Уровни формирования компетенций по этапам практики
Код | Формируемые компетенции | Поисковый | Аналитический | Моделирующий |
ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | |||
ОК-3 | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | |||
ОПК-1 | готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; | |||
ПК-1 | способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований; | |||
ПК-2 | способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; | |||
ПК-3 | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; | - | ||
ПК-4 | способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада | |||
ПК-6 | способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности | |||
ПК-8 | способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне | |||
ПК-9 | способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов | |||
ПК-12 | способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности | |||
ПК-13 | способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | - | - | |
ПК-14 | способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | - | - | |
ПК-15 | способность диагностировать проблемы корпоративного управления и предлагать их практическое решение в конкретных компаниях с целью достижения баланса интересов собственников и менеджеров, а также формирования профессиональных советов директоров компаний | |||
ПК-17 | способность применять полученные знания и умения для выработки конкретных рекомендаций решения практических проблем, связанных с методами организационной диагностики жизненного цикла и обосновывать сроки реализации новой бизнес-идеи для «реинкарнации» организационного развития | |||
ПК-19 | способность управлять эффективностью систем корпоративного управления и развития в компаниях с целью роста инвестиционной привлекательности и корпоративной стоимости |
Характеристика планируемых результатов обучения при прохождении практики по этапам
Код | Формируемые компетенции | Поисковый | Аналитический | Моделирующий |
ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Умение обобщить теория | Умение обобщить методики и практику, сформировать гипотезы | Умение получить новое знание |
ОК-3 | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Готовность искать проблемы бизнеса | Готовность учиться анализировать проблему бизнеса | Готовность искать решения по проблеме бизнеса |
ОПК-1 | готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; | Владение базовой профессиональной речью | Владение проблемной профессиональной терминологией | Владение навыками коммуникации в устной и письменной формах |
ПК-1 | способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований; | Уметь описать проблему бизнеса | Уметь разработать концепцию исследования | Уметь разработать программу исследования |
ПК-2 | способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; | Умение обосновать практическую значимость исследования | Умение обосновать теоретическую значимость исследования | Умение сформулировать и структурировать цель исследования |
ПК-3 | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; | - | уметь обобщать и анализировать экономическую информацию о деятельности фирмы и ее окружении | владеть навыками экономического анализа проблемы |
ПК-4 | способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада | Уметь подготовить доклад, презентацию, статью на описательной уровне | Уметь подготовить доклад, презентацию, статью на аналитическом уровне | Уметь подготовить доклад, презентацию, статью на дискуссионном уровне |
ПК-6 | способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности | Умение выявлять факторы рыночной неопределенности | Уметь выявлять факторы неопределенности вида деятельности | уметь выявить факторы неопределенности в деятельности фирмы |
ПК-8 | способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне | Уметь готовить простые аналитические материалы | Уметь готовить материалы для стандартных решений | Уметь готовить материалы для проблемных решений |
ПК-9 | способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов | Уметь использовать источники стандартной информации (вторичные данные, отчетность) | Уметь анализировать источники стандартной информации (вторичные данные, отчетность) | уметь определять и использовать адекватные источники информации по изучаемой проблеме |
ПК-12 | способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности | Понимать сущность и структуру социально-экономической эффективности | Понимать взаимосвязи управленческих решений и критериев эффективности | Уметь идентифицировать критерии и показатели эффективности деятельности фирмы по видам решений |
ПК-13 | способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | - | - | Понимать процессы разработки образовательных технологий Понимать актуальность непрерывного образования |
ПК-14 | способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | - | - | понимать научные основы структурирования и разработки методического обеспечения образовательных программ |
ПК-15 | способность диагностировать проблемы корпоративного управления и предлагать их практическое решение в конкретных компаниях с целью достижения баланса интересов собственников и менеджеров, а также формирования профессиональных советов директоров компаний | Понимать критерии цивилизованных практик корпоративного управления; | Уметь идентифицировать проблемы корпоративного управления и выявлять аналитические методы, которые могут быть связаны с тематикой исследования | уметь собирать, обобщать и систематизировать информацию в рамках исследования по корпоративному управлению и предлагать практические решения по изучаемой проблеме |
ПК-17 | способность применять полученные знания и умения для выработки конкретных рекомендаций решения практических проблем, связанных с методами организационной диагностики жизненного цикла и обосновывать сроки реализации новой бизнес-идеи для «реинкарнации» организационного развития | Уметь моделировать инновационное состояние организационного развития и обосновывать сроки реализации новой бизнес-идеи | ||
ПК-19 | способность управлять эффективностью систем корпоративного управления и развития в компаниях с целью роста инвестиционной привлекательности и корпоративной стоимости | Понимать сущность эффективности системы корпоративного управления | Оценивать и анализировать показатели эффективности систем корпоративного управления и развития в компаниях с целью роста инвестиционной привлекательности и корпоративной стоимости. | Уметь создавать модель инвестиционной привлекательности компании для роста благосостояния акционеров и учета интересов стейкхолдеров |
ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И/ИЛИ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Этап практики (научно-исследовательская работа) | Оценочные средства | Характеристика материалов |
1.Поисковый | 1)Курсовая работа по дисциплине «Оценка и управление стоимостью бизнеса». Собеседование по курсовой работе (защита) | Методические рекомендации по курсовой работе |
2) Презентация проблемы научного исследования | Перечень общих требований | |
3) Выступления на научно-исследовательских семинарах | Вопросы для обсуждения | |
4)Публикация статьи (минимум 3 статьи в семестр, в том числе не менее 1 статьи с научным руководителем магистранта по приказу) 5) Другие виды деятельности: рецензия (аннотация), конференции | Индивидуальная работа с научным руководителем | |
2.Аналитический | 1) Курсовая работа по дисциплине «Корпоративное управление». Собеседование по курсовой работе (защита) | Методические рекомендации по курсовой работе |
2) Литературный обзор по проблеме исследования: презентация | Перечень общих требований | |
3) Выступления на научно-исследовательских семинарах | Вопросы для обсуждения | |
6)Публикация статьи (минимум 3 статьи в семестр, в том числе не менее 1 статьи с научным руководителем магистранта по приказу) 4) Другие виды деятельности: рецензии, конкурсы, конференции, гранты, хоздоговоры | Индивидуальная работа с научным руководителем | |
3.Моделирующий | 1)Курсовая работа по дисциплине «Управление изменения в аспекте жизненного цикла корпорации». Собеседование по курсовой работе (защита) | Методические рекомендации по курсовой работе |
2) Выступления на научно-исследовательских семинарах | Вопросы для обсуждения | |
3) Программа эмпирического исследования: презентация | Перечень общих требований | |
7)Публикация статьи (минимум 3 статьи в семестр, в том числе не менее 1 статьи с научным руководителем магистранта по приказу) 4) Другие виды деятельности: гранты, хоздоговоры, конкурсы, конференции руководство НИР студентов младших курсов и бакалавров | Индивидуальная работа с научным руководителем |
1.Презентация проблемы научных исследований должна содержать:
– Формулировку проблемы
– Обоснование актуальности с точки зрения практической значимости
– Гипотезу цели исследования
– Ожидаемые результаты.
2.Литературный обзор по проблеме исследования должен содержать:
Литературный обзор по проблеме ________________________
№ п\п | Название | Автор | Подпроблема | Краткое содержание точки зрения автора | Мнение студента о новизне, особенностях |
Основные требования к литературному обзору по теме диссертационного исследования:
- во-первых, предварительное знакомство с литературой и упорядочивание имеющейся информации, что необходимо для лучшего понимания предмета исследования;
- во-вторых, на основе результатов литобзора магистрантов выдвигаются научные гипотезы, необходимые для качественного проведения диссертационного исследования;
- в-третьих, литобзор помогает более четко определить, по каким направлениям были осуществлены исследования в прошлом, чтобы избежать повторений;
- в-четвертых, обоснование важности, актуальности исследования (поскольку литобзор должен сосредоточится на том, что опубликованные работы не дают полного представления об изучаемой проблеме, поэтому новое исследование позволит продвинуться дальше в данном направлении).
3. Программа эмпирического исследования должна содержать:
– Актуальность темы исследования.
– Объект исследования
– Предмет исследования
– Цель исследования
– Задачи исследования
– Теоретико-методическая база исследования
– Информационная основа исследования
– Элементы научной новизны исследования
– Практическая значимость исследования
1) Программа эмпирического исследования. Разделы программа эмпирического исследования:
a) теоретический: цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий;
b) методический: обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных;
c) организационный: план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.
2) Цели и задачи исследования.
Цель исследованияпредставляет собой конечный результат его проведения (то, что автор планировал получить). Она
Для достижения цели необходимо поставить задачи исследования– конкретные императивы, отвечающие на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута. Таким образом, задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
3) Предмет и объект исследования.Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности - т. е. это та часть окружающей действительности, с которой исследователь имеет дело.Предмет исследования — это совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений (центральный вопрос проблемы; полученное знание в результате проведения исследования).
4) Гипотеза исследования- это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами, т.е. вероятностное утверждение, подлежащее проверке. Отличительными чертами гипотез являются: а) принципиальная проверяемость; б) утвердительный характер; в) ограниченный масштаб применимости; г) указание на взаимосвязь между конкретными переменными; д) сравнимость с имеющимся знанием; е) краткость и корректность терминологии. Правила выдвижения и проверки гипотез:
a. Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается.
b. Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число.
c. Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной.
d. При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.
e. Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не просто требование научного руководителя и пустые теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень эмпирического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
5) Логический план эмпирического исследования. Содержит обоснование методов исследования. Важной стороной любого метода является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Кроме того, план исследования предполагает описание получаемых результатов (прогнозных). Итогом здесь должна явиться таблица (см. табл. 1), увязывающая сроки, задачи, методы исследования, требуемые ресурсы и результаты.
Пример календарного плана эмпирического исследования магистранта
№ п/п | Срок/период выполнения поставленной задачи | Наименование выполняемых работ | Описание метода/-ов исследования, требуемых ресурсов | Прогнозные результаты |