Структура и логика педагогического исследования
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает педагогические факты и явления. Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения.
Основными критериями качества педагогических исследований критерии: актуальности; новизны; теоретической и практической значимости.
Программа педагогического исследования, как правило, включает ряд этапов.
1-й этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование актуальности исследования, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование цели исследования и соотнесенных с целью задач.
Педагогическое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. «Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения».
Обоснование актуальности исследования включает указания на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы.
Затем определяется цель исследования. Цель — это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цели научно-исследовательской работы могут быть разнообразны: выявить зависимости, существующие между факторами; определить связи между явлениями; разработать условия для устранения недостатков; раскрыть возможности усовершенствования процесса; охарактеризовать обстоятельства и т. д.
Цель влечет за собой выбор объекта исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи. Задачи конкретизируют цель исследования. Они дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
2-й этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.
В современных педагогических исследованиях реализуются различные исследовательские подходы:
· системный — раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений;
· комплексный — рассмотрение группы явлений в совокупности;
· целостный — целостное представление объекта, при этом целое не сводится к простой сумме частей;
· личностный — отношение к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия;
· деятельностный — признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельного опосредования межличностных отношений;
· исторический — изучение конкретно-исторического генезиса и развития объекта исследования;
· качественный — установление своеобразия изучаемого явления, его отличия от других явлений;
· количественный — анализ и оценка явлений и процессов в количественных величинах и числах;
· феноменологический — описание наблюдаемых внешне характеристик изучаемого явления;
· сущностный — выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления.
В практике научно-педагогических исследований существуют и другие подходы.
3-й этап. Построение гипотезы исследования.
Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза необходима в научной работе, так как:
• дает определенное направление исследовательской деятельности;
• предупреждает расплывчатость работы;
• направляет мысли исследователя и определяет, какие материалы необходимы для работы.
Гипотезы подразделяются на две категории: а) индуктивные; б) дедуктивные.
4-й этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
В ходе констатирующего эксперимента идет накопление и анализ фактов, всесторонне изучается исходное состояние предмета исследования до проведения преобразующего эксперимента.
5-й этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента. Такой эксперимент представляет собой научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях. В ходе преобразующего эксперимента изменения вносятся в содержание и ход педагогического процесса, проверяется состоятельность приведенных в гипотезе положений.
6-й этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Обрабатываются результаты наблюдений и экспериментов. Сравнение результатов с использованием математических, статистических методов позволяет определить степень эффективности нововведения. Формулирование выводов, создание теоретических положений. Теорией становится фактически всякая доказанная гипотеза, применяемая в различных условиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным, вопросам).
7-й этап. Выработка практических рекомендаций.
От правильной последовательности отдельных этапов исследования и их взаимной связи зависят объективные результаты исследовательской работы и успешность оформления научного труда.