Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой.
15. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. – Спб.: Питер, 2009. – 362 с.
16. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов и др. – СПб. : Речь, 2008. – 440 с.
17. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. и др. : Питер, 2008. – 379 с.
18. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А.Л.Венгер. – М. : Владос-пресс, 2009. – 159 с.
19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: академический проект, 2009. – 87 с.
20. Дружинин В.Н. Ушаков Д.В. Когнитивная психология : учеб. для вузов / ред. В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков. – М.: Пер Се, 2009. – 479 с.
21. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей : от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 318 с.
22. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Н.Г. Молодцова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб.пособие для вузов / А.А. Крылов, С.А. Маничев; ред. А.А.Крылов и др. - СПб.и др. : Питер, 2009. – 559 с.
24. Психологическая диагностика : учеб.-метод. пособие / ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. – М.; Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; МОДЭК, 2010. – 368 с.
25. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М., 2010. – 164 с.
4.3 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
26. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – Спб.: Питер, 2006. – 175 с.
27. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика : практ. рук-во / А.Л. Венгер. – М. : Генезис, 2007. – 154 с.
28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2007. – 362 с.
29. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
30. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. – Псков, 1994. – 279 с.
31. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
32. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб., 2000. – (Серия «Мастера психологии»). – 288 с.
33. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб., 2002. – (Серия «Мастера психологии»). – 512 с.
34. Лидерство в детском коллективе / авт.-сост.: Л.М. Волкова, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 125 с.
35. Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков : краткое .руководство / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко, Л.И. Вассерман; ред. Л.И. Вассерман. – М., СПб. : Фолиум, 1994. – 64 с.
36. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск, 1992. – 318 с.
37. Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности [Текст] // Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В.С. Мерлин; под ред. Е.А. Климова. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. – 544 с. – (Психологи России).
38. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / составители
39. Основы социально-психологических исследований : учеб.для вузов / ред. А.А.Бодалев,А.А.Деркач,Л.Г.Лаптев. – М. : Гардарики, 2007. - 335 с.
40. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др., под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб.пособие в 2 кн. / Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2004. – 383 с.
42. Романова Е.С. Экспериментальная психология : учеб.пособие для вузов / ред.Е.С.Романова. – СПб.: Питер, 2007. – 490 с.
43. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики : методическое руководство. / Л.Н. Собчик. – М., 1990. – Выпуск 1–3.
44. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.
45. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В.С Черепанов. – М. : Педагогика, 1989. – 150 с.
46. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. – М. : Владос, 1995. – 541 с.
4.4 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.
47. Журнал практической психологии и психоанализа [эл. ресурс] http://psyjournal.ru/index.php
48. Единое окно образовательных ресурсов http://window.edu.ru
49. «Вопросы психологии» : электронный ресурс журнала : статьи по практическому применению методик, проблемам психодиагностики http://www.voppsy.ru/r0115.htm
50. Словари и энциклопедии http://dic.academic.ru
51. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
52. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru
53. Электронная библиотека учебников http://www.gumer.info/
54. Педагогическая библиотека: учебные пособия и тесты по психологической и педагогической диагностике, программы подготовки и коррекции детей http://www.pedlib.ru/
55. «Мир психологии» // На сайте представлены некоторые on-line тесты, размещены профессиональные психологические методики; интернет-магазин изданий по психолого-педагоги-ческой диагностике, справочных пособий. http://psychology.net.ru/.
56. Рsy-files.ru // На сайте представлены статьи, некоторые тестовые методики и опыт их применения, подборка упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога. http://www.psy-files.ru/:
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 6
5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций
ПК-2 Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | |
Конкретизированные цели освоения дисциплины обеспечивающие формирование компетенции | Оценочные средства контроля формирования компетенций |
Знать: З.1 основные компоненты диагностического процесса, основы методики проведения психолого-педагогических исследований; З.2 характеристики и процедуры оценки качества диагностических методик и диагностического процесса; З.3частные и прогностические показатели психического и психофизического развития индивида для планирования и оценки результатов психолого-педагогической работы; Уметь: У.1 собирать, обобщать и анализировать информацию с помощью методов психолого-педагогического исследования; У.2 выявлять и учитывать индивидуальные психологические особенности обучающихся; У.3 проводить анализ собственной профессиональной деятельности и личностных особенностей с помощью доступных средств диагностики; Владеть: В.1основными категориями в области методов педагогики, психологии, диагностической деятельности; В.2 основными методами сбора и обработки информации в процессе психолого-педагогических исследований при решении профессиональных задач; В.3 стандартизированными и субъективными способами интерпретации информации, полученной в ходе диагностического исследования; | Текущий контроль: проверка выполнения докладов, конспектов, тезисов, презентаций; проверка выполнения заданий для самостоятельной работы (инвариантная, вариативная части), групповая дискуссия, проверка выполнения индивидуальных практических заданий; контрольные работы по разделам; тесты по разделам. Промежуточная аттестация: зачет. |
5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Контрольная работа по разделу 1. Типовые вопросы:
1. Понятие психолого-педагогической диагностики.
2. Теоретические и эмпирические задачи психолого-педагогической диагностики.
3. Практические задачи педагогической диагностики.
4. Практические задачи психологической диагностики.
5. Основатели научной психолого-педагогической диагностики.
6. Достижения современной научной психолого-педагогической диагностики.
7. Основные участники диагностического процесса.
8. Содержание трех уровней психолого-педагогического диагноза.
9. Права испытуемого в диагностическом процессе.
10. Этические ограничения деятельности диагноста.
11. Правила обращения диагностической информации.
12. Особенности общения диагноста с другими участниками диагностического процесса.
13. Основные этапы диагностического процесса.
14. Какие модели и моделирование используется в диагностическом процессе.
15. Методы психологического исследования по Б.Г. Ананьеву.
- Основные методы по классификации Г.Пирьова.
- Содержание понятия методологии исследования. Виды, преимущества и недостатки наблюдения.
- Сравнение лабораторного, естественного и педагогического эксперимента.
- Особенности методов диагностики деятельности.
- Особенности субъективно-оценочных методов.
- Особенности проективных методов.
- Достоинства и недостатки методов, использующих психофизические показатели человека.
- Валидность как характеристика диагностической методики.
- Способы проверки методики на валидность.
- Различия содержательной, конструктной и критериальной валидности.
- Содержание надежности методики.
- Внешняя и внутренняя надежность методики.
- Процедура проверки методики на надежность.
- Связь репрезентативности и валидности методики.
- Принципы стандартизации процедуры диагностического исследования.
- Содержание стандартизации интерпретации результатов диагностики.
- Содержание понятия диагностического критерия и критериального показателя.
- Назначение и содержание процедуры адаптации диагностической методики.
Контрольная работа по разделу 2. Типовые вопросы:
1. Содержание понятия психофизиологических различий, виды методов их диагностики.
2. Основные свойства нервной системы человека, их проявления.
3. Принципы и методы диагностики свойств нервной системы.
4. Известные методики исследования диагностики темперамента.
5. Особенности и принципы диагностики внимания.
6. Известные методики диагностики внимания.
7. Построение процедуры определения концентрации и устойчивости внимания.
8. Основные проблемы исследования уровня психомоторного развития.
9. Основные показатели психомоторного развития в методике Линкольн-Озерецкого.
10. Виды психических состояний и основные методы их диагностики.
11. Основные методы диагностики эмоционального состояния.
12. Современное содержание понятия «интеллект».
13. Принципы интеллектуального тестирования, построение тестов интеллекта.
14. Значение показателя IQ, проблемы и ограничения его использования.
15. Назначение, область применения шкалы интеллектуального развития Д.Векслера.
16. Содержание понятия «социальный интеллект», его показатели.
17. Основные теоретические концепции исследования личности, принцип соответствия показателей и методов исследования личности.
18. Реализация теории черт в известных тестах исследования личности (Р.Кэттелл и др.).
19. Понятие личностного конструкта и методика репертуарных решеток Дж. Келли.
20. Проблемы при использовании опросников в исследовании личности.
21. Виды диагностических методик при исследовании самосознания личности.
22. Основные принципы и методы исследования мотивации.
23. Шкалирование как метод психолого-педагогического исследования. Примеры конкретных методик (Дембо-Рубинштейна, Ч. Осгуда и др.).
24. Задачи диагностики межличностных отношений.
25. Структура межличностных отношений и методы диагностики различных аспектов.
26. Особенности применения социометрии для исследования структуры и содержания межличностных отношений.
27. Известные методики исследования детско-родительских отношений.
28. Известные методики исследования семьи.
29. Принципы и методы исследования конфликтов.
30. Возможные объекты и известные методики в исследования учебной деятельности.
31. Известные батареи исследования учебных способностей.
32. Классификация методов исследования специальных способностей.
33. Назначение и особенности критериально-ориентированных тестов.
34. Показатели креативности, построение тестов П. Торренса.
35. Принципы оценивания возрастного развития человека.
36. Основные этапы и показатели психического развития детей.
37. Основные показатели и методы диагностики развития младенцев.
38. Основные показатели и методы диагностики развития детей младшего дошкольного возраста.
39. Основные показатели и методы диагностики развития детей старшего дошкольного возраста.
40. Задачи, показатели и методы диагностики развития детей младшего школьного возраста.
41. Задачи, показатели и методы диагностики развития детей подросткового возраста.
42. Задачи, показатели и методы диагностики детей старшего школьного возраста.
Различия диагностики особенностей развития взрослых и детей.
Контрольная работа по разделу 3. Типовые вопросы:
1. Особенности диагностической информации.
2. Понятие и виды измерительных шкал.
3. Особенности и примеры шкал наименований.
4. Применение шкал последовательностей.
5. Область применения шкал интервалов и шкал отношений.
6. Отличия ранга испытуемого от др. показателей испытуемого.
7. Назначение и особенности процедуры ранжирования.
8. Отличия и стандартизированных и «сырых» данных.
9. Необходимость нормирования данных.
10. Сущность закона нормального распределения случайных величин.
11. Значение корреляционного исследования.
12. Значимая вероятность ошибки в психолого-педагогической диагностике.
13. Рекомендации по составлению таблиц данных.
14. Назначение и правила оформления диаграмм.
15. Основные математические величины для характеристики группы данных.
16. Показатель разброса данных в группе.
17. Основные задачи диагностической работы педагога в образовательном учреждении.
18. Основные задачи диагностической работы психолога в образовательном учреждении.
19. Особенности консультативной деятельности.
20. Направления психопрофилактической работы в образовательном учреждении.
21. Модель организации диагностической работы в образовательном учреждении.
22. Плановые диагностические исследования: (содержание и этапы).
23. Принципы выбора диагностических методик.
24. Источники информации о диагностических методиках.
25. Способы повышения качества диагностического исследования в образовательном учреждении.
26. Источники диагностической информации и взаимодействие работников образовательного учреждения.
27. Понятие и содержание психолого-педагогического статуса ученика (воспитанника).
28. Основные диагностические методы определения особенностей психолого-педагогического статуса ученика.
29. Учет этических ограничений в организации диагностической работы в образовательном учреждении.
30. Правила обращения диагностической информации.
31. Содержание и оформление характеристики на испытуемого.
32. Направления повышения квалификации специалистов. Осуществляющих диагностическую работу.