Информационная база финансового менеджмента

Содержание финансовой отчетности.

Финансовая отчетность предприятия — это прежде всего система показателей, характеризующих условия и финансовые результаты его работы за фиксированный период времени. Цели финансовой отчетности предприятия:

• предоставить потенциальным инвесторам и кредиторам на денежную и правдивую информацию о финансовом положении

• предоставить существующим инвесторам информацию о движении денежных потоков, экономических ресурсах, капитале и совокупном доходе.
Финансовая отчетность является результатом сбора, обработки и конечного суммирования бухгалтерской информации. Основные формы отчетности приведены ниже:

В соответствии с международными стандартами В российском бухучёте
1. Баланс 2. отчёт о прибылях и убытках 3. отчёт о движении денежных потоков 4. отчёт об изменениях в собственном капитале 1. Баланс (форма №1) 2. отчёт о финансовых результатах и их использовании 3. справка к отчёту о финансовых результатах 4. приложение к балансу 5. пояснительная записка

В настоящее время в практику российского учета вносятся существенные изменения и дополнения, связанные с переходом к рыночным отношениям, перестройкой хозяйственного механизма страны, направленные на кардинальное переосмысление ряда теоретических положений бухгалтерского учета, в частности, связанные с изменением состава балансовых счетов и содержания отчетности.
Баланспредприятия характеризует его средства по их составу (актив) и источникам образования (пассив).

При основании предприятия владелец(льцы) обычно вкладывает в виде инвестиций денежные средства в оборудование, товарно-материальные ценности .и т.д. Эта собственность, или экономические ресурсы, вкладываемые владельцем, называются активами. В начале деятельности предприятия стоимость активов должна быть равна сумме вкладов владельцев. Активы также могут приобретаться у кредиторов. Например, предприятие может занять деньги для осуществления закупок. Все, что кредиторы продают или ссужают предприятию, увеличивает его активы. Средства кредиторов называются обязательствами.

Основной принцип бухгалтерского учета: сумма собственного капитала и обязательств равна активам. Это может быть выражено в следующем виде:
Активы = Обязательства + Собственный капитал. Это равенство получило название балансового.

По мере расширения предприятия его денежные активы увеличиваются. В соответствии с балансовым равенством собственный капитал и обязательства увеличиваются на ту же сумму.

Аналогично, если стоимость одной стороны равенства уменьшается, то стоимость другой стороны равенства должна уменьшиться на ту же сумму.
Таким образом, обе стороны балансового равенства в действительности представляют собой два разных аспекта одного и того же явления. Одна сторона отражает то, чем предприятие владеет. другая отражает источники долгов предприятия: она отражает обязательства против средств, которыми владеет предприятие.

Баланс является финансовым отчетом, в котором на определенную дату отражаются суммы различных статей активов, обязательств и собственного капитала.
В соответствии с принятой международной терминологией учета активы предприятия - это хозяйственные ресурсы или средства, использованные, про данные или подлежащие потреблению в течение одного отчетного периода (оборотные активы), либо средства, которые используются больше одного отчетного периода, приобретаются в целях применения в хозяйственной деятельности и не предназначаются для продажи в данный отчетный период (внеоборотные активы).

Активы, обязательства и собственный капитал являются наиболее общими категориями, используемыми для классификации операций предприятия. При проведении дальнейшей детализации мы получим так называемый постатейный баланс, в котором активы и обязательства разделены на кратко- срочные и долгосрочные. Это дает более подробную и точную картину операций предприятия за период. Оборотные активы включают денежные средства и прочие активы, которые могут быть переведены в денежные средства, проданы или потреблены в течение года или одного операционного цикла предприятия.

Долгосрочные активы включают активы, которые предприятие не планирует переводить в денежные средства в течение года или одного операционного цикла. Краткосрочные обязательства — обязательства, которые должны быть оплачены или погашены в течение года или одного операционного цикла. Долгосрочные обязательства — обязательства, которые не должны быть оплачены или погашены в течение года или одного операционного цикла.

Отчет о прибылях и убытках считается наиболее важным документом финансовой отчетности, так как он содержит в себе сведения о результатах деятельности предприятия, отражая прибыль предприятия за определенный период. Разность между доходами и расходами представляет собой чистую прибыль.

Отчет о прибылях и убытках и баланс взаимосвязаны. В балансе отражается собственный капитал, включая в себя чистую прибыль (доходы минус расходы). В балансе торгового предприятия сумма чистой прибыли или убытка из отчета о прибылях и убытках была бы включена в статью «Капитал». В общем случае отчет о прибылях и убытках строится на результате сравнения четырех основных элементов:

• доходов притока или другого увеличения активов предприятия или уменьшения его задолженности в результате производства или реализации продукции, услуг или другой деятельности, которая является основной деятельностью;

• расходов оттока или другого использования активов предприятия или создания задолженности в результате производства или реализации продукции/услуг или другой деятельности, которая является основной деятельностью;

• прибылей и убытков, которые возникают в результате следующих операций:

1) обменных операций (например, продажи используемых основных средств);

2) владения ресурсами и обязательствами в период изменения
их стоимости (например, обесценивания товарных запасов, прибыли/убытки на курсовых разницах);
3) односторонних переводов средств между предприятием и не- собственником предприятия (штрафов, потерь от пожаров и порчи имущества).

Согласно ПБУ 4/99 хозяйственные товарищества и общества должны составлять «Отчет об изменениях капитала» форму 3, который представляет собой отдельную форму финансовой отчетности, составленную в виде пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. В соответствии с целевым назначением в отчете отражаются;
• размер капитала на начало отчетного периода;

• увеличения/уменьшения капитала за счет дополнительного вы пуска или изменения номинала, акций, переоценки и (или) прироста имущества, реорганизации (слияния, присоединения) юридического лица, доходов/расходов, вызывающих по правилам бухгалтерского учета изменение размера капитала;

• размер капитала на конец отчетного периода.

В справке к отчету об изменениях капитала отражают данные о стоимости чистых активов. Исчисление этого показателя должно проводиться в соответствии с порядком, установленным в приказе Минфина России и ФКЦБ России от 15 августа 1996 г. 7 1/149 «0 Порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

Справочно в отчете об изменениях капитала отражаются данные стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности, а также суммы средств, полученных на финансирование капитальных вложений во внеоборотные активы, из бюджета и внебюджетных фондов в сравнении с предыдущим годом.

В России начиная с 1996 г. действует стандарт, в соответствии с которым предприятия должны составлять Отчет о движении денежных средств. Такое изменение мотивируется тем, что показатели вновь введенной формы отчетности позволяют более объективно оценить ликвидность предприятия в условиях инфляции и проанализировать необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Отчет о движении денежных средств — это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступления, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на определенный период. Необходимость подготовки этого отчета обусловлена тем, что обобщенные показатели «доходы» и «расходы», используемые в отчете о при были, не отражают в полной мере действительного движения денежных средств. Так, поступления за реализованную продукцию не всегда относятся к тому временному периоду, в котором продукция была отгружена потребителю, В отчете о прибыли отсутствует информация о других на правлениях деятельности, кроме производственно-хозяйственной, а именно, о финансовой и инвестиционной деятельности.
Основная цель Отчета о движении денежных средств — отразить денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и Отчета о прибылях и убытках позволяют раскрыть:


• способность предприятия получить в ходе финансово- хозяйственной деятельности прирост денежных средств;
• возможности предприятия отвечать по предъявленным обязательствам, платить дивиденды и оставаться кредитоспособным;
• возникающие расхождения между годовой прибылью/убытком и реальными денежными потоками по основной хозяйственной деятельности;
• влияние на финансовое состояние предприятия его инвестиционных и финансовых операций.

Отчет о движении денежных средств важен для оценки финансовых возможностей предприятия, так как в нем представлена информация, отражающая операции, связанные с образованием и использованием финансовых ресурсов. При этом в качестве источников средств могут выступать: увеличение собственного капитала за счет эмиссии новых акций, увеличение задолженности при новых банковских займах или выпуске облигаций, выручка от реализации и прочие доходы. В случае выкупа акций, наличия избытков от прочей реализации и внереализационной деятельности прочей реализации и внереализационной деятельности в соответствующих позициях отчета могут появиться отрицательные значения.
Основные направления использования денежных средств связаны с инвестициями в постоянные активы, осуществлением текущей производственной деятельности, уплатой процентов и погашением внешней задолженности, расчетами с бюджетом (налоговые платежи), выплатой дивидендов. Важным моментом является то, что анализ денежных потоков лежит в основе «классических» методов инвестиционного анализа и используется в наиболее известных методиках планирования и оценки эффективности инвестиционных проектов. Потоки денежных средств легче прогнозировать и, кроме того, такие прогнозы полезнее прогнозов прибыли. Занимаясь перспективным планированием, менеджер должен быть уверен в финансовом обеспечении достижения избранной цели. Отчет о движении денежных средств информационная база подготовки прогноза денежного потока. Прогноз позволяет предвидеть нехватку или излишек средств еще до их возникновения и дает, таким образом, достаточное время для корректировки предпринимаемых действий. С точки зрения менеджеров, бессмысленно пытаться управлять тем, что случилось вчера, а прошлой неделе или в прошлом году. Их работа состоит в формировании стратегии бизнеса, построенной на основе анализа ожидаемых доходов и расходов. Прогноз позволяет предвидеть нехватку или излишек средств еще до их возникновения и дает, таким образом, статочное время для корректировки предпринимаемых действий. Если Отчет о движении денежных средств построен грамотно, тем самым обеспечено правильное предсказание структуры остатков денежных средств и достоверное прогнозирование времени возникновения возможных трудностей. Заключения на основе сформированного отчета могут повлиять а принятие решений различными способами:

• давая инвесторам информацию о том, достаточно ли у предприятия средств для финансирования производственно-хозяйственных операций, и определяя в определенной степени его привлекательность для инвестиций;
• показывая потенциальным кредиторам, достаточно ли у пред приятия средств для оплаты в срок всех долгов;
• рассматривая возможности предприятия выполнять непредвиденные финансовые обязательства по требованию менеджеров;
• измеряя способность предприятия выполнять непредвиденные финансовые обязательства для менеджеров;
• оценивая способность предприятия извлекать выгоду из своей деятельности;
• демонстрируя движение денежных потоков и отражая деятельность предприятия в динамике от периода к периоду для акционеров и аудиторов.

Наши рекомендации