Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. €

15. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. – Спб.: Питер, 2009. – 362 с.

16. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов и др. – СПб. : Речь, 2008. – 440 с.

17. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. и др. : Питер, 2008. – 379 с.

18. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А.Л.Венгер. – М. : Владос-пресс, 2009. – 159 с.

19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: академический проект, 2009. – 87 с.

20. Дружинин В.Н. Ушаков Д.В. Когнитивная психология : учеб. для вузов / ред. В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков. – М.: Пер Се, 2009. – 479 с.

21. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей : от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 318 с.

22. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Н.Г. Молодцова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб.пособие для вузов / А.А. Крылов, С.А. Маничев; ред. А.А.Крылов и др. - СПб.и др. : Питер, 2009. – 559 с.

24. Психологическая диагностика : учеб.-метод. пособие / ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. – М.; Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; МОДЭК, 2010. – 368 с.

25. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М., 2010. – 164 с.

4.3 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

26. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – Спб.: Питер, 2006. – 175 с.

27. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика : практ. рук-во / А.Л. Венгер. – М. : Генезис, 2007. – 154 с.

28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2007. – 362 с.

29. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.

30. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. – Псков, 1994. – 279 с.

31. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

32. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб., 2000. – (Серия «Мастера психологии»). – 288 с.

33. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб., 2002. – (Серия «Мастера психологии»). – 512 с.

34. Лидерство в детском коллективе / авт.-сост.: Л.М. Волкова, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 125 с.

35. Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков : краткое .руководство / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко, Л.И. Вассерман; ред. Л.И. Вассерман. – М., СПб. : Фолиум, 1994. – 64 с.

36. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск, 1992. – 318 с.

37. Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности [Текст] // Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В.С. Мерлин; под ред. Е.А. Климова. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. – 544 с. – (Психологи России).

38. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / составители

39. Основы социально-психологических исследований : учеб.для вузов / ред. А.А.Бодалев,А.А.Деркач,Л.Г.Лаптев. – М. : Гардарики, 2007. - 335 с.

40. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др., под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб.пособие в 2 кн. / Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2004. – 383 с.

42. Романова Е.С. Экспериментальная психология : учеб.пособие для вузов / ред.Е.С.Романова. – СПб.: Питер, 2007. – 490 с.

43. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики : методическое руководство. / Л.Н. Собчик. – М., 1990. – Выпуск 1–3.

44. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

45. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В.С Черепанов. – М. : Педагогика, 1989. – 150 с.

46. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. – М. : Владос, 1995. – 541 с.

4.4 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.

47. Журнал практической психологии и психоанализа [эл. ресурс] http://psyjournal.ru/index.php

48. Единое окно образовательных ресурсов http://window.edu.ru

49. «Вопросы психологии» : электронный ресурс журнала : статьи по практическому применению методик, проблемам психодиагностики http://www.voppsy.ru/r0115.htm

50. Словари и энциклопедии http://dic.academic.ru

51. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru

52. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru

53. Электронная библиотека учебников http://www.gumer.info/

54. Педагогическая библиотека: учебные пособия и тесты по психологической и педагогической диагностике, программы подготовки и коррекции детей http://www.pedlib.ru/

55. «Мир психологии» // На сайте представлены некоторые on-line тесты, размещены профессиональные психологические методики; интернет-магазин изданий по психолого-педагоги-ческой диагностике, справочных пособий. http://psychology.net.ru/.

56. Рsy-files.ru // На сайте представлены статьи, некоторые тестовые методики и опыт их применения, подборка упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога. http://www.psy-files.ru/:

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

ПК-2 Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Конкретизированные цели освоения дисциплины обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенций
Знать: З.1 основные компоненты диагностического процесса, основы методики проведения психолого-педагогических исследований; З.2 характеристики и процедуры оценки качества диагностических методик и диагностического процесса; З.3частные и прогностические показатели психического и психофизического развития индивида для планирования и оценки результатов психолого-педагогической работы; Уметь: У.1 собирать, обобщать и анализировать информацию с помощью методов психолого-педагогического исследования; У.2 выявлять и учитывать индивидуальные психологические особенности обучающихся; У.3 проводить анализ собственной профессиональной деятельности и личностных особенностей с помощью доступных средств диагностики; Владеть: В.1основными категориями в области методов педагогики, психологии, диагностической деятельности; В.2 основными методами сбора и обработки информации в процессе психолого-педагогических исследований при решении профессиональных задач; В.3 стандартизированными и субъективными способами интерпретации информации, полученной в ходе диагностического исследования;   Текущий контроль: проверка выполнения докладов, конспектов, тезисов, презентаций; проверка выполнения заданий для самостоятельной работы (инвариантная, вариативная части), групповая дискуссия, проверка выполнения индивидуальных практических заданий; контрольные работы по разделам; тесты по разделам.   Промежуточная аттестация: зачет.
   

5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольная работа по разделу 1. Типовые вопросы:

1. Понятие психолого-педагогической диагностики.

2. Теоретические и эмпирические задачи психолого-педагогической диагностики.

3. Практические задачи педагогической диагностики.

4. Практические задачи психологической диагностики.

5. Основатели научной психолого-педагогической диагностики.

6. Достижения современной научной психолого-педагогической диагностики.

7. Основные участники диагностического процесса.

8. Содержание трех уровней психолого-педагогического диагноза.

9. Права испытуемого в диагностическом процессе.

10. Этические ограничения деятельности диагноста.

11. Правила обращения диагностической информации.

12. Особенности общения диагноста с другими участниками диагностического процесса.

13. Основные этапы диагностического процесса.

14. Какие модели и моделирование используется в диагностическом процессе.

15. Методы психологического исследования по Б.Г. Ананьеву.

  1. Основные методы по классификации Г.Пирьова.
  2. Содержание понятия методологии исследования. Виды, преимущества и недостатки наблюдения.
  3. Сравнение лабораторного, естественного и педагогического эксперимента.
  4. Особенности методов диагностики деятельности.
  5. Особенности субъективно-оценочных методов.
  6. Особенности проективных методов.
  7. Достоинства и недостатки методов, использующих психофизические показатели человека.
  8. Валидность как характеристика диагностической методики.
  9. Способы проверки методики на валидность.
  10. Различия содержательной, конструктной и критериальной валидности.
  11. Содержание надежности методики.
  12. Внешняя и внутренняя надежность методики.
  13. Процедура проверки методики на надежность.
  14. Связь репрезентативности и валидности методики.
  15. Принципы стандартизации процедуры диагностического исследования.
  16. Содержание стандартизации интерпретации результатов диагностики.
  17. Содержание понятия диагностического критерия и критериального показателя.
  18. Назначение и содержание процедуры адаптации диагностической методики.

Контрольная работа по разделу 2. Типовые вопросы:

1. Содержание понятия психофизиологических различий, виды методов их диагностики.

2. Основные свойства нервной системы человека, их проявления.

3. Принципы и методы диагностики свойств нервной системы.

4. Известные методики исследования диагностики темперамента.

5. Особенности и принципы диагностики внимания.

6. Известные методики диагностики внимания.

7. Построение процедуры определения концентрации и устойчивости внимания.

8. Основные проблемы исследования уровня психомоторного развития.

9. Основные показатели психомоторного развития в методике Линкольн-Озерецкого.

10. Виды психических состояний и основные методы их диагностики.

11. Основные методы диагностики эмоционального состояния.

12. Современное содержание понятия «интеллект».

13. Принципы интеллектуального тестирования, построение тестов интеллекта.

14. Значение показателя IQ, проблемы и ограничения его использования.

15. Назначение, область применения шкалы интеллектуального развития Д.Векслера.

16. Содержание понятия «социальный интеллект», его показатели.

17. Основные теоретические концепции исследования личности, принцип соответствия показателей и методов исследования личности.

18. Реализация теории черт в известных тестах исследования личности (Р.Кэттелл и др.).

19. Понятие личностного конструкта и методика репертуарных решеток Дж. Келли.

20. Проблемы при использовании опросников в исследовании личности.

21. Виды диагностических методик при исследовании самосознания личности.

22. Основные принципы и методы исследования мотивации.

23. Шкалирование как метод психолого-педагогического исследования. Примеры конкретных методик (Дембо-Рубинштейна, Ч. Осгуда и др.).

24. Задачи диагностики межличностных отношений.

25. Структура межличностных отношений и методы диагностики различных аспектов.

26. Особенности применения социометрии для исследования структуры и содержания межличностных отношений.

27. Известные методики исследования детско-родительских отношений.

28. Известные методики исследования семьи.

29. Принципы и методы исследования конфликтов.

30. Возможные объекты и известные методики в исследования учебной деятельности.

31. Известные батареи исследования учебных способностей.

32. Классификация методов исследования специальных способностей.

33. Назначение и особенности критериально-ориентированных тестов.

34. Показатели креативности, построение тестов П. Торренса.

35. Принципы оценивания возрастного развития человека.

36. Основные этапы и показатели психического развития детей.

37. Основные показатели и методы диагностики развития младенцев.

38. Основные показатели и методы диагностики развития детей младшего дошкольного возраста.

39. Основные показатели и методы диагностики развития детей старшего дошкольного возраста.

40. Задачи, показатели и методы диагностики развития детей младшего школьного возраста.

41. Задачи, показатели и методы диагностики развития детей подросткового возраста.

42. Задачи, показатели и методы диагностики детей старшего школьного возраста.

Различия диагностики особенностей развития взрослых и детей.

Контрольная работа по разделу 3. Типовые вопросы:

1. Особенности диагностической информации.

2. Понятие и виды измерительных шкал.

3. Особенности и примеры шкал наименований.

4. Применение шкал последовательностей.

5. Область применения шкал интервалов и шкал отношений.

6. Отличия ранга испытуемого от др. показателей испытуемого.

7. Назначение и особенности процедуры ранжирования.

8. Отличия и стандартизированных и «сырых» данных.

9. Необходимость нормирования данных.

10. Сущность закона нормального распределения случайных величин.

11. Значение корреляционного исследования.

12. Значимая вероятность ошибки в психолого-педагогической диагностике.

13. Рекомендации по составлению таблиц данных.

14. Назначение и правила оформления диаграмм.

15. Основные математические величины для характеристики группы данных.

16. Показатель разброса данных в группе.

17. Основные задачи диагностической работы педагога в образовательном учреждении.

18. Основные задачи диагностической работы психолога в образовательном учреждении.

19. Особенности консультативной деятельности.

20. Направления психопрофилактической работы в образовательном учреждении.

21. Модель организации диагностической работы в образовательном учреждении.

22. Плановые диагностические исследования: (содержание и этапы).

23. Принципы выбора диагностических методик.

24. Источники информации о диагностических методиках.

25. Способы повышения качества диагностического исследования в образовательном учреждении.

26. Источники диагностической информации и взаимодействие работников образовательного учреждения.

27. Понятие и содержание психолого-педагогического статуса ученика (воспитанника).

28. Основные диагностические методы определения особенностей психолого-педагогического статуса ученика.

29. Учет этических ограничений в организации диагностической работы в образовательном учреждении.

30. Правила обращения диагностической информации.

31. Содержание и оформление характеристики на испытуемого.

32. Направления повышения квалификации специалистов. Осуществляющих диагностическую работу.

Наши рекомендации