следует считать одним тематическим блоком. Темы с распределением материала внутри них приведены в программе по дисциплине "История и методология науки".

Темы сообщений, дискуссий, опросов и письменных работ на семинарских занятиях точно согласованы с программой по дисциплине "История и методология науки".

Темы сообщений, дискуссий, опросов и письменных работ на семинарских занятиях точно согласованы с программой по дисциплине "История и методология науки".

Содержание текущих контролей и оценка в баллах.

В течение семестра в рамках семинарских занятий реализуются разные методы контроля, под которыми понимаются способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Методы контроля:

1. Устный опрос по вопросам семинарских занятий, который реализуется в трех его основных видах: фронтальный, индивидуальный и комбинированный.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов.

К индивидуальному опросу студенты могут готовить спецвопросы, ответы на которые представляются в форме докладов.

В процессе устного опроса оцениваются содержание и качества монологической речи студентов:

- раскрытие содержания вопроса,

- использование терминологии,

- использование цитатного материала из текста-источника,

- речевое оформление высказывания (речевые, грамматические, этические ошибки).

2. Дискуссия, которая предполагает «выступление» при использовании интерактивных форм проведения занятий с целью исследование спорных вопросов заданной темы и выявление разных гипотез решения одной проблемы.

В ходе дискуссии оценивается способность студента самостоятельно анализировать заявленную политологическую проблему, делать обобщения и выводы по ней, отстаивать свою точку зрения:

- раскрытие содержания вопроса,

- использование терминологии,

- использование цитатного материала из текста-источника,

- объем аргумента, степень его убедительности,

-речевое оформление высказывания (логические, речевые, грамматические, этические ошибки).

-использование современных информационных технологий.

Письменный опрос.

Знание ответов на отдельные вопросы семинара могут проверяться в форме письменных работ (15-20 минут). Оцениваются работы по выше обозначенным критериям (от 3 до 5 баллов).

Доклад с презентацией.

Для подготовки компьютерной презентации используется специализированная программа PowerPoint.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов.

Для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Деловая игра.

Деловые игры- это такая форма обучения, которая позволяет слить воедино теоретическую и практическую подготовку студентов. Такой сплав теории и практики в учебном процессе и дает возможность значительно повысить их профессиональный уровень.

Деловые игры позволяют увеличить интенсивность учебного процесса, поднять его на более высокую качественную ступень. Этого в значительной мере удается добиться, во- первых, за счет «автоматического» смещения центра тяжести подготовки студентов на их самостоятельную работу вне аудитории; во-вторых, за счет возрастания активности во время игры в отведенные для занятий часы; в- третьих, за счет увеличения ответственности каждого студента не только за себя, но и за исход всей игры в целом.

Здесь студенты поставлены в такие условия, когда нормальное возникновение, развитие и завершение игры прямо зависят от уровня теоретических знаний и умения применять их на практике, от степени подготовленности к занятиям каждого ее участника. Следует не подготовиться только одному из них- может быть сорвана вся игра в целом.

Деловые игры способствуют развитию у студентов чувства самостоятельности, находчивости, умения в сложной ситуации отстаивать свою позицию, они в какой-то степени помогают студенту определить свою будущую профессию, найти свое призвание.


Наши рекомендации