Дидактические особенности практико-ориентированного (прикладного) проекта
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ
Проект – (от лат. Projectus), в буквальном переводе – брошенный вперед, путь замысла или способ планирования.
Значение слова «проект»: 1) проект – как результат проектировочной деятельности;
2) проект – как форма организации совместной деятельности людей.
Индивидуальныйпроект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной) (ФГОС СОО).
Требований к проекту: · Наличие проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. · Обязательное планирование действий. · Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. · Результат работы – продукт. · Презентация результатов - представление готового продукта. · Оценивается каждый проект всеми его участниками. | Требования к результатам выполнения индивидуального проекта: · Умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность; · Способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; · Самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; · Способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; · Осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; · Способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами; · Сформированность умений использовать все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта. |
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
По характеру координации (роль преподавателя): Ø Непосредственный (участвует в собственной своей функции) Ø скрытый (не обнаруживает себя) |
по использованию средств обучения: Ø классический (традиционные средства обучения) Ø информационные и коммуникативные (с использованием компьютеров) |
по содержанию: Ø социально-экономические Ø историко-географические Ø комплексные Ø краеведческие Ø экологические и другие |
по способу преобладающей деятельности: Ø познавательный Ø творческий Ø игровой Ø практико-ориентированный Ø исследовательский. |
По характеру контактов: Ø локальные Ø региональные Ø международные |
по количеству участников: Ø индивидуальный Ø групповой Ø коллективный |
по продолжительности выполнения: Ø минипроект Ø средней продолжительности Ø долгосрочные |
по уровню интеграции: Ø монопредметные Ø межпредметные Ø непредметные |
Существуют и другие типологии проектов.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
«Проект» – это пять «П»: проблема - проектирование (планирование) – поиск информации – продукт - презентация. В некоторых исследованиях этой проблемы выделяется шестое «П» – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Этап | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога | Результат |
Инициирующий | Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. | Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы. | Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта. | Обоснование необходимости проектирования, создание условий информационно-материального ресурсного обеспечения. |
Основополагающий | Планирование действий по разрешению проблемы - пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации. | Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий. | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Создание плана (программы) работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата. |
Прагматический | Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. | Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности. | Наблюдает, консультирует, контролирует. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом. | Подготовка проекта, продукта, материалов презентации: тезисов, доклада, приложений. |
Заключительный | Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. | Презентация проектов. |
Итоговый | Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов. | Рефлексия выполненной работы. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
Задачи проектирования | Долгосрочный проект | Проект, средней продолжительности | Урок-проект | Мини-проект |
Постановка проблемы | Сентябрь-октябрь Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы. | До начала проектной недели | 1-й урок | 1-й урок (в числе спаренных) 2–3 мин. |
Выдвижение гипотез- путей решения проблемы. Деление на группы | ||||
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта | Октябрь Составление развернутого плана | 1-й день | ||
Подготовка продукта | Сбор информации | Ноябрь-декабрь | Неделя между 1 и 2 уроком | 1–2 урок 20–50 мин |
Структурирование информации | Декабрь-февраль Проведение исследования | 2–3 день | 2-й урок | |
Изготовление продукта | 1–3 недели Между 2 и 3–4 уроками | |||
Оформление продукта | Март | 3–4 день | ||
Выбор формы презентации | Апрель Подготовка доклада | |||
Подготовка презентации | ||||
Презентация | Май защита | 5-й день | 3–4 уроки | 50–70 мин. |
Самооценка и самоанализ | 70–80 мин. |
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект необходимо документально оформить и представить к оценке специалистов, заинтересованных лиц и реализовать на практике (для социальных, практико-ориентированных, исследовательских проектов).
Обучающимся оформляется проектная папка или портфолио проекта | Педагог оформляет методического паспорта учебного проекта |
Проектная папка содержит: Ø паспорт проекта; Ø планы выполнения проекта; Ø промежуточные отчеты; Ø вся собранная информация по теме проекта; Ø результаты исследований и анализа; Ø записи всех идей, гипотез, решений; Ø отчеты о совещаниях, проведенных в дискуссиях и т.п.; Ø краткое описание всех проблем и способов их решения; Ø эскизы, чертежи, наброски; материалы к презентации; другие рабочие материалы. Структура пояснительной записки к проекту: Ø титульный лист (название учебного заведения, курс, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год издания); Ø оглавление (перечень частей проекта); Ø краткая аннотация – краткая характеристика содержания; Ø эпиграф; Ø введение; Ø основная часть (главы, разделы, параграфы); Ø заключение; Ø список используемых источников литературы; Ø приложения (визуальный ряд); | Разделы методического паспорта: Ø название проекта; ФИО участников; название образовательного учреждения; год разработки; Ø проблемная ситуация; Ø цель проекта; Ø задачи – этапы – способы решения поставленных проблем; Ø опыт использования (степень распространения); Ø формы организации детей; Ø ведущая деятельность; Ø сфера применения результатов; Ø используемые технологии; Ø форма продуктов проектной деятельности; Ø способ объединения результатов на презентации; Ø возраст обучающихся; Ø количество участников; Ø предметная область; Ø темы учебно-тематического плана предметов; Ø продолжительность; Ø стартовый уровень ЗУНов; приращение ЗУНов; Ø техническое оснащение; Ø учебно-методическое оснащение; Ø информационное оснащение; Ø кадровое оснащение. |
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Критерии оценки должны быть выбраны из оптимальности их числа (рекомендуется не более 7–10) и быть доступны для обучающихся. Должна оцениваться не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты (презентации). Перед защитой проекта составляется его индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом-консультантом, участниками проекта, а затем и жюри. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых по каждой позиции.
Критерии выполнения и защиты проекта | оценка проектанта | оценка преподавателя | оценка обучающихся | Рейтинговая оценка |
Выполнение проекта | ||||
Актуальность темы, значимость работы | ||||
Объем и полнота разработок, самостоятельность | ||||
Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, решений | ||||
Аргументированность предлагаемых решений, выводов, полнота, библиографии, цитируемость | ||||
Оформление, соответствие стандартам, качество схем, рисунков | ||||
Защита проекта | ||||
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, оригинальность | ||||
Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметность | ||||
Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядности, удержание внимания аудитории | ||||
Ответы на вопросы: полнота, дружелюбие, убедительность | ||||
Деловые и волевые качества докладчика: ответственность, готовность к дискуссии, контактность |
Возможные номинации для награждения:
Ø за серьезный подход к экспериментальной части работы;
Ø за наглядность на защите работы;
Ø за актуальность и новизну поставленной проблемы;
Ø за истинное сотворчество с руководителем;
Ø за межпредметный подход в работе;
Ø за самостоятельность и широкий подход к рассмотрению проблемы;
Ø за глубину разработки проблемы и несомненную прикладную значимость работы;
Ø за преданность делу научного познания и способность «заразить» слушателей интересом к проблеме исследования и т. д.
ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ СТАЛКИВАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ | СОВЕТЫ ПРОЕКТАНТУ |
Ø Постановка ведущих и промежуточных целей и задач; Ø Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы; Ø Осуществление / аргументация выбора; Ø Осознание последствий выбора; Ø Совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого); Ø Сравнение полученного с требуемым; Ø Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов; Ø Оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования. | Ø Определись с темой исследования Ø Реально оцени свои возможности Ø Совместно с руководителем определи цель работы и сформулируй задачи Ø Узнай, что уже сделано по данной проблеме Ø Совместно с руководителем сформулируй нулевую гипотезу, то есть ожидаемый результат Ø Приступай к исследованию, изучению проблемы Ø Полученные результаты нужно обработать, обсудить с руководителем и членами авторского коллектива Ø Начни написание работы с формулирования выводов Ø Результаты исследования при защите представь наглядно и интересно |
ВВЕДЕНИЕ
В современном словаре педагога все чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений обучающихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и так далее. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и обучающихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования. Отсутствие необходимых знаний, умений, навыков, психологических установок проектирования – одна из проблем современной педагогики.
Появившись в начале XX века в Америке как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни, метод проектов в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Внимание российских педагогов метод проектов привлек еще в начале XX века, то есть эти идеи возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. И хотя, как отмечают современники, энтузиазм учеников при таком обучении был весьма похвален, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа не могла обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Вот почему в 1931 году этот метод был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике, хотя в зарубежной педагогике он развивался активно и весьма успешно.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть ее осталась прежней - стимулировать интерес обучающихся к решению проблемных вопросов, противоречий и через проектную деятельность показывать практическое применение полученных знаний. Иными словами, метод проектов показывает путь соединения теории с практикой.
Сегодня мы возвращаемся к нему в рамках задачи гуманизации образования, полагая, что технология проектирования является одним из вариантов организации процесса продуктивного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение, как знаний, так и способов их усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Еще одна существенная черта метода учебных проектов – выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.
Для достижения целей поставленных перед применением проектной деятельности обучающихся необходимо, чтобы ею владел сам преподаватель. Метод проектов требует от преподавателя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности, в совершенстве владеть проектной технологией. Но, как и в любом деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить: упрощение и трактовка проекта как некоего алгоритма, способствующего спонтанному развитию творческого мышления, мотивации к учению, навыков самообразования и саморазвития; применение метода проектов в качестве единственного средства обучения, что сужает перспективу и результативность его использования; преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае существует опасность перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития.
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
И.В. Степанова
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ
Проект – (от лат. Projectus), в буквальном переводе – брошенный вперед, путь замысла или способ планирования.
Значение слова «проект»: 1) проект – как результат проектировочной деятельности;
2) проект – как форма организации совместной деятельности людей.
Индивидуальныйпроект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной) (ФГОС СОО).
Требований к проекту: · Наличие проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. · Обязательное планирование действий. · Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. · Результат работы – продукт. · Презентация результатов - представление готового продукта. · Оценивается каждый проект всеми его участниками. | Требования к результатам выполнения индивидуального проекта: · Умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность; · Способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; · Самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; · Способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; · Осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; · Способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами; · Сформированность умений использовать все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта. |
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
По характеру координации (роль преподавателя): Ø Непосредственный (участвует в собственной своей функции) Ø скрытый (не обнаруживает себя) |
по использованию средств обучения: Ø классический (традиционные средства обучения) Ø информационные и коммуникативные (с использованием компьютеров) |
по содержанию: Ø социально-экономические Ø историко-географические Ø комплексные Ø краеведческие Ø экологические и другие |
по способу преобладающей деятельности: Ø познавательный Ø творческий Ø игровой Ø практико-ориентированный Ø исследовательский. |
По характеру контактов: Ø локальные Ø региональные Ø международные |
по количеству участников: Ø индивидуальный Ø групповой Ø коллективный |
по продолжительности выполнения: Ø минипроект Ø средней продолжительности Ø долгосрочные |
по уровню интеграции: Ø монопредметные Ø межпредметные Ø непредметные |
Существуют и другие типологии проектов.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
«Проект» – это пять «П»: проблема - проектирование (планирование) – поиск информации – продукт - презентация. В некоторых исследованиях этой проблемы выделяется шестое «П» – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Этап | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога | Результат |
Инициирующий | Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. | Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы. | Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта. | Обоснование необходимости проектирования, создание условий информационно-материального ресурсного обеспечения. |
Основополагающий | Планирование действий по разрешению проблемы - пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации. | Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий. | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Создание плана (программы) работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата. |
Прагматический | Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. | Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности. | Наблюдает, консультирует, контролирует. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом. | Подготовка проекта, продукта, материалов презентации: тезисов, доклада, приложений. |
Заключительный | Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. | Презентация проектов. |
Итоговый | Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов. | Рефлексия выполненной работы. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ПРИКЛАДНОГО) ПРОЕКТА
Структура | Алгоритм действия |
Цель | Решение, как правило, социальных задач отражающих интересы участников проекта или внешних заказчиков. |
Результат | Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. |
Структура | Требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определенной функцией каждого из них. Здесь особенно важна координационная работа в виде: Ø предпроектного анализа ситуации; Ø формулировки совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы проекта; Ø мотивации деятельности, составления развернутого плана работы; Ø поэтапных обсуждений и корректировки совместных и индивидуальных усилий в сборе информации, ее структурировании, проведении исследования; Ø изготовления и оформления учебного продукта; Ø подготовки и проведения презентации полученных результатов; Ø возможных способов их внедрения в практику; Ø запуска проекта; Ø самоанализа и самооценки. |
Форма продукта | Выставка; газета, журнал; действующая фирма; законопроект; система школьного самоуправления; оформление кабинета, холла и пр.; учебное пособие; атлас, карта; мультимедийный продукт; Web-сайт; видеофильм и др. |
Возможная форма презентации | Демонстрация видеофильма; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; путешествие; реклама; телепередача. |
Оценка | Организация систематической внешней оценки: отзыв заинтересованных лиц и структур. |
Ценность | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. |