Разработка и реализация кейс-метода
Кейс – это не просто правдивое описание событий, а информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Метод провоцирует дискуссию, моделирует реальную проблему. Кейсы разрабатываются самостоятельно, темы выбираются, исходя из существующей практики профессиональной деятельности.
Требования к кейсам. Кейсы должны:
- соответствовать чётко поставленной цели;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать аспекты реальной жизни;
- не устаревать слишком быстро;
- иметь национальную окраску
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию.
Обучение на основе кейс-метода – это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждение во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах, выработка навыков принятия решений.
Формируются при обучении кейс-методом:
Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.
Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.
Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.
Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.
Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс-метода, можно подразделить на пять основных групп учебных целей: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.
Правила создания кейса
1. Предписание. Это разработка идеи будущего кейса.
2. Составление схемы кейса. Это определение действия и действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы.
3. Определение методической цели кейса. Это может быть иллюстрация к теории, и чисто практическая ситуация или их совмещение.
4. Определение цели обучения кейс-методом. Это достигается через формирование навыков и через сам процесс.
К задачам формирования навыков можно отнести:
- принятие нужного решения в кейсе;
- способность мыслить логически, ясно и последовательно;
- умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме;
- уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу;
- демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном, разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна;
- умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность;
- способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.
Выбор кейса. Критерии качества готового кейса:
- должен быть с хорошей фабулой;
- фокусируется на теме, вызывающий интерес;
- отвечает современной ситуации (кейс воспринимается скорее как новость, чем как историческое событие);
- реалистичен, вызывает сопереживание к его главным действующим лицам;
- содержит проблемы, понятные пользователю;
- требует высокой оценки уже принятых решений;
- прививает навыки менеджмента.
Метод модерации. Применение метода модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решение в условиях ограниченной информации и недостатка времени. Принятие решений в группе основывается на информации, имеющиеся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:
- экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;
- аналитических, представляющих собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы;
Модерацияпредполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора. Модерационный процесс строится через:
- обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;
- выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;
- обмена мнениями и составлением плана работы над проблемой;
- работу над проблемой (дискуссия);
- выработку решений проблемы;
- дискуссию для принятия окончательного решения;
- подготовки доклада;
- аргументированный краткий доклад.