О мастер-классе В.Г. Акимовой

«Начало, знающее бесконечность»

Общее ощущение от мастер-класса – прикосновение к чему-то новому и интересному. Откровением для меня прозвучали словаДионисия Ареопагита, VI век, что Печать Божественности лежит на каждом из нас и «оттиски печати имеют много общего с ее оригиналом», а также высказывание Мамардашвили «Мышление – это разговор с самим собой о былых встречах с Богом».

Программа, разработанная В.Г. Акимовой, это открытая система – значит, она жизненна. Интересны формы работы с детьми, использование цвето- и светомузыки, творчество самих детей. Учитель несёт детям не просто знания об окружающем их мире. Подача материала через ощущение, внутреннее переживание очень важна для ребёнка, когда задействованы его чувства, мысли, весь его внутренний мир. Осознание этого мира, открытие его в себе – вот что ценно, а учитель ещё и подсказывает, как оберегать и развивать этот внутренний мир, как «анализировать себя» – как это важно и нужно в непростое для всех нас время, особенно ребёнку.

Педагог рассказала об одном из занятий «Приключение маленькой звёздочки». Как бережно на этом занятии была решена одна из проблем детей – одиночество. После занятия дети унесли звёздочки с собой, а для кого-то эта звёздочка стала единственным другом, кому ребёнок мог доверить свой внутренний мир. Это занятие было предложено и участникам мастер-класса. Как интересно было открывать для себя свой мир и других людей. Очень трогательно прозвучало откровение одного из участников мастер-класса – звёздочки «светлячка» –чувствовалось, что в душе человека как окошко приоткрылось, и сколько же там боли, и надежды, и ожидания чего-то светлого, чистого, тоска о Красоте. И как бережно педагог и все участники своими лучшими помыслами и пожеланиями поддержали и пришли на помощь этой «звёздочке». А разгадывание тайны каштана! Сколько новых открытий... и желание принести всё это своим детям. Я уже рассказала им сказку о звёздочке, прилетевшей к нам из дальних миров... и надо было видеть глаза этих малышей!

Татьяна Мурнина, воспитатель детсада Жибурелис», Клайпеда, Литва.

Это было занятие, проведённое истинно мастером своего дела. А дело Веры Георгиевны – духовно-нравственное и творческое развитие детей с 1 по 11 классы по авторской программе «Экология личности». Все темы этой программы наполнены поиском смысла жизни, поиском «тропинки к себе». Особое внимание уделяется утончению взаимоотношений в пространстве ребенок-педагог-родитель. Мы, участники мастер-класса, имели возможность воочию почувствовать, как бережно педагог вводит детей в их сокровенный внутренний мир, как чутко и нежно лелеет детскую душу, мастерски пользуясь синтезом образа, света, цвета, тихого слова, графики и музыки. Не могут занятия такой чуткой тематики, как экология души, начинаться без «вхождения»… в тему, утверждает педагог. Для создания резонанса каждое занятие начинается с «встречной» музыки, прослушивания звона колокольчика и просмотра светомузыкальной композиции с видами космических далей, и прекраснейших пейзажей природы. Всё это делается для того, чтобы задеть внутренние струны души ребёнка. И только после соприкосновения с этим удивительным тонкозвучащим пространством начинается процесс познавания.

Как говорит Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь, чтобы знания потоками лились к тебе, то ты должен овладеть тремя вещами: наблюдением, удивлением и восхищением». Поэтому методы и приемы подбираются педагогом так, чтобы поддерживать то состояние удивления и восхищения от прикосновения с бесконечностью, величием и вечным... Педагог не знания детям даёт, но учит мышлению («мне так кажется» – скромно добавляет она). Каждое их высказывание она использует для приглашения ребят анализировать только самого себя. Вера Георгиевна уверена: самое главное на уроке – диалог с ребёнком, самое важное – сам поиск ответа, а не трансляция, когда от ребёнка требуют просто дать ответ на заданный вопрос. В заключение урока ребята суммируют, что сегодня они для себя открыли, поняли, запомнили, какие качества в себе увидели и т.д.

Показанный мастер-класс сближает понятия земного и небесного в сознании детей. Такое наложение или «штопанье земного с небесным» (термин педагога) помогает дарить детям самые важные искорки знаний: осознавание предназначения человека и неизбежности единства микро и макромиров, и открытие ребёнком «света Очевидности» в себе, чтобы развивать внутренний мир. Можно ли сомневаться, что такие занятия действительно влияют на внутренний мир ребят, если после занятия десятилетний Алексей пишет: «Человек – это свиток, и этот свиток бесконечен»?!

Ирена Стульпинене, гимназия «Ветрунге», г. Клайпеда, Литва.

Люди, глубоко изучающие искусство, считают, что музыка – сила, действующая наиболее мощно на душевное состояние человека и освобождающая лучшее в душах, как детей, так и взрослых. Вера Георгиевна искусно использует эту силу в синтезе с космическими образами, обогащая проявленное новыми гранями. Получается действительно потрясающий душу «хор» воздействий.

Мне встретилось такое определение культуры: «Культура – это утончение восприятий». Думаю, что театр Веры Георгиевны – это именно такое утончение. К тому же педагог параллельно накапливает и анализирует свои наблюдения над реакциями детей, что кажется мне очень ценным для учителей.

Сколько возможностей предоставляет идея воплощения подобного театра! Разные акценты, которые расставляются педагогом на занятии, дают импульс то познавательным стремлениям и взрослого и ребенка (захватывающее изучение звезд, планет и жизни Космоса), то их внутренним силам, анализирующим собственный внутренний мир. И еще – чему-то очень радостному, неуловимому, несказуемому, пробуждающему спящие духовные знания. Спасибо за урок.

Л.В. Селезнева, учитель биологии, г. Самара.

Спасибо за свет от Вашей звездочки, он хоть и идет издалека, но все равно освещает путь-дорожку, по которой хочется лететь через безграничный космос, освещенный Вашим светом. Говорят, что звезды холодные, но свет Вашей звезды согревает и с каждым шагом становится все теплее, а дорожка, по которой движемся, превращается в проспект, окруженный мириадами звезд, что открыла и осветила Ваша звезда. С надеждой передать частичку света от нее и зажечь новые и новые звездочки.

Зажженная Вашим светом Елена Бродецкая, педагог-организатор ГОУ ДЮЦ, г. Москва.

Наши рекомендации