Ведение словаря основных понятий и терминов.
Рекомендации: ведение словаря рекомендуется в отдельной тетради (папке) с разъемной подшивкой, в алфавитной последовательности (с обязательными библиографическими ссылками на источники).
Рефераты, докладына рекомендуемые темы (см. в раздел 8.2), а также на темы отвечающие направленности модуля по согласованию с преподавателем.
Практическое задание
«Выбор диагностических методик в зависимости от проблемы и участников консультирования»
Рекомендуемая последовательность действий:
1. Сформулировать запрос клиента.
2. Сформулировать проблему и объект диагностики на языке психологии и педагогики, сузить предмет исследования,
3. Определить круг участников диагностики.
4. Определить научное содержание основных категорий исследования (со ссылками на авторов определения, источники),
5. Определить возможные и доступные методы получения информации, диагностические ситуации, условия.
6. Подобрать конкретные диагностические методики, соответствующие проблеме и особенностям испытуемых.
Ситуациидля построения плана диагностического обследования:
1. Родители девочки-подростка (14 лет) обратились к психологу за рекомендациями по воспитанию дочери: они замечают за дочерью склонность к мелкому воровству у знакомых. При выяснении таких случаев девочка упорно не признает своей вины, в явных случаях - дает обещание больше так не делать. Но ситуации повторяются снова. Родители теряются в причинах такого поведения и не знают как исправить поведение дочери.
2. Юноша (16 лет) просит педагога и психолога подсказать как ему действовать, чтобы его приняли в 11 класс школы. Он уехал из другого города от родителей, хочет жить у бабушки, самостоятельно подрабатывать, закончить школу и поступить в вуз. Формальное согласие родителей есть. Завуч школы сомневается в его желании и способности хорошо учиться, бабушка не хочет или не может ходить и просить за внука.
3. Родители обратились к классному руководителю (9 класс) с вопросом о смене преподавателя математики. Со слов родителей, учительница предъявляет завышенные требования к ученикам, при этом ничего не объясняет.
4. Мальчик (12 лет) обратился к психологу с просьбой помочь преодолеть страх перед преподавателем биологии. Он считает, что она на него «как-то» влияет и поэтому он получает плохие отметки по этому предмету.
5. На собрании (3 класса) несколько родителей ставят вопрос о повышенной агрессивности детей. По их мнению они слишком много и жестоко дерутся, кричат, обзываются. Родители требуют выяснить причины и «что-то с этим делать».
6. Мама мальчика (12 лет) обращается к учителю за рекомендацией, как отучить мальчика слишком много времени проводить за компьютером. Он играет в компьютерные игры дома, в школе, в компьютерном клубе; у него почти нет приятелей, он не ходит гулять, уроки делает небрежно, под давлением родителей. По словам мамы, ничем не интересуется, в школу идет с неохотой, почти всегда вялый и пассивный.
7. Одна из учениц 3 класса не справляется с математикой. Учительница не может понять, в чем причина: иногда она решает довольно сложные примеры, иногда - не может повторить самые простые задания. Родители относятся к её неуспехам равнодушно - она приемная дочь в большой семье, у них много других забот.
8. Мать ученика 2 класса замечает связь между его болезнями и нежеланием идти в школу. Ей кажется, что он симулирует. Родительница обращается к учительнице и психологу: возможно ли это, по чему это происходит, как ей быть?
9. Две сестры (9 и 11 лет) из обеспеченной семьи замечены в попрошайничестве - просили милостыню у крупных магазинов, часто пропускают занятия в школе. Мать девочек не понимает зачем это им – они всем обеспечены, одеты лучше всех в школе.
10. Девочка (Лена, 14 лет) запустила один из предметов, ей грозит двойка. Училась всегда старательно, занятия не пропускает. Дома она выполняет задания (под присмотром и с помощью мамы), но к концу семестра выясняется, что она их не сдает учительнице. Мать в полном недоумении, не понимает такого поведения.
11. Ученикам 11 классов в школе предложили специальные психологические занятия для снижения тревожности и негативных эмоций при подготовке к ЕГЭ. Некоторые родители и даже сами ученики обратились к психологу за консультацией нужны ли им эти занятия.
12. Родительница одного из учеников 4 класса недовольна слабохарактерностью своего сына, она считает, что он слишком уступает своим драчливым и напористым сверстникам. Хотя он небольшого роста и довольно болезненный, она просит совета как ей изменить поведение сына в спорных и конкурентных ситуациях.
13. Родительница одной из учениц обратилась за советом к учителю и психологу с вопросом: как ей повлиять на дочь. В школе формируются гуманитарный и математический классы. Мать считает, что её дочь больше гуманитарий, а девочка хочет записаться в класс информатики, потому, что там классным руководителем будет её любимая учительница.
14. Две подружки (14 лет) обратились к психологу за помощью. Они считают, что одна из учительниц несправедлива к одной их девушек, придирается к ее внешнему виду и поведению, жалуется родителям. Просят совета – сходить ли им к директору с жалобой на учительницу? И как говорить с директором, чтобы он точно встал на их сторону?
Тест по разделу 1.
1. Закончите определение: Диагностический процесс - это ...
a) деятельность эксперта-диагноста,
b) процесс последовательного доказательства гипотезы,
c) процесс установления причины отклонения от нормы развития,
d) процедура выбора метода исследования,
e) совокупность последовательных действий с целью постановки диагноза.
2. Выберите из предложенных пунктов 3 основные группы переменных диагностического процесса:
a) элементы поведения, реакций испытуемых,
b) условия, помехи, искажающие результаты,
c) характеристики действий самого диагноста,
d) структурные элементы измеряемой психол-педагог. реальности ,
e) элементы предъявляемых диагностических требований,
f) характеристики состояния испытуемых.
3. Укажите основное содержание первого этапа диагностичес. процесса:
a) выбор методов исследования,
b) консультация с клиентом,
c) оценка собственной компетентности,
d) проведение процедуры диагностич. обследования,
e) формулирование диагностической проблемы на языке терминов,
f) предложение воздействий на испытуемого,
g) определение запроса на диагностическую информацию,
h) сбор информации.
4. Что из указанного не является элементом диагн. процесса (2 пункта)?
a) взаимоотношения испытуемых и диагноста,
b) заказчик,
c) условия обследования,
d) испытуемый,
e) задачи диагностики,
f) диагност,
g) диагностические методы,
h) диагноз,
i) оценка качества проведенных воздействий.
5. Расставьте диагностические категории в порядке уменьшения значимости (повышения уровня практической измеряемости):
a) стороны (аспекты) ,
b) индикаторы,
c) сущность явления,
d) характеристики,
e) проявления в поведении,
f) фиксируемые параметры,
g) данные.
6. Следующая модель преобразования диагностических переменных -
«Постоянные требования, предъявляемые к одному и тому же объекту, вызывают разные реакции» - может означать, что:
a) мы диагностируем условные рефлексы,
b) исследуемый признак нестабилен,
c) испытуемый не понимает сущности требований,
d) данное поведенческое проявление не может служить показателем,
e) методика диагностики не надежна,
f) мы имеем дело с неизвестным явлением.
7. Основная диагностическая модель (шкалирование тестов): «Предъявление одного и того же требования к разным испытуемым дает ....»
a) один и тот же поведенческий результат,
b) одинаковые результаты, зависящие от ситуации,
c) разные, но стабильные линии поведения,
d) всегда разные и неоднозначные реакции.
8. Выделите основные этические принципы диагностического процесса:
a) добровольность участия,
b) профессиональное общение,
c) контролируемый характер хранения диагностических данных,
d) конфиденциальность,
e) компетентность,
f) осведомленное согласие,
g) ненанесение ущерба,
h) дозирование информации
i) научность.
9. Выделите две базовые, но принципиально различные ситуации взаимодействия испытуемого и диагноста:
a) экспертиза;
b) личное знакомство;
c) конфликт,
d) ситуация оказания помощи;
e) деловые отношения;
f) сотрудничество.
10. Укажите три основные аксиомы диагностического процесса:
a) заключение должно быть сформулировано профессиональным языком,
b) любое диагностич. исследование - это упрощение реальности,
c) методы исследования должны быть безопасны,
d) связь между исследуемыми признаками и реакциями может быть различна у разных людей,
e) процесс подлежит субъективному самоконтролю.
Тест по разделу 2.
1. Назовите основной психометрический способ повышения качества диагностических методик:
a) экспертная оценка,
b) стандартизация процедуры и оценки результатов,
c) увеличение количества испытуемых,
d) многократное повторение исследований,
e) устранение дополнительных и побочных переменных в исследовании.
2. Закончите определение: Надежность методики - это ...
a) соответствие полученных результатов исследования предполагаемой гипотезе,
b) показатель качества и эффективности методики,
c) относительное постоянство получаемых при помощи данной методики результатов,
d) характеристика независимости методики от внешних условий,
e) согласованность результатов методики при первичном и повторном применении.
3. Выделите 4 основных типа надежности, определяемых при оценке качества методики:
a) относительная независимость результатов от личности экспериментатора,
b) пределы изменения измеряемого признака (его стабильность),
c) надежность измерительного инструмента (элементов методики),
d) однозначность инструкции,
e) равноценность параллельных форм методики,
f) учет колебаний в состоянии испытуемых,
g) влияние условий и ситуации обследования,
h) независимость результатов от фактора времени.
4. Допустимые пределы надежности методики выражаются следующим интервалом коэффициента надежности:
a) от -1 до +1,
b) от 0,46 до 0,85,
c) от 0,85 до 1,
d) более 1
e) от 3 до 5.
5. Закончите определение: Валидность методики - это характеристика её...
a) непротиворечивости,
b) эффективности,
c) теоретической обоснованности,
d) практической ценности,
e) соответствия измеряемому признаку и цели исследования.
6. Выделите 2 основных способа доказательства валидности методики:
a) экспертная оценка теоретических оснований,
b) получение статистической нормы измеряемого признака,
c) приведение логического обоснования,
d) установление корреляции с аналогичной признанной методикой,
e) проверка «здравым смыслом».
7. Валидность «по содержанию» показывает ...
a) испытуемые поддаются в своих ответах «социальной желательности»,
b) насколько полно задания вопросы теста отражают суть исследуемого признака,
c) результаты испытуемых соответствуют ранее показанным результатам (например, прошлой успеваемости),
d) степень свободы методики от случайных ошибок,
e) степень надежности методики.
8. Прогностическая валидность методики - это характеристика, ...
a) дающая право использовать методику в будущем,
b) показывающая насколько полученные с помощью данной методики результаты могут предсказывать дальнейшее изменение признака,
c) по которой можно определить возрастной период испытуемых,
d) которая есть у методики, рассчитанной на применение в несколько этапов,
e) показывающая содержит ли данная методика рекомендации по коррекции измеряемых функций.
9. Значение коэффициента валидности для качественной методики:
a) 0;
b) больше 0,8;
c) 3,5;
d) от 0,3 до 0,6;
e) не имеет значения.
10. Выберите два варианта: Репрезентативность методики определяет...
a) количество ответов испытуемых, повторяющих друг друга,
b) степень соответствия методики условиям проведения обследования,
c) соответствие основных характеристик испытуемого выборке, на которой методика апробировалась,
d) достоверность получаемых результатов и интерпретации,
e) на сколько выборка испытуемых по своим характеристикам повторяет людей, для которых методика была разработана.
Задание 6. Заполнение таблицы
«Основные показатели психомоторного развития детей дошкольного возраста с рекомендациями, играми и упражнениями по их коррекции».
Рекомендуемая форма таблицы:
№ | Группа Показателей | Проявления | Игры, упражнения, рекомендации, направленные на развитие данной стороны способностей |
Пространственная ориентировка | Различение правой и левой стороны, | …. | |
Ориентировка в своем теле, | |||
….. | |||
Статическая координация | |||
Динамическая координация | |||
Сила | |||
Развитие рук | |||
Идеомоторное развитие | |||
Сопровождающие движения |
Литература:
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2008. – 687 с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.– М., 2008.
- Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2010. – 304 с.
- Энциклопедия подготовки ребенка к школе/ Ю.Б. Гатанов, Н.В. Гатанова, Е.Г. Тупина. - СПб.: Нева, 2008. – 191 с.
Задание 11. Творческая работа
«Представление проективной диагностической методики»
Рекомендуется использование программного обеспечения персональных компьютеров типа Microsoft Office PowerPoint.
Примерный план презентации методики:
- Название методики, источники информации.
- Автор, история создания методики.
- Тип методики, назначение.
- Группа испытуемых, для исследования которых используется методика.
- Теоретическое обоснование методики, основные понятия, категории.
- Процедура, условия проведения, необходимые материалы.
- Имеется ли рекомендованная регистрация результатов.
- Образцы продукции, результатов исследования.
- Рекомендации по интерпретации.
- Достоинства, недостатки, ограничения применения методики.
Темы докладов и рефератов:
Модуль 1
1. Модели диагностического процесса в зависимости от цели исследования.
2. Этический кодекс американских психологов-диагностов.
3. Нормы и прецеденты юридической ответственности за поставленный педагогом ( психологом) диагноз.
4. Компьютерная психологическая диагностика: возможности и ограничения.
5. Проблемы использования опросников для диагностики личности.
6. Основные этапы и рекомендации по конструированию анкет для целей психолого-педагогической диагностики.
7. Возможности и проблемы диагностических методик, использующих психофизиологические показатели испытуемых.
8. Рекомендации и модели проведения беседы в целях психолого-педагогической диагностики.
9. Особенности и рекомендации по использованию метода наблюдения в естественных условиях.
10. Анализ продуктов деятельности как метод педагогической и психологической диагностики.
11. Контент-анализ текстовой информации: принципы и показатели.
12. Ассоциативные методы исследования личности.
13. Репертуарные решетки как метод исследования личности и межличностных отношений.
14. Методы моделирования учебной деятельности деятельности: назначение. Преимущества и недостатки..
15. Педагогическая экспертиза как метод исследования различных аспектов образовательного процесса.
16. Особенности педагогического эксперимента.
17. Модели педагогического эксперимента.
18. Графологические показатели особенностей характера человека.
19. Психометрика как область научного знания и практической деятельности.
20. Процедура адаптации диагностической методики: содержание и рекомендации.
21. Виды валидности диагностической методики.
22. Процедура разработки параллельных форм диагностической методики.
23. Влияние ситуации экспертизы на процесс диагностического обследования.
МОДУЛЬ 2
- Батареи способностей, используемые в образовательной систем США.
- Диагностика математических и технических способностей. История возникновения интеллектуального тестирования.
- Исследование самоотношения с помощью методики В. Столина.
- Исследование ценностей с помощью методики М.Рокича.
- Использование методики А.Лурия «Пиктограммы» для выявления особенностей мышления.
- Использование Тематического апперцептивного теста (ТАТ) для исследования мотивации личности.
- Использование методики Т. Лири для исследования самосознания.
- История разработки и применения теста Роршарха.
- Концепция цветового выбора и диагностическая методика М. Люшера.
- Культурно свободный тест интеллекта Р. Кэттела.
- Методы выявления уровня пространственного мышления.
- Методика выявления школьной тревожности Филипса.
- Методика выявления способности к обобщению понятий Л.С. Выготского.
- Методы диагностики общих учебных способностей в младшем школьном возрасте Методика исследования когнитивных способностей Дж.Равена.
- Методы диагностики музыкальных способностей.
- Методика исследования фрустрационных реакций С.Розенцвейга.
- Методики диагностики зрительного восприятия.
- Методики исследования наглядно-действенного мышления у детей.
- Методы исследования коммуникативных способностей личности.
- Миннесотский многофаспектный опросник (MMPI): история создания, назначения, диагностические возможности.
- Миокинетический тест Мирра-и-Лопеца.
- Многофакторная модель интеллекта Дж. Гилфорда и реализация этой модели в тестах.
- Модель личности в методике Р.Кеттелла.
- Модель личности и опросники Исследования личности Г. Айзенка.
- Назначение, процедура и возможности интерпретации методики Ч. Осгуда (семантический дифференциал).
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Личко.
- Понятие и выявление локуса контроля личности (методика Дж. Роттера).
- Рисуночная методика исследования интеллекта К. Маховер.
- Характеристики и методы диагностики моторной одаренности.
- Социометрия как метод исследования и коррекции межличностных отношений.
- Сравнение Шкалированных методик исследования интеллектуального развития взрослых и детей Д. Векслера.
- Стандартизированные методы диагностики семейных отношений.
- Тест семейных отношений Рене-Жиля.
- Школьный тест умственного развития (ШТУР).
Индивидуальные задания: