Модуль 1 История и методология науки

1. Поясните сущность современного подхода к периодизации истории науки.

2. Какие модели исторической реконструкции возникновения науки существуют в настоящее время?

3. Поясните основы реконструкции генезиса науки как кумулятивного процесса.

4. Каково восприятие истории науки через научные революции?

5. В чем сущность модели реконструкции истории науки через ситуационные исследования?

6. Поясните основные положения стадий развития науки: замкнутая теоретическая наука; фактуально-описательная; Нового времени; классическая; неклассическая; постнеклассическая наука.

7. Какова специфика подхода к возникновению науки в позитивизме?

8. Каковы основные идеи экстерналистского направления историографии?

9. Раскройте сущность подхода к исследованию истории науки интерналистского направления?

10. В чем сущность феномена «пассионарности»?

11. Основы проблематики принципа коэволюции.

12. Что понимается под процессом клонирования? Основные проблемы технологии клонирования.

13. Раскройте понятие «наука» в разных аспектах ее проявления.

14. Сформулируйте цель и основные задачи научного познания.

15. Какие функции выполняет наука в современном обществе?

16. Раскройте смысл функции науки как социальной силы. Приведите пример из истории современного общества.

17. Каково соотношение коллективного и личностного в научном познании? Поясните на примерах из истории науки.

18. Охарактеризуйте основные критерии научности знания. Чем знание научное отличается от вненаучного? Правомерно ли считать вненаучные формы знания заблуждениями?

19. Назовите известные в настоящее время формы вненаучного знания.

20. Какие существуют виды познавательных феноменов?

21. Поясните сущность особых форм знания: обыденно-практического, игрового и личностного. Приведите примеры каждой формы.

22. В чём отличие паранучного знания от лженаучного? Проиллюстрируйте на примерах из истории.

23. Интересует ли науку вопросы паранормального знания? Если да, то назовите причины этого интереса.

24. Какие существуют определения понятий «методология» и «метод»? Проиллюстрируйте их примерами.

25. Какова основная функция и предназначение любого метода?

26. Что такое методология науки и метод в научных исследованиях?

27. Что является предметом изучения формальной и содержательной методологии?

28. Дайте характеристику уровням и основным правилам методологии.

29. Что такое язык науки?

30. Какие выделяют виды текстов? Что такое специальный текст?

31. Какие существуют модели научного объяснения?

32. Дайте характеристику дедуктивно-номологической модели научного объяснения.

33. В чем принципиальное отличие рациональной модели объяснения от телеологической?

34. Что в науке понимается под термином? Основные требования, предъявляемые к терминам?

35. Какие существуют основания для классификации терминов?

36. Что является характерными чертами всех общенаучных понятий?

37. Дайте характеристику основным методам эмпирического исследования.

38. Что общего и особенного в методах эмпирического познания наблюдении и эксперименте?

39. Охарактеризуйте основные особенности и типы экспериментов.

40. Перечислите основания классификации экспериментов.

41. Можно ли согласиться с высказыванием: «наблюдение и эксперимент являются основными методами для всех наук»?

42. Охарактеризуйте основные методы теоретического исследования.

43. Дайте характеристику общелогическим методам и приемам исследования.

44. Какие требования предъявляются к экспериментальному воздействию?

45. Что такое гипотеза и какова её роль для научного познания?

46. Для чего нужна рабочая гипотеза?

47. Что такое погрешность эксперимента? Какие бывают виды погрешностей?

48. Что понимается под научной проблемой, в чем ее сущность?

49. Поясните понятие «рандомизация».

50. Требования, предъявляемые к измерительной аппаратуре.

Наши рекомендации