Упражнение «Прищепки вслепую»
Реализуемые области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Задачи:
● Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками;
● Развитие умения действовать по словесной инструкции;
● Формирование и закрепление представлений о пространственном расположении частей тела;
● Развитие крупной и мелкой моторики рук.
Материалы: Скрепки гигантские EDX, платки для завязывания глаз по количеству участников.
Количество участников: от двух и больше
Рисунок: 89423 скрепки гигантские.tif
Ход упражнения:
Педагог объясняет детям правила игры-конкурса: «Сейчас мы с вами будем учиться видеть с закрытыми глазами! Чтобы у нас получилось, мы должны разделиться на группу учеников и группу их помощников. (Дети делятся на две группы. Педагог должен проследить, чтобы количество участников одной группы обязательно было чётным). Обращаясь к группе учеников, педагог говорит: «Чтобы научиться видеть вслепую, вам нужно завязать глаза». Педагог выдаёт нужное количество платков и помогает детям завязать друг другу глаза, расставляет детей в пары друг напротив друга. Далее педагог обращается к помощникам, показывая им прищепки: «Эти прищепки помогут вам и вашим друзьям научиться видеть с закрытыми глазами». Педагог цепляет на одежду одного ребёнка из каждой пары прищепки. Важно, чтобы количество прищепок на каждом ребёнке было одинаковым. В старших группах дети могут помогать педагогу прицеплять прищепки.
Далее педагог раскрывает суть игры: «Задача (перечисляет имена тех, на ком нет прищепок) снять как можно больше прищепок со своего напарника, задача (перечисляет имена остальных детей в парах) помогать своему напарнику «увидеть» прищепки, чтобы снять их. Помощники, подсказывайте ученикам, где расположены прищепки, вы можете стать их глазами. Победит та пара, которая за одну минуту успела снять больше всех прищепок. Время пошло!» (замеряет минуту).
Упражнения на развитие понимания другого
Упражнение «Зазеркалье»
Реализуемые области:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
● Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
● Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
● Развитие умения действовать по словесной инструкции;
● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: пространство (понятия «сверху», «снизу», «слева», «справа»);
● Развитие координации движений;
● Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Материалы:Набор зеркал в геометрических фигурах, фишки.
Количество участников:кратное двум.
Рисунок: 626251 набор зеркал в геометрических фигурах
13340 фишки для счета.tif
Ход упражнения:
На подготовительном этапе педагог ставит два зеркала на стол таким образом, чтобы дети, сидя друг напротив друга, могли увидеть, что находится сзади них. Педагог раздаёт фишки поровну. Дети располагаются друг напротив друга. Позади детей необходимо расположить предметы (куклы, счетный материал или любые другие предметы название которых известно детям).
Педагог сообщает: «Ребята, покажите мне, где будет предмет, если он вверху? А внизу? А слева? Видите, направление «слева» для каждого из вас расположено по-разному. То, что для вас слева, для другого – справа и наоборот.
Ну-ка (педагог называет имя одного из детей), что слева от (называет имя другого), а что справа? А что слева от тебя? Замечательно, разобрались. А теперь усложним задачу! Возьмите в руки зеркала, это ваше научное оборудование! Каждый из вас оказался в зазеркалье и видит то, что происходит в мире другого, но плохо видит, что происходит в его мире. Вы можете друг другу помочь. Для этого тот, кто видит мир за спиной, другого должен сказать: «Справа от тебя я вижу...». Другой проверяет, есть ли этот предмет справа от него и если находит то отдает одну свою фишку, а если не находит, то две! Однако обманывать нельзя, если тебя поймали на ошибке – то ты отдаёшь две фишки. Попробуем?»
Для пробы педагог называет, где и какой предмет находится, просит ребёнка проверить, правду ли он сказал. Далее дети по очереди говорят друг другу объекты и их расположение.
Задача педагога – проверять, не было ли допущено ошибки: правильную ли сторону указали для объекта и с той ли стороны его ищут. Если у детей не вызывает затруднения это задание, то можно варьировать его сложность давая зеркала маленького размера или те, которые искажают отражение.