Структура и логика педагогического исследования

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает педагогические факты и явления. Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения.

Основными критериями качества педагогических исследований критерии: актуальности; новизны; теоретической и практической значимости.

Программа педагогического исследования, как правило, включает ряд этапов.

1-й этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование актуально­сти исследования, уровня разработанности; определение объекта и предме­та, темы исследования. Формулирование цели исследования и соотнесен­ных с целью задач.

Педагогическое исследование начинается с определения проблемы, ко­торая выделяется для специального изучения. Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами нау­ки. «Проблема педагогического исследования отражает противоречие меж­ду знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и не­знанием путей, средств и методов их решения».

Обоснование актуальности исследования включает указания на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы.

Затем определяется цель исследования. Цель — это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цели научно-исследовательской работы могут быть разнообразны: выявить зависи­мости, существующие между факторами; определить связи между явлениями; разработать условия для устранения недостатков; раскрыть возможности усо­вершенствования процесса; охарактеризовать обстоятельства и т. д.

Цель влечет за собой выбор объекта исследования. Определяя объект ис­следования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоре­чие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значи­мые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определя­ются исследовательские задачи. Задачи конкретизируют цель исследования. Они дают представление о том, в каких направлениях должно идти иссле­дование, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулируя за­дачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

2-й этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретиче­ских положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.

В современных педагогических исследованиях реализуются различные исследовательские подходы:

· системный — раскрытие целостности объекта, выявление его внут­ренних связей и отношений;

· комплексный — рассмотрение группы явлений в совокупности;

· целостный — целостное представление объекта, при этом целое не сводится к простой сумме частей;

· личностный — отношение к воспитаннику как к личности, как к са­мостоятельному субъекту собственного развития и как к субъекту воспита­тельного взаимодействия;

· деятельностный — признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельного опо­средования межличностных отношений;

· исторический — изучение конкретно-исторического генезиса и разви­тия объекта исследования;

· качественный — установление своеобразия изучаемого явления, его отличия от других явлений;

· количественный — анализ и оценка явлений и процессов в количе­ственных величинах и числах;

· феноменологический — описание наблюдаемых внешне характеристик изучаемого явления;

· сущностный — выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления.

В практике научно-педагогических исследований существуют и другие подходы.

3-й этап. Построение гипотезы исследования.

Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза необходима в научной работе, так как:

• дает определенное направление исследовательской деятельности;

• предупреждает расплывчатость работы;

• направляет мысли исследователя и определяет, какие материалы не­обходимы для работы.

Гипотезы подразделяются на две категории: а) индуктивные; б) дедук­тивные.

4-й этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета ис­следования.

В ходе констатирующего эксперимента идет накопление и анализ фак­тов, всесторонне изучается исходное состояние предмета исследования до проведения преобразующего эксперимента.

5-й этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента. Такой эксперимент представляет собой научно поставленный опыт преобразования педагоги­ческой действительности в точно учитываемых условиях. В ходе преобразующего эксперимента изменения вносятся в содержа­ние и ход педагогического процесса, проверяется состоятельность приве­денных в гипотезе положений.

6-й этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Обрабатываются результаты наблюдений и экспериментов. Сравнение ре­зультатов с использованием математических, статистических методов поз­воляет определить степень эффективности нововведения. Формулирование выводов, создание теоретических положений. Теорией становится фактически всякая доказан­ная гипотеза, применяемая в различных условиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным, вопросам).

7-й этап. Выработка практических рекомендаций.

От правильной последователь­ности отдельных этапов исследования и их взаимной связи зависят объек­тивные результаты исследовательской работы и успешность оформления научного труда.

Наши рекомендации